ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ильинское-Телешово. Колокольня церкви Илии Пророка.

Ильинская церковь


Ильинское-Телешово. Колокольня церкви Илии Пророка
Колокольня. Не действует.  
Престолы:Илии Пророка
Год постройки:Между 1801 и 1804.
Адрес:
Ивановская область, Шуйский район, с. Ильинское

Координаты: 56.802864, 41.355524
Проезд:С трассы Шуя-Ковров грунтовая колея полем к реке и кладбищу, 200м



Сортировка:

Колокольня церкви Илии Пророка, Вид со стороны дороги Шуя-Колобово<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Вид со стороны дороги Шуя-Колобово
Черниховский Дмитрий
8 августа 2008
Колокольня церкви Илии Пророка, Сама церковь (не сохранилась) примыкала слева к колокольне. Вместо разрушившегося шпиля на колокольню в нач.21 в установлен барабан с куполом<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Сама церковь (не сохранилась) примыкала слева к колокольне. Вместо разрушившегося шпиля на колокольню в нач.21 в установлен барабан с куполом
Черниховский Дмитрий
29 июля 2006
Колокольня церкви Илии Пророка, Вид на Ильинский погост с объездной дороги. Слева от колокольни сельское кладбище.<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Вид на Ильинский погост с объездной дороги. Слева от колокольни сельское кладбище.
Черниховский Дмитрий
29 июля 2006
Колокольня церкви Илии Пророка, глава в дереве <br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
глава в дереве
жестянщик сергей
10 марта 2002
Колокольня церкви Илии Пророка, Вид с запада.<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Вид с запада.
Константин 55
15 октября 2023
Колокольня церкви Илии Пророка, колокольня Ильинской церкви<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
колокольня Ильинской церкви
Черниховский Дмитрий
8 августа 2008
Колокольня церкви Илии Пророка, Вид колокольни и церковной школы<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Вид колокольни и церковной школы
Черниховский Дмитрий
29 июля 2006
Колокольня церкви Илии Пророка, глава в дереве <br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
глава в дереве
жестянщик сергей
10 марта 2002
Колокольня церкви Илии Пророка, остатки шпиля-начало реставрации<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
остатки шпиля-начало реставрации
жестянщик сергей
1 сентября 2001
Колокольня церкви Илии Пророка, бывший проход в храм со стороны колокольни<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
бывший проход в храм со стороны колокольни
Черниховский Дмитрий
8 августа 2008
Колокольня церкви Илии Пророка, Сохранившийся от разрушенной церкви фрагмент западной стены, примыкающий к колокольне<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Сохранившийся от разрушенной церкви фрагмент западной стены, примыкающий к колокольне
Черниховский Дмитрий
8 августа 2008
Колокольня церкви Илии Пророка, , Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
жестянщик сергей
15 февраля 2003
Колокольня церкви Илии Пророка, остатки шпиля-начало реставрации<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
остатки шпиля-начало реставрации
жестянщик сергей
1 сентября 2001
Колокольня церкви Илии Пророка, Фреска в нише первого яруса колокольни<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Фреска в нише первого яруса колокольни
Черниховский Дмитрий
8 августа 2008
Колокольня церкви Илии Пророка, Вид с запада. Слева на переднем плане - бывший дом причта<br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Вид с запада. Слева на переднем плане - бывший дом причта
Константин 55
15 октября 2023
Колокольня церкви Илии Пророка, Часовня над могилой Н.Собакиной (Кашинцевой), убитой в Телешове. Сооружена, предположительно в сер XIX в		      <br>, Ильинское-Телешово, Шуйский район, Ивановская область
Часовня над могилой Н.Собакиной (Кашинцевой), убитой в Телешове. Сооружена, предположительно в сер XIX в
Черниховский Дмитрий
8 августа 2008



