ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Зажупанье. Церковь Михаила Архангела.


Зажупанье. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Не действует.  
Престолы:Михаила Архангела
Архитектурный стиль:Русский стиль
Год постройки:1908.
Адрес:
Ленинградская обл., Сланцевский р-н, с. Зажупанье.

Координаты: 58.91465, 28.628583



Церковь Михаила Архангела, , Зажупанье, Сланцевский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Зажупанье, Сланцевский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 февраля 2007
Церковь Михаила Архангела, , Зажупанье, Сланцевский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 февраля 2007
Церковь Михаила Архангела, Абсида<br>, Зажупанье, Сланцевский район, Ленинградская область
Абсида
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Зажупанье, Сланцевский район, Ленинградская область
ZlobodneV
14 апреля 2014
Церковь Михаила Архангела, , Зажупанье, Сланцевский район, Ленинградская область
ZlobodneV
14 апреля 2014
Церковь Михаила Архангела, , Зажупанье, Сланцевский район, Ленинградская область
Питер
16 июля 2008
Церковь Михаила Архангела, Фото наала ХХ в. Из группы ВКонтакте<br>, Зажупанье, Сланцевский район, Ленинградская область
Фото наала ХХ в. Из группы ВКонтакте
Оксана Мельникова
1 июня 1915



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


БУДЬКО ВЛАДИМИР  18 июня 2010

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УПРАЗДНЕННОЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ, НАХОДИВШЕЙСЯ НА ЮЖНОМ БЕРЕГУ ОЗЕРА ДОЛГОГО* (между нынешними деревнями Чехлово и Филево, Доложского прихода, Гдовского уезда). ИЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНИНА ДЕРЕВНИ ПЕРЕГРЕБА Егора Андреевича Оборотистова С.-ПЕТЕРБУРГ. Типография А. П. Лопухина., Тележная ул. д. № 5. 1902.

Когда впервые появился на указанном в заголовке месте храм во имя св. Архистратига Михаила? Документальных свидетельств по этому вопросу не сохранилось. Правда, первое известие о церкви в погосте Чехлове, на Долгом озере, мы встречаем в памятнике первой половины XVII века [*) В рукописи Софийской библиотеки (С.-Петербургской Духовной Академии) № 1548: «Приходные книги Софийской казны — 1577 года», упоминается Михайловская церковь на Долгом озере но, быть может, под сею церковью нужно разуметь храм в погосте Долоцком, так как и в Чехлове и в Долоцком церкви существовали одновременно.], но то обстоятельство, что Чехлово с церковью св. Михаила Архангела было погостом, неопровержимо доказывает, что церковь здесь существовала с древних времен. По исследованиям ученых (наприм. К. А. Неволина см. его труд «О пятинах и погостах Новгородских», в «Записках Императорск. Русск. Географическ. Общества», кн. VIII), погосты в Новгородской области возникли еще в первые века христианства на Руси. В документах XVI-XVII в. в. уже определенно различаются странные погостские церкви (т. е. храмы существующие или существовавшие исстари) и церкви в селах и выставках, появившиеся, сравнительно с погостским храмом, недавно. Итак, наименование Чехлова погостом ручается за древность существования здесь св. храма.

