ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Волговерховье. Ольгинский монастырь.


Волговерховье. Ольгинский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1906 и 1912.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Тверская область, Осташковский район, д. Волговерховье

Координаты: 57.251474, 32.470299





Сортировка:

Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Владимир
10 сентября 2019
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Владимир
10 сентября 2019
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
vertuniya
21 августа 2017
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Сергей Чернов
20 сентября 2016
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Сергей Чернов
20 сентября 2016
Ольгинский монастырь, вид с колокольни Преображенского храма .<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
вид с колокольни Преображенского храма .
Тюпин Арсений
2 августа 2016
Ольгинский монастырь, Церковь свт. Николая Чудотворца, памятный камень у истока Волги и Церковь Спаса Преображения<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Церковь свт. Николая Чудотворца, памятный камень у истока Волги и Церковь Спаса Преображения
AniliN
22 февраля 2015
Ольгинский монастырь, Подъезжая к Волговерховью<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Подъезжая к Волговерховью
AniliN
22 февраля 2015
Ольгинский монастырь, Вид от часовни на истоке Волги на Никольскую церковь, справа за деревьями виден первый мост через эту Великую русскую реку и храм Спаса Преображения.<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Вид от часовни на истоке Волги на Никольскую церковь, справа за деревьями виден первый мост через эту Великую русскую реку и храм Спаса Преображения.
Новиков
31 октября 2008
Ольгинский монастырь, Впереди Никольский храм и памятник Николаю Чудотворцу, далее Спасо-Преображенский собор<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Впереди Никольский храм и памятник Николаю Чудотворцу, далее Спасо-Преображенский собор
VladiN
22 августа 2007
Ольгинский монастырь, На переднем плане-Исток Волги. Течёт в сторону Ольгина монастыря. Снято в июле 2002.<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
На переднем плане-Исток Волги. Течёт в сторону Ольгина монастыря. Снято в июле 2002.
Тамара Заводскова
14 июля 2002
Ольгинский монастырь, Храмовый комплекс от истока Волги<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Храмовый комплекс от истока Волги
Ольга Борисова
26 июля 2018
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Сергей Чернов
20 сентября 2016
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Сергей Чернов
20 сентября 2016
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Сергей Чернов
20 сентября 2016
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Сергей Чернов
20 сентября 2016
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Олег Трегубов
13 июня 2014
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Олег Трегубов
13 июня 2014
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Олег Трегубов
13 июня 2014
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
23 июня 2012
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Сергей Чернов
20 сентября 2016
Ольгинский монастырь, Внутри часовни над истоком Волги.<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Внутри часовни над истоком Волги.
Матишо
29 июля 2010
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
13 июня 2022
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
13 июня 2022
Ольгинский монастырь, Часть монастыря<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Часть монастыря
Ольга Борисова
26 июля 2018
Ольгинский монастырь, На этом месте ранее была трапезная<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
На этом месте ранее была трапезная
Ольга Борисова
26 июля 2018
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Сергей Чернов
20 сентября 2016
Ольгинский монастырь, Ворота к часовне у истока Волги<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Ворота к часовне у истока Волги
Василий Балашов
10 июня 2016
Ольгинский монастырь, , Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
23 июня 2012
Ольгинский монастырь, Памятник свт. Николаю<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Памятник свт. Николаю
Илья Смирнов
7 мая 2012
Ольгинский монастырь, Фото из книги "Отчет Общества организации путешествий учеников тверской гимназии за 1915-1916г."<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Фото из книги "Отчет Общества организации путешествий учеников тверской гимназии за 1915-1916г."
Андрей Агафонов
1915
Ольгинский монастырь, Фотограф Захарий Захариевич Виноградов; современная компьютерная колоризация<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Фотограф Захарий Захариевич Виноградов; современная компьютерная колоризация
Олег Щёлоков
1 июня 1910
Ольгинский монастырь, Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"»  http://andcvet.narod.ru/pg/03/sam.html и http://andcvet.narod.ru/pg/03/asd1.html <br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"» http://andcvet.narod.ru/pg/03/sam.html и http://andcvet.narod.ru/pg/03/asd1.html
Т.
Ольгинский монастырь, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1910 г.Фото С.М.Прокудина-Горского<br>, Волговерховье, Осташковский городской округ, Тверская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1910 г.Фото С.М.Прокудина-Горского
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 октября 2002

