ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Иваново. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.


Иваново. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Тихвинской иконы Божией Матери, Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:между приблизительно 1810 и 1835.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, Петушинский район, с. Иваново

Координаты: 55.9476, 39.218
Проезд: В двух километрах от г.Покров по трассе М7 направлением на Нижний Новгород не доезжая до моста через р. Вольга указатель на север "сан. Вольгинский". По указателю 2,5км до развилки. Асфальтированная дорога поворачивает направо к санаторию, налево грунтовый просёлок в дачную местность, в которую прев ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда В двух километрах от г.Покров по трассе М7 направлением на Нижний Новгород не доезжая до моста через р. Вольга указатель на север "сан. Вольгинский". По указателю 2,5км до развилки. Асфальтированная дорога поворачивает направо к санаторию, налево грунтовый просёлок в дачную местность, в которую превратилось село Иваново. Через километр движения по главной колея приведёт к церкви. Церковь можно сразу же не доезжая до неё объехать кругом, т.к. центральный вход и калитка с другой стороны, с севера. Возможен другой проезд, с севера. От центрального рынка и конечной остановки автобуса пос. Вольгинский опять же грунтовая и ухабистая колея ведёт через дачи к мостику через р. Вольга и далее на пригорок к церкви.



Сортировка:

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, вид на церковь с юго-запада<br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
вид на церковь с юго-запада
Алексей Кротов
15 сентября 2015
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Василий Балашов
14 октября 2015
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Северный фасад<br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Северный фасад
Василий Балашов
7 октября 2015
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Алексей Кротов
15 сентября 2015
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Алексей Кротов
15 сентября 2015
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, юго-западный фасад<br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
юго-западный фасад
chirokov
22 августа 2012
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Вид с северо-запада с 6 часов утра<br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Вид с северо-запада с 6 часов утра
Олег Щёлоков
26 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Илья Смирнов
19 февраля 2005
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Южный фасад<br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Южный фасад
Василий Балашов
14 октября 2015
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Алексей Кротов
15 сентября 2015
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Завершение основного объёма<br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Завершение основного объёма
Олег Щёлоков
26 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, вид на остов главного иконостаса <br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
вид на остов главного иконостаса
chirokov
27 августа 2002
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Дом причта с часовней.  Вид с востока<br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Дом причта с часовней. Вид с востока
Василий Балашов
14 октября 2015
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Часовня с пристроенными службами на территории церкви. Фрагмент северного фасада<br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Часовня с пристроенными службами на территории церкви. Фрагмент северного фасада
Олег Щёлоков
26 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Часовня с пристроенными службами на территории церкви. Фрагмент восточного фасада<br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Часовня с пристроенными службами на территории церкви. Фрагмент восточного фасада
Олег Щёлоков
26 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Часовня с пристроенными службами на территории церкви. Общий вид<br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Часовня с пристроенными службами на территории церкви. Общий вид
Олег Щёлоков
26 мая 2007
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Илья Смирнов
19 февраля 2005
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, северный фасад<br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
северный фасад
chirokov
12 мая 2004
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, южный фасад<br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
южный фасад
chirokov
12 мая 2004
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, юго-западный фасад<br>, Иваново, Петушинский район, Владимирская область
юго-западный фасад
chirokov
27 августа 2002
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1989
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1989
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Иваново, Петушинский район, Владимирская область
Алексей Кротов
15 сентября 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  28 декабря 2007

«Село Ивановское на р. Вольге стало называться Ивановское-Прозоровских, потому что с XVII в. оно было вотчиной князей Прозоровских, которые владели им 185 лет. Сельцо сначала было дворцовым, в 1624 г. пожаловано царём Михаилом Фёдоровичем боярину, князю Семёну Васильевичу Прозоровскому «за тихвинское осадное сидение», то есть за защиту от шведов г. Тихвина и Тихвинского монастыря в 1613 г. В тяжелейшее для России время князь храбро защищал её, в 1617 г. отбил польское войско от Дорогобужа, в 1616 и 1618 гг. был осадным воеводой в Москве, воеводой в Рязани, Астрахани, Вязьме, Путивле (всё это приграничные города).

Князь умер в 1660 г., перед смертью приняв монашество в Тихвинском Успенском Богородицком монастыре. Село перешло к его сыну, боярину, князю Петру Семёновичу Меньшому Прозоровскому. После него селом владел сын, боярин, князь Никита Петрович Прозоровский, женатый на княжне Марии Михайловне Голицыной. Ему наследовал сын, князь Александр Никитич. Он был отцом следующего владельца, генерал-фельдмаршала, князя Александра Александровича Прозоровского (1732-1809), который участвовал в Семилетней войне, а во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. - в покорении Крыма, с 1780 г. управлял Орловско-Курским наместничеством, с 1790 г. назначен главнокомандующим в Москве и сенатором.

