17 апреля 1905 года последовал Высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости», в котором впервые за два с половиной века старообрядцам были даны определенные права. Старообрядцам было дозволено открыто строить свои храмы, иметь своих священников, звонить в колокола, совершать публичные шествия. Последующие за упомянутым указом 12-15 лет считаются «золотым веком» старообрядчества.
За эти годы два старообрядческих храма были построены и в Ржеве, причем оба в короткие сроки. Первым откликом на манифест 1905 г. послужила закладка в 1906 г. на Предтеченской улице в 115 квартале, на собственной земле ржевского купца Григория Ивановича Пояркова, деревянного летнего храма во имя Святой Троицы с зимним приделом во имя Архангела Михаила.
Последним перед революцией в городе был построен старообрядческий храм во имя Покрова Богородицы, что на Смоленской улице, и так сталось, что он единственный только и сохранился из всех храмов и моленных. Воздвигнутый по проекту архитектора Н.Г. Мартьянова, он располагался недалеко от места бывшей Покровской моленной. Особые старания в созидании храма приложили члены совета купцы и мещане М.Я. Зетилов, И.А. Поганкин, В.А. Колпашников, А.В. Сазонов. Уже 5 апреля 1910 года состоялось торжественное поднятие колоколов на нововыстроенный храм, а 9-10 апреля приехавший из Петербурга старообрядческий епископ Санкт-Петербургский и Тверской Кирилл (Политов) торжественно совершил освящение храма.
Первые служители Покровской церкви – протоиерей Игнатий Червяков и диакон Симеон Савельев (которые ранее служили в Покровской моленной), а так же о. Григорий Ширяев. Покровская община под руководством своих пастырей сразу активно взялась за благотворительную деятельность: рядом с храмом был выстроен большой двухэтажный деревянный дом с мансардой – «Покровский дом», в нем прежде всего была организована церковно-приходская школа, в классах которой в разные годы обучалось до 60 детей, а позже - богадельня для нуждающихся в попечении и престарелых христиан.
В октябре 1919 года Ржевских старообрядцев коснулись первые репрессии: 14 октября – настоятель храма о. Игнатий был арестован вместе со всей семьей и некоторыми активными прихожанами. Начиналась всенародная борьба с «религиозным мракобесием». Впервые прихожане испытали страх и неуверенность за будущее прихода, но богослужения в храме не прекращались.
В мае 1920 г. на должность настоятеля храма определили о. Андрея Попова, переведенного сюда с Нижегородской земли. Под его руководством приходская жизнь стала налаживаться: снова возобновилась воскресная школа, укрепился церковный хор, в приходе стало появляться больше молодежи. Было организовано Братство во имя протопопа Аввакума, члены которого по воскресеньям проводили многолюдные лекции на актуальные христианские темы.
Приход часто посещал епископ Геронтий (Лакомкин), возведенный на Петербургско-Тверскую кафедру в 1911 году. Он совершал торжественные богослужения в старообрядческих храмах, а его удивительные проповеди, и до сих пор вспоминают пожилые прихожане. В 1921 году епископ Геронтий поставил в Покровский храм диакона Иоанна Лоскутова из Петербурга, он стал правой рукой и помощником о. Андрея.
Но вот в апреле 1929 г. о. Андрей Попов, диакон Иоанн Лоскутов, регент хора Валентина Цыбина и некоторые члены церковного совета подвергаются неожиданному аресту. Всех арестованных несколько месяцев содержат в одиночных камерах и водят на допросы, а через полгода суд выносит решение о признании их виновными; так за свое церковное усердие о. Андрей, диакон Иоанн и другие христиане были направлены в сталинские лагеря. Храм снова оказывается обезглавлен. В это же время по распоряжению ржевских властей с колокольни Покровского храма сбрасывают наземь колокола. Епископ Геронтий принимает решение о назначении в Ржев другого священника - о. Иоанна Щербакова (с Украины), и добивается разрешения властей. Этот пожилой батюшка служил в Покровском храме почти десять лет. В 1940 г. о. Андрей освобождается из ссылки и возвращается в Ржев. Вместе с бывшим клириком Свято-Троицкого храма диаконом Феодотом Тихомировым они совершают богослужения в Покровском храме.
В период немецко-фашистской оккупации Покровский храм - единственный в городе, где богослужения продолжаются. О. Андрей жил в своем доме на углу церковного участка. 12 сентября 1942 г. случилась трагедия: любимый настоятель погибает от пули немецкого солдата. Прихожане похоронили о. Андрея во дворе храма, с южной стороны. Накануне отступления из города фашисты согнали оставшихся в живых жителей города и заперли их в заминированном Покровском храме. Утром 3 марта 1943 г. отряд разведчиков Красной Армии освободил запертых в храме ржевитян.
http://ruvera.ru/commune/hram_pokrova_bogorodicy_rjev