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 декабря 2007

Ильинское (Ильинское-Телешово, Ильинский погост). Колокольня церкви Ильи Пророка. Комплекс, 19 в. Комплекс сооружений при несохранившейся церкви расположен на месте старого погоста с. Ильинское. Погост этот принадлежал с кон. 16 в. находившемуся неподалеку богатому с. Телешове, которое в 1571 г. было подарено Иваном IV своему тестю В.С. Собакину. В 18 в. погост также назывался Сергиевским или Воскресенским, по бывшей здесь деревянной клетской зимней церкви Сергия и, возможно, ее приделу. В 1801-16 гг. на средства князя А.Ф. Пожарского была построена новая кирпичная церковь Ильи Пророка, вскоре окруженная оградой, от которой сохранилась угловая башня. За границами ограды в сер. 19 в. был выстроен кирпичный дом причта. К юго-западу от колокольни храма в 1874 г. поставили здание приходского училища. К достопримечательностям самого кладбища относится фамильная часовня Собакиных, поставленная в нач. 19 в. над могилой убитой во 2-й пол. 18 в. владелицы села Собакиной.

До настоящего времени от церкви Ильи Пророка сохранилась лишь колокольня. Колокольня церкви Ильи Пророка построена в 1801-04 гг., еще до окончания перестройки в кирпиче старой деревянной церкви. К северо-восточному пилону примыкает часть трапезной с парными лопатками на углу. Высокое и стройное сооружение, выполненное в формах раннего классицизма, состоит из трех четвериковых ярусов, прорезанных арками. Завершает колокольню удлиненный граненый купол с люкарнами, на который водружен световой четверичок со срезанными углами. Он, в свою очередь, имеет граненый колоколовидный куполок, образующий основание шпиля. Такое венчание в сочетании с последовательным уменьшением и облегчением четвериков - ярусов придает общей композиции динамичность и изящество. Средний ярус колокольни отличается наибольшей высотой. Убранство граней четвериков составляют двухколонные портики с широкими антаблементами и треугольными фронтонами (кроме верхнего). Арки звона с архивольтами, замковыми камнями и профилированными импостами заглублены в прямоугольные ниши. Антаблементы и скаты фронтонов дополнены зубчиками; ребра граней светового барабанчика украшены небольшими волютами. Между северными пилонами первого яруса в толще стены была устроена лестница к ярусам звона.

Училище приходское расположено к юго - западу от колокольни. Двухэтажное прямоугольное здание, ориентированное по оси запад - восток, покрыто вальмовой кровлей. Кирпичные стены побелены. Нижние проемы растесаны. Скромный фасадный декор выполнен в формах позднего классицизма. Стены с тремя осями окон на торцовых и продольных фасадах (у последних простенки значительно шире) расчленены междуэтажным поясом, отделяющим более высокий верхний этаж, и завершены антаблементом с сухариками. Углы подчеркнуты широкими огибающими лопатками.

Башня ограды находится к северо-западу от колокольни. Невысокое цилиндрическое сооружение завершено почти сферическим, немного меньшим в диаметре деревянным куполом с железным покрытием, увенчанным шпилем. Убранство отличается характерными формами позднего классицизма: стена обработана крупным разреженным рустом с широкими междурустьями; широкая полоса фриза расчленена пояском-полочкой. Первоначальный проем входа на западной стороне деформирован разрушениями. Дом причта типичен для жилых построек позднего классицизма. Кирпичное одноэтажное на полуподвале здание, почти квадратное в плане, завершено пологой вальмовой кровлей, над которой возвышается поздний маленький деревянный мезонин. Композиции фасадов симметричны, с легкими ризалитами в центре. Полуподвал отделен от основного этажа простой полочкой. Прямоугольные окна основного этажа на главном, обращенном в сторону церкви фасаде в пять осей отмечены сандриками разной формы: над центральным заложенным окном - полуциркульным, по его сторонам - треугольными, а фланговые - прямыми на вытянутых кронштейнах. Над окнами остальных фасадов - прямые сандрики.

Часовня возведена по заказу Н.А. Собакина как фамильная усыпальница над могилой матери. Стены кирпичные, со следами штукатурки на фасадах, кровля утрачена. Внутри часовни находился иконостас. Миниатюрное, квадратное в плане сооружение выдержано в скромных формах русского стиля. На западном фасаде устроен арочный проем входа с порталом, обрамленным тянутой профилировкой. В центре северного и южного фасадов помещены небольшие арочные окна. На углах - широкие огибающие лопатки с раскрепованным над ними карнизом, включающим ряды поребрика и зубцов. Сохранились фрагменты завершения, напоминающие кокошники. Интерьер перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом.

