Старинное село Васильевское со своим "кремлём" (так в просторечии сельчане именуют свой храмовый комплекс) получило своё название не в честь какого-нибудь помещика или разбогатевшего холопа, а в честь царя! До начала ХVII века здесь была вотчина и излюбленное место соколиной охоты Василия Шуйского. Смута нанесла сокрушительный удар и по России, и по династии Шуйских. Страна от удара оправилась, княжеская фамилия - нет. Династия скоро угасла, а село Васильевское, основанное в ХVII столетии переходило их рук в руки и со временем совсем обеднело. Крестьянские дворы и ветхая деревянная Михаило-Архангельская церковь полтора столетия представляли собой печальное зрелище... Всё изменилось в середине ХVIII века, когда селом стали владеть Шереметевы.
В 1758 году в Васильевском появился первый каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца. Придел во имя Архангела Михаила освятили в память о деревянном предшественнике. Храм был отапливаемым, зимним; чуть позже к юго-востоку от него появилась летняя церковь Грузинской иконы Божией Матери. К 1768 году село разбогатело достаточно, чтобы позволить себе большой храм "соборного типа". С появлением пятиглавой Троицкой церкви весь масштаб храмового комплекса был полностью переформатирован. Ансамбль сделал заявку на доминирование в окружающем ландшафте! И окончательно подтвердил своё господствующее положение с появлением в 1802 году высоченной пятиярусной колокольни, которую выстроил крепостной архитектор князя Трубецкого П. Е. Корсаков. Вокруг комплекса возвели ограду, действительно достойную "провинциального кремля": четверо ворот, по углам - часовни в виде небольших башен, в стены встроены здания богадельни, архива и кладовых... В целом получился один из самых крупных сельских храмовых комплексов Ивановской области. А какой грандиозный интерьер был у Троицкой церкви. Богатство Троицкого храма поражало дореволюционных исследователей.
Источники ХIХ века пишут: "Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена богато... Причта по штату положено: 4 священника, 2 диакона и 4 псаломщика. На содержание причт получает: от земли 280 руб., от хлебных сборов с прихожан 300 руб, процентного капитала 247 руб. и от служб и требоисправлений 3326 руб., а всего 4203 руб. в год. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из села и 38 деревень... душ мужского пола 3410 и женского пола 3691 душа" (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии", В. Березин и В. Добронравов, Владимир, 1898 г).
Известно, что росписи Троицкого храма выполнил в 1828 году знаменитый тейковский иконописец - "изограф" Тимофей Медведев, выполнявший до этого росписи Успенского собора в Мышкине и Спасо-Преображенского в Угличе. Но главным достоянием храма был его иконостас, принадлежащий кисти... Андрея Рублёва и Даниила Чёрного! Да-да, именно так! С появлением в церкви ХVIII века древних шедевров связана интересная история. Во время одной из своих поездок по России Екатерина II приехала во Владимир. В город императрица прибыла в самых расстроенных чувствах - на въезде карета государыни застряла в Золотых воротах, чем спровоцировала немалое позорище. Царица критиковала всё, что только можно. Успенскому собору досталось за "запущенность", и велено было немедленно его ремонтировать. Дело вроде бы благое, но как известно, если взяться неумеючи... Матушка Екатерина много знала о внешнем лоске и мало о реставрации объектов культурного наследия. "Ветхий и мрачный" иконостас ХV века был списан в хранилище, где и пролежал до 1768 года, когда его купили васильевцы для Троицкой церкви... Знали ли они, что за шедевр приобретают? Скажем так, они безусловно знали, что иконы древние, и хотели подчеркнуть таким образом значимость своего храма. Но имена Рублёва и Чёрного всплыли лишь в начале ХХ века. В 1918 году иконы попали в поле зрения выдающегося искусствоведа И.Э. Грабаря. Заподозрив руку мастера, он отправил одну из икон в Москву. После исследований и консультаций со специалистами подозрения Грабаря подтвердились, иконы были признаны величайшими произведениями искусства. В 1923 году из Васильевского были вывезены оставшиеся 26 икон. Две потерялись в дороге, четыре отправились на берега Невы в Русский музей, остальные приняла Третьяковская галерея, где знаменитые шедевры "из Успенского собора Владимира" можно видеть и теперь.
Возвращаясь к истории села Васильевского: за ХIХ век оно выросло, обзавелось большим количеством каменных домов, мощёными улицами и ещё одной церковью - Успенской (1828), что на кладбище, у нынешней окружной дороги. Всё это, в той или иной степени сохранности, дошло до наших дней.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №233, 2017 г.