ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Рождества Христова в Варварине.


Москва. Церковь Рождества Христова в Варварине
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова, Илии Пророка, Александра Невского
Архитектурные стили:Нарышкинский, Псевдоготика
Год постройки:Между 1689 и 1693. Колокольня - 1803 (?).
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Страница на сайте епархии 
Адрес:
Россия, г. Москва, Троицкий административный округ (ТАО), Краснопахорское поселение, с. Красная Пахра, Нагорная ул., д. 50

Координаты: 55.43195, 37.25013
Проезд: Проезд на машине от МКАД: По Калужскому шоссе (А-101) (продолжение Профсоюзной улицы) 29 километров от МКАД в сторону области. После моста через реку Пахра находится остановка "45-км", за ней нужно повернуть направо и проехать ещё 2 километра. Проезд из Москвы: От метро Тёплый стан на 531 автобус ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Проезд на машине от МКАД: По Калужскому шоссе (А-101) (продолжение Профсоюзной улицы) 29 километров от МКАД в сторону области. После моста через реку Пахра находится остановка "45-км", за ней нужно повернуть направо и проехать ещё 2 километра. Проезд из Москвы: От метро Тёплый стан на 531 автобусе или маршрутке до остановки 45-км (конечная), далее по схеме 2 километра пешком до храма. Проезд из Подольска: От станции на 24 или 32 автобусе (маршрутке) до остановки 45-км Калужского шоссе, далее по схеме 2 километра пешком до храма.



Сортировка:

Церковь Рождества Христова в Варварине, Церковь Рождества Христова<br>, Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Церковь Рождества Христова
Сергей Марцевич
28 июля 2019
Церковь Рождества Христова в Варварине, , Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Печурин Николай
21 декабря 2008
Церковь Рождества Христова в Варварине, , Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Михаил и Галина
25 ноября 2018
Церковь Рождества Христова в Варварине, , Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
МОРПЕХ879
10 марта 2017
Церковь Рождества Христова в Варварине, , Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Илья Смирнов
4 июня 2011
Церковь Рождества Христова в Варварине, , Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Илья Смирнов
4 июня 2011
Церковь Рождества Христова в Варварине, , Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
strusto
27 марта 2005
Церковь Рождества Христова в Варварине, , Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
strusto
27 марта 2005
Церковь Рождества Христова в Варварине, , Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1999
Церковь Рождества Христова в Варварине, , Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1987
Церковь Рождества Христова в Варварине, Церковь Рождества Христова<br>, Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Церковь Рождества Христова
Сергей Марцевич
28 июля 2019
Церковь Рождества Христова в Варварине, , Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Михаил и Галина
25 ноября 2018
Церковь Рождества Христова в Варварине, Кресты храма<br>, Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Кресты храма
Алексей Кротов
10 июля 2015
Церковь Рождества Христова в Варварине, Главный престол Рождества Христова<br>, Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Главный престол Рождества Христова
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
25 апреля 2021
Церковь Рождества Христова в Варварине, Придел Александра Невского<br>, Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Придел Александра Невского
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
25 апреля 2021
Церковь Рождества Христова в Варварине, Придел Илии Пророка<br>, Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Придел Илии Пророка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
25 апреля 2021
Церковь Рождества Христова в Варварине, , Москва, Троицкий административный округ (ТАО), г. Москва
Илья Смирнов
4 июня 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Село Варварино упоминается в документах с 1588 г. В 1678 г. Варварино уже называется сельцом, принадлежит Ивану Богдановичу Милославскому. В 1689 г. "по указу Святейшего Патриарха... по челобитью стольника Сергея Ивановича Милославского велено ему в вотчине своей... в селе Варварине, что на реке Пахре, построить вновь церковь Рождества Христова и в пределе пророка Илии..." Церковь строили несколько лет, освящение состоялось в ноябре 1693 г. С того времени за селом закрепилось второе название - Рождественское. Первого священника звали Иоанн. В 1704-1722 гг. при церкви были священник Сергий Киприанов, дьячки Григорий Архипов, Иосиф Емельянов, пономари Иван Леонтьев, Димитрий Сергеев.

Во второй половине XVIII в., после ряда разделов, село Рождественское и деревня Варварино находились в совместном владении Николая Михайловича Милославского и Анны Никитичны Нарышкиной.

Впоследствии среди владельцев имения представители знаменитых российских фамилий: действительный тайный советник и кавалер Сергей Петрович Румянцев, княгиня Любовь Петровна Голицына... Предположительно в 1803 г. к церкви была пристроена трехъярусная колокольня. Во время наполеоновского нашествия храм подвергся поруганию. В связи с осквернением храм был вновь освящен 27 декабря 1812 г. Из ведомости за 1849 г: "Построена сия Церковь когда и кем неизвестно, зданием каменная с таковою же колокольнею, ...престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Рождества Христова; в приделе теплом во имя св. пророка Божия Илии, утварью достаточна, причта при оной положено издавна: священник, дьячок и пономарь, домы у священно-церковнослужителей собственные, деревянные на церковной земле... с расстоянием сия церковь от консистории в 40 верстах, от местного благочинного в 12 верстах".

