Почти рядом с Красноборском, чуть севернее, на левом берегу Двины, лежит Пермогорье, примечательное своими древними деревянными постройками. Первое упоминание о нем относится к 1379 г. Широкие луговые просторы изрезаны узкими глубокими, ниспадающими к реке, оврагами-промоинами, заросшими черными елями. Пермогорье расположено на холмистом берегу, заросшем высокой и сочной травой. Подойдя к речному обрыву, можно долго любоваться просторами северной реки. Отсюда хорошо видно, как где-то внизу медленно ползет буксир, разрезая зеркальную гладь воды. А совсем рядом, среди небольших молодых елочек, почти нависая над рекой, вот уже триста лет стоит Георгиевская церковь - выдающийся памятник деревянной архитектуры.
В архитектуре храма тонко сочетаются древний тип церкви, рубленой «клетски», т.е. в виде клети - обычного помещения с окнами и дверями, с более поздним ярусным типом, занесенным на Север в начале XVII столетия. Т.о. в своей основе здание имеет невысокий четверик с двумя симметричными прирубами. Храм уникален своим завершением - на прямоугольный в плане центральный сруб водружен крестчатый объем с бочками, оканчивающийся вместо пяти всего тремя главками поставленными по оси север-юг. Существующее крыльцо сделано уже во второй половине XIX в. С 1665 г. - с момента постройки и до 1875 г. церковь стояла в «первозданном» виде, но затем по указу синода ее обшили тесом. И с этого времени, как с горечью писал И. Грабарь, «она потеряла больше, чем обыкновенно теряют деревянные церкви, так как ее линии и формы рассчитаны были на игру девственного сруба. Можно себе представить, что это была за сказка, эта славная нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины, как раз здесь именно особенно широкой и особенно величаво».
Все же те церкви, чьи рубленые из вековых бревен четверики и восьмерики были обшиты в XIX в. тесовыми досками, оказались в лучшем положении, нежели открытые срубы. Эта своеобразная "упаковка" помогла им лучше сохраниться, чтобы мы могли и поныне восхищаться безошибочно тактичным вкусом и природным архитектурным интеллектом безымянных строителей. Едва ли не в первую очередь поражает идеальная «вписанность» в пейзаж. Точеный силуэт Георгиевской церкви читается издалека. Можно себе представить, что это была за сказка, эта славная нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины, как раз здесь именно особенно широкой и особенно величавой. Даже и теперь в своем городском и "напомаженном" виде она поражает своим стройным корпусом, рисующимся на разросшихся кругом вековых елях. В настоящий момент состояние церкви требует скорейшей реставрации.
Неподалеку от Георгиевской церкви, стоящей у крутого обрыва на самой кромке высокого левого берега Двины, находится каменная Воскресенская церковь (1748-1752 г.г.). Она представляет собой широко распространенный в этих местах тип устюжского барочного храма "кораблем". Ещё в конце XIX в. пермогорский приход с четырьмя тысячами прихожан был самым богатым в округе, и Воскресенская церковь была центральным волостным храмом, куда в большие праздники стекался православный люд со всех окрестных сел. Двухэтажный основной объем здания выглядит довольно колоритно. Благодаря сильному выносу апсиды нижнего храма, общая композиция сооружения обретает ступенчатость. А высокие ярусные завершения церкви и колокольни усиливают впечатление стройности силуэта. Ныне состояние церкви весьма плачевное. Летом 2001 г. ребятишки развели в церкви костер - занялся пожар, который тушили всем селом. Церковь тогда удалось спасти, но вот восстановить её уже вряд ли удастся.
Пермогорьем восхищался ещё писатель Г. Гунн, путешествовавший по Двине в XIX в.: «Много красивых мест на Двине. Под Тоймой хороши берега. Взвоз красив, и Орлецы, но лучше, пожалуй, все-таки Пермогорье. Река здесь долго идет прямым плесом, ровной широкой синей лентой, сливаясь вдали с горизонтом, с голубой безбрежностью неба. Левый берег обрывист и крут, но не оголен, а живописно порос темнистыми елями. По вершинам «пермских гор» ровное зеленое раздолье лугов и полей, среди которых расположились деревни. Над береговой кручей, так что не заметить не возможно, стоит деревянная церковь XVII в., так необходимо выросшая в этом месте, так слитая с береговой кручей и островерхими елями, что иным и не представить северный пейзаж. Высота такая, что крохотными кажутся проходящие внизу суда».
Свои восторженные впечатления о Пермогорье оставили такие известные художники, путешествовавшие здесь в начале прошлого века, как Коровин, Грабарь, Верещагин, Архипов, Билибин, Переплетчиков. Игорь Грабарь сделал в своем дневнике такую запись: «Славная, нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины... Если медленно повести взгляд от ее основания к трем куполам, к вам сначала придет ощущение силы и надежности, затем изящества вместе с легкой игрой и застенчивостью. Кажется, будто могучий северянин, расставив для упора ноги, поднял над рекой трех обнявшихся девиц, или отец вынес своих дочерей на берег, выхватив их из пучины разбушевавшейся Двины».
http://geocaching.su/?pn=101&cid=6124