Никольская церковь в Полтево является самой старой в Балашихинском благочинии. Уникальный для этой части Подмосковья белокаменный храм был построен в начале XVIII столетия, когда в моду входило петровское барокко. На стройку замечательной церкви дал средства близкий сподвижник Петра I, адмирал Федор Матвеевич Апраксин, которому принадлежало Полтево. С его сестрой Марфой Матвеевной – вдовой царя Федора Алексеевича – связан петровский указ о запрете традиционного обычая «вытья» на похоронах. Русский историк флота и морских географических открытий XIX века Василий Николаевич Берх так писал об адмирале Апраксине: «Едва ли бывал когда в России вельможа, имевший столь великие связи как граф Федор Матвеевич Апраксин… Все имели в нем надобность, все искали его ходатайства и покровительства».
Будущий флотоводец родился в знатной семье царского комнатного стольника Матвея Апраксина – потомка Ивана Апраксы, который, в свою очередь, был внуком перешедшего на русскую службу татарского князя Солохомира. В юные годы Федор Апраксин сопровождал царя Петра Iв Архангельск, где строил первое торговое судно. Царь назначил его воеводой, а затем и губернатором Архангельска. Апраксин сопровождал Петра и в заграничных поездках, обучался корабельному делу в Амстердаме. После возвращения на родину Федор Матвеевич в звании адмиралтейца был отправлен в Воронеж для починки флота, который находился в плачевном состоянии. Апраксин за короткий срок исправил суда, построил доки, крепости, шлюзы, училище и железные заводы, где делали сверленые пушки.
В 1707 году Ф. М. Апраксин получил от царя звание адмирала, а в 1710 году – титулы графа и тайного советника. Петр писал Апраксину по этому торжественному случаю следующее: «Да благословит Господь Бог вам быть в сей саржи (доложности) к славе имени Своего и пользе утесненных христиан». Под «утесненными христианами», вероятно, подразумевались покоренные народы Османской империи и Персии, однако успехи российского флота на турецком и персидском направлениях были в этот период малоуспешными. Совсем иначе дело обстояло на севере в борьбе со Швецией. В 1708 году Апраксин одержал победу над шведским генералом Либекером, а в 1710 году адмирал осадил и почти без потерь взял шведскую крепость Выборг. Наконец, первым в истории триумфом петровского флота стало знаменитое сражение со шведами у мыса Гангут в 1714 году. После благоприятного для России Ништадтского мира Апраксин получил право поднимать на судах кейзер-флаг и был назначен генерал-губернатором Эстляндии, бывшей в числе присоединенных новых земель по итогам Северной войны.
Апраксин участвовал не только в победах, но и в поражениях русского флота на юге. После неудачного Прутского похода в 1711 году был заключен унизительный мир с Турцией, по которому Россия теряла весь свой флот на Азовском море и должна была уничтожить крепость Азов. Этой печальной работой по срытию валов азовской цитадели, продаже туркам российских кораблей и сдачей пушек руководил граф Апраксин. Позже корабли под руководством Апраксина зашли и в Каспийское море с целью похода в Персию, однако и эта кампания не выполнила всех поставленных задач. Историки называли эти неудачи закономерными, ведь главной целью Петра и его флотоводцев были северные моря, способные «прорубить окно» в Европу.
После смерти Петра I Апраксин сохранил свои звания и должности. Последний год жизни адмирал провел в Москве. Он умер в ноябре 1728 года и был похоронен в московском Златоустовском монастыре. Часть имений бездетного Апраксина, в том числе Никольское-Полтево в Подмосковье, по мудрому завещанию флотоводца, предписывалось продать, а вырученные деньги направить в пользу неимущих, впавших в казенные долги, а также на выкуп пленных. Возвышение Федора Матвеевича Апраксина при Петре I произошло, в том числе и благодаря удачному родству с царской фамилией. В 1682 году сестра будущего адмирала Марфа Матвеевна Апраксина была выдана замуж за царя Федора Алексеевича – предшественника Петра на российском престоле. Это был второй и недолгий брак болезненного царя, который продлился всего чуть больше двух месяцев – с февраля по апрель 1682 года. Бездетный Федор Алексеевич Романов скончался от цинги, оставив вдовой свою семнадцатилетнюю супругу Марфу Матвеевну. На протяжении тридцати трех лет до самой смерти царская вдова хранила верность усопшему Федору Алексеевичу и не выходила замуж.
