ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ржев. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая).

Покровская церковь


Ржев. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая)
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1908 и 1910.
Архитектор:Н.Г. Мартьянов
Адрес:
г. Ржев, ул. Калинина, д.62

Координаты: 56.25191, 34.33022



Сортировка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
8 ноября 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Алексей Кротов
9 марта 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), Вид с востока<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
30 мая 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
МОРПЕХ879
18 мая 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
МОРПЕХ879
18 мая 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Алексей Кротов
20 апреля 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
МОРПЕХ879
6 мая 2016
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
8 ноября 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
8 ноября 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Алексей Кротов
3 апреля 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Андрей Агафонов
1 сентября 2003
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Алексей Кротов
9 марта 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Алексей Кротов
9 марта 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Олег Гусаров
23 мая 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Олег Гусаров
23 мая 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Олег Гусаров
23 мая 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Олег Гусаров
23 мая 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Олег Гусаров
23 мая 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Олег Гусаров
23 мая 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Олег Гусаров
23 мая 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), Иконостас<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Иконостас
oldboy
12 мая 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), , Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
8 ноября 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), Интерьер храма. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Интерьер храма. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1942
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1942
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), Фото из журнала "Церковь".<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Фото из журнала "Церковь".
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), Фото из журнала "Церковь".<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Фото из журнала "Церковь".
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), фото с сайта http://humus.livejournal.com<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая), Фото 1910-ых годов из фондов Тверского государственного объединённого музея<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Фото 1910-ых годов из фондов Тверского государственного объединённого музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 апреля 2015

17 апреля 1905 года последовал Высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости», в котором впервые за два с половиной века старообрядцам были даны определенные права. Старообрядцам было дозволено открыто строить свои храмы, иметь своих священников, звонить в колокола, совершать публичные шествия. Последующие за упомянутым указом 12-15 лет считаются «золотым веком» старообрядчества.

За эти годы два старообрядческих храма были построены и в Ржеве, причем оба в короткие сроки. Первым откликом на манифест 1905 г. послужила закладка в 1906 г. на Предтеченской улице в 115 квартале, на собственной земле ржевского купца Григория Ивановича Пояркова, деревянного летнего храма во имя Святой Троицы с зимним приделом во имя Архангела Михаила.

Последним перед революцией в городе был построен старообрядческий храм во имя Покрова Богородицы, что на Смоленской улице, и так сталось, что он единственный только и сохранился из всех храмов и моленных. Воздвигнутый по проекту архитектора Н.Г. Мартьянова, он располагался недалеко от места бывшей Покровской моленной. Особые старания в созидании храма приложили члены совета купцы и мещане М.Я. Зетилов, И.А. Поганкин, В.А. Колпашников, А.В. Сазонов. Уже 5 апреля 1910 года состоялось торжественное поднятие колоколов на нововыстроенный храм, а 9-10 апреля приехавший из Петербурга старообрядческий епископ Санкт-Петербургский и Тверской Кирилл (Политов) торжественно совершил освящение храма.

Первые служители Покровской церкви – протоиерей Игнатий Червяков и диакон Симеон Савельев (которые ранее служили в Покровской моленной), а так же о. Григорий Ширяев. Покровская община под руководством своих пастырей сразу активно взялась за благотворительную деятельность: рядом с храмом был выстроен большой двухэтажный деревянный дом с мансардой – «Покровский дом», в нем прежде всего была организована церковно-приходская школа, в классах которой в разные годы обучалось до 60 детей, а позже - богадельня для нуждающихся в попечении и престарелых христиан.

В октябре 1919 года Ржевских старообрядцев коснулись первые репрессии: 14 октября – настоятель храма о. Игнатий был арестован вместе со всей семьей и некоторыми активными прихожанами. Начиналась всенародная борьба с «религиозным мракобесием». Впервые прихожане испытали страх и неуверенность за будущее прихода, но богослужения в храме не прекращались.

В мае 1920 г. на должность настоятеля храма определили о. Андрея Попова, переведенного сюда с Нижегородской земли. Под его руководством приходская жизнь стала налаживаться: снова возобновилась воскресная школа, укрепился церковный хор, в приходе стало появляться больше молодежи. Было организовано Братство во имя протопопа Аввакума, члены которого по воскресеньям проводили многолюдные лекции на актуальные христианские темы.

Приход часто посещал епископ Геронтий (Лакомкин), возведенный на Петербургско-Тверскую кафедру в 1911 году. Он совершал торжественные богослужения в старообрядческих храмах, а его удивительные проповеди, и до сих пор вспоминают пожилые прихожане. В 1921 году епископ Геронтий поставил в Покровский храм диакона Иоанна Лоскутова из Петербурга, он стал правой рукой и помощником о. Андрея.

