ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Луганск. Кафедральный собор Петра и Павла.

Петропавловский собор


Луганск. Кафедральный собор Петра и Павла
Собор. Действует.  
Престолы:Петра и Павла
Архитектурный стиль:Неовизантийский стиль
Год постройки:1905.
Адрес:
Украина, Луганская область, г. Луганск, пер. 2-й Кооперативный, д. 10А

Координаты: 48.590732, 39.299355



Кафедральный собор Петра и Павла, Вид на Собор со стороны моста через реку Лугань.<br>, Луганск, Луганск, город, Украина, Луганская область
Вид на Собор со стороны моста через реку Лугань.
ЕленаА.К.
6 мая 2010
Кафедральный собор Петра и Павла, , Луганск, Луганск, город, Украина, Луганская область
Андрей Кононов
2 марта 2014
Кафедральный собор Петра и Павла, , Луганск, Луганск, город, Украина, Луганская область
Андрей Кононов
2 марта 2014
Кафедральный собор Петра и Павла, , Луганск, Луганск, город, Украина, Луганская область
ЕленаА.К.
6 мая 2010
Кафедральный собор Петра и Павла, , Луганск, Луганск, город, Украина, Луганская область
vic
13 июля 2007
Кафедральный собор Петра и Павла, , Луганск, Луганск, город, Украина, Луганская область
ЕленаА.К.
4 января 2012
Кафедральный собор Петра и Павла, фотография выполнена между 1930 и 1935 годами<br>, Луганск, Луганск, город, Украина, Луганская область
фотография выполнена между 1930 и 1935 годами
Андрей Кононов
1 мая 1930



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 апреля 2017

Петропавловский собор — православный храм в Каменном Броде, существующий с 1761 года.

Свято-Петропавловский кафедральный собор является одним из самых старинных храмов Луганской епархии, сохранившихся во времена массовых разрушений. Собор может быть отнесен к памятникам храмового зодчества конца XVIII века. Согласно документальным свидетельствам, на том месте, где находится ныне собор, в 1761 году по благословению Преосвященнейшего Иоасафа (Миткевича), епископа Белгородского и Обоянского, была сооружена деревянная церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1782 году при этой церкви в слободе Каменный Брод насчитывалось около 200 приходских дворов и до 600 человек постоянных жителей, церковный причт был одноплатный. П

о истечении 30 лет после строительства крыша и своды, а также фундамент церкви пришли в крайнюю ветхость, в связи с чем сначала планировалось заменить верх и произвести ремонт фундамента с сохранением стен, затем было решено перестроить церковь на том же месте, на что в 1793 году было получено благословение Преосвященнейшего Иова (Потемкина), епископа феодосийского и Мариупольского.

По завершении строительных работ Высокопреосвященнейший Гавриил (Бодони-Бонулеско), митрополит Екатеринославский, распорядился освидетельствовать перестроенную Петропавловскую церковь, а затем 26 ноября 1795 года благословил освятить ее и выдать для этого освященный антиминс. Петропавловская церковь после перестройки была в плане трехнефная, однокупольная, кроме центрального, имела с северной стороны боковой вход с крыльцом.

В 1905 году церковь была построена заново, теперь уже каменная, с колокольней, на которой находилось 7 колоколов общим весом около 200 пудов. В церкви имелось три престола: апостолов Петра и Павла, Покрова Божией Матери и Сретения Господня. К 1930-м годам в церкви насчитывалось 89 икон, 50 из них составляли трехъярусный иконостас. Значительная часть этих икон была написана местным мастером Иваном Яковлевичем Новаковичем, председателем приходского совета Петропавловской церкви. Его имя стояло под многими иконами, украсившими храмы Луганской епархии в конце XIX - начале XX века.

В 1929 году по решению властей церковь была закрыта, несколько лет здание не использовалось, в 1935 году было переоборудовано под клуб. Поскольку колокольня церкви использовалась для геодезических целей, она была сохранена от разрушения, только вместо купола с крестом на ней был установлен шпиль. Возвращена прихожанам Петропавловская церковь была лишь в 1942 году. В октябре 1944 года при ней зарегистрирована приходская община, которой были переданы на договорных началах здание храма и церковное имущество. К 1948 году в церкви уже насчитывалось 109 икон.

С 6 марта 1950 года Петропавловская церковь становится кафедральным собором. В 1980-е годы построено церковное здание, в котором разместились крестильня, комната для воскресной школы, просфорня, подсобные помещения. В 1990-е годы построена колокольня.

http://lugansk.glo.ua/cultura/petropavlovskij-sobor-v-luganske.html


Анонимный участник  20 сентября 2024

Историю одного из древнейших казачьих поселений Каменный Брод (впоследствии пеобразованного в нынешний Луганск) мы знаем лишь благодаря тому, что она отражена в церковном труде епископа Екатеринославского и Таганрогского Феодосия Макаревского (1822? – 1885) «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия: Вып. 1-2. - Екатеринослав: Тип. Я. М. Чаусского, 1880. 2 т.». Краеведа цитировали столетиями все справочные издания. Вспомним: «Каменный Бродъ, — древнейшее запорожское займище, старожитная казацкая маетность. Въ 1740—1750 годахъ здесь зимовниками и хуторами, въ землянкахъ и шалашахъ, сидело несколько семействъ людей малороссійской націи»…

В целом, Каменному Броду и его храму епископ посвятил в своём двухтомном труде всего несколько абзацев, но, как и в случае с «Москвой» в «Бородино» М.Лермонтова: «Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось».