Вот документальное известие о погосте Чехлове, которое мы нашли в рукописной Сотной, данной крестьянам Сумерской волости с писцовых книг Александра Чоглокова, до дьяка Добрыни Семенова 1622-1628 годов. Рукопись эта хранится в Московском Архиве Министерства Юстиции под № 969. «В Сумерской волости, в Долоской сотне, погост Чехлово по конец Долгово озера, а на погосте церковь Архангела Михаила, древяна, клетцки [*) «Клетцки» — это постройка из нескольких срубов, приставленных друг к другу], поставленье и церковное строенье мирское, а в церкве Божия милосердия образов: образ местной архистратига Христова Михаила, древяной, стоячей, на празелени [*) «Празелень» — краска темно-зеленого цвета, употреблявшаяся при изготовлении икон недорогой стоимости]. Образ местной Николы Чудотворца, стоячей, во облаци Спас, да Пречистая Богородица, на празелени, да 30 пядниц [*) «Пядница» — икона небольшого размера (в пядь) — 9х8 вершков.] на золоте и на краски. Двери царския и сень и столбцы на празелени. Завеса полотняная. Двери северныя, а на них благоразумный разбойник, на празелени. Да в олтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы воплощение выносной, на празелени. Да крест выносной запрестольной — на празелени. На престоле покров крашенинной лазорев, индитья полотняная. На престоле ж евангелие тетр письменное, на бумаге, в десть, оболочено сатынью, а на евангелии распятье Христово и евангелисты выбиваны на меди. На жертвеннике потир и дискос и блюда деревянныя, звезда медяная, лжица деревянная, покровцы полотняные. Стихарь полотняной, оплечье крашенинное, красное; ризы полотняныя, поручи крашенинное, лазоревы. Патрахель (епитрахиль) выбойчата — ветха. Книг: Псалтырь со избранными псалмы, письменная, в полдесть. Апостол печатной, печать московская, в десть. Охтай (Октоих) первого гласу письменной в пол-десть, ветх. Охтай пятого гласу письменной в пол-десть. Минея общая письменная в десть. Книга Трефолой [*) Трефолой-Трефологий — избранная Минея месячная] с Сентября месяца по Март месяц. Службы нарочитым святым. Книга Часословец письменной в четверть. В церкви ж паникадило медяное о шести шалданех, кадило и кумган [*) Кумган – Сосуд «в чем воду святую держат»] медяные. На колокольнице колокол медяной, а на нем подпись: «лета 7107 (1599 года), февраля в 8 день. При державстве Государя Царя и Великого Князя Бориса Феодоровича всея Руси самодержца в первое лето государства его слит бысть колокол сей к Архангелу Михаилу в Сумерской погост, при епископе Псковском и Изборском Геннадии, повелением Луки Дементьева сына Ворлыгина». У церкви ж клепало железное. Да на церковной земле двор попа Афонасья, а в нем живет бобыль Терешка Максимов; дв. дьячок Гаврилка Пантелеев. Пашни церковные паханые две четверти с третником в поле, а в дву потомуж: да отхожие лешие (лесной) пашни паханые три четверти с осьминою, да лесом поросло семь четвертей; сена под погостом 30 копен» (Указанной рукописи листы: 60-63). Чрез 25 лет после 1622 года, когда была составлена приведенная опись Чехловской церкви, именно, в 1647 году — храма в Чехлове уже не значится. В одной рукописи Московского архива Министерства Юстиции: «Переписные книги Сумерской волости Степана Моисеевича Глебова 1647 года», читаем: «погост Чехлово по конец Долгово озера, а на погосте на церковной земле крестьяне: двор крестьянин Сенька Васильев с детьми: с Данилком, да с Минкою, а пришел-де он, Сенька, на тот погост Чехлово в прошлом во 150 году (1642 году) из Новгородского уезда, из Ляцкого погосту (ныне село Ляды — гдовского уезда), а отец-де его, Сенькин, бывал служилой казак; двор крестьянин Ивашко Максимов, сын попов (Указанной рукописи л. 36). Таким образом, церковь в Чехлове к 1647 году куда-то исчезла. Остается предположить, что она сгорела, так как никаких вражеских нашествий и войн между 1622-1647 гг. не было. [*) От прежде бывшей Чехловской церкви до настоящего времени сохранились: стихарь синей крашенины и половинка царских врат (из ольхи). Эти вещи ныне находятся в часовне деревни Филево]