28 декабря 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора определили открыть на истоке Волги Ольгинский женский монастырь для возрождения в нём монашеской жизни. Настоятельницей обители утверждена монахиня Анастасия (Зиберт). Обитель у истока Волги имеет свою историю. Начиналась она с постройки каменного храма в селе Волго-Верховье. По инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовноую значимость начала великой русской реки, на добровольные пожертвования начали строить в селе Волго-Верховье каменный храм. Большую помощь средствами оказывало Всероссийское общество Св. Ольги. В городе Осташкове создали уездный строительный комитет по возведению храма у истока Волги, председателем назначили настоятеля Нило-Столобенской пустыни архимандрита Пахомия. 17 апреля 1902 г. он заключил договор с зодчим, мастером каменных дел из Осташкова Иваном Николаевичем Суравковым, которым в конце XIX - начале XX века были построены многие храмы в Верхневолжье и каменные дома в городе.

Каменная церковь на истоке Волги очень красива. Главный престол Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый - Иоанну Предтече. Пятиглавый храм возвели в псевдорусском стиле, главный престол освятили 23 апреля 1920 г. Проект здания выполнил в 1904 г. тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555-1560). Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки. Интересен проект оформления интерьера храма, к сожалению, из-за революционных событий он не был осуществлен. Росписи стен Спасо-Преображенского собора посвящались прославленной и любимой русской святой Равноапостольной княгине Ольге, внук которой, киевский князь Владимир, в 988 г. крестит Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви, и соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке размещения Богоугодных отпрысков Святой Равноапостольной Великой княгини Русской. Можно предположить, что создатели проекта росписей в соборе Волго-Верховья могли повторить тему «древо московской великокняжеской династии», представленную в настенной живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы.

Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера. Из приходо-расходных книг Волго-Верховского монастыря известно, что на строительстве работали местные крестьяне: Димитрий Кузьмин Соколов, Василий Богданов (каменщики); производили кирпич купец Алексей Семенов из села Волго-Верховье, крестьянин Алексей Федоров Северов и другие; «обжигали кирпич по местному способу в напольных печах». По поручению уездного строительного комитета по возведению каменного храма в Волго-Верховье наблюдали за качеством и производством кирпича священник погоста Стерж Иван Голиков и помещик из имения Ивановское, дворянин Алексей Николаевич Вараксин. Несомненно, возведение храма-святыни на истоке Волги было важным событием в духовной жизни России. Поэтому становится понятным, почему в 1906 г. в Волго-Верховье при храме собралась женская иноческая община, которая не имела монастыря, а жила в миру, соблюдая все правила иноческого бытия. В 1907 г. указом Тверской консистории утвердили женскую общину на истоке Волги; ее возглавила «мещанка Вера». Новооткрытая община с разрешения прихожан села Сватова приобрела старую деревянную церковь, которую перевезли в Волго-Верховье. Так начинался новый монастырь на истоке Волги.

В 1907 г. инженер О. Кетлер составил план местности и обозначил границы обители. Тогда же, по инициативе иноческой общины начали строить деревянный храм во имя Святителя Николая, проект выполнил тверской архитектор Виктор Назарин. Возвел Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин из деревни Зенцово Хотошинской волости. А освящена была церковь 27 июля 1908 г. Этот одноглавый высокий деревянный клетского типа храм, которых было много на Руси, сохранился до наших дней; его реставрировали в конце 70-х гг. В 1909 г. из Верхневолжской Преображенской общины создали общежительный монастырь Осташковского уезда Тверской епархии; настоятельницей определили игуменью Веру. В 1912 г. эта обитель стала называться Волговерховским Ольгинским женским общежительным монастырем Осташковского уезда Тверской губернии. В новую обитель на истоке Волги в число инокинь пришли из Вышневолоцкого Казанского монастыря послушницы Агрипина Нилова, Алевтина Федорова, Анисья Михайлова. В 1910 г. приняты в послушницы мещанка из подмосковного города Клина Пелагея Соколова и молодая крестьянка Домна Федорова из деревни Лежа Козловской волости Вышневолоцкого уезда, из Елизаветинской общины - Любовь Шатилова. В монастыре также находились крестьянки Мария Гавриловна Афанасьева из сельца Быковка Денисовской волости Тульской губернии. Варвара Трифоновна Суханова из деревни Архангельское Логиновской волости Тверской губернии. В храмах монастыря служили священники и дьяконы, которые получали жалованье от обители и жили в селе Волго-Верховье. Так, в 1917 г. в Ольгинском монастыре служил отец Василий Данилов. В обитель на истоке Волги стремились попасть священнослужители даже из отдаленных мест Тверских и Новгородских земель. Например, существуют письма дьякона погоста Рашкина Нила Любского и священника Петра Пенкина из села Сельцо-Карельское с просьбой предоставить им возможность служить в храмах Ольгинского монастыря.