Борисов, 18516, с. 186; ВГВ, 1879, № 27, с. 2; Соловьев Н., 1881-1884; Березин, Добронравов, 1898,с.58-59. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 603-605


Ильинский (Телешовский) погост располагался в 5 верстах от уездного города Шуи, 110 верстах от губернского Владимира на р.Теза. Богатая событиями история Ильинско-Телешовского погоста связана с различными страницами российской истории – опричниной Ивана Грозного, польско-литовским разорением, произволом местных помещиков, просветительской деятельностью местного духовенства. Документальные упоминания о погосте появляются только в начале 17 в., но на основе неподтвержденных данных (устных преданий, косвенных источников) возникновение населенного пункта на месте погоста может относиться к более раннему периоду русской истории – 13-14 вв. Возможно, Ильинско-Телешовский погост вместе с соседними - Михаило-Архангельским, Якиманским, Всехсвятским был основан как пункт сбора налогов с местных сел и деревень, куда регулярно приезжали княжеские отряды для кратковременного отдыха и сбора податей. Подтверждениями тому служат выгодное стратегическое расположение и составляющие названия погоста.

Шуйский историк В. Борисов относительно прошлого Телешова приводит неподтвержденные версии (предания) - в древности село было черной волостью, платившей черный побор государям; в Телешове был конный завод, чему способствовали обширные пойменные луга вдоль равнинных берегов реки Тезы у погоста. Как территориально-административная единица, Телешово связано не только с отдельным населенным пунктом (село, погост), но и с названием крупной территорией, сопоставимой с уровнем современного района. Рядом с Шуей в 16 в. выделялись две волости – Борисоглебская (на левом берегу Тезы) и Телешовская (на правом).

Начало Телешовского погоста (либо новый значимый этап его жизни) связано с неудачной женитьбой Ивана Грозного на дочери новгородского купца Василия Степановича Собакина Марфе. Тогда (около 1571 г.) волей царя Телешовская волость стала вотчиной дворян Собакиных, на погосте были построены и оснащены деревянные храмы, погосту были дарованы значительные земельные наделы.  Первые документальные упоминания о погосте относятся к Смутному времени. Телешовский погост, как и окружающие Шую селения, неоднократно подвергался польско-литовскому разорению, о чем свидетельствуют допросные речи Шуйского земского старосты Ивана Оломпеева 1615 г. о набеге пана Александра Лисовского на окрестности Шуи. Храмы погоста описаны в писцовых книгах Афанасия Векова (1629 г.) и Александра Теприцкого с Иваном Небогатовым (1685-1686 гг.). Погосту отводится глава в классическом труде Шуйского историка В. Борисова “Описание города Шуи и его окрестностей” (1851 г.). В 1874 г. во Владимирских епархиальных ведомостях публикуется подробная “Летопись Ильинского погоста”(автор - предположительно священник погоста Николай Михайлович Соловьев).

К погосту в 1629 гг. относились обширные земли по обоим берегам Тезы. Приход погоста был достаточно крупным – селения вдоль обоих берегов Тезы. После польско-литовского нашествия, по-преданию, исчезли целые деревни, ранее относящиеся ранее к Телешовскому погосту – Деревеньки, Белькашево, Ивлево. Вероятно, их сравняли с землей и более не восстанавливали. После появления собственной приходской церкви в селе Сергеево (в 5 км вниз по Тезе) в середине 18 в. от Ильинского погоста отошли деревни Федотово, Векино и Боняково. В 1887 г. к приходу относились деревни в пределах 6 верст от погоста - Василево, Дуброво, Сметанки, Семейкино, Поповка, Новино, Косячево, Марково и Мирково. В приходе числилось 139 двора окрестных деревень 492 мужчин, 590 женщин.