Михайловский храм в Чехлове (погосте), очевидно, стоял близ сохранившегося доныне Филевского кладбища, на северной стороне его, по направлению к теперешней деревне Чехлову. Постройка святого храма на этом месте, где издревле славилось имя Божие конечно, в высшей степени желательна... Но есть и другое побуждение, которое заставляет мечтать о создании здесь церкви — это то, что с построением церкви приосенятся, так сказать, крестом нового храма четыре церковно-приходские школы: Столбовская, Перегребская, Зажупанская и Каменецкая. Св. церковь займет как раз центральное место среди названных школ. Глубокою правдою проникнуты мысли приснопамятного С.А. Рачинского, что наш русский народ особенно дорожит материальною близостью школы к храму Божию, с его службами, что удаление церковной школы от церкви — одна из причин, тормозящих возникновение школ полноправных и многолюдных и что близко то время, когда школьное дело станет чахнуть, если размножение сельских школ не будет поддержано соответствующим умножением сельских церквей, что те призрачные церкви и школы, которые невольно рисует нам неугомонное воображение, — они в действительности украсят оголенные вершины холмов, осенят и просветят сиротеющие поселки, если только сосредоточить наши мысли, наше хотение на существенном и главном, к чему приложилось бы все прочее — на размножение церквей! 1902 г. Августа 30.

Добавил Владимир Будько. 06.2010.


БУДЬКО ВЛАДИМИР  11 сентября 2010

В.И. БУДЬКО СЕВЕР ГДОВЩИНЫ. ПСКОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. 2005

Отец Алексий — священник Зажупанского храма Бывая на Долгом озере, несколько раз приходилось слышать рассказы о трагической судьбе священника о. Алексея, служившего в храме села Зажупанье до 1950-х годов. Вот воспоминания о нем внучки его, Иванюк Ларисы Алексеевны, записанные мной 28 сентября 2002 года на пороге дома покойного батюшки.

*** Родился отец Алексий (Маслов Алексей Данилович) от благочестивых родителей в деревне близ г. Троицк Челябинской области в 1879 году. Семья была сугубо верующей. Еще в детские годы мальчик был отдан в обучение портняжному делу одному мастеру - немцу. Находясь до 17 лет в этой семье Алексей сумел изучить немецкий язык, так что впоследствии зачатки оного были преподаны им своим сыновьям. Годам к восемнадцати случилось Алексею заболеть страшной сибирской язвой, на тот момент почти неизлечимой. Болезнь достигла такой степени, что юношу уложили на пол, где было легче переносить страдания, поскольку у него открылся жар. Алексей истово молился Богу о сохранении жизни и уже начинал терять надежду, как ему явился чудный старичок, спросивший его – хочет ли он жить? Алексей ответил, что «да», и во исполнение воли Господа, если тот оставит ему жизнь, он посвятит последующие дни свои исключительно Богу и Православию. Старичок ответил: «Запомни свои слова», и с тем скрылся. Долго ли, коротко, излечение Алексея состоялось. Помня свой обет, он начал собираться в далекий путь, в Киево-Печерскую Лавру, где можно было получить высшую Божественную благодать. Простившись со своими родителями, братьями и сестрами, получив на дорогу 5 рублей денег, двинулся он в дальнюю сторону, проходя от города к городу, от села к селу. По пути, чтобы не погибнуть с голоду, молодой человек обшивал людей, приютивших его. Учение немецкого портного очень пригождалось во всей жизни о. Алексия. Благополучно добравшись до знаменитой Лавры и обойдя могилы угодников, Алексий вступил в христолюбивые беседы с братией. Некоторые из Святых отцов поведали страждущему, что для достижения истинного Боголюбия есть и другие места, более строгие. Идеальным местом уединения, по их мнению, является Валаам, и что юноше, исполненного духа благочестия, следует двинуться туда, в пенаты Германа и Сергия Валаамских, в Святые скиты на Ладожском озере. Окончив молитвы в Святой Лавре, Алексей двинулся известным образом на север, в вожделенные его духу места. Настоятель и братия Валаамского монастыря приняли его в свою обитель, где Алексий вознамерился пройти необходимые степени послушания. Побыв некоторое время на острове, Алексей был отправлен служителем на Василеостровское подворье, в столицу. Тут он нес послушание, связанное с пошивом священнической и монашеской одежды. - Дело знакомое с детства. Истово прикипев к Богу, Алексей в деле духовной жизни пользовался советами о. Илии, пребывавшего на том же подворье. Приходилось бывать у о. Илии дома, где он познакомился с его сестрой, ставшей со временем женой отца Алексия.