В новую Русско-турецкую войну, начавшуюся в 1808 г., князь, назначенный главнокомандующим армией, уже очень больной, умер в своём лагере. Он начал строительство ныне существующей каменной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Сначала была выстроена отапливаемая трапезная с престолами Живоначальной Троицы (освящён в 1815 г.) и святителя Николая (1816). Главный престол освящён в 1835 г. Находившаяся в церкви древняя икона Божией Матери Тихвинской почиталась окрестными жителями чудотворной.

До начала XIX в. в селе стояла построенная в середине XVII в. деревянная церковь Живоначальной Троицы с приделами Пресвятой Богородицы Одигитрии и святителя Николая, упоминаемая в документах впервые в 1654 г. В 1794 г. построена кладбищенская деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Приходской причт состоял из священника, диакона и псаломщика. С 1887 г. в селе существовала церковно-приходская школа. 

До 1870 г. диаконом в церкви с. Ивановского-Прозоровских был Василий Ильич Преображенский (1840-1906), церковный писатель, историк. В1860 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию. Рукоположен во диакона и служил в с. Ивановском. После рукоположения во иерея служил в Скорбященской церкви г. Владимира. С 1890 г. - священник Успенского Княгинина монастыря во Владимире. В 1893 г. возведён в сан протоиерея. Во «Владимирских епархиальных ведомостях» публиковались его проповеди, а также статьи о быте духовенства. В1900 г. опубликован его труд «Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря во Владимире».

18 ноября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной агитации были арестованы священники Тихвинского храма о. Димитрий Иванович Рудаков (1879-1937) и о. Сергий Михайлович Руфицкий (1884-1937), через три дня приговорены к расстрелу, ещё через шесть расстреляны. В советское время богато украшенный храм закрыт и разграблен. В 1990-х гг. обветшавшее здание передано общине верующих. Храм восстанавливается.»

По материалам книги прот. О. Пэнэжко «Город Покров, храмы Петушинского и Собинского районов Владимирской области». - Владимир. 2005, стр. 53-57


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 ноября 2020

Этот храм, заложенный ещё князем Александром Александровичем и достроенный его супругой, стал памятником самому фельдмаршалу и всему роду Прозоровских, роду воинов и дипломатов, четыре века честно служивших России.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери имеет два придела: Живоначальной Троицы и свят. Николая Чудотворца. Тихвинский престол находится в летнем храме, он был освящен последним, в 1835 г., а два других придела расположены в теплой трапезной и освящались последовательно в 1815 и 1816 годах.

Из книги приходов по Орехово-Зуевскому благочинию конца позапрошлого, т.е. 19 в., мы узнаем, что утварью, ризницей (богослужебными одеждами), иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Из святых икон особенно чтимой была Тихвинская икона Божией Матери, центральная икона храма, в честь нее и был освящен главный престол. В народе она почиталась чудотворной. Икона эта сохранилась до нашего времени. Писана она была в XVI в. На ней изображена Сама Пречистая с младенцем на левой руке, вокруг изображения Божией Матери с младенцем располагаются клейма с историей самой иконы. Сейчас этот образ находится в Свято-Покровском храме г. Покров. В годы недавнего прошлого с ним произошла история, которая уже сама стала легендой.

Дело в том, что образ привлек внимание искусствоведов из знаменитой Третьяковки. Они хотели забрать образ в Москву, но верующие заступились за святыню и просили о помощи Святейшего Патриарха Алексия II, когда тот был еще управляющим делами Московской Патриархии. И Владыка помог, образ удалось отстоять.

К Ивановскому приходу относились еще и несколько деревень: Еськино, Старово, Филимоново, Ново-Семенково, Марочково, Дворики, Аниськино и Перново. В конце XIX в. во всех этих поселениях числилось 882 души мужского пола и 1036 женского.

По штату при храме числился священник, диакон и псаломщик. Церковь имела свою землю, более 35 десятин. Место, где сейчас частично находится поселение Воробьевка, раньше называлось «Поповский березник».

Перед самой революцией колокольня имела шесть колоколов. Большой колокол весил 388 пудов и 12 фунтов, это больше шести тонн, набатный колокол весил 16 пудов, другие четыре были малыми колоколами. Большой колокол поднимали на колокольню вручную, собирались почти все мужики прихода. Краевед В. Алексеев пишет: «Событие это так запомнилось, что моя покойная бабка, Прасковья Кирилловна, на вопрос о рождении дочери до самой смерти отвечала: «Надежда-то родилась, когда колокол поднимали». Колокольня Ивановского храма самая высокая из всех сохранившихся в округе. С неё хорошо виден весь Покров.

