Нововоскресенское - деревня в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Каринского сельского поселения. Село расположено в 24 км на юго-восток от города Александрова. «Село Воскресенское находится в Александровском уезде, отстоит от губернского города в 139 верст. и от уездного в 19 верст».
Это село очень древнее. После большой смертности, бывшей во время моровой язвы на Руси в 1423-1426 г.г., священников по селам, вероятно, осталось немного в живых, а потому Троице-Сергиев монастырь посылал к приходским церквам для богослужения и монахов; так, во второй четверти XV в., в качестве постоянных приходских священников, «служили игумены» - в соседнем с селом Сватковым, селе Воскресенском. До революции являлось селом - центром Ботовской волости Александровского уезда.
Ново-Воскресенский приход существует с 1770 г., до этого же приходская церковь находилась в селе Тимофеевском, которое в XVII столетии входило в состав дворцовой государевой волости, а в XVIII столетии принадлежало помещикам Нарышкиным. Здесь по народному преданию в ХIV в. останавливались на ночную молитву и отдых святой преподобный Сергий Радонежский и его друг святой Стефан Махрищский. Здесь проходил исторический путь Сергия Радонежского из Троицкого монастыря в Махрищский.
В писцовых книгах 1628-29 г.г. написано: «в Переславском уезде Залесского село Тимофеевское на речке на Молохче, а в нем был храм Воскресения Христова, развалился, запустел от Литовскаго разорения; место пусто дворовое попово, пашни паханыя церковныя земли на пустоши Подкресной и на пустоши Бобровой да на пустоши Афросиньине, по 8 десятин на пустоши». Таким образом церковь в селе Тимофеевском существовала еще до начала XVII в.: но запустение ее продолжалось до последнего десятилетия ХVII в.
В 1628 г. крестьяне деревень: Малинникова, Лизуновой и Воскресенского обратились к патриарху Иоакиму с просьбою разрешить им построить церковь в деревне Лизуновой и освятить ее в честь Архистратига Михаила. Но разрешение было дано построить церковь на прежнем месте в селе Тимофеевском. К церкви были определены священник, дьячок и просвирница; за ней оставлена земля на пустоши «Подкресной» 16 четв. и сена 25 копен; в приходе ее числилось крестьян в деревне Лизунове 45 дворов, деревне Воскресенской 20 дворов и дер. Малинникове 22 двора; сообразно всему этому с церкви полошено было дани 1 рубль 26 алтын 3 деньги, заезда гривна.
В писцовых книгах 1675-1676 г.г. указана при бывшей Воскресенской церкви та же церковная земля, но часть ее на пустоши Бобровке и Афросиньине взята была на великого государя.
Усадьба Тимофеевское в конце семнадцатого и в восемнадцатом веках принадлежала семье Нарышкиных - семье Петра Первого. У местных жителей даже бытует легенда о том, что во времена стрелецкого мятежа летом 1689 г. юный царь прискакал сюда из Троицкого монастыря, чтобы укрыться от собственной сестры.
В 1708 г. приходских дворов почему-то показано только 54. В 1756 г., по просьбе прихожан, Преосвященный Амвросий, епископ Переславский и Дмитровский, разрешил построить в Тимофеевском новую церковь вместо прежней обветшавшей и освятить «в оное ж наименование», но не разбирая прежней церкви; «дабы не было, как сказано в грамоте, во исправлении приходских людей церковными требами остановки».
В 1770 г. Преосвященный Геннадий, епископ Переславский и Дмитровский, по просьбе генерал-аншефа Семена Кирилловича Нарышкина (1710-1775), разрешил «из села Тимофеевского церковь святого Архистратига Михаила за неспособностью быть в том селе Тимофеевском перенесть и перестроить со всякою исправностью вновь в вотчине Его Превосходительства в деревне Воскресенской во имя святителя Кирилла, архиепископа Александрийского с приделом в трапезной на левой стороне во имя Архистратига Михаила». С этого времени приход получил название Ново-Воскресенского.
С.К. Нарышкин в 1744 г. встречал приезжавшую в Россию принцессу Софию Фредерику Августу Ангальт-Цербстскую (будущую Екатерину II), избранную невестой наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу, и был назначен гофмаршалом его двора. Одно время он был фаворитом императрицы Елисаветы, пожалован обер-егермейстером двора, удостоен высшей награды Российской империи, ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Во все время царствования Елизаветы Петровны он пользовался ее расположением. Нарышкин был очень богат, считался первым щеголем своего времени, славился не только роскошью, но и изящным вкусом. Он считается изобретателем роговой музыки, появившейся в России впервые в 1750-х г.г. В браке с Марией Павловной (1728-1793), урожденной Балк-Полевой, имел двух детей, но они скончались в младенчестве.