О причте известно следующее. Выписка за 1831 г.: священник Сергий Михайлов Погожев, священнический сын, обучавшийся в Московской Духовной Академии философии... 1817 г. октября 3-го дня переведен на настоящее место, 39 лет... дьячок Николай Михайлов Погожев... 31 году... Пономарь Гавриил Иванов Молодиков, пономарский сын... 46 лет... в 1807 г. Марта 21-го дня переведен на настоящее место. Выписка за 1849 г.: священник Глеб Афанасьев Архангельский, 23 лет, родился в Московской губернии, из духовного звания, сын дьячка, обучался в Спасо-Вифанской Духовной семинарии... по окончании в означенной семинарии курса наук в 1848 г... произведен на настоящее место во священника (02.10.1848 г.) с получением грамоты. Дьячок Николай Михайлов Погожев, 49 лет, родился в Московской губернии, из духовного звания, сын священника в стихарь посвящен в 1819 г. ... переведен на настоящее место во дьячка (24.09.1823 г.), указ имеет. Пономарь Андрей Исидоров Соколов, 24 лет, родился в Московской губернии, из духовного звания, сын дьячка... определен на настоящее место (25.10.1845 г.), где и в стихарь посвящен, грамоту имеет (03.12.1846 г). Среди "заштатных и сиротствующих" - дети умершего священника этой церкви Сергия Михайлова Погожева - 5 человек и вдова пономаря Гавриила Иванова - Прасковья Гаврилова. По данным 1866 г. приходских дворов было 119, в них проживало 948 человек.

В 1876 г. генерал-адъютант С.П.Голицын продал имение некому Костякову из Серпухова. В 1846 г. к храму был пристроен левый (северный) придел во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1877 г. начался выкуп крестьянами земли, и священник Глеб Архангельский посылал заявления в Московское губернское присутствие по крестьянским делам по поводу приведения церковной земли в одну окружную межу.

Внутреннее убранство церкви было скромным. Архитектурные особенности: кирпичный храм в стиле московского барокко состоит из бесстолпового одноглавого четверика, прямоугольного помещения главного алтаря и трапезной с двумя приделами. Интересно ярусное построение и размещение барабанов глав, венчающих не только храм с приделами, но и алтарный выступ. Колокольня в стиле русского классицизма. Главы были синие, кресты золоченые четырехконечные с полумесяцем, а на колокольне восьмиконечный, без полумесяца. Храм был расписан частично. В нем находились чтимые иконы: Смоленская, Тихвинской Божией Матери, мученицы Дарии (пожертвована матерью основателя храма Дарьей Прохоровной Милославской), северная дверь главного алтаря - святой архидиакон Стефан, южная - святой архидиакон Филипп; царские врата - древние с финифтью, прекрасный запрестольный крест, в приделе пророка Илии - его чтимая икона. Из вышеперечисленного сохранилась Тихвинская икона Божией Матери.

По выписке из метрической книги за 1899 г. мы узнаем, что в церкви служили священники - Петр Соколов и Сергий Лебедев. Псаломщик Александр Воронцов умер в 1923 г. от чахотки, судьба других священнослужителей неизвестна. В последние годы перед закрытием в храме служил священномученик Александр Минервин. Его канонизация произошла на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Он родился 22 мая 1888 г. в селе Петровском Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Петра Павловича Минервина. В 1904 г. окончил Коломенское Духовное училище, а в 1912 г. - Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. В 1930-х гг. отец Александр служил в храме Рождества Христова. 21 января 1938 г. власти арестовали священника и заключили в Таганскую тюрьму Москвы. Виновным в антисоветской и контрреволюционной деятельности он себя не признал. 17 февраля 1938 г. иерей Александр Минервин был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне в Бутово. Реабилитирован 28 июня 1989 г.

Храм закрыли, его постигла участь многих других храмов. Памятник архитектуры использовался в качестве подсобного помещения пионерского лагеря.

В 1992 г. возобновлены богослужения.

http://www.podolskoe.ru/varvarino/main.htm


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 декабря 2014

6 мая 1689 г. был издан патриарший указ о строительстве в селе Варварине каменного храма в честь Рождества Христова с приделом пророка Илии. О возведении новой церкви ходатайствовал владелец села, стольник Сергей Иванович Милославский. В 1693 г. Рождественский храм был готов: «...202 (1693) г. ноября 14 дня даны два антиминса в Московский уезд, в новопостроенную церковь Рождества Христова, да в приделе пророка Илии, а взял антиминс тоя ж церкви поп Иоанн». С того времени за селом закрепилось второе название – Рождественское.