Сбросили большой колокол до 1937 г., когда в храме ещё служили. Чтобы колокол прошел сквозь большое окно, в верхнем ярусе колокольни пришлось расширять нижнюю часть, сбивать часть кирпичной кладки. Когда колокол упал на землю, то не разбился. Уже потом разбивали его вручную, а затем по кускам куда-то увезли...

Из священников, служивших в храме Тихвинской иконы Божией Матери села Ивановского, долгое время настоятелем служил о. А.Ф. Аедоницкий. В конце XIX в. настоятелем храма стал священник Руфицкий Михаил Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, в 1868 г. рукоположенный в священство. Переведен в Ивановский храм он был около 1885 г., а умер в 1896 г. После себя отец Михаил оставил одиннадцать детей. Из них сыновья Василий, Михаил, Александр и Сергий, окончив в разное время, Владимирскую духовную семинарию, приняли священство. В тридцатые годы XX в. все четверо стали новомучениками.

Дочь о. Михаила Ивановича Надежда Михайловна Руфицкая вышла замуж за Александра Сергиевского, выпускника Владимирской духовной семинарии. По смерти о. Михаила Александр Сергиевский принимает сан священника и занимает место покойного тестя. Интересно, что еще в 90-х г.г. XIX в. село называлось Ивановское-Прозоровских. В документах о. Александра так и указывается: « ... направляется в село Ивановское-Прозоровских».

С 1919 г. настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери становится Сергий Михайлович Руфицкий, видимо после смерти о. Александра Сергиевского. Вдова о. Александра, сестра о. Сергия Руфицкого, Надежда Михайловна всю оставшуюся жизнь прожила в семье брата. 17 сентября 1937 г. отец Сергий был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. Обвинение, наспех составленное, основывалось на показаниях двух человек. В деле написано (ошибки сохранены): «В начале 1937 г. по вопросу расстрела банды шпионов Тухачевского и др. Руфицкий заявил: «Большевики совсем стали сума сходить, своих людей, как Тухачевского и др. стали расстреливать. Вобще совсем стали сейчас пачками расстреливать хороших людей имеет их шпионами. Но погодите чекисты Ежов и вся Советская (ругань) будет нами вся перевешена и перестреляна». Второй свидетель крестьянин-середняк (сокращенно) Руфицкий ругал колхозный строй: «Советы грабят колхозников и колхозы скоро рухнут. Если будет война с Германией он выступит на стороне фашистов против коммунистов».

21 сентября по приговору «тройки» о. Сергий был приговорен к расстрелу, а 27 сентября приговор был приведен в исполнение. Расстрелян и похоронен о. Сергий Руфицкий, последний настоятель Ивановского храма Тихвинской иконы Божией Матери, на полигоне Бутово под Москвой в общей могиле.

Вместе с отцом Сергием был арестован и псаломщик храма Дмитрий Иванович Рудаков, 1879 г. рождения. Он уроженец Юрьев-Польского района, сын священника. С какого года он служил при Ивановском храме, точно неизвестно, но когда в 1919 г. родилась последняя его дочь Надежда, Дмитрий Иванович уже служил в селе Иваново. В то время, когда в селе создавался колхоз, на Дмитрия Ивановича был возложено «твердое задание», которое выполнить было невозможно, тем более, что корову отобрали, заставили свести со двора лошадь. В 1930 г., за невыполнение задания, Дмитрия Ивановича арестовали. Первое время его держали в Покровской крытой тюрьме. Потом судили и сослали в Вологодскую область. В ссылке Дмитрий Иванович провел полтора года. По ходатайству родственников Верховный суд отменил несправедливый приговор. Дмитрий Иванович вернулся в свой храм и продолжил служить, но все конфискованное имущество и дом, в котором жила до ареста его семья, естественно, никто не вернул.

Примерно в это же время третий член клира Ивановского храма диакон Полисадов Николай Иванович, не выдержав постоянного давления со стороны церковных гонителей, отрекся от Бога. Он согласился на публичное отречение и «расстрижение» - зрелище, даже для того времени, необычное. Народ собрался в клубе (сегодня это здание Ивановской сельской администрации), Николай Иванович «со слезами на глазах» каялся в том, что он «сознательно обманывал доверчивых крестьян, что Бога нет, и все попы врут». Потом члены местной коммунистической ячейки обрезали ему волосы и бороду. На этом публичное отречение закончилось. Бывший дьякон от позора уехал из села. Не выдержал человек, не смог жить в постоянном напряжении, ведь каждую ночь священнослужители ждали, когда за ними приедут.

