Храм Преображения Господня. Построен в 1911 г., архитектор А.В. Ион.
Поселок Хоста, приписанный к приходскому селению Адлер, в начале XX века своего храма не имел, что создавало бесчисленные неудобства для местных жителей. В 1901 году в Хосте был образован комитет по устройству городской церкви, который обратился с ходатайством в различные административные инстанции с просьбой об отводе десяти десятин земли для строительства церкви, школы, амбулатории. Основным инициатором строительства храма была супруга крупного сановника, министра юстиции царской России И.Г. Щегловитова Мария Федоровна – в те годы их дача располагалась в Хосте неподалеку от места, где ныне находится храм. Она взяла на себя все хлопоты – организовала попечительский совет, активно собирала средства.
Но революционные события 1905-1906 годов в России и в Сочинском округе, финансовые трудности и ведомственная несогласованность затормозили решение о строительстве церкви в Хосте. В 1907 году Комитет по строительству храма активизировал свою деятельность и вновь обратился с ходатайством в Святейший Синод, к наместнику императора на Кавказе о строительстве храма в Хосте, предлагая освятить его в честь Святых апостолов Петра и Павла. После длительной переписки 22 января 1909 года Святейший Синод разрешил постройку приходской церкви в Хосте на отведённом для этого по городскому плану участке земли на изысканные местные средства.
Разработка проекта церкви длилась около двух лет. Первый проект, представленный ещё в 1906 году, был отклонён из-за ряда технических, конструктивных и архитектурных недостатков. 26 марта 1910 года был одобрен и найден технически правильным проект церкви, разработанный сочинским архитектором А. Ионом. Сумма на строительство по смете составила 11 001 рубль, а после уточнённых расчётов увеличилась до 16 600 рублей. От имени императора Николая II Святейший Синод пожаловал на строительство 4 тысячи золотых рублей. Основную часть финансирования составили пожертвования частных лиц.
Революция 1917 года и приход к власти большевиков сыграли роковую роль в судьбе хостинского храма. Уже в 1929 году его община перестала существовать, сама церковь была закрыта. Власти намеревались использовать здание как библиотеку-читальню и краеведческий музей. Однако службы в храме продолжались ещё два года: в это время здесь служил обновленческий митрополит Нижегородский Евдоким (Мещерский).
В 1933 году храм был закрыт окончательно, использовался как клуб, затем пустовал. Весной 1934 года церковное здание поступило в ведение санатория ВЦСПС-1-3.
Переломная в истории государственно-церковных отношений политика 1943 года позволяла снова открыть храм. Однако в течение нескольких лет православные христиане Хосты предпринимали безуспешные попытки получить разрешение на возврат здания. Бывшее церковное здание использовалось как клуб и находилось на территории госпиталя - санатория "Медсантруд" (санаторий ВЦСПС).
После окончания Великой Отечественной войны здание ветшало, и с 1960-х до конца 1970-х годов было бесхозным. В 1980 году решением Сочинского горисполкома здание было передано на баланс Сочинской городской телефонной станции под АТС Хостинского района.
В целях сохранения здания бывшего храма, имеющего интересное архитектурное решение, в 1981 году оно было признано памятником культовой архитектуры и градостроительства и взято под охрану государства.
Община верующих в городе Хоста была вновь создана в 1989 году, первоначально службы шли в пристройке к зданию. В 2000 году церковь была возвращена общине полностью, отреставрирована.
Церковное здание (храм однопрестольный) с одним куполом и колокольней, соединённой с ним, выстроено из природного колотого камня - песчаника, рассчитано на 200 человек. Формы колокольни, компактность объёмов свидетельствуют о желании архитектора следовать духу православного зодчества и традициям посадских храмов. Автору проекта, сочинскому архитектору А. Иону, это действительно удалось. Во внешнем облике храма проявились и черты светской архитектуры русского классицизма, внося в канонические формы мирские детали: парадное крыльцо со стройным колонным портиком тактично сочетается с обрамлением окон, ступенчатым подиумом, куполом и колокольней. В целом церковь была гармонично связана с окружающим рельефом, построена на возвышенности, и её колокольня была хорошо видна с разных точек.
https://drevo-info.ru/articles/13671740.html