В стаpой части гоpода Кораблино, в самом центpе, находится величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Впервые о нем упоминается в окладной книге 1676 года, где при ней показано 39 приходских дворов, в числе которых упоминается «двор стольника Ивана Григорьевича Волконского». Известно, что в 1793 году в Кораблине построена новая деревянная Покровская церковь. Церковь была однопрестольная. В состав прихода входили тогда деревня Михино в 2 верстах с 10 дворами, Бобровинка в 1 версте с 90 дворами, Елютинка в 4 верстах с 22 дворами, Фроловские хутора в 4 верстах с 16 дворами, в коих числится 827 мужчин и 830 женщин. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик.
Пристанционный посёлок постепенно расширялся, численность населения росла... На изломе ХIХ-ХХ веков жители Кораблинска и окрестных деревень решили выстроить новую каменную церковь, более вместительную, в связи с чем инициативная группа обратилась в Рязанскую Духовную Консисторию с прошением по этому поводу: купечество, государственные крестьяне «Ряжского уезда села Кораблино покорнейше просят... взамен старого деревянного однопрестольного Покровского храма приступить к построению нового двухпрестольного – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, во имя Святителя Христова Николая Мир-Ликийского Чудотворца – каменного храма, в память чудесного избавления Его Императорского Высочества, Государя, Государя Наследника, Великого Князя Николая Александровича от смертной опасности в Японии в городе Отсу 29 апреля 1891 года».
Место для постройки храма было определено не сразу. Их предлагалось два, и между прихожанами возникли серьезные разногласия. Первое место, пожертвованное государственным крестьянами села Кораблино для постройки храма в количестве двух десятин выгонной земли, расположенной близ центра селения, на возвышенной земле против окружающей его местности с покатостью во все стороны окрестности и расположенные значительно выше против места, где в настоящее время находится пришедшая в ветхость и требующая значительного ремонта деревянная церковь. Наслоения грунта по вырытию ямы оказалось под верхним слоем черноземной земли, плотно слежавшегося глинистого грунта, удобного для постройки на нем храма.
Второе место, пожертвенное в пользу существующей церкви господином, Глуховым в количестве 3. ¾ десятин полевой земли, расположено к окраине селения за лощиной от центра села Кораблинска, примыкающее к месту существующей церкви, представляет вообще низменное место, посередине ровное с небольшой покатостью к окраинам. На задней окраине его имеется два пруда, в которых вода, по заявлению причта и старосты, не высыхает все лето. Присутствовавшим при осмотре последний участок представился менее удобным для построения нового каменного храма , для устройства же на нем кирпичного завода представляется весьма благоприятным.
Для решения спорного вопроса собpались в 1892 году 20 июля члены Благочиннического Совета 3-го Ряжского округа. Были приглашены исполняющий должность Благочинного священника Николай Камнев, прихожане, причт, церковный стаpоста. При решении этого вопроса прихожане разделились на 2 стороны, причем 1, большая сторона пожелала строить храм на новом месте - земле, пожертвованной государственными крестьянами, а другая, меньшая - близ старой церкви - на земле, пожертвованной господином Глуховым.
Вот как описано это в архивных документах : «Прихожане, полагающие строить новую каменную церковь в селе Коpаблинске на земле выгонной, пожертвованной государственными крестьянами в количестве двух десятин: крестьяне деревни Михиной - перечень имен и фамилий на 4-х страницах. Здесь же сельские старосты села Коpаблинска, деревни Фроловские выселки Михаил Петрович Кузнецов, деревни Бобровников, деревни Елютинки. Причт Покровной церкви села Кораблинска изъявляет со своей стороны согласие в желании на построение нового каменного храма взамен ветхого деревянного на земле, пожертвованной государственными крестьянами, в чем подписываются священник Василий Грицианский, дьякон Василий Соколов… для каковой цели (постройки храма) уже и приготовлено Сыpовым 105 куб. саженей камня, которые жертвуют в пользу храма в том случае, если постройка оного будет разрешена именно на новом месте, и в будущем обещают содействовать построению храма на этом месте, как своими личными трудами, так и материальными средствами, в чем подписуется. Подпись Сыpова. Ряжский купец Дмитрий Павлович Муханов также жертвует на построение нового храма на земле государственных крестьян сто тысяч кирпича, а также и содействовать личными своими трудами и будущими жертвами ежели последует разрешение на постройку храма именно на этом месте. Подпись Муханова.