Марфа Матвеевна умерла в 1715 году и ее похороны стали последними в царском доме, которые прошли по русскому обычаю. В материалах неоконченного исторического труда «История Петра I» А. С. Пушкин писал: «24 декабря скончалась царица Марфа Матвеевна, вдова государя Феодора Алексеевича, при ее погребении запрещено выть как ныне, так и впредь». Считается, что Петр I решил положить конец древнему обычаю причитать на похоронах и привлекать для этого женщин-плакальщиц. Повеление Петра I прекратить погребальные причитания оказалось созвучно и Евангелию, и мнению святителя Иоанна Златоуста. Об этом святитель ведет речь, толкуя отрывок из Евангелия от Матфея о воскрешении дочери начальника синагоги. В Евангелии сказано, что Иисус, придя в дом начальника, где умерла девочка, велел выйти прочь «играющим на свирели и толпе шумящей», то есть исполняющим погребальный обряд.
После приобретения Никольского-Полтева граф Ф. М. Апраксин устроил в своей новой вотчине усадебно-парковый ансамбль, видную часть которого занимал новый каменный Никольский храм, возведенный по благословению Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Рязанского Стефана (Яворского). Храмозданную грамоту на постройку новой каменной церкви выдали «Адмиралтейцу графу Федору Матвеевичу Апраксину» в апреле 1706 года. Новую церковь в селе Никольском возвели близ каменных палат на месте старого деревянного храма, построенного еще в 1660 г. Усадебный ансамбль состоял из господского каменного дома, двух деревянных светлиц, людских изб, деревянных поварни и погребов. Хозяйственный двор усадьбы состоял из деревянных комплексов конюшенного и скотного дворов. Вся усадьба была огорожена деревянной оградой с башнями. К усадьбе примыкал фруктовый сад и располагался выкопанный пруд.
По мнению исследователей русской архитектуры, каменную церковь в Полтеве вероятно проектировал иностранный архитектор. Об этом говорят ее пространственно-композиционные особенности, присущие стилю западноевропейского барокко. Возведенный белокаменный ярусный Никольский храм «иже под колоколы» («иже под звоны»), построенный согласно новым вкусам Петровского времени в духе «нарышкинского» барокко, представляет собой замечательный памятник русской архитектуры конца XVII - начала XVIII столетия. Интересно, что западноевропейское влияние видно и на примере других церковных построек Петра, Федора и Андрея Матвеевичей Апраксиных в Московской епархии: Успенской церкви в селе Вяземском Звенигородского уезда (1700-е гг.), Успенской церкви села Таболова (1705 г.) и Никольской церкви села Стрелкова (1702 г.) Московского (позже Подольского) уезда.
Вероятно, строительные работы по Никольскому храму вели собственные крестьяне Апраксиных, в частности из села Таболова, а также каменщики ярославцы, вотчинные крестьяне Апраксиных из деревни Рыбницы Ярославского уезда. Из сохранившихся подрядных записей 1702 г. на строительство каменного храма стольника A. M. Апраксина в сельце Стрелкове, которое производил крестьянин д. Рыбницы - Иван Купреянов, известно, что постройка делалась «против чертежу, каков чертеж ему подрядчику дан». В сельце Таболове П. М. Апраксина подрядами на строительные каменные работы занимался крестьянин Симеон Авдеев Семлевцов. В Москве, на Знаменке, в 1701-1702 гг. для окольничего П. М. Апраксина строились каменные палаты из мячковского белого камня и одновременно производилась постройка каменного усадебного дома в подмосковье. Из этого же строительного материала - белого камня (брусков, камня, лещади), подготовленного подрядчиком из села Верхнего Мячкова Архипом Федоровым, строилась и Никольская церковь в Полтеве. После смерти Ф. М Апраксина в 1728 г. по духовному завещанию часть его недвижимого имения, в том числе и село Полтево Московского уезда, была отдана не выкуп пленным, в пользу неимущих и впавших в казенные долги.
