ГОДУНОВО. ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА
Стоит на холме в центре села, рядом с дорогой и кладбищем. Построена на средства помещика И.И. Супонева в 1806—19 гг. вместо сгоревшего деревянного храма. Это село близ речки Киржач было подарено Иваном IV Борису Годунову, род которого владел им до кон. 17 в. К 1806 г. возвели южный теплый придел, обращенный продольным фасадом к оврагу; в 1819 г. - основной объем церкви. Тогда кирпичные стены были окрашены по кладке в голубой цвет, элементы декора выделены побелкой. В 1879 г., с повторением форм первоначального убранства, пристроили северный придел с крещальней (?) на западной стороне, заподлицо с узким нижним ярусом колокольни. Верхние ее ярусы разобраны в 1965 г.
Характерный образец сельского храма в стиле раннего классицизма; в композиции основного объема и алтаря еще сильны черты барокко. На двусветный кубообразный четверик поставлен широкий восьмерик, его основные грани завершены фронтонами. Крутую восьмилотковую кровлю венчает поднятая на глухом барабане луковичная главка с яблоком и крестом. Параллельные стены главного алтаря, пониженного и суженного относительно четверика, соединяются с лучковой дугой апсиды вогнутыми вставками. Полукруглые апсиды приделов охватывают западную часть четверика, частично закрывая его боковые фасады. Почти все углы объемов, относящихся к 1-й четв. 19 в., охвачены огибающими рустованными лопатками, переходящими без уступа во фриз. Широкий венчающий карниз опоясывает объемы приделов и трапезной. Его верхние тяги, отделенные разреженными дентикулами, в нижнем ярусе колокольни и на северном фасаде опираются на тосканские пилястры. Аналогичны по рисунку карнизы главного алтаря и восьмерика. По-барочному, с выпуском ребра, оформлен северо-западный угол крещальни. Все окна нижнего яруса прямоугольные, частью ложные, в рамочных наличниках с ушами и горизонтальным многопрофильным сандриком сильного выноса на низких изогнутых стойках. Аналогичные сандрики боковых арочных порталов опираются на архивольты. Окна верхнего света на четверике - круглые, в узких рамках. Арка колокольни имеет уплощенный рамочный портал с импостами и замковым камнем, так же оформлены и окна восьмерика. Из основного объема, перекрытого восьмилотковым сводом, широкая арка ведет в алтарь с граненой конхой при плавном сопряжении стен и распалубками над окнами. В придельных апсидах конхи обычные - в четверть сферы. В уцелевшем (первом) ярусе колокольни с очень массивными угловыми устоями свод крестовый. На восточной грани восьмерика в интерьере храма фрагментарно сохранилась композиция "Воскресение", на стенах четверика - участки орнаментальной росписи сер. 19 в. Полы выстланы керамической плиткой.
По материалам Свода памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. – М.: Наука, 1998. Владимирская область: в 6 ч. Ч.1 / Отв. Ред. Вл.В. Седов. – 2004. С.605-606
«Село Годуново стоит близ р. Малый Киржач. В старых книгах говорится, что оно расположено по обоим берегам ручья Андреевского. По местному преданию, село получило название от знаменитого любимца Иоанна Васильевича Грозного, Бориса Феодоровича Годунова, - будто бы было пожаловано ему царём. Но село в старые времена называлось «Андрееевское Годуново» и было пожаловано Иоанном Грозным Андрею Никитичу Годунову, который на 7-й свадьбе царя с Марией Феодоровной Нагой «нес царицын коровай». Царю он был близок по родству с царским любимцем Борисом Феодоровичем Годуновым и невесткой царя Ириной Феодоровной Годуновой, им Андрей Никитич доводился двоюродным братом.
В «книгах Переславскаго уезду Залесскаго писма и меры Андрея Загрясскаго да подъячего Гаврилы Володимерова 137 и 138 (1629 и 1630) годов» записано: «В Кодяеве стану, село-за Дмитрием Андреевым сыном Францбековым (в 1649 г. Дмитрий Францбеков был воеводой в Якутске), что было в поместьи за стольником Богданом Михайловым сыном Нагово (Богдан Михайлович Нагой - воевода в 1626 г. в Путивле против татар, в 1629 г. - в Дедилове, в 1632 г. послан в Калугу собирать ратных людей для похода под Смоленск, в октябре 1632 г. занял Серпейск, в ноябре разбил польский отряд и занял Рославль, убит в бою под Смоленском) две трети села Андреевского Годуново тож, а треть того села в вотчине за Иваном Ивановым сыном Годуновым, за Иваном Андреевым сыном Годуновым старинная родственная вотчина, что было Марьи Даниловой жены Годунова да сына её Никиты пустошь, что было село Ново-Новленское».