В молитвах и великих трудах проходила жизнь насельниц обители на истоке Волги. Об этом ярче всего свидетельствует письмо директора Императорского женского педагогического института О. Платова великому князю Константину Константиновичу, датируемое 1912 годом: «Своими глазами я видел нищету мирскую, сам точно знаю добрые труды и привычки сестер монастыря. Их до слез жаль: присланы они на новое и пустое место... бьются они изо всех сил и не могут завершить своего храма, живут без ограды и сыты тем, что сами сработают». Монастырь получил поддержку от казны - землю и лесные угодья; от помощника благочинного тверских обителей игумена Виталия - серебряный крестик с ковчегом для вложения частицы святых мощей княгини Анны Кашинской; от крестьянина села Волго-Верховье Ефима Волгина - землю. Из архивов известно, что 30 апреля 1911 года игуменья Вера ездила в Москву «для принятия жертвуемой иконы».

В 1907 г. открылась монастырская Волго-Верховская школа грамоты, в 1911 г. ее преобразовали в церковно-приходскую. В школе преподавали священнослужители, а также сестры обители. В декабре 1914 г. по представлению осташковского отделения Тверского епархиального училищного совета игуменья Ольгинского монастыря Вера получила «почетное звание попечительницы Волго-Верховской церковно­приходской школы». Для этой школы в 1907 г. был построен небольшой одноэтажный деревянный дом, который находился в южной части монастыря. Необходимыми для занятий учебниками обеспечивала школу библиотека обители. Детей учили не только грамоте, но и ведению хозяйства. В 1916 г. при школе устроили огород.

Волго-Верховский Ольгинский монастырь был небольшой, бедный; основные средства сестер уходили на строительство. Но, несмотря на это, обитель занималась благотворительной деятельностью. В деревянной Никольской церкви на протяжении всех лет существования монастыря собирали пожертвования в пользу вдов и детей-сирот из семей священнослужителей. Волго-Верховский монастырь вкладывал деньги в различные общества, комитеты: Общество вспомоществования бедным воспитанницам Тверского епархиального женского училища, Комитет великой княгини Елизаветы, Общество спасения на водах. Общество ревнителей истории. Главное управление Российского общества Красного Креста и другие. Пожаловал деньги монастырь на истоке Волги и на сооружение в Петербурге храма в честь 300-летия царствования дома Романовых; благотворительному обществу, осуществлявшему подготовку к празднику 100-летнего юбилея победы над французами в Отечественной войне 1812 г. В обители многие сестры занимались рукоделием: шили, вязали кружева, делали домотканое льняное полотно и многое другое. Поэтому для раненых русских солдат в Первую мировую войну инокини шили белье, за что игуменья Вера и сестры получили благодарственное письмо от попечительницы Серебряной общины Красного Креста.

