Каменный храм Спаса Нерукотворного был построен в 1715 году по заказу купца Траханиотова на месте деревянного храма (1695 г. постройки). В советское время храм был разгорожен на 3 этажа (здесь располагалось литейное производство РосРеставрации).
Спасская церковь, сложенная из кирпича, была небольшой - примерно 35 аршин в вышину и 12 аршин в ширину и состояла из двух ярусов: нижнего - четырехугольного и верхнего - восьмиугольного. Нижний ее ярус, главным образом цоколь, был облицован белым камнем, углы выделены лопатками, а имевшийся здесь карниз дополнен мутулами. Стены расчленены проемами в два света, расположенными на единых осях. На северном фасаде, в нижнем ярусе света западный проем был входным. Он был идентичен западному входу, с такой же массивной кованой железной дверью, крестообразно укрепленной железными полосами. Окна, расположенные по всему периметру нижней части церкви, были с Коробовыми перемычками и помещены в прямоугольные ниши-четверти. Верхний же ярус церкви был оштукатурен и украшен арочными нишками и декоративными барочными волютами в проемах и простенках. Имевшиеся здесь окна размещались лишь на южной и северной сторонах. Под профилированным, с более мелкими мутулами, карнизом шел пояс зубчиков. В углах капитальных стен находились изящные пилястры. А на своде установлен цельный восьмигранный фонарь, также декорированный такими же каменными пилястрами, арочными нишками и волютами. И, конечно же, венчала святыню покрытая железом синяя главка с восьмиконечным крестом с завитками и цепями. Вершину креста украшала небольшая коронка, подножие - полулуние.
С востока к зданию как бы примыкала полукруглая апсида одной ширины с четвериком, но значительно ниже его. Прямоугольная трапезная имела сильно выступающий южный придел, алтарь которого частично закрывал четверик церкви. Карнизы и апсиды трапезной образованы напуском рядов кирпичей.
Столпообразная колокольня, примыкавшая к основному зданию, состояла из трех одинакового сечения четвериков. Нижний ярус колокольни, использующийся как притвор, был прорезан арочными проемами. Второй - окнами, аналогичными проемам храма. Третий - крупными арками звона. На всех окнах Спасской святыни были кубчатые решетки, придававшие ей своеобразие и оригинальность.
Паперть была устроена с одной стороны под нижним сводом колокольни. Притвор представлял собой квадратную палату с оригинальным крестовым сводом с заглубленными ребрами и пристроенным к южной стене приделом в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В начале XX века придел отапливался полудоховыми голландскими печами. Трапезная и придел с полулотковыми сводами соединялись широкими арками, опирающимися на столп, поставленный между ними. Пол в трапезной поначалу был лощадный, но потом выстлан метлахской плиткой.
Далее, из притвора, пройдя под большой каменной аркой, можно было попасть в центральную часть храма, которая также была устроена в виде квадратной палаты. Алтарь отделялся стеной с тремя пролетами. Клиросы находились на солее и устроены были к окнам деревянными гладкими угольниками. Пол алтаря и солеи находился на две ступени выше no сравнению с выложенным белокаменной плиткой полом храма. Полукруглый амвон был выполнен также из белого камня. Как известно, первоначально на стенах Спасского храма не существовало росписи. Имелось лишь изображение Господа Саваофа в купольной части храма. Но в конце XIX - начале XX веков в верхней части храма появились изображения Евангелистов по "сторонам света". Чуть ниже, в простенках четверика, между окнами второго света, обрамленных плетенкой с орнаментом, поместили изображения православных святых: на западной стене - Вознесение, на южной - Святителя Николая, на северной - Григория Богослова. На уровне нижних окон написали: на севере - Преображение, на юге - Ветхозаветную Троицу.
Под высоким сводом храма находилось прекрасное паникадило начала XVIII века, похожее на то, что существовало в Страстном монастыре. Четырехъярусный иконостас XIX века был покрашен в красный цвет и декорирован позолоченной бордюрной резьбой. Двухстворчатые царские врата также украшала изящная резьба.
Примерно в таком состоянии Спасская церковь сохранялась и после Октябрьской революции. Последний из ее настоятелей, отец Валентин, был репрессирован в 1936 году. Тогда, по-видимому, и перестал действовать храм. Однако, пока был жив последний церковный староста - дедушка Никанор [уточнение анонимного соавтора: Никанор Марков, похоронен на территории храма], сам храм и все, что было внутри него, находилось в сохранности. Когда же его не стало, святыня пришла в запустение...
