ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Придворные Места (Пермогорье). Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова.


Придворные Места (Пермогорье). Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова
Храмовый комплекс. Не действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Архангельская обл., Красноборский р-н, д. Придворные Места (Пермогорье)

Координаты: 61.64294, 45.629871
Проезд:По трассе Котлас - Архангельск





Сортировка:

Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова, вид от с. Придворные Места<br>, Придворные Места (Пермогорье), Красноборский район, Архангельская область
вид от с. Придворные Места
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова, вид с колокольни Воскресенской церкви<br>, Придворные Места (Пермогорье), Красноборский район, Архангельская область
вид с колокольни Воскресенской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова, , Придворные Места (Пермогорье), Красноборский район, Архангельская область
Владимир_А
20 июня 2005
Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова, , Придворные Места (Пермогорье), Красноборский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2022
Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова, , Придворные Места (Пермогорье), Красноборский район, Архангельская область
JohnIngham
3 июля 2014
Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова, вид с северо-запада<br>, Придворные Места (Пермогорье), Красноборский район, Архангельская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова, вид с запада<br>, Придворные Места (Пермогорье), Красноборский район, Архангельская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2012
Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова, , Придворные Места (Пермогорье), Красноборский район, Архангельская область
lagunavod3
6 июля 2011
Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова, , Придворные Места (Пермогорье), Красноборский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007
Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова, , Придворные Места (Пермогорье), Красноборский район, Архангельская область
Владимир_А
20 июня 2005
Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова, , Придворные Места (Пермогорье), Красноборский район, Архангельская область
Бородкин Владимир
4 августа 1987



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 апреля 2013

Пермогорская двухклирная Воскресенская церковь. Лежит на левом берегу реки Двины. Зданием 1) Главная каменная двухэтажная - теплая и холодная. Теплая освящена 1762 года, во имя Рождества Христова; холодная 1775, во имя Воскресения Христова. Достопримечательного в сих церквах нет. 2) Деревянная с двумя приделами во имя великомученика Георгия и Флора и Лавра. Существуют с 1663-го года. 3) Деревянная же Знаменская что на Волчьем ручью, находится в 10 верстах от местных церквей, освящена в 1751-м году. Эта церковь принадлежала первоначально к Знамено-Филипповской пустыни, что близ города Устюга, как доказывают надписи: а) на колоколе сей церкви означено: «Монастыря Филиппа Митрополита 7122 [1614] года старца Логгина», б) на книге шестодневнике: «Сия книга волчия ручья Филипповы Пустыни Знаменова Монастыря» - печатана 7162 [1654] года.

Предание говорит, что при сей церкви проживал монах или священник для отправления богослужения; заведовал людьми, принадлежащими монастырю и собирал хлеб, что подтверждает надпись по листам на требнике: «Сия книга требник Филиппа Монастыря казенная, подписал Филипповский поп Игнатий Иванов 1677 года от Рождества Христова». А по сему нет сомнения, что эта церковь принадлежала монастырю. В ней находится икона Знамение Божией Матери, особенно уважаемая всеми жителями окрестных мест, вследствие чего священно и церковнослужители Пермогорской церкви имеют обычай торжественно отправлять Божественную литургию 30-го июня, 8-го июля и 1-го октября, при многочисленном стечении народа, прибывшего по обету с прикладами. Но, к сожалению, церковь сия не поддерживается никакими поправками. В сем приходе из числа трех деревянных часовен, прилично украшенных иконставами, замечательна одна - которая находясь при деревне Великом Селе, в 2-х верстах от церкви, имеет икону, называемую Великосельской Матери Божией. Признавая сию икону явленной, празднуют ей 8-го сентября - в день Рождества Богородицы. С ней бывает крестное хождение по озимовым полям. Хлеб, потоптанный тысячей поклонников, не только не получает вреда, но напротив улучшается, как свидетельствуют жители того места.

Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. (ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. л. 61-62). Источник: http://parishes.mrezha.ru 


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 июля 2019

Село Пермогорье расположено немного к северу от города Красноборска Архангельской области, «на высоком левом берегу Северной Двины, может быть, самом высоком и живописном на всем ее протяжении». Первые упоминания о нем относятся к 1379 г. Примерно в это время здесь появилась и первая деревянная церковь. Сведений о ней почти не сохранилось. Местность издревле славилась необыкновенной красотой северной природы и местными росписями разнообразных предметов крестьянского быта. С 1657 по 1788 г.г. село относилось к Вологодской и Белозерской епархии. В дальнейшем название епархии не раз менялось, но географически село продолжало принадлежать к Сольвычегодскому уезду Архангельской губернии.

В наши дни от центра многих ремесел и промыслов осталось лишь заброшенное село, главным украшением которого путешественники называют два старинных храма: каменный во имя Воскресения Господня (1748-1762 г.г.) и деревянный - Георгиевский (1665 г.).

