ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Филяндино. Церковь Николая Чудотворца.


Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Флора и Лавра
Год постройки:Между 1794 и 1884.
Адрес:
Россия, Ивановская область, Савинский район, с. Филяндино

Координаты:56.515541, 40.913089




Добавить фотографию
Церковь Николая Чудотворца - Филяндино - Савинский район - Ивановская область
Геннадий.
24 августа 2014
Церковь Николая Чудотворца - Филяндино - Савинский район - Ивановская область
Общий вид с востока
Jelics
11 сентября 2016
Церковь Николая Чудотворца - Филяндино - Савинский район - Ивановская область
Общий вид с северо-востока
Jelics
23 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца - Филяндино - Савинский район - Ивановская область
Иван Матершев
26 июня 2006



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  25 апреля 2007

Церковь Николая Чудотворца сооружена на месте деревянного храма 1705 г. Во 2-й пол. 19 в. были разобраны своды четверика и изменен его верх. Первоначальная часть здания примечательна соединением древнерусских и барочных мотивов. В композиции главенствует высокая шатровая колокольня с квадратным основанием и восьмигранным ярусом звона на высоком глухом столпе аналогичной формы. Колокольня замыкает нанизанные на единую ось основные объемы: квадратные в плане трапезную и центральный четверик и удлиненный алтарь, имеющий форму полуэллипса. Первые два объема равны по площади, причем односветный главный четверик, завершенный поздней миниатюрной главкой, незначительно поднимается над примыкающими трапезной и алтарем.

Пристроенный с севера придел во имя Флора и Лавра, полностью закрывший соответствующий фасад, очень близок по структуре первоначальной части и лишь немного уступает ей по площади. Стены четверика пересекает промежуточный карниз (ранее, видимо, венчающий), который отделяет первоначальную кладку от позднейшей (в верхней четверти объема). Смещение вертикалей рустованных пилястр в точке примыкания карниза трапезной, пояс ширинок под карнизом, квадратная ниша-киот в рамке и пара окон, сдвинутых с оси симметрии фасада, восходят к древнерусскому зодчеству. Ярче всего эти традиции воплотились в облике колокольни. Прямоугольные ниши и ширинки разных размеров и пропорций узорным ковром покрывают грани столба. Шатер прорезан двумя ярусами слухов (верхние - круглые). Наличники основного четверика и трапезной барочные, с необычной лучковой нишкой между перемычкой окна и сандриком-бровкой с дугообразным подвышением и плечиками. Те же формы, хотя и более жестко, повторены в наличниках северного придела. Его фасад, соответствующий центральному объему, увенчан тремя крупными килевидными кокошниками, имитирующими древнерусские закомары.

Вход в храм и придел устроен через пристройку к северной стене колокольни. Нижний ярус последней перекрыт коробовым сводом с шелыгой по оси север-юг. В трапезной свод полулотковый; в четверике - коробовый с шелыгой по оси запад-восток. Алтарь перекрывает конха. В приделе эта схема повторяется. От первоначальной живописи 2-й пол. 19 в. сохранилась композиция "Первый Вселенский собор" в юго-восточной части свода, мало распространенная в стенописи этого времени. Роспись маслом в храме и приделе, выполненная в нач. 20 в., — типичный образец живописи в позднеакадемической манере. Поновлялась во 2-й пол. 20 в. В цветовой гамме преобладают светло-голубые, разбеленные розовые, вишневые тона. На сводах, в западных лотках и в конхах апсид размещены крупномасштабные композиции. Живопись на стенах расположена в один ярус. Иконографическая программа довольно разнообразна: сцены из Нового Завета и жития Николая Чудотворца, Сергия Радонежского и св. Пантелеймона дополнены композициями из жития Серафима Саровского, редко встречающимися в монументальной живописи. Двухъярусные иконостасы в основном объеме и в приделе, относящиеся к кон. 19 - нач. 20 в., типичны для русского стиля. Они декорированы витыми колонками между иконами (того же времени), сквозной резьбой на царских вратах и накладной во фризах. Обрамления икон второго яруса решены в виде трехлопастных арок. В церкви сохранились две деревянные скульптуры "Распятия" 19 в.

Березин, Добронравов, 1898, с. 214-216; Токмаков, 1903, с. 97. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 229-234.


