Год окончания строительства и освящения храма Рождества Христова в селе Варварино памятен знаменательными событиями в истории нашего Отечества. В 1693-м царь Пётр I заложил 24-пушечное судно "Святой Павел" - первый корабль на Архангельской верфи, и тогда же у русского флота появился новый стяг - легендарный триколор, ныне являющийся государственным флагом России. А далеко от Архангельска, сохранилась небольшая, но яркая и заметная своей архитектурой церковь, которая стоит на холме, вокруг которого раскинулось сельское кладбище. Холм возвышается над долиной реки Пахры, в честь притока которой, речушки Варварки, и названо местное село. Места вокруг исторические и во многом связаны с именами бывших владельцев Варварина - известных личностей, оставивших заметный след в истории России. История села Варварино насчитывает почти четыре столетия. Впервые в официальных документах оно упоминается, по некоторым сведениям, с 1588 года. Именно тогда в семействе местных землевладельцев Чириковых произошла родственная купля-продажа: Авдотья Ивановна Волчичева (Чирикова) продала сельское имение представителю своей семьи Михаилу Ивановичу. С них и началась длинная череда хозяев окрестных земель, в числе которых были и строители храма Рождества Христова.
"Деревней на речке Варварке у реки Пахры" называют это будущее село писцовые книги 1627 и 1628 годов. Её хозяевами значатся братья Чириковы: Пантелей, Степан и Константин Михайловичи, и владели они деревенькой по той самой купчей от 1588 года, которую выправил их отец Михаил Иванович. Это фамильная вотчина Чириковых, территориально относившаяся к Московскому уезду Замыцкой волости. Впрочем, владение было невелико, всего-то "два двора крестьянских и двор бобыльский". Во второй половине ХVII столетия Варварино оставалось во владении семьи Чириковых, в частности Степана Михайловича и его племянника Алексея Пантелеевича, вплоть до окончания 70-х годов. Есть основания предполагать, что к тому времени здесь уже имелась церковь, скорее всего деревянная. На это указывают некоторые документы и то, что в 1678 году Варварино уже именовалось "сельцом". Именно тогда у здешних земель сменился хозяин. Им стал видный боярин, царский приближённый Иван Милославский. После кончины Ивана Милославского в 1681 году село Варварино унаследовала его вдова Дарья Прохоровна, а через пять лет во владение имением, согласно её завещанию, вступил их сын Сергей Иванович (1636-1701). Наследник служил комнатным стольником российских государей Ивана и Петра Романовых, а вдобавок приходился родственником по материнской линии царю Ивану. По линии жён Милославский также состоял в родстве с именитыми российскими фамилиями: его первой супругой, подарившей ему сына и дочь, была Анна Даниловна Строганова, а после её смерти Сергей Иванович женился на Марье Петровне Салтыковой. Он принялся постепенно обустраивать родительское гнездо, вследствие чего число жителей села прибывало, и скоро назрела необходимость постройки в Варварине каменного храма. Владелец села ходатайствовал об этом перед церковным начальством, отдельно оговорив освящение храма и наличие у него придела, и 6 мая 1689 года был издан патриарший указ о строительстве в селе Варварино каменной церкви.
Приходная окладная книга Патриаршего казённого приказа тех лет свидетельствует: "... в 1689 году мая в 6 день, по указу Патриарха и по помете на выписке казначея старца Паисия Сийского, а по челобитью стольника Сергея Ивановича Милославского, велено ему в вотчине своей, в Московском уезде, в Шахове стану, в селе Варварине, что на реке Пахре, построить вновь церковь Рождества Христова, да в приделе св. Пророка Илии, а дани положено на тое церковь, по сказке человека его Андреяна Закровского, с дворов: с попова, с дьячкова, с просвирницына, с вотчинникова, с 10 дворов крестянских и 10 дворов бобыльских, с церковной земли... с пашни с 10 четьи, с сенных покосов с 10 копен, по указной статье, 17 алтын, заезда гривна. И те данные деньги велено имать как к той церкви будет поп благословлен, или освящении той церкви будут бить челом". Для истории этой церкви в указе владыки весьма важна фраза "построить вновь": она напрямую свидетельствует об уже стоявшем прежде в этом селе и, возможно, обветшавшем Рождественском храме. Церковь в Варварине возводили несколько лет. Работы были завершены в 1693 году, и тогда же состоялось его освящение. С тех пор, согласно старинной традиции, село получило и второе название, по своему храму, - Рождественское. Годы постройки каменной церкви в Варварине ознаменовали важнейший этап и в судьбе семьи её храмоздателей. Её строительство началось в пору процветания рода Милославских, а завершена церковь была уже после прихода к власти Нарышкиных и их ставленника Петра, в годы, когда начался закат этой династии. Сергей Милославский был отнюдь не новичком в деле храмостроительства. На своих землях он построил не одну церковь. Им были возведены деревянные Спасский храм в подмосковном имении Прохорово и храм Святителя Николая Чудотворца с приделом, посвящённым небесному покровителю Милославского, преподобному Сергию Радонежскому (1691) в Заянье, гдовской усадьбе стольника. При этом историки и искусствоведы и поныне спорят о строителях каменной церкви Казанской иконы Божией Матери в Шеметове (1676), служившем ещё Ивану Милославскому подмосковной вотчиной.