В «Церковно-историческом и статистическом описании церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии» за 1854 г. сохранились довольно любопытные сведения об этих храмах: «По Пермогорской Воскресенской церкви: деревянная холодная церковь построена 1665 г., а освящена 1666 г. Вид оной шатровый, о трех главах на церкви. Внутри оной два придела отделенные один от другого переборкой. По правую сторону придел во имя великомученика Георгия, а по левую святых мученик Флора и Лавра. Иконостас самый простый о двух ставах, а все иконы в оной древние, писанные к освящению сего храма - к 1666 г., но кем именно неизвестно». Согласно представленному описанию, можно заключить, что первоначально Воскресенской называлась деревянная церковь, а Георгиевской ее стали называть по одному из приделов. Вероятно, это название утвердилось уже в XVIII в., после возведения каменного храма. О нем приведены лишь краткие сведения: «Главная каменная двухэтажная - теплая и холодная. Теплая освящена 1762 г., во имя Рождества Христова; холодная 1775 г., во имя Воскресения Христова. Достопримечательного в сих церквах нет».

В этих, довольно точных, данных некоторое недоумение вызывает характеристика «верх шатровый» применительно к деревянному храму. Тем более, что в «Статитических сведениях о бывшей Великоустюжской епархии» за 1872 г., мы находим гораздо более точное описание: «Пермогорская Воскресенская церковь известна с 1665 г. Каменная Воскресенская церковь, с двумя престолами, строилась в 1748-1752 г.г. Колокольня построена в 1762 г. Вторая церковь - Георгиевская, деревянная, построена в 1665 г. Престол один. Храм состоит из двух четвериков, верхний покрыт двумя взаимно пресекающимися бочками. Вместо обычного в этом случае пятиглавия церковь имеет только три главки. В 1875 г. была обшита тёсом».

В самом деле, храм представляет собой ярусную церковь, состоящую из двух разновеликих четвериков и сложного завершения. К нижнему четверику прирублены с востока алтарь, а с запада притвор с высоким крыльцом. Оба яруса вытянуты по оси север-юг. Верхний из них имеет совсем небольшую высоту и несет на себе чрезвычайно любопытный третий ярус, единственным сохранившимся аналогом которому среди храмов Русского Севера являляется Георгиевская церковь Среднепогостского прихода на реке Ёрге (Сольвычегодский уезд Вологодской губернии) 1685 г. (ныне - деревня Семеновская Верхнетоемского района Архангельской области; в 2008-2010 годы отреставрирована и перевезена в музей-заповедник "Коломенское", где собрана заново при участии реставраторов-исследователей). В "Церковно-историческом и статистическом описании церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии за 1854 год" она имеет другое название - Рождества Пресвятой Богородицы", но в более поздних работах, согласно данным клировых ведомостей за 1902 г., церковь значится уже как Георгиевская. Подобная конструкция в нескольких вариантах, видимо, в древности была очень любима и распространена в Сольвычегодском уезде. Схожий, но несколько упрощенный облик имели, например, еще Успенская церковь в Черевкове (1691 г., Сольвычегодского уезда) и Никольская в Кулиге Драговановой (1710 г., тот же регион). Все четыре упомянутых храма относятся(или относились) к Верхне-Тоемской школе архитектуры. Иногда (Черевково и Кулига Дракованова) мастера использовали не крещатую, а простую бочку; кроме того, Успенский и Никольский храмы завершала только одна главка. Однако нельзя исключить вероятность того, что их констукция была изменена в более позднее время.

Третий ярус Георгиевской церкви в Пермогорье имеет ряд своеобразных особенностей. Нижняя его часть - два перекрещенных сруба «крещатый срубик». На них неизвестный зодчий поместил массивную «перебитую бочку» с удивительно изящным силуэтом и плавными линиями изгибов. Три главы, расположенные вдоль гребня бочки подчеркивают основную линию композиции – ось «север-юг». Особую прелесть храму придавала «живая» поверхность бревен, из которых «в обло» сложены венцы четвериков и широкие повалы каждого сруба. Очень сильно изуродовала эту прекрасную по архитектуре церковь грубая обшивка из теса, которой она была покрыта 1873 году «для предохранения от сырости». Учитывая последние данные изучения Георгиевского храма на реке Ерге 1685 г. (ныне находится в музее-заповеднике "Коломенское"), существует вероятность, что эта обшивка скрыла и следы наружной росписи.

К величайшему сожалению, очарование этого храма ныне почти невозвратно утрачено. В 1988 г. его реставрировали, но сейчас состояние конструкции вновь близко к аварийному: она приобрела опасный крен, прогнил тес на крыше и бревна бочек. Без срочного и бережного восстановления церковь, скорее всего, погибнет.

http://arhispovedniki.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=309


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 июля 2019

Почти рядом с Красноборском, чуть севернее, на левом берегу Двины, лежит Пермогорье, примечательное своими древними деревянными постройками. Первое упоминание о нем относится к 1379 г. Широкие луговые просторы изрезаны узкими глубокими, ниспадающими к реке, оврагами-промоинами, заросшими черными елями. Пермогорье расположено на холмистом берегу, заросшем высокой и сочной травой. Подойдя к речному обрыву, можно долго любоваться просторами северной реки. Отсюда хорошо видно, как где-то внизу медленно ползет буксир, разрезая зеркальную гладь воды. А совсем рядом, среди небольших молодых елочек, почти нависая над рекой, вот уже триста лет стоит Георгиевская церковь - выдающийся памятник деревянной архитектуры.