В конце 1930-х годов началось строительство канала Москва-Волга, недалеко от Павельцева. В этой связи изменилось очертание русла реки Клязмы. Воды Клязьмы устремились в канал, а непосредственно близ Павельцева образовался затон, где построили пристань.
Павельцево своими постройками еще более вытянулось в северо-западном и юго-восточном направлениях. Изменился облик села и его окрестностей. С лица земли исчезли старые пруды, усадебные постройки, дома священнослужителей. И лишь свидетельством далекого прошлого, в память о нем, здесь оставалось несколько сохранившихся старинных лип, некогда росших у барского дома, и одинокий, заброшенный Спасский храм.
В 70-е годы XX века в нем разместились производственные мастерские объединения "Росреставрация". В это время большим искажениям подвергся интерьер здания. В помещении храма были установлены два междуэтажных перекрытия. Арочные проемы, соединявшие трапезную с приделом, - заложены. В помещении установили тяжелые станки. Устроили литейное производство. В результате этого полы оказались залиты цементом, а храм разгорожен в три этажа. Не сохранились иконостасы, первоначальная лестница на колокольню. Стены храма с каждым годом все больше трескались, разрушались. Дорогая и милая для многих святыня была поругана и осквернена.
В конце 80-х годов церковь была реставрирована объединением "Росреставрация" под руководством архитектора Е. А. Резвина. В результате реставрации внешний облик храма восстановлен на конец XIX века. Но в деталях реставрационные работы были проведены не совсем грамотно. Снаружи вместо первоначальной тонкой известковой обмазки стены здания покрыли толстым слоем цементной штукатурки, что значительно огрубило архитектурные формы. В изначальных формах были восстановлены северный входной проем и белокаменные ступени, ведущие к нему. Что касается первоначальной полуциркульной арки, связывающей храм и трапезную, то на ее месте так и остался прорубленный почти во всю ширину трапезной прямоугольный проем, грубо укрепленный вверху рельсом. В результате западная стена дала серьезную трещину. Лишь в 1990 году здание храма с прилегающей территорией было передано по решению Исполкома Долгопрудненского горсовета № 576 от 13.XI.90 г. православной общине верующих. Первым настоятелем храма был священник Иоанн Тунгусов.
Первую литургию служили 21 июля 1991 года в день празднования иконе Божией Матери Казанская. Храм представлял удручающее зрелище. Началась долгая работа по его восстановлению.
С 1991 года настоятелем Спасского храма является протоиерей Алексий (Кириллов). Он приложил немало физических и душевных сил, чтобы Спасская святыня была возрождена в первозданном виде. Поначалу расчищали территорию, убирали мусор, наводили порядок и служили, молились. Люди приносили иконы, подсвечники, церковную утварь. Было удивительно, что в селе сохранилась пусть маленькая, но золотая горстка истинно православных верующих, таких, как Лидия Васильевна Смирнова, Наталья Михайловна Кудрявцева, Ольга Ивановна Бочарова, Лидия Андреевна Гальцова, Ольга Федоровна Маркова, Александра Васильевна Сайкина, Елизавета Яковлевна Толстова, Валерий Павлович Блинов и другие. Их душевная доброта буквально преображала храм. Нашлись и жертвователи, дарители, благоукрасители. Верующая художница Римма Иосифовна написала и подарила храму иконы в иконостас для придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Усердием Нины Васильевны Богачевой заново расписан храм и устроен центральный иконостас. Огромную помощь в возрождении Спасской святыни оказал и трудовой коллектив ОАО "Шереметьево-Карго" во главе с Генеральным директором Владимиром Ивановичем Новиковым, и Гостиничный комплекс "Шереметьево-2", возглавляемый Генеральным директором Ириной Александровной Уткиной. А Георгий Викторович Гусаков, сотрудник ОАО "Шереметьево-Карго", вложил сюда не только свою душу, но и сердце.
С первых же дней открытия в 1991 году Спасского храма при нем действует Воскресная школа для детей.
Приписные храмы: храм Рождества Христова, храм-часовня Новомучеников и исповедников Российских. Придел: Покрова Божией Матери
По материалам сайта http://vera.mipt.ru