Уже одно лишь использование автором термина «древнейшее запорожское займище» подсказывает, что начало Каменного Брода следует относить к XV веку – в «переходный» период от эпохи Бродников к эпохе Запорожского казачества и Всевеликого Войска Донского. О казачьих объединениях, проявивших себя в то время в Приазовье, свидетельствовал польский историк Мартин Бельский (1495–1575). И, согласитесь, очень логично, что именно в Приазовье и Нижнем Дону, где "заканчивается" история казаков-бродников, начинается эпоха казаков Каменного Брода и казаков Малого и Большого Перевоза. Напомним, Бродники — это та самая часть коренного народа Руси Изначальной, которая обеспечивала товарооборот (рух=русь) в славянском мире и, по сути, этнокультурную коммуникацию в государстве без дорог (единственными транспортными артериями были «божьи дороги» — реки, Бродники же были лоцманами и перевозчиками, они же строили и обслуживали переправы на реках в лесостепной части Руси). Посредством Бродников язык Всея Руси «двигался», обогащался и развивался вместе и сообща, и был общим для всей Руси с её окраинами. Собственно, язык бродников, обеспечивающих русь-движение (равно развитие) в славянском мире, язык с древними корнями и постоянно обогащающийся, благодаря общению, формировал язык Руси и дал логичное название нашему нынешнему языку, объединяющему славянский мир.«Русский», буквально, и обозначает «подвижный», «живой», «развивающийся». Это значение отражено, например, в названии «Толкового словаря живого великорусского языка», составленного Владимиром Ивановичем Далем (1801-1872).

Логично, что бесследно Бродники, три века успешно отстаивавшие честь Руси, исчезнуть не могли. Понятно и то, что с философской (т.е. научной) точки зрения, абсолютно невозможно огульно отрицать то, что поселение Каменный Брод на реке Лугани в Донбассе связано с эпохой героев Руси, которые, находясь в полном окружении Золотой Орды отстаивали субъектность Руси Изначальной, территориальную неприкосновенность Сердца Руси, тем самым сохранили от разграбления святыню Древней Руси — курганную усыпальницу, которая только на Луганщине, только официально, насчитывает около 15000 памятников! Да, исторический факт: Бродники Донбасса дань Золотой Орде не платили…

Стоит повториться, что полностью исчезнуть в последующие времена стражи Донбасса никуда не могли. Подробнее об этом — в моей книге «Доля Луганска быть Святоградом». Например, «Достоверная ландкарта 1750 года», отражающая древние реалии до 1714 года, свидетельствует о множестве поселений в бассейне Лугани задолго до образования Славяносербии. О древности потомков Бродников свидетельствовали и сами сербы. Генерал Симеон Пишчевич (1731–1798) в своих «Записках» писал, что «тамошний народ вырос і состарился все на одном месте». То есть, коренной народ на Лугани был ко времени слияния в славяносербское единство «древнейшей казачьей маетностью». И он может быть такой же древности, как упоминаемая, например, венгерским королём Белой IV (1206-1270) «республика Бродния». Как бы то ни было, её наследники – жители Брода – упомянуты в Универсале Богдана Хмельницкого, обращавшегося к своим соратникам накануне воссоединения русского народа в середине XVII века.

Почему они были «не заметны» до момента, когда Каменный Брод засвидетельствован на территории, курируемой Запорожской Сичью? Ответом может служить свидетельство того же Симеона Пишчевича, который писал, что первый год местные жители не шли на контакт ни за какие деньги и скрывались!

И, как вы думаете, где? Нет, не в ярах и дубравах. Потомки легендарных бродников «скрывались» в упомянутых выше «землянках», которые в Донбассе (бассейне реки Дон) с давних времён были традиционным жильём христианских отшельников. Ведь в землянках в мергельных горах зимой не холодно, а летом не жарко и не сыро. Таковыми, как свидетельствовал краевед Каменного Брода Вениамин Антонович Карпенко, являются жилища в горе, о которых можно получить представление, глядя на Святогорский или Дивногорский монастыри: такие же сводчатые коридоры, высотой от 2 метров и выше, такие же «лежанки», вырубленные в стенах. Во время строительства дамбы у Лугани был обнаружен вход в церковь в Каменнобродской мергельной горе… Словами Велико-Новгородского писателя Валентина Иванова (1902-1975), мы никуда не исчезали, сама земля наросла на нас.

Согласно международным нормам, возраст населенного пункта определяется по наиболее раннему его письменному упоминанию. Таковым для нашей общины Святограда Луганского является сохранённое в христианских архивах упоминание возраста церкви Петра и Павла. Инициатором воздвижения её в пределах Святогорского монастыря — в селении Каменный Брод в 1679 году — по авторской, никем не опровергнутой версии был настоятель Святогорского монастыря святой Иоиль (Озерянский).

https://zavtra.ru/blogs/ot_kamennogo_broda_k_lugansku



Комментарии и обсуждение


Петропавловский собор. Расположен в Каменнобродском районе Луганска на улице Артема. Самое старое из сохранившихся православных культовых сооружений города.
17 марта 2008.

Каменный храм с тремя престолами построен в 1905 году на средства прихожан.
20 декабря 2010, Cara.

Церковь Петра и Павла воздвигнута по почину настоятеля Святогорского монастыря архинандрита Иоиля (Озерянского) в 1679 году. В 1761 году она по благословению была перенесена из-за разливов Лугани с берега на гору.

20 сентября 2024.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.