ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Юрлово. Церковь Воскресения Словущего.

Воскресенская церковь


Юрлово. Церковь Воскресения Словущего
Церковь. Не действует.  
Престолы:Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Екатерины Александрийской
Год постройки:Между 1714 и 1727.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская обл., Можайский р-н, с. Юрлово ул. Новая, д. 44

Координаты: 55.30917, 35.850534



Сортировка:

Церковь Воскресения Словущего, вид с севера<br>, Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2009
Церковь Воскресения Словущего, , Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
29 сентября 2007
Церковь Воскресения Словущего, Сохранившийся декор восьмерика.<br>, Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
Сохранившийся декор восьмерика.
Александр Хмелевский
1 мая 2007
Церковь Воскресения Словущего, , Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
Юлия Василевская
24 апреля 2018
Церковь Воскресения Словущего, , Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
Юлия Василевская
24 апреля 2018
Церковь Воскресения Словущего, , Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
8 ноября 2017
Церковь Воскресения Словущего, , Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
Аня
8 октября 2014
Церковь Воскресения Словущего, , Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
9 августа 2013
Церковь Воскресения Словущего, вид с юга<br>, Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2009
Церковь Воскресения Словущего, вид с северо-запада<br>, Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2009
Церковь Воскресения Словущего, , Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
26 апреля 2009
Церковь Воскресения Словущего, , Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
29 сентября 2007
Церковь Воскресения Словущего, , Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
29 сентября 2007
Церковь Воскресения Словущего, , Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
12 июня 2007
Церковь Воскресения Словущего, , Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
14 сентября 2005
Церковь Воскресения Словущего, Сохранившийся декор восьмерика.<br>, Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
Сохранившийся декор восьмерика.
Александр Хмелевский
1 мая 2007
Церковь Воскресения Словущего, , Юрлово, Можайский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
16 октября 2004



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В наше время у самой дороги близ села Юрлова стоит полуразрушенный храм Воскресения Словущего древнего села Ельманово-Воскресенское.

Церковь в селе была исстари. В Смутное время ее уничтожили литовцы. В 1629 г. село находилось во владении Ивана Елизаровича Бартенева как старинная вотчина его отца и деда. Село затем названо Воскресенским по церкви, построенной в 1654 г. Петром Борисовичем Бартеневым. В 1687 г. село перешло к его сыну Павлу Ивановичу Бартеневу. Он в 1711 г. заложил село своему зятю Анисиму Ивановичу Березникову, который в 1727 г. построил ныне существующую церковь Обновления храма Воскресения Христова с приделом в честь великомученицы Екатерины.

В 1830-х годах Ельмановым, где было тогда 500 душ, владел отставной драгунский офицер Павел Алексеевич Березников. Гостившая в усадьбе А.О. Смирнова-Россет писала: чистота и порядок совершенно казенные и казарменные, прекрасный хлеб пекли дома, рядом со столовой – оранжерея, в которой росли георгины и розы, на дворе была кузнечная изба, столярная, имелись свои портные и сапожники. В 1898 г. настоятелем храма был священник Михаил Афанасьевский.

В 1940-60-х годах алтарь храма, трапезная и верхние ярусы колокольни были разрушены.

Источник: Московские епархиальные ведомости, 2002, № 9-10


Носиков С.П.  31 октября 2012

<i "style:">26-го сентября в престольный праздник храма Воскресения Словущего в селе Юрлово состоялась первая Литургия, не совершавшаяся там уже 80 лет.

Разрушенные храмы уже стали печальной приметой нашего времени, вернее, наследством от не столь далекой советской эпохи. Не обошла такая участь и храмы Можайского района. Один из них – храм  Воскресения Словущего в селе Юрлово<i "style:">, прежде носившее название<i "style:"> Ельманово-Воскресенское. Храм уже подвергался разрушению от рук литовцев в Смутное время. Свой нынешний вид архитектура приобрела благодаря владельцу села Анисиму Ивановичу Березникову.

Наверное, у многих возникнет вопрос о названии  церкви,  а именно, что значит Воскресение Словущее. Все Воскресенские храмы за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

В юрловском же храме было ещё два придела, в честь великомученицы Екатерины и иконы Божие Матери «Всех скорбящих радость». Но и эти приделы, и сами алтари не сохранились. И на данный момент можно увидеть лишь стену, за которой раньше находилась алтарная часть центрального храма.