В революционное лихолетье, в 1918 году, безбожники опубликовали Закон об отделении Церкви от государства. Народ не сумел отстоять свои Святыни. Закрылись монастыри, прекращалось служение в храмах. В этой обстановке молодой семье пришлось спасаться в Троицк (о. Илия отбыл в Тверскую губернию). На родине о. Алексия пробыли до 1933 года, когда власти, начавшие очередные гонения на труженников, обвинили семейство о. Алексия в неуплате налогов и, описав дом, выгнали его на улицу. Оставшиеся без всякого имущества в отчей стране они с Божьей помощью добрались до г. Павловска, где проживал брат супруги о. Алексия. Сердобольная родня приютила беженцев в отечестве. Проживали немалым семейством в 12-метровой комнатке. Ввиду бедствия и возраста пошли работать подросшие дети. Отец Алексий трудился на фабрике им. Володарского (угол Мойки и Гороховой). Сыны приобрели разнообразные специальности. Двое шили, как и батюшка, один работал в сберкассе, а один пошел по химическому делу, окончив соответствующе учебное заведение. - Это отец рассказчицы. В годы войны четверо сынов о. Алексия служили на фронте. Батюшка молился за них, и трое вернулись живыми. Лишь Вениамин погиб на Невском Пятачке. Старший, Константин, дошел до Берлина, где служил какое-то время переводчиком, переняв умение отца общаться на немецком языке. Сын Виктор служил летчиком. Жизнь о. Алексия в войну была не легкая. Павловск фактически вошел в прифронтовую полосу. Пригородные дворцы и храмы подвергались разрушению. Было голодно. Тем не менее, на оккупированной территории немецкие власти начали политику воцерковления русского народа. Особую роль в новой христианизации сыграла вновь образованная Псковская Православная миссия, открывшая в нашем Северо-западном крае около 400 храмов, закрытых нечестивцами. Для службы в них привлекались уцелевшие после репрессий священники и командировались таковые из эмигрантов. В этих условиях о. Алексий обратился к военному коменданту г. Павловск с прошением о прииске какого - нибудь прихода для проведения служб и собственного прокормления. Разрешение на выезд было дано и давало свободное передвижение в пределах всей Ленинградской области. Зная, что в приходе Заручья служит о. Илия, батюшка направился к нему в сослужение. В то время в Заручье существовало 2 храма, старый и новый. В старом, деревянном, в 30-е годы завели клуб, а новый, построенный в 1860-е годы Богоносной семьей Государя Императора, еще сохранял частицы благолепия, оставшиеся от времен ареста последнего священника. Тут и служили с миром, окормляя верующих округи. Известно, что в 1942 г. были открыты храмы в Козьей Горе, Новоселье, Сижно, Пенино. В это же время о. Алексий перебрался в вакантный приход села Зажупанья, где на высокой горе высился красавец-храм во имя Архангела Михаила. Некогда крестьяне округи имели обычай на поляне перед ним устраивать ярмарки с каруселями и качелями. Где-то, по сказу стариков, была старинная часовня с чтимыми крестами. Ее в неведомые годы уничтожили атеисты. Была часовня со Святынями в Филёво. С Божьей помощью привели в порядок внутреннее убранство и начали служить. Окормление паствы о. Алексием отличалось особой добросовестностью. Каждый страждущий получал от него Божественное слово и утешение.

