ГАРИ (ЯКОВЛЕВСКОЕ В ГАРЯХ) ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ, нач. 18-19 в.
Поставлена на холме, на правом берегу р. Сахта, доминирует в застройке села. Построена на месте деревянной в 1801 г. на средства прихожан при содействии помещика И.Н. Демидова. Одновременно были возведены трапезная и колокольня, ныне разрушенные вместе с портиками и главой храма. Рядом с храмом стояли два поклонных столба, отмечавших место престолов старой деревянной церкви. Стены сложены из кирпича и оштукатурены, углы карнизов и ряд деталей - из белого камня, редко встречающегося в постройках этих мест. Хороший образец храмового зодчества с барочной композицией объемов и фасадным декором, близким к архитектуре раннего классицизма.
К двусветному кубу храма под крупным восьмериком, увенчанным восьмигранным куполом с цилиндрическим световым барабаном, примыкает вытянутый по оси север-юг прямоугольный алтарь с закругленной апсидой. Протяженная (в пять оконных осей) трапезная соединяла ранее храм и разновысокую ему колокольню из четырех восьмериковых ярусов с чередующимися по ширине гранями. Боковые стены четверика имеют проемы по трем осям (нижняя средняя - вход) и расчленены широкими пилястрами, против которых стояли колонны портиков. Этим объясняется строгость и некоторая упрощенность в оформлении проемов второго света по сравнению с окнами нижнего яруса, алтаря и восьмерика. О барокко напоминают весомость восьмерика с развитой тяжеловатой пластикой, выпуски углов объемов между пилястрами, усложненный рисунок алтаря, уши с серьгами в наличниках. Восьмерик храма, опирающийся на стены и тромпы в углах четверика, перекрыт восьмилотковым сводом со световым кольцом барабана. Свод отделен от восьмерика лепным карнизом классицистического рисунка. Стены алтаря несут поперечно ориентированный сомкнутый свод, с востока к нему примыкает конха апсиды.
В храме фрагментарно сохранилась клеевая роспись сер. 19 в. Между окнами восьмерика изображены святые, между окнами второго света четверика -сцены из жизни Христа. Обрамления имитируют лепной архитектурный декор (картуши, соединенные гирляндами, и подзоры в русском стиле). Над боковыми входами написаны "Богородица с младенцем" и "Спас Нерукотворный". В боковых входах в храм сохранились металлические решетчатые двери с ампирным рисунком: в южном проеме - с полукругом вверху и с кругами на створках ниже их середины; в северном - с вертикальными ромбами вверху и внизу каждой створки. Однако дробность деталей, вялые волнистые линии и утяжеленные завитки обосновывают датировку этих дверей сер. 19 в. Решетки в окнах первоначальные: равномерно заполняющие проем крупные кольца соединены перемычками. Решетки окон и дверей могли изготовить местные жители, занимавшиеся кузнечным ремеслом, чем Яковлевское в Гарях издавна отличалось от других сел своего уезда.
Крылов, 1861, с. 243; Титов, 1883, с. 31; Титов, 1885, с. 255; Краткие сведения.., 1908, с. 184. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 279-280