Стоит ли говорить о том, в каком состоянии находился храм после долгого периода запустения и невмешательства человека. Для того, чтобы совершить службу, предстояло выполнить невероятное количество работы. Благо, по просьбе настоятеля отца Ярослава, собралась целая группа молодежи, многие приехали даже из Москвы и области, чтобы «очистить храм от хлама» (так и выглядел этот призыв). Своими впечатлениями от увиденного поделилась Анна из Мытищ: «Когда мы подъехали к храму, стало как-то очень грустно. Даже не верится, что недалеко от столицы, во времена благоприятные, есть ещё такие заброшенные, забытые людьми сельские церквушки. Храм полуразрушен, алтарной части нет, отсутствует внутреннее пространство, соединяющее основной придел с колокольней. Дырки в стенах заколочены досками и кусками какого-то непонятного другого строительного материала. Но печальнее всего было то, что этот Божий Дом был превращен человеком в сарай. Войти во внутреннее пространство церкви было практически невозможно, до самой двери всё было завалено старыми бесполезными вещами, какой-то одеждой, бытовым мусором, досками, стёклами, сеном и т.д.
Уборка закончилась только к вечеру. Почти всё время ушло на то, чтобы вынести из храма все ненужные вещи: доски, мусор, тряпки... Храм расчистили, подмели полы. На душе стало радостнее и светлее. Начинает потихонечку оживать Божий храм!» Действительно, все, кто видел храм до уборки и во время службы только и говорили «чудо, чудо..»

А чудом явилось то, что уже через неделю после уборки была совершена служба и всё было как и положено в настоящем храме: привезли престол, в центре храма стоял аналой с иконой Воскресения Христова, украшенной цветами, в левой части храма поместился небольшой клирос, а сам храм наполнился молящимися. Конечно, на первую службу приехали в основном люди из города: отец Ярослав с семьей, хор, бабушки, которые неведомым никому образом добираются в любой храм в любое время, как бы далеко от города он не находился. Из самого Юрлово пришли на службу три человека: две женщины и мужчина. Одна из женщин сказала о том, что это невероятно радостное событие лично для нее, и она очень надеется и ждет, что теперь службы будут проводиться тут как можно чаще.

Внутри церкви было очень холодно и сыро, поэтому этим солнечным сентябрьским днем все оделись буквально по-зимнему. Но мало кто успел почувствовать холод или другие неудобства. Отец Ярослав поделился, что даже не заметил, как закончилась служба, как пел хор, холодно ли было, но не потому, что был невнимателен, а как раз наоборот,<i "style: "> от благодати.

Престолы в храмах Воскресения Словущего – еще одна Пасха. Так и в Юрлово,  служба венчалась пасхальными песнопениями, крестным ходом и возгласами «Христос воскресе!». И как полагается на настоящем празднике – угощение и подарки!

Все долго расходились после окончания службы, кто-то общался, кто-то делился впечатлениями, а кто-то доедал пирожки, которыми всех угощали, но все уходили с надеждой и желанием, что службы теперь будут служиться как можно чаще, или, по крайней мере, регулярно, что начатая работа по восстановлению будет продолжаться, и церковь приобретет вновь свое благолепие. А главное, двери храма всегда будут открыты для человека и его молитвы к Богу.

По церковному преданию во время освящения любого храма, к нему приставляется ангел Божий, который является, собственно, хранителем этого храма до конца всех веков, до второго Пришествия Христова на землю, до Страшного Суда. Следовательно, если в городе или селе стоит храм, то имеется и хранитель у этого селения. Тогда возникает вопрос: а если сами жители рушат храм, взрывают его, разбирают на фундамент для своих сараев и домов – в этом случае будет ли на них мир и благоденствие, может ли быть процветание и благополучие? Будет ли Ангел молиться на руинах Божьего храма за разрушителей? Ответ очевиден. Может быть поэтому прежде процветающее село Елманово превратилось в захудалую деревеньку Юрлово на окраине Московской области? Пришло время собирать камни и вместе с Ангелом этой веси молиться о её воскрешении в восстанавливаемом храме Воскресения Христова (Словущего).


из газеты "Газета «Можайское обозрение»"


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 октября 2018

Каменный храм во имя Обновления храма Воскресения Христова с южным приделом св. вмц. Екатерины в Елманове построен в 1727 г. на средства обер-комиссара Анисима Ивановича Березникова. Сын его отставной капитан Дмитрий Анисимович писал в 1758 г., что в церкви Воскресения Христова на многих иконах краски, особенно на ликах, слиняли, крест на церкви сломило бурею, крыша на церкви и приделе сгнила. 12 марта 1758 г. дозволено ветхости возобновить и церковь снаружи выбелить.

В 1787 г. снова исправлены ветхости церковные на средства помещика, полковника Алексея Дмитриевича Березникова. В 1798 г. село Елманово принадлежало полковникам Петру и Алексею Березниковым.

После разгрома 1812 г. иконостас Воскресенского храма исправлен в 1819 г., в 1825 г. деревянная крыша храма заменена железною. Придел св. вмц. Екатерины сделан теплым в 1829 г., тогда же в нем возобновлен иконостас на средства помещика, полковника Павла Алексеевича Березникова. В 1832 г. возобновлен иконостас Воскресенской церкви того же П. Березникова. В 1856 г. устроен и освящен северный придел во имя Божией Матери «Всех скорбящих радости», тогда же П. Березниковым возобновлен и освящен Екатерининский придел, в алтаре которого устроен новый престол, им же в 1860 г. возобновлены иконостас, вся внутренность Воскресенской церкви и устроен новый престол.