В 1729 г. село Никольское, с землей и со всеми угодьями купил вице-канцлер и действительный тайный советник Андрей Иванович Остерман (1686-1747). Из сохранившейся описи строений усадьбы Апраксиных в Никольском-Полтеве видно, что усадебное хозяйство было запущено, большинство построек, в том числе и каменные палаты, обветшали и требовали ремонта. Каменная усадебная Никольская церковь также требовала ремонта, так как на ней «кровля сгнила и от течи стены повредились».
Купленная усадьба требовала срочной поправки и перестройки. Видимо, к этому времени относится и перепланировка усадьбы, которую мы можем увидеть на ковре из собрания Эрмитажа, вышитом бисером и датированным серединой XVIII века. В 1741 г. имение А. И. Остермана было конфисковано в пользу государства. Однако через год в 1742 г. село Никольское с деревнями было возвращено сыновьям канцлера — Федору и Иоганну (Ивану) Андреевичам Остерманам. По сведениям клировых ведомостей, в 1766 г. в Никольской церкви провели ремонтно-восстановительные работы. В 1771 г. по прошению Московского главнокомандующего и генерал-поручика графа Ф. А. Остермана, архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) из-за немощности и преклонного возраста вдовствующий графини Марфы Ивановны Остерман дозволил устройство в усадьбе Полтево домового храма "при покоях, во имя Рождества Пресвятыя Богородицы с подвижным антиминсом». Вновь устроенную церковь освятили в 1722 г.
В связи с учреждением в 1782 г. Московской губернии село Никольское-Полтево Вохонской десятины Московской епархии территориально вошло в состав Богородского уезда. В это время в приходе села Никольского числилось населения 455 человек. В 1790-е годы граф Ф. А. Остерман передал свой титул, фамилию и имущество родственнику своей жены Анны Васильевны, урожденной графини Толстой, – Александру Ивановичу Толстому, который накануне Отечественной войны 1812 г. и стал владельцем села Никольского-Полтева с деревнями. Граф А. И. Остерман-Толстой после отставки в 1817 г. до конца своих дней жил за границей. Свое имение в Никольском-Полтеве он не посещал, а хозяйственными делами управляла его Московская контора. Так, в 1823 г. от Конторы последовало прошение архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) о дозволении исправить кровлю и главу Никольского храма в селе Полтево. В селе по-прежнему существовали две церкви, так как домовой Рождественский храм после кончины М. И. Остерман не был закрыт, а передан для совершения богослужений графу Ф. А. Остерману.
В течение 1840-х годов, как Никольский, так и Рождественский храмы неоднократно ремонтировались. Средства от помещика на содержание церквей отпускались самые малые, поэтому мелкие ремонтные работы не способствовали сохранению замечательного памятника Петровского зодчества. В частности, в 1844 г. благочинный священник доносил в Консисторию, что стены и своды Никольского храма покрыты трещинами, которые «иногда простираются до самого пола». В марте 1845 г. в Никольское-Полтево для осмотра церквей приехал губернский архитектор Д. Ф. Борисов. В своем отчете он отметил, что трещины образовались от бывшей с давнего времени тесовой кровли, которая была заменена железной. Так как трещины не увеличивались, архитектор предложил перебрать белокаменный цоколь и поврежденные камни в крыльцах. Однако эти работы так и не были выполнены.
В домовом Рождественском храме из-за аварийного состояния богослужение запретили, а антиминс забрали к митрополиту. В 1854 г. домовая Рождественская церковь была поправлена и, по благословению митрополита Филарета, обращена в зимний приходской храм. После кончины в 1857 г. бездетного графа А. И. Остермана-Толстого, постоянно проживающего в Женеве, имением при селе Никольское-Полтево владел его управляющий, князь Валериан Голицын, получивший вместе с имуществом и фамилию Остерман. На его средства в 1858 г. в Никольской церкви устроили новые царские врата и обновили храмовый образ в иконостасе.
