«…Третий день Иринарховский крестный ход движется в сторону села Зубарева, делая остановку около храма святого Георгия, бывшего села Георгиевского. К вечеру крестоходцы приходят в село Зубарево, расположенное на высоком холме, с которого открывается чудесный вид на лесные просторы. Местность вокруг необычайно живописна. Одной из ее достопримечательностей является источник, который находится неподалеку от села, в глубоком овраге. Местные жители его называют «у Николы».
Исторических сведений о селе сохранилось немного. В документах мы можем найти лишь имена его бывших владельцев. Так, в 1789 году владельцем большей части села был поручик Василий Александрович Перхуров. Остальная земля делилась между капитаншей Марфой Григорьевной Телешевой, подпоручиком Иваном Михайловичем Хвостовым и полковником Петром Алексеевичем Нюровым.
Через несколько лет, в 1799 году, селом владели Иван Михайлович Хвостов и Иван Александрович Исаков. А в 1820-е годы Зубарево перешло в единоличное владение сына И.М. Хвостова графа Дмитрия Ивановича Хвостова. Видимо, предки Хвостовых владели селом и ранее, поскольку от фамилии этих землевладельцев происходит название двух соседних деревень - Большое и Малое Хвостово, которые почему-то сегодня часто называют Хвастовым.
С 1830 года и до отмены крепостного права в 1861 году село принадлежало угличским помещикам Потопчиным. В селе был усадебный дом подполковника Дмитрия Алексеевича Потопчина. Один из Потопчиных, Гаврила Григорьевич, известный своей христианской добродетелью, отпустил перед смертью всех своих дворовых крепостных крестьян на волю. Еще в 1803 году император Александр I призывал помещиков отпускать крестьян с обязательным наделением их землей, но лишь немногие, самые лучшие и благородные представители дворянского сословия откликнулись на призыв Государя. Одним из них был Гаврила Григорьевич Потопчин.
Впрочем, как уже было сказано, земледелие не было главным занятием крестьянского населения, потому что большая часть крестьян промышляла отходом, уходя торговать в Санкт- Петербург.
В селе стоит небольшая, но уютная каменная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, которую построили прихожане на свои средства в 1820 году. Деревянную же церковь, пришедшую в ветхость, разобрали, а на ее месте, на кладбище, устроили новую деревянную часовню. В 1895 году к храму была пристроена теплая зимняя церковь с приделами во имя святителя Леонтия Ростовского и преподобного Сергия Радонежского. В приход села Зубарево входили деревни Большое и Малое Хвостово, Шахматово, Кушниково, Городище, Ласково и Тонеево.
25 сентября 1908 года в Зубареве произошло знаменательное событие: освящение живописи в храме, которую выполнила мастерская Федора Егоровича Егорова из Санкт-Петербурга. Живописцы Федора Егорова получили специальное образование в Императорской школе поощрения художеств. Расписывали они храмы с оригиналов известных русских художников Нестерова, Васнецова, Репина, строго выдерживая сходство. Вот как восторженно писал в «Ярославских Епархиальных Ведомостях» об этой живописи священник Александр Соколов: «Лица святых получились в высшей степени живы, типичны, и в церковно-православном духе; уборка в византийском стиле гармонирует с живописью. Работы мастерской Егорова имеются в Борисо-Глебском монастыре, в селах Угодичах, Варницах, Капцеве, Онуфриевском, Егорьевском на Лехти, Переславцеве, Лаврентьевом Холму, но не сполна; в нашем же селе в обеих церквах стенная живопись, уборка и все иконы в иконостасах работы Федора Егорова, так что получается прекрасное представление одного цельного. Особенно хороши рисунки с Нестерова Рождества Христова и Крещения Господня. В композиции Крещения всего две фигуры, но весьма привлекают зрителей правдоподобием с Евангельским сказанием». Кстати, эта сцена - одна из немногих росписей, сохранившихся на стенах храма после долгих лет запустения.
Храм в Зубареве по приказу председателя Кондаковского сельского Совета начали разрушать еще в 1938 году: тогда сняли железо с крыши и церковную ограду, а деревянную часовню разобрали на дрова. Зубаревская община верующих просила защиты у районного исполнительного комитета. Райисполком предложил прекратить разрушение церкви, но потребовал также провести «массовую разъяснительную работу среди населения о закрытии церкви». Службы прекратились, вероятно, перед войной. Но долгое время за церковью присматривал бывший церковный сторож Дмитрий Козлов. Местные жители вспоминают, что он открывал храм в праздники, чтобы желающие могли помолиться. Известно, что в 1930-х годах в церкви Зубарева служил иеромонах Рафаил (Ащепьев), который, вероятно, был последним священником зубаревского храма.
Теперь в полуразрушенном храме служится Божественная литургия один раз в год, когда в селе останавливается Иринарховский крестный ход. Насельники Борисо-Глебского монастыря опекают храм, несколько лет назад он был выведен из аварийного состояния и законсервирован до будущей в скором времени реставрации…»
Источник: Лапшина С. А., Субботин А. Н. Путеводитель по Борисоглебскому району. - Борисоглебский: Факел: ИП Батуева Е.В., 2013, стр. 199-202.