Но вот в апреле 1929 г. о. Андрей Попов, диакон Иоанн Лоскутов, регент хора Валентина Цыбина и некоторые члены церковного совета подвергаются неожиданному аресту. Всех арестованных несколько месяцев содержат в одиночных камерах и водят на допросы, а через полгода суд выносит решение о признании их виновными; так за свое церковное усердие о. Андрей, диакон Иоанн и другие христиане были направлены в сталинские лагеря. Храм снова оказывается обезглавлен. В это же время по распоряжению ржевских властей с колокольни Покровского храма сбрасывают наземь колокола. Епископ Геронтий принимает решение о назначении в Ржев другого священника - о. Иоанна Щербакова (с Украины), и добивается разрешения властей. Этот пожилой батюшка служил в Покровском храме почти десять лет. В 1940 г. о. Андрей освобождается из ссылки и возвращается в Ржев. Вместе с бывшим клириком Свято-Троицкого храма диаконом Феодотом Тихомировым они совершают богослужения в Покровском храме.

В период немецко-фашистской оккупации Покровский храм - единственный в городе, где богослужения продолжаются. О. Андрей жил в своем доме на углу церковного участка. 12 сентября 1942 г. случилась трагедия: любимый настоятель погибает от пули немецкого солдата. Прихожане похоронили о. Андрея во дворе храма, с южной стороны. Накануне отступления из города фашисты согнали оставшихся в живых жителей города и заперли их в заминированном Покровском храме. Утром 3 марта 1943 г. отряд разведчиков Красной Армии освободил запертых в храме ржевитян.

http://ruvera.ru/commune/hram_pokrova_bogorodicy_rjev


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 апреля 2017

Покровский храм - храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной старообрядческой церкви (до 1988 г. – Древлеправославной Церкви Христовой). Строился попечением Ржевской Покровской старообрядческой общины. Воздвигнут в 1910 г. по проекту архитектора Н.Г. Мартьянова на бывшей Смоленской улице (ныне – ул. Калинина, 62) недалеко от места бывшей Покровской моленной. С точки зрения архитектуры представляет собой кирпичную церковь на белокаменном цоколе. Объемная композиция включает храм с полуциркульной апсидой, трапезную и 3 - ярусную шатровую колокольню. Восьмерик 2-го яруса церкви завершен шатром с восьмигранным барабаном и луковичной главой, вокруг восьмерика по диагоналям поставлены глухие декоративные главки.

http://artleman.ru/martyanov_nikolay_egorovich.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  22 апреля 2019

После возникшего в ХVII веке разделения на старообрядцев и новообрядцев, во Ржеве многие верующие остались верны традициям и продолжили придерживаться старых обрядов. В ХIХ веке старообрядцам было запрещено строить храмы, поэтому приходилось обходиться моленными. Одной из самых больших была молельная, построенная на средства ржевских купцов Поганкиных. Именно она приобрела весомое значение в духовной жизни старообрядцев в ХIХ веке. Здесь христиане-старообрядцы регулярно молились и исправляли требы. После выхода 17 апреля 1905 года высочайшего указа "Об укреплении начал веротерпимости" община решила строить храм.

Ржевский Покровский старообрядческий храм был заложен в 1908 году. Церковь была построена на Князь-Дмитровской стороне, недалеко от места бывшей Поганкиной моленной на средства ржевских купцов и мещан. 28 марта 1910 года храм освятил Кирилл, старообрядческий епископ Петербургский и Тверской. За пять дней до освящения на колокольню были подняты 8 колоколов, причём самый большой весил свыше полутора тонн.

Здание церкви выполнено в "псевдорусском" стиле. Объёмная композиция церкви складывается из основного объёма с полуциркульной апсидой, трапезной и трёхъярусной шатровой колокольни. Храм и трапезная внутри представляют собой единое помещение, перекрытое коробовым сводом, который опирается на стены и четыре квадратных столпа. Западная пара пилонов (столбов) поддерживает хоры, имеющие ограду с балясинами. Снаружи восьмерик храма завершён шатром с восьмигранным барабаном и луковичной главкой. Вокруг восьмерика находятся диагонально поставленные глухие главки. Трёхъярусная шатровая колокольня примыкает к трапезной с запада. Декоративное оформление фасадов колокольни подражает формам древнерусской архитектуры, прежде всего зодчества ХVII века. Барабаны боковых главок украшают килевидные кокошники. Углы здания оформляют стройные колонны, характерные для архитектуры ХVII века. В оформлении оконных и дверных проёмов использованы элементы ампирной архитектуры. Карниз храма также является отзвуком стиля ампир. Сплав ампирных и древнерусских элементов в декоративном убранстве типичен для эклектической архитектуры конца ХIХ - начала ХХ веков. Внутренняя роспись сохранилась лишь в первом ярусе колокольни. В технике масляной живописи изображены сцены "Благовещение" и "Крещение", а также отдельные фигуры святых. Храм имеет форму корабля.