Есть версия, что эту церковь построил тоже Сергей Иванович, поскольку её архитектурная стилистика - тоже нарышкинское направление московского барокко, что и у храма в Варварине. К тому же достоверно известно, что Сергей Милославский в 1706 году завершал строительство Казанского храма в Шеметове и являлся заказчиком его Знаменского придела. Так или иначе, специалисты считают церковь в Варварине главной культовой постройкой Сергея Милославского, отмечая её изысканный столичный стиль, буквально придворный лоск, тщательность и тонкость отделки церковных фасадов. Однако и у Варваринской церкви была своя предшественница: специалисты называют ею храм Покрова Пресвятой Богородицы в московском Новодевичьем монастыре. Считается, что эта надвратная церковь была возведена на средства царевны Софьи, заключённой в монастыре на закате своей политической карьеры. При этом существует версия, что её строители возводили и церковь в Варварине во многом благодаря придворным связям Милославского. И коль скоро он избрал Покровскую церковь в качестве образца для храма подмосковной вотчины, он вполне мог выпросить у Софьи её мастеров, благо царевна нередко посещала святую обитель. Когда в год постройки храма царевну Софью заточили в Новодевичьем монастыре, и к власти пришла партия Нарышкиных, ставивших на царя Петра, Сергей Милославский избежал опалы благодаря близости к царю Ивану и сумел беспрепятственно достроить новую каменную церковь в своём родовом имении Варварино. Черты её здания, весьма близкие придворным постройкам того времени, даже позволили ряду историков охарактеризовать архитектуру храма Рождества Христова как своеобразный "стиль Милославских". Несмотря на упадок рода Милославских в правление императора Петра Великого и гибель усадьбы в Варварине во время пожара, само село сохранилось, как и его церковь. У него один за другим менялись владельцы, первым из которых после кончины Сергея Ивановича стал его сын Михаил Милославский. После его кончины в 1706 году Варварино унаследовал его отпрыск Николай.
Вторая половина ХVIII века стала временем сразу нескольких разделов села на Варварино и Рождественское, которыми владел Николай Михайлович Милославский. Последующими значительными событиями в жизни Христорождественской церкви стали постройка её колокольни, предположительно в 1803 году, и драматические обстоятельства Отечественной войны 1812 года. В ходе французского нашествия Варварино было захвачено противником, а его храм подвергся кощунству и поруганию. Когда захватчики были изгнаны из России, наступила пора возрождения разорённых французами земель. В Варварине ярким и радостным символом этого времени стало обновление и повторное освящение осквернённой врагом сельской церкви. Торжественная церемония состоялась, по всей видимости, 27 декабря 1813 года, хотя историки и краеведы порой называют и более ранние даты. Шли годы, село росло, и у него менялись хозяева. В числе владельцев в ХIХ веке были представители самых известных и знатных российских династий, такие как действительный тайный советник Сергей Петрович Румянцев и княгиня Любовь Петровна Голицына. Многие из них пеклись о сельском храме, достраивая и улучшая его. Так, в середине века на деньги хозяйки села, княгини Любови Голицыной, владевшая селом с 1852 года, к зданию храма Рождества Христова с северной стороны был пристроен придел, освящённый во имя святого благоверного князя Александра Невского. Причт храма был невелик. Приход Христорождественской церкви постоянно увеличивался. Если в 1856 году к нему относились 99 дворов, которые населяли "душ мужеска пола 398, женска 311", то десять лет спустя число приходских дворов увеличилось на два десятка, а их население выросло до 948 человек. Всех прихожан ещё с момента постройки каменного храма духовно окормляли священник, дьячок и пономарь. Для них были построены жилые дома, бывшие собственностью причта.