Так продолжалось до 1952 года. В это время в окрестностях Зажупанья промышлял в должности фининспектора некий Васька из д. Столбово. Он был известен пристрастием ко лжи и горячительным напиткам. Сделав значительную растрату казенных денег и предчувствуя приближение расплаты за содеянное, задумал он черное дело – убить священника и изъять у о. Алексия квитанции за аренду храмовой земли и имеющуюся наличность в счет покрытия долгов. Для этого он с сообщниками вырубил близ обрыва озера прорубь и пригласил батюшку на тайное венчание. Ничего не подозревавший о. Алексий, собрав необходимое, двинулся за злоумышленниками узкой береговой тропой. В укромном месте Васька крикнул: «Бей попа». Иван Елисеев (сообщник нечестивца) достал топор, но не решался произвести задуманное, тем более, что батюшка увещевал их, что они берут величайший грех на душу. Подвергшись дьявольскому наваждению, христопродавцы набросились на священника и убили его. Тело несчастного о. Алексия было сброшено в пучину вод. Далее преступники вернулись в Зажупанье, в дом о. Алексия, и приступили пытать престарелую его супругу, которой на тот момент было 80 лет от роду. Следователи насчитали на ее теле 30 ножевых ранений. От этих нечеловеческих мучений бедная женщина скончалась. С нею же была убита Мария, верующая, помогавшая по хозяйству. В виду того, что приход Зажупанья после войны был совсем беден, денег бандиты изъяли немного, всего 300 рублей. Преступление раскрыли на 3-й день. Об этом писали в учебнике криминалистики, но ничего не писали о преступлениях против Церкви Христовой. – Они неисчислимы. В округе Зажупанья были богатые храмоздатели. Основной из них жил в д. Перегреб. Имущие, строившие храм, подверглись испытаниям и сгинули в лагерях и спецпоселениях. Известны убийства многих священников. До времен революций во всей округе, в местностях современного Сланцевского района, служили более чем в 20 храмах. Васька, прибыв в тюрьму нашел смерть от рук заключенных. - Так они выразили свое возмущение за содеянное им. Хоронить его не стали ни жена, ни сестра. Иван же отбывал 25 лет наказания без права возврата в Ленинградскую область. Рубивший прорубь старик из деревни Китково был стар и сумел уйти от следствия. Могилки о. Алексия, его супруги и убиенной Марии находятся у алтаря храма, в озерную сторону. На каменном основании креста начертано: «Дорогим родителям, погибшим 22.12.1952 года». Этот памятник был осквернен безбожниками. Сначала разбили черный каменный крест в навершии, затем унесли срединную часть с именами. Сегодня стоит остов с эпитафией, а на нем металлический крест. Место обнесено оградой. Оставленный храм утерял последний крест на шатре колокольни. Остов иконостаса выжжен хулиганами. Кирпичи, напитанные влагой, осыпаются вниз. Староста церковной общины, сегодня покойный, сделал предупредительные надписи на стенах. Общине не под силу произвести восстановительные работы. Некогда о. Алексий, пока были силы, самолично производил ремонт. Лет его жизни было 73.

Сентябрь. 2002. Из статьи «Мы помним». Газета «Средняя рогатка», № 5 (15) 2002. СПБ. «В 1942 г., в годы оккупации, в Успенском храме села Заручье богослужения были возобновлены эвакуированным из Павловска игуменом Валаамского монастыря, управлявшего монастырским подворьем на Васильевском острове, о. Илией (Мошковым) и служившим при нем псаломщиком, а позднее ставшим священником, его близким родственником о. Алексием Масловым. Незадолго до кончины старца, здоровье которого было надломлено лагерями и ссылками, о. Алексий был рукоположен в Риге еп. Иоанном (Гарклавсом) во диакона, а затем - во священника. После кончины игумена Илии, последовавшей осенью 1943 г., приход стал центром боев между партизанами и немецкими карательными отрядами, отчего храм был сожжен. Богослужения о. Алексий перенес в сохранившуюся Михаило-Архангельскую церковь с. Зажупанье, где и прослужил до 1952 года. Здесь 23 декабря он будет убит вместе со своей матушкой и старушкой-прислугой злоумышленниками».

11.09.2010.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.