Во второй половине 18 века, после ряда разделов, село Рождественно и деревня Варварино находились в совместном владении Николая Михайловича Милославского и Анны Никитичны Нарышкиной. Впоследствии среди владельцев имения были представители знаменитых российских фамилий: действительный тайный советник и кавалер Сергей Петрович Румянцев, княгиня Любовь Петровна Голицина.

Предположительно в 1803 г. к церкви была пристроена трехъярусная колокольня.

Во время нашествия французской армии в 1812 г. из церкви Рождества Христова были украдены сосуды и прочая утварь. 27 декабря 1813 г. храм вновь освятили

В 1864 г. к церкви пристроили северный придел во имя благоверного князя Александра Невского.

27 апреля 1922 г. в церкви Рождества Христова провели изъятие церковных ценностей. В 1923 г. верующие подали заявление о регистрации религиозной общины. Видимо, она была зарегистрирована, т. к. богослужения здесь совершались (хотя и с перерывами) до 1938 г., когда был арестован последний настоятель храма, священник Александр Минервин. Отца Александра приговорили к высшей мере наказания и расстреляли на Бутовском полигоне. В 2000 г. он был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.

В 1938 г. церковь Рождества Христова была закрыта, ее здание использовалось как подсобное помещение пионерского лагеря. Убранство интерьера полностью утрачено в XX столетии. Роспись интерьера до наших дней не сохранилась.

В 1992 г. храм вернули верующим. В настоящее время ведутся реставрационные работы.

До наших дней сохранился старинный некрополь, размещающийся вокруг церкви.

http://nikol-blag.ru/blagochinie/khramy/59-khristorozhdestvenskij-khram-s-varvarino.html


Анонимный участник  25 февраля 2015

Кирпичная, с белокаменными деталями, церковь Рождества Христова с южным приделом трапезной во имя Илии Пророка построена вместо прежней в 1689-1692 гг. по челобитью стольника С.И.Милославского, освящена в 1693 г. В 1803 г. пристроена трехъярусная колокольня, в 1846 г. - северный придел трапезной во имя блгв.князя Александра Невского, на средства княгини Любови Петровны Голицыной. Основной объем выстроен в стиле московское барокко. Интересные особенности - расположение ярусных барабанов глав над приделами и алтарем, прямоугольная форма алтарной части, что не вполне характерно для времени постройки. Колокольня - хороший образец романтического направления в архитектуре русского классицизма. Внутреннее убранство отличалось скромностью, помещения были расписаны лишь частично. Храм был закрыт в 1938 г., полностью утрачена историческая внутренняя отделка. Здание использовалось для нужд пионерлагеря. С 1992 г. возобновлены богослужения, ведутся ремонтно-реставрационные работы. С 2012 г. храм входит в состав Никольского благочиния Московской епархии (городской). Церковь Рождества Христова в с.Варварино является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624).

Информация с сайта "Храмы России", каталога "Памятники архитектуры Московской области", т.2. М., 1975, книги протоиерея Олега Пенэжко "Храмы г.Подольска и окрестностей" Владимир, 2004 г.

Кирилл Аминов. 25 февраля 2015 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 июня 2018

Церковь во имя Рождества Христова с приделом св. пророка Илии, каменная, построена в селе Варварине в 1693 г. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа говорится: «в 1689 году мая в 6 день, по указу патриарха и по помете на выписке казначея старца Паисия Сийского, а по челобитью стольника Сергея Ивановича Милославского, велено ему в вотчине своей, в Московском уезде, в Шахове стану, в селе Варварине, что на реке Пахре, построить вновь церковь Рождества Христова, да в приделе св. пророка Илии, а дани положено на тое церковь, по сказке человека его Андреяна Закровского, с дворов: с попова, с дьячкова, с просвирницына, с вотчинникова, с 10 дворов крестьянских и 10 дворов бобыльских, с церковной земли… с пашни с 10 четьи, с сенных покосов с 10 копен, по указной статье, 17 алтын, заезда гривна. И те данные деньги велено имать как к той церкви будет поп благословлен, или освящении той церкви будут бить челом».

По справке с записною книгою, что св. патриарха у крестовых иеромонахов отпуску антиминсов, написано: «1693 года ноября 14 дня, даны два антиминса в Московский уезд, в новопостроенную церковь Рождества Христова, да в придел пророка Илии, а взял антиминсы той же церкви поп Иоанн. И в нынешнем 1698 г. августа во 2 день, по указу патриарха и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, велено: с той новопостроенной церкви данные деньги взять с прошлого 1694 по 1698 гг., всего за 5 лет по 17 алтын, заезда гривна на год и внесть ту новопостроенную церковь в приходную книгу жилых церквей. 5 августа те деньги 3 руб. 10 денег взяты, платил той же церкви поп Иоанн».