Отец Сергий и псаломщик Дмитрий Иванович продолжали служить. Надежда Дмитриевна, дочь Дмитрия Ивановича, вспоминает, как собирались они по вечерам, молились, вместе пили чай и продолжали служить. Отовсюду шли вести об арестах и расстрелах священников других храмов. Отец Сергий, говорит Надежда Дмитриевна, очень переживал, он не сомневался, что настанет и его очередь, но не пытался избежать репрессий. Более того, в 1935 г. настоятель провел ремонт храма. Об этом ремонте осталась надпись на одной из внутренних стен колокольни. В то время это был подвиг: «Власть сбрасывает с колокольни колокола, а священник, вместо того, чтобы устрашиться, ремонтирует храм».

17 ноября 1937 г. отец Сергий и Дмитрий Иванович отслужили всенощное бдение, а утром, когда люди пришли в храм, ни священника, ни псаломщика уже не было. Ночью за ними приехали и увезли в Москву. Так же, как и о. Сергия, Дмитрия Ивановича 21 сентября «судила» та же «тройка». На псаломщика поступили заказные доносы двух сельчан Сальникова и Батурина. 27 ноября Дмитрия Ивановича и отца Сергия расстреляли. Они вмести встретили смерть на Бутовском полигоне. Служили вместе и умерли вместе. А незадолго до этого, 4 октября, в Челябинске был расстрелян и священник Михаил Руфицкий, старший брат отца Сергия.

В 1990 году священник Сергей Михайлович Руфицкий и псаломщик Дмитрий Иванович Рудаков были посмертно реабилитированы. Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви они прославлены в сонме новомучеников.

После убийства священника и псаломщика храм Тихвинской иконы Божией Матери был закрыт. Сперва ничего из убранства не трогали. Только в самом начале войны в 1941 г., когда в Иваново расположилась воинская часть, председатель Ивановского сельсовета забрал ключи от храма у старосты, Палагиной Анны, жительницы деревни Филимоново. Иконы выносили из храма, и сбрасывали в кучу перед входом. Местные жители забрали и спрятали что могли, но икон и убранства было так много, что разобрать все было невозможно. Тогда солдаты оставшуюся утварь, ризы и иконы здесь же и сожгли.

После войны храм использовался и как лесопилка, и как склад. Покровский пищекомбинат хранил здесь бочки, вино, местный колхоз ссыпал зерно в летнем храме. Вокруг церкви рыли траншеи и закладывали на зиму корнеплоды. В 70 г.г. кто-то даже хотел перестроить помещение храма и устроить в нем место отдыха с баром, номерами отдыха и местом для танцев. В последние годы советской власти здание церкви принадлежало тресту «Покровсельстрой». Тресту эти помещения были не нужны, и хотя храм даже был взят на учет как памятник истории и архитектуры, он постепенно ветшал и разрушался. К его разрушению приложили руку и местные жители, дачники. В 1990 г., полуразрушенный храм, наконец, передали Церкви.

Имение Прозоровских после революции было национализировано, а в усадьбе в 1922 г. был устроен дом отдыха летнего типа, сначала для железнодорожников, а позднее он перешел в ведение Орехово-Зуевского городского бюро профсоюзов. Потом здесь располагался дом отдыха «Вольгинский».

В 1990-х г.г. храм передан верующим, к настоящему времени отремонтирован и является действующим.

Т. Вазило, А. Брагар, настоятель храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери, статья приводится с сокращениями. Подробный материал опубликован на сайте Муниципального образования "Город Покров", http://pokrovcity.ru/orthodoxy/temple_of_the_village_of_ivanovo.php



Комментарии и обсуждение


Действующий храм в удовлетворительном состоянии.
30 мая 2007, Олег Щёлоков.

Об Ивановской церкви краевед В.Н. Алексеев приводит запись о венчании деда и бабушки 14 апреля 1903 года: «Жених: деревни Анискино крестьянский сын Николай Федоров Алексеев, православного вероисповедания, первым браком 22-х лет. Невеста: села Ивановского-Прозоровских крестьянская дочь девица Параскева Кирилловна Ногина, православного вероисповедания, первым браком18-ти лет» (с. 35). Эта книга «Человек ищет предков» (Петушки, 2018 год издания) доступна нашим пользователям.

Г.И. Рябова, зав.ОКиО МБУК «МЦБС Петушинского района»

2 августа 2019.