Проект Ржевского Покровского храма выполнен известным старообрядческим архитектором Николаем Георгиевичем Мартьяновым. Его авторству принадлежат проекты многих храмов по всей России - от Петербурга до Урала. Это и каменный Покровский кафедральный собор на 2000 человек на Громовском кладбище в Санкт-Петербурге; каменный Никольский собор в Лефортове, в Москве; Никольский храм в селе Устьяново Орехово-Зуевского округа Московской области, несколько храмов в Гуслицах и прочие здания.

Пожалуй, главным украшением каждого храма является его иконостас - украшенная иконами перегородка, отделяющая алтарь от остальной части храма. Это стена с давних времён украшается иконописными изображениями Господа и святых. Изготовление иконостаса всегда ведётся по строго определённым правилам. В традиционном иконостасе имеется трое дверей: в центре двустворчатые Царские врата, слева от них - Северные, справа - Южные. Согласно тридиции, иконы занимают несколько рядов. Каждый из них имеет определённую тематику: праздничный ряд, апостольский ряд, пророческий ряд, праотечный ряд. Самый нижний ряд называется "местным". В нём обязательно присутствует храмовая икона и иконописные изображения местночтимых праздников и святых. Этот ряд представляет собой наибольший интерес, так как в нём могут быть помещены иконы, отражающие местные традиции христианского почитания праздников или святых. Однако каждый конкретный иконостас в некоторой степени отступает от идеального прототипа, и это тоже становится своеобразной "изюминкой" внутреннего убранства каждого храма.

Весь иконостас Ржевского храма вместе с комплектом икон был изготовлен в московской мастерской братьев Чириковых. Братья Чириковы - выходцы из села Мстёра, основатели старообрядческой мастерской по написанию и реставрации икон. Их работы были широко известны уже в конце ХIХ века, выставлялись на многих престижных международных выставках и получили награды в Москве, Брюсселе, Санкт-Петербурге. Среди особо значимых работ мастерской Чириковых - восстановление иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря, участие в реставрации Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля. Именно в этой крупнейшей старообрядческой мастерской члены Попечительского совета общины заказали иконостас для строящегося храма, который и был изготовлен за весьма короткий срок. Иконостас Ржевского Покровского храма - уникальный памятник старообрядческой иконописи ХХ века, по милости Божией сохранившийся до сего дня. Он уцелел в 30-е годы, в период массового закрытия храмов, и чудом избежал разрушения во время Великой Отечественной войны.

Особенностью иконостаса Ржевского Покровского храма является то, что праздничный ряд размещён не над деисусным, в соответствии канонам, а под ним. Икона "Спас в силах", обычно являющаяся средником Деисуса, находится в центре двух рядов: деисусного и пророческого. В иконостасе отсутствует последний ряд - праотеческий, завершающим рядом является пророческий. Самая верхняя икона, венчающая иконостас - "Господь Саваоф". В первом, местном, ряду находится храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, а также местночтимая икона Оковецко-Ржевской Божьей Матери. По сторонам от царских врат - пара резных витых колонн, тянущихся до самого верха иконостаса и выделяющих его осевую линию с самыми значительными иконами каждого из верхних рядов. Узкие столбики отделяют иконы друг от друга в горизонтальных рядах. Иконостас декорирован позолоченной резьбой. Живопись основана на чистых канонических принципах, так как иконостас был заказан в мастерской, известной своей приверженностью канонической иконописи. Важной особенностью является стилистическое единство. Все иконы написаны в виэантийском стиле: фигуры святых на золотом фоне - сильный, строгий рисунок. При создании иконостаса был применён "новаторский" метод письма - с использованием масляных красок, вследствии чего возникают сложности в его реставрации. Сам Покровский храм не имел росписей интерьера.