В архитектуре храма тонко сочетаются древний тип церкви, рубленой «клетски», т.е. в виде клети - обычного помещения с окнами и дверями, с более поздним ярусным типом, занесенным на Север в начале XVII столетия. Т.о. в своей основе здание имеет невысокий четверик с двумя симметричными прирубами. Храм уникален своим завершением - на прямоугольный в плане центральный сруб водружен крестчатый объем с бочками, оканчивающийся вместо пяти всего тремя главками поставленными по оси север-юг. Существующее крыльцо сделано уже во второй половине XIX в. С 1665 г. - с момента постройки и до 1875 г. церковь стояла в «первозданном» виде, но затем по указу синода ее обшили тесом. И с этого времени, как с горечью писал И. Грабарь, «она потеряла больше, чем обыкновенно теряют деревянные церкви, так как ее линии и формы рассчитаны были на игру девственного сруба. Можно себе представить, что это была за сказка, эта славная нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины, как раз здесь именно особенно широкой и особенно величаво».

Все же те церкви, чьи рубленые из вековых бревен четверики и восьмерики были обшиты в XIX в. тесовыми досками, оказались в лучшем положении, нежели открытые срубы. Эта своеобразная "упаковка" помогла им лучше сохраниться, чтобы мы могли и поныне восхищаться безошибочно тактичным вкусом и природным архитектурным интеллектом безымянных строителей. Едва ли не в первую очередь поражает идеальная «вписанность» в пейзаж. Точеный силуэт Георгиевской церкви читается издалека. Можно себе представить, что это была за сказка, эта славная нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины, как раз здесь именно особенно широкой и особенно величавой. Даже и теперь в своем городском и "напомаженном" виде она поражает своим стройным корпусом, рисующимся на разросшихся кругом вековых елях. В настоящий момент состояние церкви требует скорейшей реставрации.

Неподалеку от Георгиевской церкви, стоящей у крутого обрыва на самой кромке высокого левого берега Двины, находится каменная Воскресенская церковь (1748-1752 г.г.). Она представляет собой широко распространенный в этих местах тип устюжского барочного храма "кораблем". Ещё в конце XIX в. пермогорский приход с четырьмя тысячами прихожан был самым богатым в округе, и Воскресенская церковь была центральным волостным храмом, куда в большие праздники стекался православный люд со всех окрестных сел. Двухэтажный основной объем здания выглядит довольно колоритно. Благодаря сильному выносу апсиды нижнего храма, общая композиция сооружения обретает ступенчатость. А высокие ярусные завершения церкви и колокольни усиливают впечатление стройности силуэта. Ныне состояние церкви весьма плачевное. Летом 2001 г. ребятишки развели в церкви костер - занялся пожар, который тушили всем селом. Церковь тогда удалось спасти, но вот восстановить её уже вряд ли удастся.

Пермогорьем восхищался ещё писатель Г. Гунн, путешествовавший по Двине в XIX в.: «Много красивых мест на Двине. Под Тоймой хороши берега. Взвоз красив, и Орлецы, но лучше, пожалуй, все-таки Пермогорье. Река здесь долго идет прямым плесом, ровной широкой синей лентой, сливаясь вдали с горизонтом, с голубой безбрежностью неба. Левый берег обрывист и крут, но не оголен, а живописно порос темнистыми елями. По вершинам «пермских гор» ровное зеленое раздолье лугов и полей, среди которых расположились деревни. Над береговой кручей, так что не заметить не возможно, стоит деревянная церковь XVII в., так необходимо выросшая в этом месте, так слитая с береговой кручей и островерхими елями, что иным и не представить северный пейзаж. Высота такая, что крохотными кажутся проходящие внизу суда».

Свои восторженные впечатления о Пермогорье оставили такие известные художники, путешествовавшие здесь в начале прошлого века, как Коровин, Грабарь, Верещагин, Архипов, Билибин, Переплетчиков. Игорь Грабарь сделал в своем дневнике такую запись: «Славная, нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины... Если медленно повести взгляд от ее основания к трем куполам, к вам сначала придет ощущение силы и надежности, затем изящества вместе с легкой игрой и застенчивостью. Кажется, будто могучий северянин, расставив для упора ноги, поднял над рекой трех обнявшихся девиц, или отец вынес своих дочерей на берег, выхватив их из пучины разбушевавшейся Двины».

http://geocaching.su/?pn=101&cid=6124



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.