В 1868 г. старые церковные колокола весом в 78 ½ пуд. заменены новыми в 163 ½ пуда весом. В 1879 г. приложены к колокольне для прочности каменные пристройки с северной и южной сторон. Замечательно в храме древнее серебряное кадило с бубенцами, в верхней и нижней части с резными серафимами, весом в 2 фунта. Причт состоит из священника и псаломщика, причт получает % 332 руб. и 40 руб. на отопление дома для причта. Земли усадебной 3 дес., пашенной 18 дес., сенокосной 7 дес.

«Можайский уезд Московской губернии (существующие и уничтоженные сельские церкви). Н. А. Скворцов. Москва, Печатня А. И. Снегиревой, 1911 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 апреля 2025

Елманово называлось по церкви селом Воскресенским и принадлежало Петру Борисовичу Бартеневу.

1676 г. декабря 21 дня по именному приказу святейшего Иоакима, патриарха московского и всея России, Пафнотиева монастыря Боровского игумен Леонтий ездил в Верейский уезд Боровской десятины в вотчину П. Б. Бартенева, в село Воскресенское со старостою поповским с Борисоглебским попом Тихоном да с понятыми города Вереи с Егорьевским попом Григорием Ивановым да села Борисова Павлом Васильевым, в церкви всякого церковного благочиния досматривал и, досмотря со старостою при понятых, тое церковь описал.

Церковь во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа с приделы: придел Николая чудотворца да св. муч. Екатерины. «Церковь поземная с трапезою и с папертьми древянная, на паперти с трех сторон трои двери – с западу в трапезу двери, с полуденной да с северной стороны в церковь двои двери. Настоящая церковь с олтарями и трапезою мерою в длину 7 саж. с полусаженью, поперек 3 саж. с полуарш., а в ней два моста исподний да верхний; в церкви три главы, крыты чешуею, кресты деревянные, опаяны белым железом.

В церкви святых икон: настоящая Воскресения Господня писана на празелени в киоте, киот писан разными красками, да вверху в тяблях деисус – образ Спасов да Пречистой Богородицы, Иоанна Предтечи, дванадесять апостолов – все писаны на празелени, тябла писаны разными красками… В приделе образ Николая чудотворца штилистовой, венец и цата, и оклад серебряный позолочен в киоте, киот писан разными красками, образ Живоначальной Троицы писан на празелени в киоте, киот писан красками, образ Иоанна Предтечи с крылами писан на празелени в киоте, венец и ризы писаны золотом, киот прописан по полям золотом, да на другой стороне в приделе образ св. вмц. Екатерины в киоте… венец серебряный позолочен, у мученицы на иконе на плечах и по полям оклад серебряный чеканный, обнизан жемчугом крупным, в венце 5 камешков простых, цата серебряная чеканная золочена, ожерелейцо небольшое, жемчужное; по левую сторону образ Пресвятой Богородицы Одигитрия в киоте, писан на празелени, венцы прописаны золотом… Три двери царские писаны на празелени, по местам прописаны золотом… Колокольня рубленая осмириком в замок, на ней шесть колоколов больших и малых».

В 1677 г. в селе Елманове находился двор вотчинников, в которых жили деловые люди 5 человек, крестьянские дети из Галичского уезда. Да в Пылаевой горе двор скотный и двор деловых людей, в них 13 человек, взяты из крестьян разных уездов.

После П. Б. Бартенева имением владел в 1686 г. его сын Иван, от него перешло к сыну Павлу; в 1711 г. П. И. Бартенев заложил село Елманово своему зятю Анисиму Березникову.

1727 г. февраля 20 дня капитан и обер- комиссар Анисим Березников входил в синодальный Казенный приказ с прошением: «в прошлом 1714 г. в сентябре месяце по указу его величества, а по моему челобитью, велено в Верейском уезде, в Глинском стану, в вотчине моей в селе Елманове вместо ветхой древяной церкви во имя Воскресения Христова да придела св. муч. Екатерины построить каменную церковь во имя те ж престолы; а ныне оные церкви построены и к освящению совсем изготовлены, и дабы указом св. Синода благословением повелено было об освящении помянутых церквей послать указ в г. Можайск Лужецкого монастыря к архимандриту и антиминсы освященные в те церкви выдать». Подписано: «1727 г. марта в 17 день. Дать указ об освящении и антиминсы выдать».

В. и Г. Холмогоровы «Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII вв.». Выпуск 11. Издание Императорского Общества Истории и древностей Российских при Московском Университете. - Москва. Синодальная Типография. 1913 г. 



Комментарии и обсуждение


Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня (или Св. Гроба Господня) в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.
29 июля 2008.

В 1856 г. симметрично южному был пристроен северный придел, во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости". Как и южный Екатерининский, он был разобран в 1940-х гг.

Кирилл Аминов 26 января 2015 г.

28 января 2015.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.