«…Необычный архитектурный комплекс был возведен в конце XIX – начале ХХ века в сельце Тетёрки, преобразованном тогда же в село Богословское. Комплекс в Богословском создавался как школьно-просветительский центр. Это было единственное в России место, где действовали начальные церковно-приходские школы всех существовавших в то время типов: мужская и женская одноклассные школы, смешанная двухклассная школа, женская второклассная школа и женская церковно-учительская школа… Своеобразие учебного комплекса в Богословском состоит еще в том, что здесь была предпринята попытка распространения и активного внедрения в практику народного образования идей известного русского ученого педагога С.А.Рачинского».
«…Инициатором и организатором школьного комплекса был владелец имения сельца Тетёрки (Богословское) В.К. Саблер – крупный государственный чиновник, с 1890 года занимавший пост товарища обер-прокурора синода, а впоследствии возглавивший это ведомство». «Наиболее значительной в художественном плане постройкой школьного комплекса следует признать церковь Иоанна Богослова, возведенную в начале 1910-х годов по проекту крупного петербургского архитектора М.Т. Преображенского. В работе над проектом он отталкивался от образов каменного псковского зодчества XIV-XV веков, однако больше следовал его внешним особенностям. Некоторые отдельные части церкви почти буквально повторяют живописные формы псковских прототипов. Наиболее показательной в этом отношении была несохранившаяся монументальная трехпролетная звонница, возвышавшаяся над западной стеной здания. Все это роднит церковь Иоанна Богослова с постройками ретроспективизма – одного из ведущих направлений архитектуры начала ХХ века. Но есть в памятнике и иные качества, наводящие на мысль об официальном направлении «русского» стиля конца XIX века. К ним относятся в первую очередь жесткое симметрично-осевое построение композиции здания и академическая статика его объема. Эта классицистическая основа, успешно скрывавшаяся в архитектуре псевдорусского стиля под избыточным декором зодчества середины XVII века, как бы вдруг обнажилась здесь, ибо простые и немногочисленные декоративные средства псковского зодчества не смогли заменить пышных и красочных форм московской архитектуры. Очевидно и то, что творческий метод автора проекта церкви еще не вполне перестроился; только так можно объяснить отсутствие в архитектуре здания таких характерных для ретроспективизма приемов, как утрировка, гротескность, чрезмерное укрупнение деталей, будь то портал, фигурные кресты на стенах или пояса аркатуры. Научная достоверность деталей была еще очень дорога архитектору, и он не решился на их трансформацию – потому и не смог вполне достичь в облике церкви драматизма и пафоса, не говоря уже о величественной простоте и ясности древних прототипов. Во всем сооружении проступает вялость – в композиции, в сухих геометрически жестких плоскостях стен, лишенных рукотворной пластической лепки псковских храмов, благодаря которой в их стенах, формах и силуэтах ощущается дыхание жизни».
Источник: Ф.В. Разумовский «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)», М., 1988