Название погоста на протяжении веков менялось, в зависимости от главного на тот момент храмового престола. Погост именовался и Сергиевским, и Воскресенским, и Ильинским. Исторически, вероятно, более древним престолом был Ильинский. В 18 в. Воскресенский придел был упразднен и главным храмом погоста стал Ильинский. Логичной причиной исчезновения Воскресенского придела на погосте называют строительство Воскресенской церкви в соседнем селе Сергеево. Село получило название Воскресенское-Сергеево и соседство с населенным пунктом Воскресенский-Сергиевский-Ильинский погост могло вносить путаницу (есть версия о намеренном переносе Воскресенского престола в Сергеево).

В 17-18 вв. церковная жизнь погоста была относительно стабильной - не было состоятельных вкладчиков, потомки Собакиных, владевшие селом, постепенно мельчали, теряли интерес к храму и усадьбе, урезали церковные земли, храмы ветшали. В 1750-60 гг. в Телешово призошло зверское убийство помещицы Натальи Порфирьевны Кашинцевой (урожденной Собакиной) – семь крестьян зарезали ее ножами в бане, мужа спас дворовый человек (вынес на себе на псарню, воспользовавшись темнотой и неразберихой). Мотивы расправы были связаны с жестоким обращением помещицы с дворовыми при постройке в с. Телешове барского дома с прудом и садом. В. Борисов уже в 1847 г. отмечал: “место, где были сад, дом и пруды Собакиных заглохло и близ него выросла березовая роща” (возможно, сейчас на месте пруда Собакиных небольшая заболоченная впадина посредине поля, слева от автомобильной дороги Шуя – Ковров). В конце 18 в. церковными землями владели крестьяне Хрущевы и Собакины, затем помещики Кругликовы (являлись церковными благотворителями).

Значительную роль в строительстве и благоустройстве Ильинского погоста в 19 в. сыграл инициативный и энергичный священник о. Михаил (Михаил Николаевич Соловьев, пришел на службу в погосте в 1799 г., прослужил там 36,5 лет), который сумел привлечь к строительству новых благотворителей, организовывал работы по строительству и украшению храмов. В процессе строительства о. Михаил проявлял лучшие черты организатора и рачительного, бережливого хозяина, стремился часть работ выполнять силами прихожан, без лишних трат. Так прихожане вместе с о. Михаилом рыли канавы для фундамента, доставляли камень и кирпич, ездили за известью верст за 70. Среди церковных благотворителей-меценатов были губернские и уездные дворяне и помещики - дворяне Анна Васильевна Траубе, княгиня Агрипина Алексеевна Долгорукая, князь Иван Михайлович Долгорукий, генерал-интендант Александр Филиппович Пожарский, Силантий Васильевич Валуев, шуйский купец 2-й гильдии Н.Г. Калужский.

В истории погоста выделяются два этапа активного церковного строительства и благоустройства – середина 16 в. и начало 19 в. Первый этап – строительство деревянных церквей и оснащение их необходимой утварью тестем Иоанна Грозного Василием Степановичем Собакиным. Второй этап – перестройка и благоустройство церквей в камне, в первой четверти 19 в. В 1629 г. упоминается только один храм - Воскресения Христова, с приделом Святого пророка Илии (вторая – Сергиевская церковь, на тот момент, была либо разрушена поляками, либо находилась в аварийном состоя-нии и вовсе не упоминалась). В конце 17 в. отмечается уже две отдельные церкви “…в Телешовской волости в церковных землях, погост Воскресения Христова, да Святого пророка Илии…погост Преподобного Сергия Радонеж-ского на р. Тезе, а на погосте церковь Воскресения Христова древяна ветха (скорее всего, “древяна верх” – признак шатрового завершения храма), да придел Св. Пророка Илии. А в церквах Божие милосердие – образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякая церковная утварь, строение Василия Собакина” (В. Борисов, ссылаясь на Писцовые книги Александра Теприцкого и Ивана Небогатова (1685-1686 гг.)). В 1772 г. суздальского архиепископа Геннадия просили о перестройке обветшавших деревянных Ильинской и Сергиевской церквей (были шатровыми). Чуть позже епископ Владимирский Ксенофонт благословил строительство новой каменной Ильинской церкви с колокольней вместо ветхих деревянных. Видимо, один из деревянных храмов – Воскресенский (построенный еще В.С. Собакиным) был разрушен еще до строительства нового каменного. В. Борисов указывал: “должно полагать, что церковь сия сгорела и возобновлена уже не была. Место, где была церковь, сохранилось…и означено поставленным тут крестом”.
Перестройка деревянных церквей в камне осуществлялась постепенно – сначала строилась каменная колокольня, затем теплая трапезная с Сергиевским приделом, затем холодный Ильинский придел.