Деревянная охранная сторожка, построенная в 1910 году, стала, пожалуй, последним строением этого храмового комплекса в дореволюционный период его истории. Конечно, защитить Божий дом от разрушительных волн воинствующего безбожия, захлестнувшего всю страну уже в 1917 году, она не могла, однако храм довольно долго продолжал действовать, и в нём шли службы. Разумеется, окрестные власти чинили препятствия, вплоть до того, что в 1922 году, спустя пять дней после празднования дня рождения большевистского вождя Ленина, большая часть церковных ценностей была изъята из храма. Тогда, чтобы хоть как-то защититься от произвола новой власти, в 1923 году прихожане подали заявление с просьбой зарегистрировать их религиозную общину. По всей видимости, просьба верующих была удовлетворена, поскольку богослужения продолжались, хотя и участились перерывы между ними. Так продолжалось вплоть до 1938 года, пока храм Рождества Христова не был закрыт. Этому печальному событию предшествовал арест его последнего настоятеля, прослужившего в храме девять лет, священномученика Церкви Александра Минервина (1888-1938). Отец Александр был приговорён к высшей мере наказания, расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне. В 2000 году он причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Здесь же, в Бутово, был расстрелян и другой свщенномученик Церкви, иерей Василий Колоколов, уроженец Варварина. После закрытия храма власти, как обычно, стали подыскивать для его здания новое предназначение. Однако ничего лучше роли подсобного помещения для пионерского лагеря, развёрнутого на территории усадьбы бывшего "дворянского гнезда", так и не придумали. А ведь речь шла о памятнике истории и архитектуры, что впоследствии будет подтверждаться как раз на самом высоком государственном уровне! Уже в 1974 году постановлением Совета Министров РСФСР церковь Рождества Христова в Варварине внесут в перечень объектов культуры, "подлежащих охране как памятники государственного значения". Открылась церковь только в 1992 году, когда её вернули в лоно Русской Православной Церкви. Тогда в ней возобновились богослужения, и одновременно в здании начались ремонтно-реставрационные работы, затянувшиеся надолго.
С 1992 года и в течение последующих трёх лет главными радетелями о храме были игумен Феодор Волчков, священники Михаил Таран и Александр Коканович. А начиная с января 1996-го в храм был назначен новый настоятель - священник Димитрий Покровский. Были проведены штукатурные работы в главном приделе, придавшие ему современный вид, и осуществлён целый комплекс мер по консервации здания, долгое время остававшегося без реальных хозяев, от дальнейших разрушений. В 2004 году в жизни Варварина произошли существенные перемены: здесь был основан одноимённый эко-посёлок, ставший своеобразным клубным центром отдыха и загородной жизни в округе. В 2007 году на пожертвования местных верующих была отреставрирована храмовая колокольня, после чего наступил черёд кардинальной реставрации основного объёма храма Рождества Христова. Проведению и финансированию работ способствовало и то обстоятельство, что с 2012 года Варварино и Христорождественский храм вошли в состав Никольского благочиния Московской городской епархии. После этого усилия варваринцев по возрождению их Божиего дома поддержала столичная мэрия: храм был включён в городскую программу реставрации. Были отремонтированы завершения храма - главы и кресты, восстановлены кровля здания, его фасады и белокаменный декор.
В пору возрождения церкви Рождества Христова села Варварино возникла надобность в колоколах для её звонницы. За новыми "голосами" дело не стало. Так, один из колоколов, весящий около 200 пудов, что в пересчёте на современные меры весов равняется примерно 3 тоннам 300 килограммам, приобрёл на свои средства Игорь Владиславович Ушаков, коренной житель округи. Примечательно, что язык для колокола был взят от подлинного дореволюционного "звона", который в 1930-е годы большевистские вандалы сбросили с колокольни и раскололи. Другой колокол, весом 326 килограммов, храму пожертвовала целая семья местных благотворителей: Евгений Иванович Воронко, его супруга Наталья и дочь Дария. Это не первый их дар Христорождественскому храму. Первые пять колоколов они приобрели в начале 2006 года, а уже К Пасхе подарили церкви ещё один "звон", в 160 кг. Как видим, в делах и жизни храма участвуют целые семьи, что называется, и стар и млад.
Стало давней традицией в Христорождественском храме отмечать 17 февраля как день памяти священномученика Александра Минервина, служившего здесь настоятелем в 1930-е годы. К 75-летию Московской области в 2004 году в Краснопахорском сельском округе была завершена важная стройка - проложена новая дорога в село Варварино. Она была освящена тогдашним настоятелем Христорождественской церкви священником Димитрием Покровским к вящей радости сельчан - благословенна всякая дорога, что ведёт к Храму.
Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск № 394, ООО "Де Агостини", 2020