ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УПРАЗДНЕННОЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ, НАХОДИВШЕЙСЯ НА ЮЖНОМ БЕРЕГУ ОЗЕРА ДОЛГОГО* (между нынешними деревнями Чехлово и Филево, Доложского прихода, Гдовского уезда). ИЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНИНА ДЕРЕВНИ ПЕРЕГРЕБА Егора Андреевича Оборотистова С.-ПЕТЕРБУРГ. Типография А. П. Лопухина., Тележная ул. д. № 5. 1902.
Когда впервые появился на указанном в заголовке месте храм во имя св. Архистратига Михаила? Документальных свидетельств по этому вопросу не сохранилось. Правда, первое известие о церкви в погосте Чехлове, на Долгом озере, мы встречаем в памятнике первой половины XVII века [*) В рукописи Софийской библиотеки (С.-Петербургской Духовной Академии) № 1548: «Приходные книги Софийской казны — 1577 года», упоминается Михайловская церковь на Долгом озере но, быть может, под сею церковью нужно разуметь храм в погосте Долоцком, так как и в Чехлове и в Долоцком церкви существовали одновременно.], но то обстоятельство, что Чехлово с церковью св. Михаила Архангела было погостом, неопровержимо доказывает, что церковь здесь существовала с древних времен. По исследованиям ученых (наприм. К. А. Неволина см. его труд «О пятинах и погостах Новгородских», в «Записках Императорск. Русск. Географическ. Общества», кн. VIII), погосты в Новгородской области возникли еще в первые века христианства на Руси. В документах XVI-XVII в. в. уже определенно различаются странные погостские церкви (т. е. храмы существующие или существовавшие исстари) и церкви в селах и выставках, появившиеся, сравнительно с погостским храмом, недавно. Итак, наименование Чехлова погостом ручается за древность существования здесь св. храма.
Вот документальное известие о погосте Чехлове, которое мы нашли в рукописной Сотной, данной крестьянам Сумерской волости с писцовых книг Александра Чоглокова, до дьяка Добрыни Семенова 1622-1628 годов. Рукопись эта хранится в Московском Архиве Министерства Юстиции под № 969. «В Сумерской волости, в Долоской сотне, погост Чехлово по конец Долгово озера, а на погосте церковь Архангела Михаила, древяна, клетцки [*) «Клетцки» — это постройка из нескольких срубов, приставленных друг к другу], поставленье и церковное строенье мирское, а в церкве Божия милосердия образов: образ местной архистратига Христова Михаила, древяной, стоячей, на празелени [*) «Празелень» — краска темно-зеленого цвета, употреблявшаяся при изготовлении икон недорогой стоимости]. Образ местной Николы Чудотворца, стоячей, во облаци Спас, да Пречистая Богородица, на празелени, да 30 пядниц [*) «Пядница» — икона небольшого размера (в пядь) — 9х8 вершков.] на золоте и на краски. Двери царския и сень и столбцы на празелени. Завеса полотняная. Двери северныя, а на них благоразумный разбойник, на празелени. Да в олтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы воплощение выносной, на празелени. Да крест выносной запрестольной — на празелени. На престоле покров крашенинной лазорев, индитья полотняная. На престоле ж евангелие тетр письменное, на бумаге, в десть, оболочено сатынью, а на евангелии распятье Христово и евангелисты выбиваны на меди. На жертвеннике потир и дискос и блюда деревянныя, звезда медяная, лжица деревянная, покровцы полотняные. Стихарь полотняной, оплечье крашенинное, красное; ризы полотняныя, поручи крашенинное, лазоревы. Патрахель (епитрахиль) выбойчата — ветха. Книг: Псалтырь со избранными псалмы, письменная, в полдесть. Апостол печатной, печать московская, в десть. Охтай (Октоих) первого гласу письменной в пол-десть, ветх. Охтай пятого гласу письменной в пол-десть. Минея общая письменная в десть. Книга Трефолой [*) Трефолой-Трефологий — избранная Минея месячная] с Сентября месяца по Март месяц. Службы нарочитым святым. Книга Часословец письменной в четверть. В церкви ж паникадило медяное о шести шалданех, кадило и кумган [*) Кумган – Сосуд «в чем воду святую держат»] медяные. На колокольнице колокол медяной, а на нем подпись: «лета 7107 (1599 года), февраля в 8 день. При державстве Государя Царя и Великого Князя Бориса Феодоровича всея Руси самодержца в первое лето государства его слит бысть колокол сей к Архангелу Михаилу в Сумерской погост, при епископе Псковском и Изборском Геннадии, повелением Луки Дементьева сына Ворлыгина». У церкви ж клепало железное. Да на церковной земле двор попа Афонасья, а в нем живет бобыль Терешка Максимов; дв. дьячок Гаврилка Пантелеев. Пашни церковные паханые две четверти с третником в поле, а в дву потомуж: да отхожие лешие (лесной) пашни паханые три четверти с осьминою, да лесом поросло семь четвертей; сена под погостом 30 копен» (Указанной рукописи листы: 60-63). Чрез 25 лет после 1622 года, когда была составлена приведенная опись Чехловской церкви, именно, в 1647 году — храма в Чехлове уже не значится. В одной рукописи Московского архива Министерства Юстиции: «Переписные книги Сумерской волости Степана Моисеевича Глебова 1647 года», читаем: «погост Чехлово по конец Долгово озера, а на погосте на церковной земле крестьяне: двор крестьянин Сенька Васильев с детьми: с Данилком, да с Минкою, а пришел-де он, Сенька, на тот погост Чехлово в прошлом во 150 году (1642 году) из Новгородского уезда, из Ляцкого погосту (ныне село Ляды — гдовского уезда), а отец-де его, Сенькин, бывал служилой казак; двор крестьянин Ивашко Максимов, сын попов (Указанной рукописи л. 36). Таким образом, церковь в Чехлове к 1647 году куда-то исчезла. Остается предположить, что она сгорела, так как никаких вражеских нашествий и войн между 1622-1647 гг. не было. [*) От прежде бывшей Чехловской церкви до настоящего времени сохранились: стихарь синей крашенины и половинка царских врат (из ольхи). Эти вещи ныне находятся в часовне деревни Филево]
Михайловский храм в Чехлове (погосте), очевидно, стоял близ сохранившегося доныне Филевского кладбища, на северной стороне его, по направлению к теперешней деревне Чехлову. Постройка святого храма на этом месте, где издревле славилось имя Божие конечно, в высшей степени желательна... Но есть и другое побуждение, которое заставляет мечтать о создании здесь церкви — это то, что с построением церкви приосенятся, так сказать, крестом нового храма четыре церковно-приходские школы: Столбовская, Перегребская, Зажупанская и Каменецкая. Св. церковь займет как раз центральное место среди названных школ. Глубокою правдою проникнуты мысли приснопамятного С.А. Рачинского, что наш русский народ особенно дорожит материальною близостью школы к храму Божию, с его службами, что удаление церковной школы от церкви — одна из причин, тормозящих возникновение школ полноправных и многолюдных и что близко то время, когда школьное дело станет чахнуть, если размножение сельских школ не будет поддержано соответствующим умножением сельских церквей, что те призрачные церкви и школы, которые невольно рисует нам неугомонное воображение, — они в действительности украсят оголенные вершины холмов, осенят и просветят сиротеющие поселки, если только сосредоточить наши мысли, наше хотение на существенном и главном, к чему приложилось бы все прочее — на размножение церквей! 1902 г. Августа 30.
Добавил Владимир Будько. 06.2010.