ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Надовражино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Надовражино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 2000 и 2001.
Архитектор:А.А. Анисимов (рук. коллектива), Т.И. Ефимова
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Прочее 
Адрес:
Россия, Московская обл., Истринский р-н, с. Надовражино

Координаты: 55.91653, 37.11452
Проезд:с Рижского вокзала до ст. Дедовск, далее автобус или маршрутка в сторону дом отдыха "Лесная поляна" ГУВД до остановки на развилке в сторону д. Турово и пос. Надовражино. Далее пешком пос. Надовражино коттеджный.



Сортировка:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
11 сентября 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
11 сентября 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
11 сентября 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
17 мая 2019
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
МОРПЕХ879
23 февраля 2018
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
МОРПЕХ879
23 февраля 2018
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
11 мая 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
МОРПЕХ879
8 марта 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
МОРПЕХ879
8 марта 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
МОРПЕХ879
8 марта 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
11 сентября 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
11 сентября 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
11 сентября 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
11 мая 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
11 мая 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
11 мая 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
16 июня 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
16 июня 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
16 июня 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, роспись над входом<br>, Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
роспись над входом
Носиков С.П.
17 апреля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
16 июня 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
16 июня 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
16 июня 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Мария
27 июня 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Носиков С.П.
17 апреля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Надовражино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Носиков С.П.
17 апреля 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 Марина Григорашвили
 

Надовражино известно с XVII в. В 1730 г. вдова владельца села, стольника Протасьева, Любовь Михайловна, построила в Надовражино деревянную церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В 1767 г. новая владельца села, коллежская советница Пелагея Павловна Дурнова, построила каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Храм в Надовражино был разрушен в 1930-х гг. 21 сентября 2001 г. в Надовражино настоятелем Сретенского монастыря в Москве архимандритом Тихоном (Шевкуновым, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) освящён новый каменный храм Рождества Божией Матери с приделом святителя Николая Мирликийского. Он построен "Русским Домом" и находится в ведении Сретенского монастыря, ктиторами являются Александр, Ирина и Николай Крутовы.

Из книги "Храмы Истринского района", протоиерей Олег Пэнэжко, Владимир 2009 г. 


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 февраля 2018

Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Надовражине.

Село Надовражное в 1623 г. пустошь Московского уезда Горетова стана, принадлежавшая Григорию Пушкину. В переписных книгах 1646 г. написано: «за Петром Даниловичем Протасьевым деревня Надовражная, а в ней двор крестьянский, людей в нем 2 человека». По смерти П. Протасьева этой деревнею владел сын Дмитрий Петрович Протасьев, при котором Надовражное в 1678 г. было поселено вновь крестьянами, перевезенными из других вотчин Дмитровского и Ярославского уездов, и названо сельцом, в котором находилось в 1704 г. двор вотчинников, дворы скотный, конюшенный и 6 дворов крестьянских, всего в них 65 человек.

В 1720 г. сельцо Надовражное принадлежало жене М. А. Протасьева, вдове Фекле Афанасьевне с дочерью Любовью Михайловной. Вдова Ф. А. Протасьева 19 мая 1729 г. подала прошение в Синодальный казенный приказ и в прошении писала: «в Московском уезде, в Горетовом стану, имеется у меня вотчина сельцо Надовражное, в котором имеется крестьянских моих 20 дворов, а оное сельцо обретается от других церквей в дальнем расстоянии… крестьянам моим имеется немалая нужда, а именно многие крестьяне без исповеди и без причастия помирают, а родильницы бывают долгое время без молитв, а младенцы без крещения; а ныне я обещаюсь в упомянутом сельце построить церковь Божию деревянную во имя Николая Чудотворца, а под тое церковь и под кладбище, и попу с причетниками под селидьбу и на прокормление уступаю из своих дач поместья пашни 15 четвертей, сена 20 копен, также в тое церкви всякие потребы отправлять буду без всякой остановки, и чтобы повелено было о строении в сельце Надовражеве вновь церкви дать указ».

Вследствие сего прошения в Синодальном казенном приказе от 3 сентября 1729 г. определено: «вышеописанной просительнице вдове Фекле Протасьевой обещанную к означенной церкви под церковное и под кладбище, и будущим священно-церковно-служителям под селидьбу земли против своего прошения из своих дач к той церкви в вотчинной коллегии справить, о том из коллегии в Синодальный приказ представить промеморию, в вотчине ее, в сельце Надовражном, вновь деревянную церковь во имя Николая Чудотворца построить по указу, убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием и о том дать ей указ, в котором прописать, ежели она против своего прошения земли и сенных покосов не справит, а церковь хотя и построит, то об освящении той церкви указу ей не дастся». Того же года 11 сентября из Синодального приказа выдан Протасьевой указ о строении церкви.