В 1801 г. прежняя деревянная колокольня “во вторник на сырной неделе разрушилась до основания; колокол большой разбился”. Существующая сейчас колокольня строилась в 1801-1804 гг. усердием и иждивением генерал-интенданта Александра Филипповича Пожарского, а после его смерти - на средства его супруги Агрипины Алексеевны. Колокольня имела: “на верху третьего яруса фонарь, коим окончилась каменная кладка, вызолоченный через огонь крест, выкрашена ярью.” На собранные прихожанами деньги был куплен новый колокол на Николо-Шартомской ярмарке весом 133,5 пудов.

Трапезная с Сергиевским (теплым) приделом возводилась в 1807-1813 гг., освящена 9 ноября (В. Борисов указывает 4 ноября) 1813 г. протоиереем шуйского Воскресенского собора Алексеем Никитским. Основное здание Ильинской церкви (холодной) строилось в 1813-1816 гг, освящено 24 сентября 1816 г. суздальским протоиереем Димитрием Смирновым. Кирпичная кладка Ильинской церкви выполнена подрядчиком Д.П. Клестовым – выходцем посада Большие Соли Костромской губернии. В 1822 г. храм покрыт железом вместо теса. В 1850 г теплая Сергиевская церковь расширена с разрешения архиепископа владимирского Парфения (при этом узкая паперть между церковью и колокольней и западная стена перестроены, добавлены крыльца, портики с севера и юга). Стены и своды церкви расписаны палехским художником Н.Сафоновым на средства шуйского 2-й гильдии купца Н.Г. Калужского. В 1849 г. выполнен новый иконостас в стиле рококо шуйским мастером мещанином Осетровым по рисунку Долгорукова, вызолочен на средства Калужского.

Из описания внешнего вида несохранившейся ныне Ильинской церкви: “… настоящая Ильинская церковь с куполом, на коем возвышается фонарь с четырьмя окнами, а на нем глава и железный крест, обитый белой жестью с юга и севера – белокаменные крыльца (пристроены в 1852 г.) с площадками … и портиками с четырьмя колоннами столпами у каждого…Трапеза украшена пилястрами с капителями со сторон южной и северной по шести, с западной четыре…верх купола и трапезная венчаются карнизами…церковь трехсветная… нижние и верхние (окна) сажень на полтора аршина, средние – круглые. Всего 23 окна (с алтарем), центральное окно алтаря – двойное с полуколонками и фронтоном… иконостас устроен вместе с созданием храма по рисунку, данному князем И.М. Долгоруким, большого искусства, виноградные гроздья и листья, очень хорошие и прочные иконы по золоту выполнены в Палехе по настоянию о. Михаила, некоторые приложены Долгоруким…” После окончания строительства церковь была полностью обеспечена новой утварью.

Среди церковно-исторических реликвий Ильинского погоста современники (в конце 19 в.) отмечали:
- древние иконы, связанные с названиями престолов - Св. Сергия Радонежского, Св. Пророка Илии, Воскресения Христова;
- предметы, пожертвованные архиепископом Волынским Агафангелом (уроженцем Ильинского погоста) в 1864 г. (архиерейская панагия с бриллиантами, архимандритский крест, орден святой Анны 1-й степени, крест магистра, четки, архиерейские облачения, ценные богослужебные книги, в т.ч. написанные самим Агафангелом);
- фамильные святыни благотворителей (образ Преподобного Сергия с частью мощей в иконостасе придельного храма, пожертвованный Долгоруковой А.А. после смерти; крест с мощами Евангелиста Луки и Федора Трихины, пожертвованный от А.Н. Пожарской).