В тех же приходных книгах за 1694 – 1739 гг. писано: «церковь Рождества Христова, да в приделе Илии пророка в вотчине стольника Сергея Ивановича Милославского, в селе Варварине, дани 17 алтын, заезда гривна». В 1704 г. в селе Варварине церковь каменная.

Варварино, по писцовым книгам 1627 – 28 гг., деревня на речке Варварке, Московского уезда, Замыцкой волости, вотчина за Пантелеем, Степаном и Константином Михайловичами Чириковыми, в деревне 2 двора крестьянских и двор бобыльский; владеют Чириковы тою деревнею по купчей 1588 г., что отец их Михаил Иванович Чириков купил у Авдотьи Ивановны Волчичевой, жены Ивана Чирикова».

В 1646 г. деревнею владели Степан Михайлович и его племянник Алексей Пантелеевич Чириковы; в 1678 г. – боярин Иван Богданович Милославский, при этом владельце Варварино было обращено в сельцо. После боярина И. Б. Милославского и его жены Дарьи Прохоровны этим селом владел в 1686 г. их сын Сергей.

В 1692 г. в сельце Варварине построена каменная церковь во имя Рождества, отчего сельцо и стало называться селом, по церкви Рождественским, Варварино тож, которым владел в 1708 г. Михаил Сергеевич Милославский.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 мая 2020

Год окончания строительства и освящения храма Рождества Христова в селе Варварино памятен знаменательными событиями в истории нашего Отечества. В 1693-м царь Пётр I заложил 24-пушечное судно "Святой Павел" - первый корабль на Архангельской верфи, и тогда же у русского флота появился новый стяг - легендарный триколор, ныне являющийся государственным флагом России. А далеко от Архангельска, сохранилась небольшая, но яркая и заметная своей архитектурой церковь, которая стоит на холме, вокруг которого раскинулось сельское кладбище. Холм возвышается над долиной реки Пахры, в честь притока которой, речушки Варварки, и названо местное село. Места вокруг исторические и во многом связаны с именами бывших владельцев Варварина - известных личностей, оставивших заметный след в истории России. История села Варварино насчитывает почти четыре столетия. Впервые в официальных документах оно упоминается, по некоторым сведениям, с 1588 года. Именно тогда в семействе местных землевладельцев Чириковых произошла родственная купля-продажа: Авдотья Ивановна Волчичева (Чирикова) продала сельское имение представителю своей семьи Михаилу Ивановичу. С них и началась длинная череда хозяев окрестных земель, в числе которых были и строители храма Рождества Христова.

"Деревней на речке Варварке у реки Пахры" называют это будущее село писцовые книги 1627 и 1628 годов. Её хозяевами значатся братья Чириковы: Пантелей, Степан и Константин Михайловичи, и владели они деревенькой по той самой купчей от 1588 года, которую выправил их отец Михаил Иванович. Это фамильная вотчина Чириковых, территориально относившаяся к Московскому уезду Замыцкой волости. Впрочем, владение было невелико, всего-то "два двора крестьянских и двор бобыльский". Во второй половине ХVII столетия Варварино оставалось во владении семьи Чириковых, в частности Степана Михайловича и его племянника Алексея Пантелеевича, вплоть до окончания 70-х годов. Есть основания предполагать, что к тому времени здесь уже имелась церковь, скорее всего деревянная. На это указывают некоторые документы и то, что в 1678 году Варварино уже именовалось "сельцом". Именно тогда у здешних земель сменился хозяин. Им стал видный боярин, царский приближённый Иван Милославский. После кончины Ивана Милославского в 1681 году село Варварино унаследовала его вдова Дарья Прохоровна, а через пять лет во владение имением, согласно её завещанию, вступил их сын Сергей Иванович (1636-1701). Наследник служил комнатным стольником российских государей Ивана и Петра Романовых, а вдобавок приходился родственником по материнской линии царю Ивану. По линии жён Милославский также состоял в родстве с именитыми российскими фамилиями: его первой супругой, подарившей ему сына и дочь, была Анна Даниловна Строганова, а после её смерти Сергей Иванович женился на Марье Петровне Салтыковой. Он принялся постепенно обустраивать родительское гнездо, вследствие чего число жителей села прибывало, и скоро назрела необходимость постройки в Варварине каменного храма. Владелец села ходатайствовал об этом перед церковным начальством, отдельно оговорив освящение храма и наличие у него придела, и 6 мая 1689 года был издан патриарший указ о строительстве в селе Варварино каменной церкви.