Помимо уникального золочёного иконостаса, в Покровском храме есть ещё много реликвий. Одной из них является местночтимая икона Оковецко-Ржевской Богоматери, названная так по месту её явления. На этой иконе изображены два дерева с укрепленными на них крестом и иконой Богородицы с предстоящим Николой Мир-Ликийским. Как известно, образ Оковецко-Ржевской Пресвятой Богородицы является особо почитаемой во Ржеве и его окрестностях, ему поклоняются и старообрядцы и новообрядцы. Одной из старинных реликвий, которая находится в Покровском старообрядческом храме с его основания, является святая плащаница. Это матерчатое полотнище с изображением предлежащего на одре Тела Христова, в окружении учеников и Пресвятой Богородицы, выполненное в технике ручного золотного шитья с живописными лицевыми вставками. Эта плащаница с основания церкви находилась в её стенах, в том числе и во время войны. В 2007-08 гг. плащаница была подвергнута кропотливой реставрации, выполненной мастером золотного шитья Ивановой Натальей Михайловной, окончившей Торжокское золотошвейное училище.

В Покровском храме также находится большой Голгофский Крест, имеющий высоту 2,75 м. Он был передан в Покровскую церковь из старых ржевских моленных, а в начале ХХ века украшен серебряной ризой с элементами чеканки, позолоты и финифти, изготовленной в знаменитой ювелирной мастерской старообрядца Ф. Я. Мишукова. Помимо перечисленных святынь, в Покровском храме имеются две иконы святых князей Владимира и Агриппины - местночтимых покровителей Ржева. Сегодня их иконы сохранились только у старообрядцев.

Из газеты "Покровский вестник". Церковно-общественная газета Ржевской Покровской старообрядческой общины. Выпуск №1 (65), 7 января 2019 года.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  4 марта 2024

Ржев находился во власти фашистских захватчиков 17 месяцев. 14 из них город являлся прифронтовым. Постоянные бомбёжки и артобстрелы превратили его в громадную каменоломню. Ржев освобождали с января 1942 по март 1943 года. Потери с обеих сторон были катастрофическими. Советские войска вошли в город, который был практически стёрт с лица земли. Одним из немногих сохранившихся зданий был старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы. В нём чудесным образом спаслась горстка оставшихся в живых жителей Ржева – всего 248 человек. По словам настоятеля храма протоиерея Евгения Чунина, именно это событие ознаменовало освобождение города после полуторалетней оккупации.

Накануне войны в Ржеве проживало более 50 тысяч человек. Многие были эвакуированы, более 16 тысяч жителей города ушли на фронт. В оккупации остались около 20 тысяч человек. Гитлеровские каратели и их пособники творили чудовищные зверства над мирными жителями, мучительным истязаниям подвергались женщины, дети, старики.

Удивительно, но даже в период оккупации Покровская старообрядческая церковь продолжала действовать. Немцы не препятствовали службам, они запретили только подниматься на колокольню. По словам протоиерея Евгения Чунина, стены были изрешечены пулями и осколками, стёкла выбиты, но ни одна бомба или артиллерийский снаряд не угодили в этот храм! Он сохранился практически в том же виде, каким был после освобождения Ржева. При отступлении гитлеровцы собрали остатки выжившего населения, чтобы отправить на каторжные работы в Германию. Людей согнали под дулами автоматов в старообрядческую церковь. Немцы отобрали для работ только молодых, сильных и выносливых, остальных решили взорвать. Фашисты опутали стены храма проводами, заложили взрывчатку.

248 узников – женщин, детей и стариков – несколько дней провели в голоде и холоде, каждую минуту молились, готовясь к взрыву. Ранним утром 3 марта немцы спешно покинули Ржев, и в город вошла советская штурмовая группа в белых маскхалатах. Ржевитяне увидели наших бойцов, стали размахивать руками в окнах и кричать. Солдаты увидели их, разминировали храм и вывели последних оставшихся в живых горожан.

Как сказал протоиерей Евгений Чунин, эту историю спасения иначе как чудом не назвать.

– Наша старообрядческая община была зарегистрирована в исполкоме уже в 44-м году. С тех пор молитвенная жизнь в этих стенах не прекращается. И сейчас ещё остались в живых спасённые здесь люди, но многие, к сожалению, с годами ушли, – сказал Отец Евгений.

После оккупации Ржев лежал в руинах. Разрушения были настолько масштабны, что казалось город уже не восстановить.

– Сами немцы, уходя из Ржева, считали, что его не восстановить и за 100 лет. Настолько он был разрушен. Но энтузиазм советского народа творил чудеса. Долгое время после войны в Ржеве люди жили в землянках. Последние землянки были расселены только в 50-м году. Это означает, что уже тогда для ржевитян было построено жильё. Да, в основном бараки, но всё-таки не землянки. Город строился дальше, он жил, – добавил протоиерей Евгений Чунин.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы после войны почти 40 лет была единственной действующей в городе.

С сайта: Оберег под куполом: Как храм спас от фашистов выживших жителей оккупированного Ржева | Твериград (tverigrad.ru)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.