Прихожане, изъявившие желание, чтобы новая каменная церковь строилась близ стаpой на месте, пожертвенной господином Глуховым: госпожа Еропкина , еще 19 крестьян, еще 18 подписей от крестьян Бобровников, Елютинки, сельский староста Мирон Павлинов, сельский староста Иван Афониев, всех подписей на 1 странице… текст о давлении господ Еропкиных на торговцев о месте под новую церковь…»
В результате заседания Членов Благочинничесеого Совета, осмотpа земель губернским архитектором А. Саблером, который тоже признал более удобным местом для постройки храма землю в количестве двух десятин, пожертвованную государственными крестьянами с. Кораблино было одобрено обозначенное место для постройки нового храма. Также известно, что был построен кирпичный завод на пожертвования господина Глухова для строительства новой каменной церкви.
Из письма начальника станции Минаева от 19 апреля 1893 г. тоже следовало, что железнодорожникам удобнее, если новая церковь будет построена на 2 десятинах земли, выделенной государственными крестьянами, и прилагались сведения о количестве служащих станций и членах их семей. Проведенное обследование подтвердило рациональность строительства церкви именно там: «Храм в 70 аршин длины и 30 ширины может быть вполне свободно поставлен на этой земле, так что примыкавшие к нему с южной стороны (3 двора) постройки будут находиться от самой широкой части храма на расстоянии 26 саженей, а примыкающие к тому же храму с северо- восточной стороны постройки (2 дома) на расстоянии 27 саженей и 1 аршина (самый ближайший), с остальных сторон предполагается к постройке храма площадь свободна совершенно от построек…»
Споры по определению места, наконец, были закончены. Мнение дворянки Еропкиной, что предполагаемая постройка нового храма на новом месте - на земле, пожертвованной государственными крестьянами, будто бы удаляет сей храм от приходских деревень, была признана неосновательной , ввиду того, что все приходские деревни села Кораблинска будут в случае постройки храма на новом месте находиться на равном расстоянии от старой и новой церкви, за исключением деревни Фpоловских хуторов, для которой расстояние от новой церкви действительно увеличивается на полверсту, так как расстояние от места, где находится старая церковь до места, где предполагается постройка новой церкви, приблизительно равняется полуверсте. Деревня Флоровские хутоpа состоит из 20 дворов… На станции, железнодорожников числится около 250 душ, новый храм будет находиться ближе к ним примерно на полуверсту.
Губернский архитектор А. Саблеp направил в Рязанскую Духовную Консисторию из Отделении Строительного № 104 от 17 января 1894 года следующее письмо: «Согласно определения, состоявшегося 10 января, Губернское Правление имеет честь уведомить Духовную Консисторию на отношении от 15 февраля 1893 года за № 480, что со стороны Правления не встречается препятствий к постройке в селе Кораблине Ряжского уезда новой каменной церкви на избранном месте, согласно утвержденного 16 ноября 1892 года проекта».
Началась постройка нового храма, которая продолжалась в течение 10 лет.
Архивные документы с 1895 года подробно доносят, сколько было затрачено средств на приобретение материалов, сколько выплачено каменщику за работу, сколько собрано пожертвований.
Храм был построен на новом месте. Старый храм находился в районе улицы Советской. Он был разобран, а на его месте поставлена каменная часовня. Известно, что на строительство нового храма вносил пожертвования Ряжкий купец Дмитрий Павлович Муханов. За это время были проведены следующие работы: 1895-1897 – закупка извести, кирпича, рытьё бутовых канав, канав под колонны, 1898-1900 - возведение стен кирпичного храма.
В 1903-1904 гг.- на всех главах водружены зеркальные кресты, внутренние стены всего храма оштукатурены, поставлены на место и застеклены все оконные рамы, устроены двойные выходные как главные, так и боковая двери, во всём храме настланы сплошные цементные полы. В течение весны и лета 1905 г. были окрашены внутренние стены всего храма, устроены печи со всеми приспособлениями для духового отопления, вызолочен и установлен новый, устроенный по одобренному Епархиальным начальством рисунку, деревянный резной иконостас, для которого были написаны иконы лучшими изографами. Часть церковных принадлежностей: Евангелие, Напрестольный Крест, Ковчег, подсвечники к иконам были перенесены из старой церкви. Также известно, что рядом с храмом была возведена колокольня , но верхний ярус её был не достроен к освящению храма.
6 октября 1905 года священник Николай Камнев рапортовал об окончании строительства трехпрестольного каменного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Мир-Ликийского Чудотворца и святой мученицы Татианы. Была предоставлена опись вновь построенной каменной церкви, составленная по окончании постройки и рапорт Благочинного 3-го Pяжского округа священника Николая Каменева о постройке той же церкви. Решено было освятить Покровский храм 25 октября.