В 1730 г. 7 августа она же вдова Фекла Протасьева входила в Синодальный казенный приказ с новым прошением сделать при новопостроенной церкви Николая Чудотворца для служения в зимнее время придел теплый во имя св. муч. Софии и трех ее дочерей Веры, Надежды и Любови, и о том строении дать указ. По этому делу последовала резолюция: «1730 года 18 августа о строении церкви придельной дать указ». Того же года 7 сентября из Синодального казенного приказа выдан Протасьевой указ о строении придела в Николаевской церкви.

12 февраля 1731 г. вотчинная коллегия уведомила казенный приказ, что вследствие прошения вдовы Феклы Афанасьевны и ее дочери Любови Михайловны Протасьевых, в новопостроенной церкви Николая Чудотворца на пропитание попу с причетниками утверждено вотчинною коллегию из дач сельца Надовражного пашни 15 четвертей и сенных покосов 20 копен.

19 марта 1731 г. в Синодальном приказе по прошению вдовы Феклы Протасьевой об освящении церкви Николая Чудотворца с приделом, определено: «об освящении той новопостроенной церкви с приделом Большого Успенского собора протопопу с братиею послан указ, и для освящения антиминсы выдать, оную церковь платежом данных денег вписать в окладную книгу Загородскую десятину…». 22 марта того же года из Синодального казенного приказа выдан указ протопопу Большого Успенского собора Иоанну Максимову об освящении новопостроенной церкви во имя Николая Чудотворца с приделом.

В приходных книгах казенного приказа 1732-40 гг. новопостроенная церковь писалась под Загородскою десятиною: «церковь Николая Чудотворца с приделом св. мучениц Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови в селе Надовражном, дани рубль, 20 коп.», при церкви находился священник Петр Никитин.

В 1748 г. жена Петра Афанасьевича Юшкова Любовь Михайловна, урожденная Протасьева, село Никольское-Надовражное заложила Федоту Никитичу Елагину, за которым оно и утверждено отказною книгою.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 апреля 2023

Церковь Рождества Богородицы в селе Надовражино, что находится нынче в Истринском городском округе - интересный образец новейшей храмовой архитектуры, спроектированый современными архитекторами, вдохновлёнными формами древнерусского зодчества. Этот храм был возведён в 2001 году, однако история прихода насчитывает не одно столетие.

До 30-х годов ХХ века в Надовражино стояла другая каменная церковь, построенная ещё во второй половине ХVIII века на средства коллежской советницы Пелагеи Павловны Дурново. С селом Надовражино и его прежним храмом была связана жизнь поэта Сергея Михайловича Соловьёва - близкого друга Андрея Белого. Одно из первых упоминаний о населённом пункте Надовражино встречается в переписных книгах 1646 года. В то время это малолюдное селение относилось к числу владений Петра Даниловича Протасьева. При его сыне Дмитрии в 1678 году сельцо Надовражское было заселено крестьянами, свезёнными из Дмитровского и Ярославского уездов. В нач. ХVIII века сельцо Надовражино принадлежало Михаилу Александровичу Протасьеву. В 1729 году его вдова Фёкла Афанасьевна задумала строительство деревянной церкви во имя Николая Чудотворца. Вот выдержка из её прошения, направленного в Синодальный казённый приказ: "В Московском уезде, в Горетове стане, имеется у меня вотчина сельцо Надовражное, в котором имеется крестьянских двадцать дворов, а оное сельцо обретается от других церквей в дальнем расстоянии в верстах в пяти и больше, от которого дально-расстояния крестьяном моим мужеска и женска полу имеется не малая нужда, а именно многие крестьяне без исповеди и без причастия помирают, а родильницы бывают долгое время без молитв, а младенцы без крещения..."

Прошение помещицы было удовлетворено, и в 1730 году в Надовражино появилась первая Никольская церковь. Вскоре Фёкла Афанасьевна Протасьева принялась за устройство зимнего (тёплого) придела во имя мученицы Софии и её дочерей Веры, Надежды и Любови. По-видимому, посвящение этого придела было связано с именем её дочери - Любови Михайловны Протасьевой (в замужестве Юшковой). В 1731 году Никольская церковь была освящена протоиереем московского Успенского собора Иоанном Максимовым, однако зимний придел по какой-то причине так и остался неосвящённым. В середине ХVIII века село Надовражино-Никольское перешло во владение семьи Дурново. Вдова коллежского советника Ивана Ивановича Дурново, Пелагея Павловна обратилась в сентябре 1756 года в Московскую духовную консисторию с просьбой переименовать неосвящённый придел Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в честь Казанской иконы Божией Матери. Синодальная контора дала согласие на это переименование, а престольный праздник велела отмечать несколько раз: и в день святых мучениц (30 сентября по новому стилю), и в дни Казанского образа (4 ноября).