С конца восемнадцатого столетия, усадьба в Тимофеевском принадлежала графам Зубовым,- семье, дружественной Пушкину (усадьба не сохранилась).
В 1865 г. вместо деревянной церкви за четыре года на деньги прихожан устроен в Ново-Воскресенском каменный храм с такой же колокольней. В 1865 г. освящен Преосвященным Феофаном (Затворником) епископом Владимирским.
Храм построен в архитектурном стиле русского национального романтизма раннего периода. Престолов в ней три: в холодной в честь Вознесения Господня, в приделах теплых - во имя Архангела Михаила и великомученицы Параскевы (Пятницы).
Описание 1885 г.: «Кладбище находится при церкви, среди села. В состав прихода входит, кроме с. Ново-Воскресенского, в коем 34 двора, дер. Лизунова, отстоящая от церкви в одной версте. Прихожан за 1885 г. числилось 396 м. и 426 ж. пола душ; почти все прихожане-крестьяне; занимаются хлебопашеством и фабричной промышленностью; в приходе раскольников нет.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Михаил Кудрявцев, который священствует с 1855 г.
При сей церкви земли: усадебной под домами, церковью и кладбищем 4 дес., пахотной 30 д., сенокосной 3 д. Плана и межевой книги на сию землю нет, дела о ней не производится, владеет землею причт сам. Дом у священника церковный, а у псаломщика собственный — деревянный, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада и жалованья не получается, а получается им всего в год до 580 рублей».
Из прежней церкви хранились: 1) Напрестольное Евангелие 1776 г. с серебряными клеймами; 2) Евангелие печати 1685 г.; 3) Крест напрестольный деревянный обложенный серебром с надписью: «крест села Тимофеевскаго церкви Архангела Михаила, мастер Игнатий Масолин работал»; 4) Сосуды небольшие серебряные с позлащенными клеймами 1770 г., на поддонке потира надпись: «1770 года дал вкладу генерал Аф и кавалер Gнъ КЧЬ Нарышкин в церковь Кирилла, Архиепископа Александрийскаго»; 5) Сосуды серебряные 1772 г. Все вышепоименованные вещи, вероятно, приложены Нарышкиным. В церковной ризнице хранились пеньковые облачения 70-х г.г. XVIII столетия, брачные железные венцы, звездица медная и 2 храмозданных грамоты 1756 и 1770 г.г.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1824 г.
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание их получалось: а) от земли 100 руб.; б) хлебного сбора 45 руб.; в) от служб и требоисправлений 425 руб., а всего до 570 руб. в год. Дом у священника церковный, у псаломщика собственный на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной и под кладбищем 4 дес., пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес.
Приход состоял из села Ново-Воскресенского и деревни Лизуновой (1 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 413 душ муж. пола и 408 жен.; все православные.
В приходской д. Лизунове была деревянная часовня в честь Святой Живоначальной Троицы, время и случай построения коей неизвестны. Сгорела в начале ХХ в.
Храм расписан фресками в 1910 г.
В Ново-Воскресенском было народное училище, открытое в 1872 г. на средства купца А. Баранова. Помещается в доме почетного гражданина - александровского купца А.И. Баранова. В 1884 г. в нем обучалось мальчиков 55, девочек 7. Учащихся в 1892-1893 г. было 58.
В 1930-х г.г. церковь закрыта и разграблена. Ее приспособили под склад зерна, позже с разрешения местных властей в нем разместился гараж районной сельхозтехники, что повлекло значительное разрушение храма.
В 1950-е г.г. была разобрана колокольня, кирпич от которой пошел на строительство колхозной фермы. Рухнул свод в трапезной.
31 мая 1992 г. по инициативе Братства преподобного Сергия игумена Радонежского, почти после шестидесятилетнего перерыва, духовником Братства, протоиереем Феодором Мушинским, впервые был совершен молебен с крестным ходом вокруг храма.
1 июня 1995 г. в престольный праздник к великой радости прихожан приход посетил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Прихожане встретили владыку хлебом-солью. При стечении многих православных христиан владыка в сослужении духовенства совершил праздничный молебен с крестным ходом и обратился с назидательным словом и преподал прихожанам архипастырское благословение.
В 1997 г. храм Вознесения Господня был передан Владимирской Епархии. Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Вознесения Господня села Ново-Воскресенское Александровского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 27 декабря 1999 г.
В 2001 г. настоятелем церкви был назначен отец Евгений, стараниями которого в 2009 г. храм обрел новую главу. Настоятель, председатель приходского совета - Ануфриев Алексей Петрович.
Источники: Добронравов, Василий Гаврилович. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5. Переславский и Александровский уезды». - 1895. - 520, VI с.; Орлов В.М., «Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд». - Владимир, 1886 г.; http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/aleksandrov/i/66-1-0-3521