В заключительном акте архитектора говорилось, что в Покровской церкви: «3 престола и 3 жертвенника установленного размера устроены новые из дубового дерева. Храм сей приведен в настоящее время в надлежащий и вполне благопристойный для совершения в нем Богослужений. Не имеется только в окнах сего храма железных – для предохранения от проникновения в него похитителей - решеток, устройство которых церковный староста желает отложить до времени изыскания потребных на сей предмет средств. Подсвечники и к местным иконам, а также и в прочих местах храма частью имеют быть приобретены новые, а частью будут перенесены из прежней старой церкви.
Нужные для сей новой церкви священные принадлежности …имеются…. Таким образом, если неимение в окнах сего храма железных решеток не может служить препятствием к освящению храма, то все нужное имеется к освещению означенной новопостроенной церкви в селе Кораблинске, в котором средний главный престол - во имя Покрова Пресвятой Богородицы,- церковной причт, церковный староста и прихожане желают освятить в будущем октябре месяце на прежнем святом Антиминсе из старой церкви...».
Но случилось непредвиденное обстоятельство - Великое освящение нового сооруженного храма в честь Покрова Божией Матери в селе Кораблинске Ряжского уезда, назначенное на 25 число месяца октября 1905 года было отложено по случаю железнодорожных забастовок. Освящение храма состоялось через месяц, 29 ноября 1905 года, Его Преосвященством, Аркадием Епископом Рязанским и Зарайским в сослужении десяти священнослужителей по чиноположению церковному с положением нового святого Антиминса при огромном количестве местного населения. На то время по отклику местного священника Николая Камнева, Покровская церковь очень нравилась прихожанам: «По грациозности стиля, архитектуры и внутреннего благолепия храм этот является выдающимся не только среди церквей округа, но даже и всего Ряжского уезда». В этом детище архитектора А. Саблера отражено обращение к бесконечному разнообразию форм и приемов, созданных архитектурой прошлого.
Опись Покровской церкви того времени дает представление о размерах храма и его устройстве: « Имеет в длину 63 аршина, ширину 33 аршина и высоту настоящая 36 аршин, и придельная - 11 аршин. Окон во всей церкви 32, в настоящем алтаре 2 окна, в придельном – 2 и в предполагаемом 3 алтаре 2 окна, а в куполе 12 окон . Высота окон 7 и 9 аршин, ширина 1, 1 треть аршина. Дверей 3, западная и 2 боковых. Отворяются все наружу и все двойные, внутренние стеклянные, а наружные из досок, обитых железом, Стены оштукатурены и окрашены, полы цементовые, а печи духовые». На 1914 год в храме служили: священник Сергей Афанасьевич Цветков (35 лет), дьякон Александр Матвеевич Соколов (25 лет) и псаломщик Иоанн Васильевич Сервилин (39 лет).
Дело о ликвидации Покровской церкви датируется 26 ноября 1918 года и 23 марта 1919 года. По неподтверждённым данным, Свято-Покровская церковь в Кораблино была закрыта в 1930-е годы. В эти тяжёлые годы лихолетия храм был поруган, разграблен и обезглавлен, колокольня была полностью разрушена. По словам очевидцев, один из колоколов, сброшенных с колокольни, до половины вошел в землю, а когда его пытались откопать, стал погружаться еще глубже. Так и остался колокол в земле лежать. Позолоченные кресты были демонтированы, купола были снесены до относительно ровного основания, по-новому смонтирована и покрыта железом плоская крыша. Были уничтожены иконы, богослужебные книги, растащена церковная утварь, разграблена ризница... Некоторые иконы всё-таки удалось сохранить верующим, забрав некоторые в свои дома. Спустя некоторое время, интерьер церкви был подвергнут перепланировке... В самом храме был устроен Дом Культуры (на месте алтаря оказалась сцена), а позже к восточной части храма пристроили библиотеку из белого силикатного кирпича.
Возрождение святыни началось в 1989 году. Многие откликнулись на призыв помочь храму. В церковь вернулись чудом сохранившиеся иконы, началась работа по благоустройству территории. Освящение храма состоялось в 1990 году Архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном, после чего в храме начали совершаться богослужения и постепенно началась работа по восстановлению храма.
На сегодняшний день восстановлены все главы на церкви, водружены позолоченные кресты, проведена работа по замене полов, обновлена роспись в храме, установлен новый иконостас, обновлена церковная утварь, установлена малая звонница, заасфальтирована стоянка для машин и построена кирпичная ограда с воротами.
Комментарии и обсуждение
Автор проекта реставрации- Константин Камышанов 1993г