Церковь Рождества Богородицы в селе Надовражино, что находится нынче в Истринском городском округе - интересный образец новейшей храмовой архитектуры, спроектированый современными архитекторами, вдохновлёнными формами древнерусского зодчества. Этот храм был возведён в 2001 году, однако история прихода насчитывает не одно столетие.
До 30-х годов ХХ века в Надовражино стояла другая каменная церковь, построенная ещё во второй половине ХVIII века на средства коллежской советницы Пелагеи Павловны Дурново. С селом Надовражино и его прежним храмом была связана жизнь поэта Сергея Михайловича Соловьёва - близкого друга Андрея Белого. Одно из первых упоминаний о населённом пункте Надовражино встречается в переписных книгах 1646 года. В то время это малолюдное селение относилось к числу владений Петра Даниловича Протасьева. При его сыне Дмитрии в 1678 году сельцо Надовражское было заселено крестьянами, свезёнными из Дмитровского и Ярославского уездов. В нач. ХVIII века сельцо Надовражино принадлежало Михаилу Александровичу Протасьеву. В 1729 году его вдова Фёкла Афанасьевна задумала строительство деревянной церкви во имя Николая Чудотворца. Вот выдержка из её прошения, направленного в Синодальный казённый приказ: "В Московском уезде, в Горетове стане, имеется у меня вотчина сельцо Надовражное, в котором имеется крестьянских двадцать дворов, а оное сельцо обретается от других церквей в дальнем расстоянии в верстах в пяти и больше, от которого дально-расстояния крестьяном моим мужеска и женска полу имеется не малая нужда, а именно многие крестьяне без исповеди и без причастия помирают, а родильницы бывают долгое время без молитв, а младенцы без крещения..."
Прошение помещицы было удовлетворено, и в 1730 году в Надовражино появилась первая Никольская церковь. Вскоре Фёкла Афанасьевна Протасьева принялась за устройство зимнего (тёплого) придела во имя мученицы Софии и её дочерей Веры, Надежды и Любови. По-видимому, посвящение этого придела было связано с именем её дочери - Любови Михайловны Протасьевой (в замужестве Юшковой). В 1731 году Никольская церковь была освящена протоиереем московского Успенского собора Иоанном Максимовым, однако зимний придел по какой-то причине так и остался неосвящённым. В середине ХVIII века село Надовражино-Никольское перешло во владение семьи Дурново. Вдова коллежского советника Ивана Ивановича Дурново, Пелагея Павловна обратилась в сентябре 1756 года в Московскую духовную консисторию с просьбой переименовать неосвящённый придел Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в честь Казанской иконы Божией Матери. Синодальная контора дала согласие на это переименование, а престольный праздник велела отмечать несколько раз: и в день святых мучениц (30 сентября по новому стилю), и в дни Казанского образа (4 ноября).
В 1766 году первая деревянная церковь, устроенная ещё Фёклой Афанасьевной Протасьевой, сгорела. На её месте Пелагея Павловна Дурново выстроила новую деревянную церковь уже в честь Казанской иконы с приделами Николая Чудотворца и святителя Димитрия митрополита Ростовского. Спустя двенадцать лет, в 1778 году огонь вновь уничтожил храм в Надовражино. Виновником пожара на это раз стал местный священник Иоанн Васильев. Престарелая владелица села Пелагея Павловна Дурново настояла, чтобы нерадивого священника перевели из её села на другой приход, а на месте сгоревшей церкви, бырыня начала новое строительство. На этот раз помещица решила строить каменную церковь с главным посвящением Рождеству Пресвятой Богородицы и двумя приделами: Никольским и Димитриевским. Строительство затянулось на восемь лет. Задержка была вызвана, вероятно, кончиной помещицы. В эти годы крестьяне села Надовражино оставались без собственной церкви и были временно приписаны частью к Златоустовскому храму села Козина, частью - к Знаменскому храму села Космодемьянского.
Освящение каменной Богородице-Рождественской церкви состоялось в 1786 году уже при новом владельце села, бригадном генерале Иване Петровиче Архарове. Здание церкви тогда было квадратное в плане, сложенное из обожжёного кирпича, имело шатровую кровлю на четыре ската, в храме располагался деревянный без резьбы иконостас, росписи не было - одни белые стены, на которых висели святые образа. Зимой внутри было очень холодно: тепла от небольшой железной печки не хватало для обогрева здания. Спустя столетие облик храма поменялся: в 1884 году была построена новая колокольня и трапезная по проекту архитектора В. Ф. Жигардловича. Вот как описывал в кон. ХIХ века Богородице-Рождественскую церковь в Надовражино поэт, тёзка своего деда Сергей Михайлович Соловьёв (1885-1942): "Когда выйдешь из густого елового парка, открывается жёлтенькая церковь с синей главой, усыпанной золотыми звёздами; стоит она на краю пруда. С берега видна даль синеющего леса, и на горизонте - белый храм..."
Незадолго до революции Сергей Михайлович Соловьёв окончил Московскую духовную академию и принял священнический сан. В 1920-1929 годах он перешёл в Римско-католическую церковь и служил в общине московских католиков. В юности, которая прошла в родовом имении Дедово, Соловьёв был дружен с матушкой Евдокией Фёдоровной и дочерьми православного священника Степана Любимова из Богородице-Рождественской церкви села Надовражино: Александрой, Авдотьей и Екатериной. В Богордице-Рождественском храме в Надовражино молился и приобщался к священным таинствам молодой ещё тогда Соловьёв. В письме к Блоку от 16 августа 1901 года он писал: "Вчера я причащался. Теперь шляюсь в Надовражино и сижу за книгами..." В 1912 году Сергей Михайлович Соловьёв венчался в Богородице-Рождественской церкви с Татьяной Алексеевной Тургеневой - младшей сестрой жены Андрея Белого.
Службы в храме проходили и в 1920-х гг. В 1922 году из церкви Рождества Пресвятой Богородицы изъяли все ценности, а в начале 1930-х гг. церковь в Надовражино была закрыта. Некоторое время в осквернённом и разграбленном храме располагался сельский магазин, а потом, по непонятным причинам святыня была взорвана незадолго до начала войны. После Великой Отечественной войны руины храма были разобраны, а кирпич пошёл для восстановления разрушенных домов, а непригодный же "церковный стройматериал" пошёл для замощения дороги.
В конце 1990-х годов в селе и ближайших деревнях сложилась приходская православная община, для которой требовалась церковь для совершения богослужений, так-как в округе ближайшей, храмов не было. После многочисленных обращений в соответствующие органы, храм в Надовражино появился. В 2000-2001 годах на старом фундаменте был выстроен новый храм, абсолютно не похожий на предыдущий. Храм получился "грибовидно-сказочного" вида, словно вырастающего из земли. Проектированием, строительствои и росписью интерьеров надовражинского храма занимался авторский коллектив в составе архитектора Т. И. Ефимовой ("Товарищество реставраторов"), художников-иконописцев В. А. Гирбы и Андрея Орехова под руководством архитектора-реставратора Андрея Альбертовича Анисимова. Как и в других своих церковных проектах, архитекторы опирались на древние образцы русского зодчества, а не господствовавшие в ХVIII-ХIХ вв. стили барокко и классицизм. В несколько утрированной форме в облике новой Богородице-Рождественской церкви угадываются формы белокаменных церквей домонгольского периода, в частности псковских храмов.
Освящение состоялось 21 сентября 2001 года. Чин великого освящения совершил настоятель московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/istorii-svyatyn-podmoskovya/anton-sakov-cerkov-v-sele-nadovrazhino/