Приходная окладная книга Патриаршего казённого приказа тех лет свидетельствует: "... в 1689 году мая в 6 день, по указу Патриарха и по помете на выписке казначея старца Паисия Сийского, а по челобитью стольника Сергея Ивановича Милославского, велено ему в вотчине своей, в Московском уезде, в Шахове стану, в селе Варварине, что на реке Пахре, построить вновь церковь Рождества Христова, да в приделе св. Пророка Илии, а дани положено на тое церковь, по сказке человека его Андреяна Закровского, с дворов: с попова, с дьячкова, с просвирницына, с вотчинникова, с 10 дворов крестянских и 10 дворов бобыльских, с церковной земли... с пашни с 10 четьи, с сенных покосов с 10 копен, по указной статье, 17 алтын, заезда гривна. И те данные деньги велено имать как к той церкви будет поп благословлен, или освящении той церкви будут бить челом". Для истории этой церкви в указе владыки весьма важна фраза "построить вновь": она напрямую свидетельствует об уже стоявшем прежде в этом селе и, возможно, обветшавшем Рождественском храме. Церковь в Варварине возводили несколько лет. Работы были завершены в 1693 году, и тогда же состоялось его освящение. С тех пор, согласно старинной традиции, село получило и второе название, по своему храму, - Рождественское. Годы постройки каменной церкви в Варварине ознаменовали важнейший этап и в судьбе семьи её храмоздателей. Её строительство началось в пору процветания рода Милославских, а завершена церковь была уже после прихода к власти Нарышкиных и их ставленника Петра, в годы, когда начался закат этой династии. Сергей Милославский был отнюдь не новичком в деле храмостроительства. На своих землях он построил не одну церковь. Им были возведены деревянные Спасский храм в подмосковном имении Прохорово и храм Святителя Николая Чудотворца с приделом, посвящённым небесному покровителю Милославского, преподобному Сергию Радонежскому (1691) в Заянье, гдовской усадьбе стольника. При этом историки и искусствоведы и поныне спорят о строителях каменной церкви Казанской иконы Божией Матери в Шеметове (1676), служившем ещё Ивану Милославскому подмосковной вотчиной.

Есть версия, что эту церковь построил тоже Сергей Иванович, поскольку её архитектурная стилистика - тоже нарышкинское направление московского барокко, что и у храма в Варварине. К тому же достоверно известно, что Сергей Милославский в 1706 году завершал строительство Казанского храма в Шеметове и являлся заказчиком его Знаменского придела. Так или иначе, специалисты считают церковь в Варварине главной культовой постройкой Сергея Милославского, отмечая её изысканный столичный стиль, буквально придворный лоск, тщательность и тонкость отделки церковных фасадов. Однако и у Варваринской церкви была своя предшественница: специалисты называют ею храм Покрова Пресвятой Богородицы в московском Новодевичьем монастыре. Считается, что эта надвратная церковь была возведена на средства царевны Софьи, заключённой в монастыре на закате своей политической карьеры. При этом существует версия, что её строители возводили и церковь в Варварине во многом благодаря придворным связям Милославского. И коль скоро он избрал Покровскую церковь в качестве образца для храма подмосковной вотчины, он вполне мог выпросить у Софьи её мастеров, благо царевна нередко посещала святую обитель. Когда в год постройки храма царевну Софью заточили в Новодевичьем монастыре, и к власти пришла партия Нарышкиных, ставивших на царя Петра, Сергей Милославский избежал опалы благодаря близости к царю Ивану и сумел беспрепятственно достроить новую каменную церковь в своём родовом имении Варварино. Черты её здания, весьма близкие придворным постройкам того времени, даже позволили ряду историков охарактеризовать архитектуру храма Рождества Христова как своеобразный "стиль Милославских". Несмотря на упадок рода Милославских в правление императора Петра Великого и гибель усадьбы в Варварине во время пожара, само село сохранилось, как и его церковь. У него один за другим менялись владельцы, первым из которых после кончины Сергея Ивановича стал его сын Михаил Милославский. После его кончины в 1706 году Варварино унаследовал его отпрыск Николай.