Кладбище при церкви известно уже в 17 в. (в книге А. Векова под кладбище при погосте было выделено 133 сажени земли). Рядом с храмом и под его стенами захоранивались владельцы села, священнослужители, церковные вкладчики. В синодиках Ильинской церкви в конце 19 в. было упомянуто 397 человек, среди них представители родов Кашинцевых, Давыдовых, Собакиных. В синодиках, согласно В.Борисову, упоминались и жертвы опричнины 16 века – убитые и захороненные на погосте. В 19 в. на Телешовском кладбище сохранялись надгробия дворян Пожарских, Кайсаровых, Кругликовых и др.  Также описывалась семейная усыпальница дворян Собакиных: “древняя каменная фамильная усыпальница дворян Собакиных, видом похожая на небольшую четырехугольную (квадратную) палатку…при входе в оную по обеим сторонам были вделаны, как заметно, надписи, о погребенных тут телах, закрытых каменным сводом; а на восточной стороне стены, во внутренности усыпальницы, есть киотец (тябло), где стояли образа…отец царицы Марфы Васильевны, братья и почти весь род их погребены в этой усыпальнице, что видно из хранящегося в церкви синодика” По мнению Шуйского краеведа-фотографа Ф. Никонова, усыпальница Собакиных была разобрана на кирпич в 1963 г., (возможно, сохранившиеся стены склепа принадлежат не Собакиным, а иным лицам, захороненным на погосте в 19 в.). Рядом с алтарем теплой церкви (в трапезной) погребены вкладчики – супруги Валуевы. В алтаре (основной части - Ильинской) под жертвенником погребена Елена Алексеевна Пожарская – дочь Агрипины Алексеевны Пожарской от первого мужа.

В 1808-1813-х гг. при строительстве каменной церкви отмечены случаи чудесного исцеления от Животворящего Креста. В деревне Марково жили две сумасшедшие девицы, лишившиеся рассудка после страшной грозы. Их матери во сне явился старец, который велел отслужить молебен за здравие беснуемых Животворящему Кресту. Старец вынул крест из-за пазухи и показал матери. Мать пришла к о. Михаилу и пересказала сон. Отец Михаил показал все кресты, но нужного не нашли. Сон повторился, поиски продолжи-лись. Отец Михаил нашел в ризнице совершенно ветхий деревянный крест, который уже не использовался при службах (этот крест священник планировал забрать с собой в могилу). Отслужили молебен, беснуемых девиц окропили и дали святой воды. Они вылечились. Крест все же был слишком ветхим, поэтому с него сделали точную копию, которой передались чудодейственные свойства.

Ильинско-Телешовский погост стал родиной известного духовного писателя Агафангела (в миру Алексея Михайловича Соловьева, 1812-1876 гг.). О. Агафангел - потомственный священник (на погосте служил его родной брат), был ректором харьковской и костромской семинарий, казанской духовной академии, епископом ревельским и вятским, архиепископом волынским. В Казани основал журнал "Православный Собеседник". Главные труды Агафангела: перевод с еврейского книги Иова, с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861 г.); перевод с греческого книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860 гг.); "Объяснение послания св. апостола Павла к Галатам" (СПб., 1854 гг.); "Слова" (изд. 2, СПб., 1859 г.). На Телешовском погосте был сооружен памятник над могилой матери о. Агафангела по его поручению. Священник Ильинско-Телешовского погоста Федор Казанский был в числе добровольных корреспондентов, сотрудничающих с Этнографическим бюро князя В.Н. Тенишева. Цель деятельности бюро состояла в обширном по охвату и содержанию социологическом исследовании различных сторон русской традиционной культуры. Сначала разрабатывались анкеты – опросные листы, затрагивающие сотни вопросов из бытовых, религиозных…сторон жизни россиян, затем добровольные участники, проживающие в разных уголках страны (в числе которых был и Ф. Казанский) отвечали на вопросы, посылали результаты в столицу, выполнялась обработка и обобщение результатов. Среди сведений о корреспондентах указывается “известно, что Ф.Казанский принял энергичные меры к тому, чтобы учредить в 1894 г. в погосте Ильинское-Телешово общество трезвости. К 1895 г. число членов общества возросло с 10 до 33 человек. На своих собраниях члены общества обсуждали текущие дела, занимались чтением нравственных книг”. Ф. Казанский являлся членом уездного отделения Епархиального совета Шуйского уезда, в 1900 г. был награжден скуфьею.
С 1875 г. на территории погоста существует церковно-приходская школа (капитал на ее содержание – 2496 р пожертвован уроженцем погоста архиепископом Волынским Агафангелом, который также пожертвовал церкви полное архиерейское облачение из золотой парчи). Это была пятая по счету церковно-приходская школа, открытая в Шуйском уезде и наиболее материально обеспеченная. Обучение 22 мальчиков проводила учительница под наблюдением священника. Школа находилась в церковном доме (стены здания сохранились)