В 1766 году первая деревянная церковь, устроенная ещё Фёклой Афанасьевной Протасьевой, сгорела. На её месте Пелагея Павловна Дурново выстроила новую деревянную церковь уже в честь Казанской иконы с приделами Николая Чудотворца и святителя Димитрия митрополита Ростовского. Спустя двенадцать лет, в 1778 году огонь вновь уничтожил храм в Надовражино. Виновником пожара на это раз стал местный священник Иоанн Васильев. Престарелая владелица села Пелагея Павловна Дурново настояла, чтобы нерадивого священника перевели из её села на другой приход, а на месте сгоревшей церкви, бырыня начала новое строительство. На этот раз помещица решила строить каменную церковь с главным посвящением Рождеству Пресвятой Богородицы и двумя приделами: Никольским и Димитриевским. Строительство затянулось на восемь лет. Задержка была вызвана, вероятно, кончиной помещицы. В эти годы крестьяне села Надовражино оставались без собственной церкви и были временно приписаны частью к Златоустовскому храму села Козина, частью - к Знаменскому храму села Космодемьянского.

Освящение каменной Богородице-Рождественской церкви состоялось в 1786 году уже при новом владельце села, бригадном генерале Иване Петровиче Архарове. Здание церкви тогда было квадратное в плане, сложенное из обожжёного кирпича, имело шатровую кровлю на четыре ската, в храме располагался деревянный без резьбы иконостас, росписи не было - одни белые стены, на которых висели святые образа. Зимой внутри было очень холодно: тепла от небольшой железной печки не хватало для обогрева здания. Спустя столетие облик храма поменялся: в 1884 году была построена новая колокольня и трапезная по проекту архитектора В. Ф. Жигардловича. Вот как описывал в кон. ХIХ века Богородице-Рождественскую церковь в Надовражино поэт, тёзка своего деда Сергей Михайлович Соловьёв (1885-1942): "Когда выйдешь из густого елового парка, открывается жёлтенькая церковь с синей главой, усыпанной золотыми звёздами; стоит она на краю пруда. С берега видна даль синеющего леса, и на горизонте - белый храм..."

Незадолго до революции Сергей Михайлович Соловьёв окончил Московскую духовную академию и принял священнический сан. В 1920-1929 годах он перешёл в Римско-католическую церковь и служил в общине московских католиков. В юности, которая прошла в родовом имении Дедово, Соловьёв был дружен с матушкой Евдокией Фёдоровной и дочерьми православного священника Степана Любимова из Богородице-Рождественской церкви села Надовражино: Александрой, Авдотьей и Екатериной. В Богордице-Рождественском храме в Надовражино молился и приобщался к священным таинствам молодой ещё тогда Соловьёв. В письме к Блоку от 16 августа 1901 года он писал: "Вчера я причащался. Теперь шляюсь в Надовражино и сижу за книгами..." В 1912 году Сергей Михайлович Соловьёв венчался в Богородице-Рождественской церкви с Татьяной Алексеевной Тургеневой - младшей сестрой жены Андрея Белого.

Службы в храме проходили и в 1920-х гг. В 1922 году из церкви Рождества Пресвятой Богородицы изъяли все ценности, а в начале 1930-х гг. церковь в Надовражино была закрыта. Некоторое время в осквернённом и разграбленном храме располагался сельский магазин, а потом, по непонятным причинам святыня была взорвана незадолго до начала войны. После Великой Отечественной войны руины храма были разобраны, а кирпич пошёл для восстановления разрушенных домов, а непригодный же "церковный стройматериал" пошёл для замощения дороги.

В конце 1990-х годов в селе и ближайших деревнях сложилась приходская православная община, для которой требовалась церковь для совершения богослужений, так-как в округе ближайшей, храмов не было. После многочисленных обращений в соответствующие органы, храм в Надовражино появился. В 2000-2001 годах на старом фундаменте был выстроен новый храм, абсолютно не похожий на предыдущий. Храм получился "грибовидно-сказочного" вида, словно вырастающего из земли. Проектированием, строительствои и росписью интерьеров надовражинского храма занимался авторский коллектив в составе архитектора Т. И. Ефимовой ("Товарищество реставраторов"), художников-иконописцев В. А. Гирбы и Андрея Орехова под руководством архитектора-реставратора Андрея Альбертовича Анисимова. Как и в других своих церковных проектах, архитекторы опирались на древние образцы русского зодчества, а не господствовавшие в ХVIII-ХIХ вв. стили барокко и классицизм. В несколько утрированной форме в облике новой Богородице-Рождественской церкви угадываются формы белокаменных церквей домонгольского периода, в частности псковских храмов.

Освящение состоялось 21 сентября 2001 года. Чин великого освящения совершил настоятель московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/istorii-svyatyn-podmoskovya/anton-sakov-cerkov-v-sele-nadovrazhino/



Комментарии и обсуждение


Построена на месте, и даже на фундаменте старого, взорванного храма, но по новому проекту , выполненному в традициях псковско-новгородской архитектуры и мотивов русского модерна начала XX века.
13 ноября 2009, Баронова Наталья.