Вторая половина ХVIII века стала временем сразу нескольких разделов села на Варварино и Рождественское, которыми владел Николай Михайлович Милославский. Последующими значительными событиями в жизни Христорождественской церкви стали постройка её колокольни, предположительно в 1803 году, и драматические обстоятельства Отечественной войны 1812 года. В ходе французского нашествия Варварино было захвачено противником, а его храм подвергся кощунству и поруганию. Когда захватчики были изгнаны из России, наступила пора возрождения разорённых французами земель. В Варварине ярким и радостным символом этого времени стало обновление и повторное освящение осквернённой врагом сельской церкви. Торжественная церемония состоялась, по всей видимости, 27 декабря 1813 года, хотя историки и краеведы порой называют и более ранние даты. Шли годы, село росло, и у него менялись хозяева. В числе владельцев в ХIХ веке были представители самых известных и знатных российских династий, такие как действительный тайный советник Сергей Петрович Румянцев и княгиня Любовь Петровна Голицына. Многие из них пеклись о сельском храме, достраивая и улучшая его. Так, в середине века на деньги хозяйки села, княгини Любови Голицыной, владевшая селом с 1852 года, к зданию храма Рождества Христова с северной стороны был пристроен придел, освящённый во имя святого благоверного князя Александра Невского. Причт храма был невелик. Приход Христорождественской церкви постоянно увеличивался. Если в 1856 году к нему относились 99 дворов, которые населяли "душ мужеска пола 398, женска 311", то десять лет спустя число приходских дворов увеличилось на два десятка, а их население выросло до 948 человек. Всех прихожан ещё с момента постройки каменного храма духовно окормляли священник, дьячок и пономарь. Для них были построены жилые дома, бывшие собственностью причта.

Деревянная охранная сторожка, построенная в 1910 году, стала, пожалуй, последним строением этого храмового комплекса в дореволюционный период его истории. Конечно, защитить Божий дом от разрушительных волн воинствующего безбожия, захлестнувшего всю страну уже в 1917 году, она не могла, однако храм довольно долго продолжал действовать, и в нём шли службы. Разумеется, окрестные власти чинили препятствия, вплоть до того, что в 1922 году, спустя пять дней после празднования дня рождения большевистского вождя Ленина, большая часть церковных ценностей была изъята из храма. Тогда, чтобы хоть как-то защититься от произвола новой власти, в 1923 году прихожане подали заявление с просьбой зарегистрировать их религиозную общину. По всей видимости, просьба верующих была удовлетворена, поскольку богослужения продолжались, хотя и участились перерывы между ними. Так продолжалось вплоть до 1938 года, пока храм Рождества Христова не был закрыт. Этому печальному событию предшествовал арест его последнего настоятеля, прослужившего в храме девять лет, священномученика Церкви Александра Минервина (1888-1938). Отец Александр был приговорён к высшей мере наказания, расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне. В 2000 году он причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Здесь же, в Бутово, был расстрелян и другой свщенномученик Церкви, иерей Василий Колоколов, уроженец Варварина. После закрытия храма власти, как обычно, стали подыскивать для его здания новое предназначение. Однако ничего лучше роли подсобного помещения для пионерского лагеря, развёрнутого на территории усадьбы бывшего "дворянского гнезда", так и не придумали. А ведь речь шла о памятнике истории и архитектуры, что впоследствии будет подтверждаться как раз на самом высоком государственном уровне! Уже в 1974 году постановлением Совета Министров РСФСР церковь Рождества Христова в Варварине внесут в перечень объектов культуры, "подлежащих охране как памятники государственного значения". Открылась церковь только в 1992 году, когда её вернули в лоно Русской Православной Церкви. Тогда в ней возобновились богослужения, и одновременно в здании начались ремонтно-реставрационные работы, затянувшиеся надолго.

С 1992 года и в течение последующих трёх лет главными радетелями о храме были игумен Феодор Волчков, священники Михаил Таран и Александр Коканович. А начиная с января 1996-го в храм был назначен новый настоятель - священник Димитрий Покровский. Были проведены штукатурные работы в главном приделе, придавшие ему современный вид, и осуществлён целый комплекс мер по консервации здания, долгое время остававшегося без реальных хозяев, от дальнейших разрушений. В 2004 году в жизни Варварина произошли существенные перемены: здесь был основан одноимённый эко-посёлок, ставший своеобразным клубным центром отдыха и загородной жизни в округе. В 2007 году на пожертвования местных верующих была отреставрирована храмовая колокольня, после чего наступил черёд кардинальной реставрации основного объёма храма Рождества Христова. Проведению и финансированию работ способствовало и то обстоятельство, что с 2012 года Варварино и Христорождественский храм вошли в состав Никольского благочиния Московской городской епархии. После этого усилия варваринцев по возрождению их Божиего дома поддержала столичная мэрия: храм был включён в городскую программу реставрации. Были отремонтированы завершения храма - главы и кресты, восстановлены кровля здания, его фасады и белокаменный декор.

В пору возрождения церкви Рождества Христова села Варварино возникла надобность в колоколах для её звонницы. За новыми "голосами" дело не стало. Так, один из колоколов, весящий около 200 пудов, что в пересчёте на современные меры весов равняется примерно 3 тоннам 300 килограммам, приобрёл на свои средства Игорь Владиславович Ушаков, коренной житель округи. Примечательно, что язык для колокола был взят от подлинного дореволюционного "звона", который в 1930-е годы большевистские вандалы сбросили с колокольни и раскололи. Другой колокол, весом 326 килограммов, храму пожертвовала целая семья местных благотворителей: Евгений Иванович Воронко, его супруга Наталья и дочь Дария. Это не первый их дар Христорождественскому храму. Первые пять колоколов они приобрели в начале 2006 года, а уже К Пасхе подарили церкви ещё один "звон", в 160 кг. Как видим, в делах и жизни храма участвуют целые семьи, что называется, и стар и млад.