Статью добавил(а): Вадим кр,  24 августа 2020

В самом селе рассказывают легенду о том, что Филяндино будто бы получило свое название по фамилии некоего помещика, заблудившегося в бескрайних лесах и болотах и молившего о помощи Святителя Николая Чудотворца, обещая выстроить храм в его честь за избавление. Барин спасся, после чего в 1700-е годы, мол, и выстроил Никольский храм, положивший начало нынешнему Филяндино. Однако на самом деле село имеет гораздо более древние корни. Селение существовало, по всей видимости, еще в XV столетии в составе великокняжеской волости Тальша, названной так по протекающей здесь реке. В 1550 году великий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич (будущий Иван Грозный) пожаловал эту волость, и в том числе «деревню Филяндину над Токовым болотом», Суздальскому Покровскому девичьему монастырю. Игуменья этой обители Василиса с сестрами получили волость с «черными деревнями», общим числом 21, то есть местные черносошные крестьяне были государевыми податными людьми, а стали — монастырскими. Тогда деревня Филяндино состояла всего из шести крестьянских дворов. Причем обитатели трех дворов занимались бортничеством — сбором меда лесных пчел, а самым значительным был промысел филяндинца Васюка Васильева Онтропова.

Бортники всех деревень Тальшинской волости платили оброк в 8 пудов с четвертью медом и пошлины по пяти денег с каждого добытого пуда меда. Оброк и пошлины первоначально вносились «на Москве на Дворец цареву и великого князя ключнику». А после государева указа 1550 года — в Суздальский Покровский монастырь. Вотчиной суздальской обители Филяндино оставалось вплоть до секуляризации церковных имений при Екатерине II в 1764 году, а вот селом стала, действительно, в царствование Петра Великого. К августу 1705-го там была построена деревянная церковь в честь св. Николая Чудотворца, однако в окладных книгах патриаршего казенного приказа значится, что этот храм возвели «в деревне Филяндино крестьяне», так что предание про заблудившегося помещика Филяндина — не более чем сказка. Первым настоятелем этой церкви стал иерей Иоанн Петров, родившийся еще в 1655 году, а потом в Никольской церкви до середины 1720-х гг. священствовал его сын Никифор.

Каменный Никольский храм с шатровой квадратной в основании и восьмигранной в основном объеме колокольней филяндинцы соорудили в 1794 году при настоятеле Иоанне Степанове, а спустя еще 30 лет, в 1824-м, рядом встала еще одна каменная пятиглавая церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. С тех пор окруженный каменной оградой с аркой святых ворот с кованой решеткой, внутри которой теснятся белокаменные резные памятники старого кладбища, филяндинский погост существует почти в неприкосновенности, точно от невзгод и волнений бурного XX века его чудесным образом укрывали гигантской шапкой-невидимкой.

Впрочем, подобное впечатление во многом все же обманчиво. В конце 1930-х гг. там арестовали последнего священника и почти шесть лет храмы стояли затворенные без службы и, как говаривали в старину, «без пения». В лихую годину со звонницы сбросили колокола, и теперь там подают голос лишь 4 небольших даже не колокола, а скорее колокольчика. А позже местный совхоз, точно нарочно носивший название «Безбожник», пытался разобрать на кирпич церковную ограду, хотя сломать успели только отдельный участок (его потом заменили обычным дощатым забором), а большая часть уцелела. И несколько раз, в том числе уже в наше время, нападали на уединенный лесной погост лихие люди, унося иконы и церковную утварь. Правда, в последний раз года четыре с половиной назад воров поймали по «горячим следам», и украденный ими ценный образ вернули настоятелю иерею Анатолию Кирпе. Немалый интерес вызывает местный некрополь, на котором, к примеру, можно видеть надгробие в виде аналоя с библией и крестом из белого мрамора местного настоятеля Василия Неаполитанского, заслуженного батюшки, имевшего множество наград и прожившего в Филяндино 36 лет до своей кончины в 1908 году.

Резная скульптура, сбереженная в храмах, могла бы составить экспозицию небольшого музея, равно как и старые, еще уцелевшие образа, из которых примечательна икона местного уроженца святителя Митрофана Воронежского в массивном серебряном окладе, а также чеканные посеребренные барельефы на темы Священного Писания. Особого упоминания заслуживает прекрасно сохранившаяся настенная роспись, выполненная известными боголюбовскими мастерами братьями Шороховыми в академической манере. Особенно впечатляет масштабная картина «Избиение младенцев» на западной стене Владимирской церкви.

https://www.prizyv.ru/2013/10/filyandino-pogost-na-krayu-zapovednogo-lesa/



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.