При попытке причта переделать старинный пятиярусный иконостас в 1880 г. помещик села Никольского князь Мстислав Валерианович Голицын, запретил эти работы и старался не портить храм новыми переделками. Небольшие повреждения резьбы колонн нижнего яруса были поправлены. В том же году помещик распорядился передать причтовый дом с хозяйственными строениями, построенный на средства владельцев имения, в собственность церкви. В 1884 г. побеленные стены Никольской церкви были покрыты стенной живописью с библейскими картинами и орнаментом. В 1898 г. Императорское Московское Археологическое Общество, по прошению священника Никольской церкви Михаила Сироткина, разрешило произвести следующие работы по храму: сделать две печи, переменить деревянные полы плиточными, двери, окрасить окна, поправить белокаменное крыльцо, окрасить церковь, заделать трещину на стене паперти.
В 1896 г. Строительное отделение Московского губернского правления утвердило проект новой каменной ограды со Святыми вратами Никольского храма села Полтева 2-го благочиния Богородского уезда. После кончины во Франции 1902 г. князя М. В. Голицына-Остермана наследником усадьбы при селе Никольском стал его сын - князь Александр Мстиславович Голицын-Остерман.
До 1917 г. село Никольское-Полтево состояло во 2-м благочинническом округе церквей Богородского уезда Московской епархии. Сохранились сведения, что с 1911 г. настоятелем Никольского храма служил священник Василий Иванович Холмогоров, которого назначил митрополит Московский и Коломенский свщм. Владимир (Богоявленский). С 1916 г. должность псаломщика занимал Пантелеймон Николаевич Протодиаконов. На должность церковного старосты в 1916 г. избрали крестьянина села Полтево Андрея Ивановича Щёлкова. На средства землевладельца усадьбы при селе Полтево московского купца Николая Степановича Сокова при Никольском храме открыли церковно-приходскую школу, которая помещалась в специальном деревянном здании и содержалась попечителем. В ней в 1916 г. обучались 22 мальчика и 18 девочек. Заведующим и законоучителем состоял местный священник отец Василий Холмогоров. Приписанной к Никольскому храму оставалась и Богородице-Рождественская церковь, бывшая домовой князей Голицыных.
В годы революции и гражданской смуты Никольский храм в Полтево потерял все свои сбережения, вложенные в бумаги государственной ренты. Были конфискованы принадлежащие церкви здания церковно-приходской школы и сторожки и значительно урезан участок церковно-причтовой земли, которой на 1916 г. состояло 36 десятин 2100 сажен. В 1920-е годы настоятеля Никольского храма Василия Холмогорова возвели в сан протоирея. Его имя упоминается в документах по выборам членов церковного совета храма в Полтеве в 1933 г. В 1922 г. в должности церковного старосты трудился крестьянин деревни Русавкино Дмитрий Акимович Горохов. Во время репрессий против Церкви и верующих, в период массовых закрытий церквей во время первой «безбожной» пятилетки храм святителя Николая в селе Полтеве, который находился в Реутовском районе Московской области, неоднократно пытались закрыть. Несмотря на протесты верующих, решением исполкома Мособлсовета в 1935 году Никольскую церковь в Полтево местные власти закрыли, а церковное здание использовали под склад зернопродуктов.
В 1950-е годы Министерство культуры РСФСР поставило на учет здание Никольского храма как памятник русской архитектуры начала XVIII столетия. «Свод» памятников архитектуры Московской области дал определение Никольского храма в Полтеве как обладающего высокими художественными достоинствами и представляющего исключительный историко-архитектурный интерес.
В 1990 г. была образована православная церковная община Никольского храма, которой и передали находящееся в аварийном состоянии церковное здание. Настоятелем храма был назначен протоиерей Владимир Мокренко. Начались кропотливые работы по реставрации храма и благоустройству его территории. Укреплен фундамент, произведена замена и укрепление известнякового бруса, заделаны трещины в стенах. Сделана медная кровля 3-го и 4-го яруса. Приобретен фарфоровый иконостас. На средства общины построили строжку с трапезной, котельной, временную звонницу. Наладились регулярные богослужения и приходская жизнь.
7 июля 1994 г. состоялось освящение храма иерейским чином.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Белокаменный храм флотоводца и сайта: Историческая справка о храме свт. Николая в деревне Полтево - Церковь (храм) святителя Николая д. Полтево (poltevo-hram.ru)