В писцовых книгах 1629 г. значится «в селе Андреевском, Годуново тож, на поместной земле церковь Собор Архангела Михаила древянна клецки, а в церкви деисус и двери царские и образы местные и ризы и всякое церковное строение помещиково и у церкви двор попов пуст». После смерти Дмитрия Францбекова его часть села перешла брату Ивану, после которого - к его вдове Анне. Она в 1661 г. отдала свою часть второму мужу своему Григорию Нащокину. Григорий Борисович Нащокин - думный дворянин (1658), участник Польского похода 1654 г., в 1662 г. ездил послом в Данию, в 1664 г. вёл переговоры с поляками. В 1666 г. имение было отписано на государя и перешло к Ивану Михайловичу Дурново. Другую часть села его владелец Пётр Иванович Годунов в 1646 г. продал Тимофею Собакину, тот в 1660 г. променял Лодыгину, чей сын в 1687 г. променял свою часть Ивану Михайловичу Дурново, который стал единственным владельцем села. В 1687 г. Годуново пожаловано ему в вотчину. Затем селом владел его сын, капитан Фёдор Иванович Дурново. Он в 1702 г. построил новую деревянную церковь Михаила Архангела, которая и была в 1703 г. освящена строителем Лукиановой пустыни иеромонахом Моисеем. В 1805 г. она сгорела, но иконы и утварь успели спасти. В это время селом владел капитан Иван Иванович Супонев.
По свидетельству священника годуновской церкви о. Василия Новгородского, близкого к тому времени по поступлении на место, Иван Иванович особенно чтил память святителя Иннокентия Иркутского. Супонев давно страдал какой-то не поддававшейся излечению болезнью и, убедившись в безуспешности всех врачебных пособий, с горячей мольбой обратился к Богу. В то время по всей России была молва о новопрославленном чудотворце, святителе Иркутском Иннокентии (скончался в 1731 г., мощи обретены в 1764 г., 1 декабря 1804 г. указом Святейшего Синода установлено праздновать память святителя Иннокентия 26 ноября, а в 1805 г., 16 февраля, его мощи были перенесены в соборную церковь обители, в которой потом почивали более 100 лет). С верой в промысл Божий больной Супонев отправился в дальний путь, спеша ко дню перенесения мощей святителя. Прибыв, молясь Милосердному Богу и Его угоднику и облобызав мощи, больной получил облегчение, а затем и совершенное исцеление от недуга. В благодарную память об этом он приобрёл точную копию иконы святителя для молитвенного напутствия, а возвратясь в Годуново, пожелал на свои средства построить храм и устроить в нём придел Святителя Иннокентия. Немедля он испросил благословение преосвященного Ксенофонта, епископа Владимирского, который в грамоте от 24 марта 1806 г. благословил «вместо сгоревшей деревянной Архистратига Михаила церкви устроить вновь каменную в то же именование с приделом Святителя Иннокентия церковь на удобном месте».
Супонев выстроил кирпичный завод, в котором по его приказу сначала работали только крестьяне его с. Годунова и вытребованные из других его имений в прочих уездах: мяли глину, делали кирпичи. Когда же были вырыты рвы под фундамент, то крестьяне и других селений прихода приняли участие в трудах, помогая скорейшему созданию храма. Супонев доставлял необходимые для постройки материалы. Он же пожертвовал в строящийся храм свою святыню, им вывезенную из Сибири и украшенную серебряной ризой с таковым же позлащенным венцом, - икону святителя Иннокентия Иркутского. Иван Иванович Супонев вскоре скончался, не дожив до совершения начатого им дела, но строительство не замедлилось. Каменный придел был построен в 1809 г. и в том же году (8 ноября) освящён. Это был первый в европейской России храм Святителя Иркутского Иннокентия. Главный храм (во имя Архангела Михаила) тогда же был достроен и покрыт одновременно с приделом, но внутренняя отделка и возведение каменной колокольни, по бедности прихожан, затянулись, и церковь Архангела Михаила была освящена только 16 мая 1819 г. Супоневы - древний дворянский род (известен с XIV в.).
В 1813 — 1816 гг. владимирским губернатором был генерал-майор Авдий Николаевич Супонев. В1864 г. была устроена каменная ограда с «пятиглавыми» воротами с северной и западной сторон. 11 ноября 1879 г. освящен устроенный вновь с северной стороны храма третий престол - Казанской иконы Божией Матери. Священные сосуды и кадило в церкви были ещё из деревянного храма, пожертвованные в 1732 г, евангелие, печатанное в Москве в 1677 г. К XVII в относились также «Служба и житие Святителя Николая» и триодь постная. В с. Годуново было приходское училище, открытое первоначально в 1867 г. местным священником Николаем Святухиным в собственном доме и содержавшееся на его средства. В 1884 г. учащихся было -52 мальчика и 3 девочки. Церковный причт состоял из священника и псаломщика. Дома у них были собственные на церковной земле. В 1890-х гг. усадьбой в селе владел помещик Цвиленев. В приходе церкви с. Годунова была д Причистина на горе у р. Киржач. В писцовых книгах 1629 г. значится «пустошь Пречистинская, что был монастырь Пречистые на реке Киржач». В советское время храм закрыт и разорён, разрушена колокольня.
В 1998 г. в храме с. Годуново прошло первое богослужение. В селе сохранились пруды и остатки усадебного парка.
По материалам книги: Протоиерей О. Пэнэжко. Храмы г. Александрова и окрестностей. - Владимир, 2005г. С. 144-146
К маю 2007г. на церкви выполнены кровельные работы: перекрыт и покрашен основной объём с устройством креста и луковичной главы.