Стало давней традицией в Христорождественском храме отмечать 17 февраля как день памяти священномученика Александра Минервина, служившего здесь настоятелем в 1930-е годы. К 75-летию Московской области в 2004 году в Краснопахорском сельском округе была завершена важная стройка - проложена новая дорога в село Варварино. Она была освящена тогдашним настоятелем Христорождественской церкви священником Димитрием Покровским к вящей радости сельчан - благословенна всякая дорога, что ведёт к Храму.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск № 394, ООО "Де Агостини", 2020


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 мая 2020

Стилистика здания храма в московском Варварине - яркая иллюстрация иронии судьбы и тщетности всех политических и придворных интриг. Оно представляет собой одноглавый храм в стиле той разновидности московского барокко, которая часто именуется нарышкинским. Это означает, что домовая церковь семьи Милославских спроектирована и оформлена в стиле, названном в честь их ярых противников при русском дворе, главной фигурой которых была мать царя Алексея Михайловича после Милославской - Наталья Кирилловна Нарышкина.

Структурно ансамбль здания Христорождественского храма включает в себе бесстолпный четверик, главное алтарное помещение в виде апсиды, трапезную с двумя приделами и колокольню в три яруса, выстроенную позже. Построенная в начале ХIХ столетия, колокольня издалека привлекает к себе внимание золотым куполом, выразительностью деталей и соблюдением пропорций, что свидетельствует об опыте и мастерстве зодчего-проектировщика. Она спроектирована в архитектурном стиле русского классицизма, при этом некоторые специалисты усматривают в ней элементы псевдоготического зодчества (1803-й год строительства, здесь явно не уместен!). Прежде звонницу осенял золочёный восьмиконечный крест. На сегодняшний день колокольня полностью отремонтирована и оштукатурена в общем для храма цвете. Алтарная апсида северного придела храма довольно необычна, и прежде всего своей нетрадиционной для русского церковного зодчества прямоугольной формой. К тому же она завершается аккуратной главкой, водружённой на двухъярусный постамент. Ранее над северным приделом храма, как и над звонницей, сияли восьмиконечные кресты без особых украшений. В трапезной же издавна располагался Ильинский, а с 1860-х годов - и Александро-Невский придел. Оба придела различаются формой и размерами. Более древний - южный, освящённый во имя Илии Пророка. Архитектура более позднего, северного придела имитирует первоначальную стилистику всего здания. Помещения приделов перекрыты коробовыми сводами, в то время как оставшаяся часть трапезной и алтарь центральной части храма имеют крестовые перекрытия с чётко выраженной шелыгой - самой верхней линией свода, его "хребтом". Храмовое здание возведено из красного кирпича и украшено белокаменными вставками вкупе с другими декоративными деталями.

Стоит сказать, что оформление фасадов церкви в Варварине во многом схоже с её аналогом - надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре. Об этом свидетельствуют, к примеру, такие общие детали декора двух храмов, как колонки: они объёмно выделяют порталы, акцентируют углы алтарных помещений, в виде постаментов-герм римских статуй украшают наличники. Оба храма явно оформляла одна и та же опытная рука искусного декоратора, приглашённого храмоздателем Сергеем Милославским из Новодевичьего монастыря. Специалисты усматривают общие черты и в структуре обеих церквей, происходящей из общего типа южно-русских и малороссийских трёхглавых храмов; отсюда и предположение, что прежде у здания в Варварине имелась и западная глава, ныне утраченная. Вместе с тем налицо и различия: к примеру, перепад высот между двусветным главным объёмом и заметно пониженным прямоугольным алтарём в усадебной церкви резче выражен, нежели у монастырского храма, а глухой барабан, что венчает её четверик, уже, чем у надвратного храма. Можно ещё отметить более высокие "шейки" ярусных барабанов храма в Варварине, а также смещение восточного ближе к четверику. Это свидетельствует о творческом подходе строителей обоих храмов с учётом функций и особенностей их зданий. Канонический нарышкинский стиль в дальнейшем порождал ещё более яркие и пышные формы, на фоне которых "милославская" стилистика выглядит гораздо скромнее и лаконичней. Основные элементы декоративного убранства фасадов здания церкви Рождества Христова - кирпичные и белокаменные детали, оконные наличники, фронтоны и обрамления порталов. На фасадах храма в прошлом располагались настенные иконы - 15 больших образов и 6 малых. Малые иконы размещались, по всей видимости, в нишах барабана центральной главы основного объёма.