В сер. 19 в. шуйский историк В. Борисов описывал Ильинский погост как живописное место, расположенное на возвышенности и окруженное с востока рекой Тезой, с севера речкой Тюнехом, с юга – глубоким рвом, с запада - полем и лесом. Церковь окружали старинные вязы. Разрушение Ильинской церкви и усыпальницы Собакиных происходило относительно недавно – не в 1930-х гг., а уже в послевоенные. Причем кирпич, полученный после разрушения усыпальницы дворян Собакиных (1963 г.) был использован при строительстве одного из ближайших домов.

Черниховский Д.М.

Источники: Летопись об Ильинской церкви Шуйского уезда погоста Ильинского-Телешова // Историко-статистическое описание Владимирской Епархии. Владимирские епархиальные ведомости, 1881, №10, 15, 21.
Фирсов Б.М., Киселева И.Г. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. (На примере Владимирской губернии). СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. – 472 с.
Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): в 3 т.: Т. 1 / Редакторы-составители Е.Г. Вопилин, В.И. Баделин. – Иваново: МИК, 2001. – 428 с.
В. Борисов Чтения Общества истории и древностей российских, 1847, 2, V.
В. Борисов “Погост Телешово”/ Владимирские губернские ведомости, 1847, № 4.
Черниховский Д.М. Чудеса земли Шуйской.
Красницкая Т.А. Церковная школа в Шуйском уезде: как это было /Провинциальный анекдот: чтения по региональной казуальной истории. Вып. III. – Шуя, 2003. с. 6-10.
Е. Правдин. Описание празднования 50-летнего юбилея священника Шуйского уезда погоста Ильинского (Телешова) Николая Михайловича Соловьева. Уфа, 1887.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 февраля 2016

Ильинский-Телешово погост расположен на реке Тезе и находится в 5 верстах от уездного города Шуя и в 110 верстах от Владимира. Церковь на погосте основана в XVI ст. боярами Собакиными, родственниками царя Иоанна Грозного, имевшими недалеко от погоста усадьбу Телешово, подаренную им Иоанном Грозным.

В XVI-XVII ст. в погосте существовали две церкви: Воскресенская с приделом св. пророка Илии и другая Сергиевская, почему этот погост в то время назывался Воскресенским и Сергиевским. В XVIII ст. престол Воскресения Христова был упразднен и главным престолом сделан престол св. пророка Илии.

С этого времени погост называется Ильинский-Телешово. Ильинская и Сергиевская церкви, зданием деревянные, стояли на погосте до 1815 г., а в этом году усердием прихожан сооружена каменная церковь. Колокольня и ограда при церкви каменные. Престолов в церкви два: в холодной – во имя пророка Илии и в теплом приделе – во имя преп. Сергия Радонежского чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1781 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена и хранится в церкви.

Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает 618 руб. в год. У священника церковный каменный дом, а у псаломщика – собственный. Приход состоит из деревень: Василева, Дуброва, Сметанки, Семейкина, Поповки, Новина, Маркова и Миркова, расстоянием от церкви не далее 6 верст. Всех дворов в приходе 139, душ муж. пола 492 и жен. пола 590 душ. При церкви с 1874 г. имеется приходское попечительство. С 1875 г. в погосте существует церковно-приходская школа, помещается в церковном доме и содержится на проценты с капитала в 2496 руб., пожертвованные архиепископом Агафангелом.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.



Комментарии и обсуждение


В нескольких метрах от высохшего пруда усадьбы Собакиных в сторону реки Теза в 2007(8) году при пахоте были подняты несколько сот мелких монет, называемых "чешуйками", предположительно времен царя Михаила Фёдоровича.
10 августа 2010.