Оригинальная достопримечательность Христорождественской церкви - ярусное расположение барабанов глав. Примечательно, что они увенчивают как основной объём с приделами трапезной, так и алтарную часть всего архитектурного ансамбля. Когда-то главы были синего цвета, их осеняли золочёные, украшенные завитками четырёхконечные металлические кресты с полумесяцем, или, как их ещё называли, - полулунием. Невелика, зато уютна, - так нередко говорили о своей церкви прихожане варваринского Божиего дома. Стоит добавить, что она ещё и непритязательна, особенно внутри: убранство её интерьеров всегда отличалось скромностью, и внутренние помещения всегда были расписаны только частично. Вдобавок история храма в Варварине изобилует примерами вандализма и хищений. А положило начало этим печальным страницам нашествие французов в пору Отечественной войны 1812 года. Тогда церковь Рождества Христова была варварски разграблена: захватчики и мародёры вынесли из неё большую часть драгоценных сосудов и других ценных предметов богослужебной утвари. При этом кощунственно разорили интерьеры храма: для французов, превращавших православные церкви в конюшни, поистине не было ничего святого. Минуло всего 110 лет, и церковные интерьеры сельского храма вновь подверглись разорению и ограблению.

27 апреля 1922 года большевистские власти провели в храме Рождества Христова изъятие церковных ценностей. Не составлялось никаких протоколов или описей ценностей, и поэтому ни количество, ни вес вывезенных из Божиего дома предметов неизвестны. Между тем в первые годы советской власти в Христорождественской церкви хранились уникальные серебряные венцы для храмовых икон и старинное кадило. Все эти предметы имели ещё и историческую ценность, поскольку датировались 1786 годом. После того как храм в Варварине закрыли в 1930-е годы, здесь разместили хозяйственные подразделения пионерского лагеря, которому церковная настенная живопись была ни к чему. Очень скоро вся историческая внутренняя отделка была полностью утрачена. А между тем когда-то храм украшали не только фрески, но и красивый запрестольный крест, и уникальные иконы - Божией Матери "Смоленская" и "Тихвинская", Пророка Илии в посвящённом ему приделе и светлый образ Святой Мученицы Дарии, последний был пожертвован ещё матерью храмоздателя Дарьей Прохоровной Милославской. Гордостью храма считались и его старинные царские врата, украшенные вставками финифти - народного промысла, который в России ценился на уровне Палеха и Хохломы. Высокий иконостас алтаря Христорождественской церкви состоял из шести ярусов и был богато украшен золочёными колоннами с тонкой резьбой, капителями, различными клеймами и фигурными рамками.

Согласно материалам дореволюционных описаний интерьеров, "царские двери - деревянные, резные, позлащённые на полимент, из 2-х створок. Столбцы и арка при Царских дверях обиты медным посребренным и отчасти позлащенным окладом с изображением резных святых и чеканкою". После закрытия пионерского лагеря в Варварине здание храма долгие годы пустовало. За это время было полностью утрачено всё оставшееся убранство его интерьеров, и их восстановление началось лишь после передачи храма в лоно Церкви. Полы в этом храме были преимущественно лещадными - покрытыми тонкими каменными плитами верхнего настила, а в трапезной и приделах изготовлены из камня. Несмотря на это, в церкви было тепло даже в холодную пору, так как его внутренние помещения отапливались парой больших печей - железной и изразцовой. Поскольку в храме, возвращённом прихожанам, скоро начались реставрационные работы, первое время его помещения отапливали дровами. Постепенно к 2012 году реставраторы оштукатурили весь храм изнутри, был изготовлен и торжественно установлен новый пятиярусный иконостас взамен утраченного. Изначальный же облик интерьеров был по возможности максимально восстановлен к 2017 году. Именно тогда церковь Рождества Христова стала лауреатом конкурса правительства Москвы "Московская реставрация", победив в номинации "Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ".

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск № 394, ООО "Де Агостини", 2020


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 октября 2020

Каменный одноглавый храм в стиле московского барокко является объектом культурного наследия федерального значения «Церковь Рождества Христова, 1689 -1692 г.г., кон. XVIII-XIX в. в Варварино, 1693 г.». Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. №624 он был внесен в список «памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения».

В 2016-2017 г.г по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы в храме проводились реставрационные работы. В 2016 г.: ремонт и реставрация крыши и завершений храма (главы, кресты); реставрация фасадов и белокаменного декора. В 2017 г.: реставрация завершений храма (золочение главок), белокаменного цоколя, устройство отсечной гидроизоляции и отмостки, завершение работ по воссозданию подзоров, воссоздание оконных и дверных заполнений, ремонт металлических решеток.

http://www.fedmp.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.