За очень короткий срок кроме каменного Спасо-Преображенского собора, деревянного Никольского храма, ограды были построены на северной стороне одноэтажная деревянная трапезная с кухней; на южной в 1907 г. - двухэтажные деревянные кельи настоятельницы и сестер; в 1910 г. - двухэтажный дом также для сестер и приезжавших паломников, а поблизости - здание школы. На территории монастыря в северо­восточной части размещались скотный двор, конюшни и сараи для скота и экипажей, хлебный деревянный амбар. В 1911 г. в восточной стороне построили деревянную баню. Строительство велось не только в Волго-Верховье, но и на землях, принадлежавших обители. Так, в 1913 г. на дороге за Волгой возвели одноэтажный деревянный дом с пристроенным к нему ледником, коровником, сараями для дров. В самом доме разместили почтовое отделение и квартиры для начальника почты и почтальона. В 1922 г. почтовое отделение закрыли; в здании разместили Верхневолжскую сельскую школу, но позднее ее ликвидировали из-за отсутствия детей в Волго-Верховье и окрестных селениях.

В 1914 г. в лесной монастырской даче построили небольшой одноэтажный деревянный дом, в котором жили сестры и послушницы во время полевых работ. Немного позднее здесь же появились сарай и скотный двор. На земле, подаренной монастырю крестьянином села Волго-Верховье Ефимом Волгиным, устроили двор и одноэтажный деревянный дом для священника. В версте от обители располагалось кладбище Ольгинского монастыря площадью в одну десятину, обнесенное земляным валовым рвом. Все это описание сооружений Ольгинского монастыря было составлено в 1925 году настоятельницей, игуменьей Верой, казначеей - монахиней Антониной и благочинной - монахиней Софией. Сестры Волго-Верховского Ольгинского монастыря успешно и рентабельно вели хозяйство. По финансовым отчетам за 1917 г., в приход обители было получено 7059 руб. 94 коп., а израсходовано 5284 руб. 97 коп., остаток составил 1774 руб. 94 коп. Основные расходы составляли покупка продуктов для монастырской трапезы, которые приобретались в различных местах: у Веры Игнатьевой, владелицы лавок в селе Волго-Верховье; в общественной потребительской лавке города Осташкова (чай, рыба); в Осташковском союзе кооператоров «Селигер» (ржаная мука); в Осташковском обществе потребителей (сахар, мука); в частных магазинах осташковских купцов Нагибина и Гумилева (чай, мыло, дрожжи); тверского купца Крупенникова (соленая рыба); у осташковского священника отца Димитрия Марковича купили лошадь. Из своих доходов монастырь выплачивал жалованье священникам; выделялись деньги на содержание школы; платили местным крестьянам, выполнявшим различную работу для обители. Отдельная статья предусматривалась на благотворительность: помощь православным на Кавказе, сборы на распространение Православия среди язычников, «Всероссийскому обществу памяти русской армии, павшей в Первую мировую войну», на содержание вдов и сирот духовного звания, на паломничество в Иерусалим к Гробу Господню. Самый большой доход Ольгинский монастырь получал от продажи скота, а также от билетов Государственной комиссии на бессрочный капитал второго 5%-ого займа. Обитель очень немного получала от пожертвований, молебнов и церковной службы, а также от сдачи в аренду здания почты.

Как и повсюду в России, в уединенной обители на истоке Волги все изменилось после 1917 г. Игуменья и сестры монастыря, получив Декрет об отделении церкви от государства, а вслед за этим в 1919 г. циркуляр, объяснявший процедуру этого отделения, поняли, что обитель будет разорена. Но они все же надеялись, что наступившее смутное время скоро минует, жизнь вернется в прежнее русло. Поэтому решили организовать на основе иноческой общины монастырскую трудовую коммуну, составили ее устав. К 1924 г. сестрами была создана уже новая Верхневолжская сельскохозяйственная артель, о чем говорит запись в расходной книге Ольгинского монастыря об оплате изготовленной в Твери в частной мастерской X.М. Панкратова печати и штампа этой артели. Можно сказать, что в 1918 г. монастырь был закрыт. Монахини продолжали жить в обители, где сначала была создана монастырская трудовая коммуна, а позднее - сельскохозяйственная артель. Служба в соборе проводилась, но все строительство в нем было прекращено. Не суждено было воплотиться в реальность прекрасным проектам росписи и иконостасов Спасо-Преображенского собора.

Власть изъяла у монастыря абсолютно все - земли, здания. Финансовые записки коммуны и артели, которые продолжали вести бывшая игуменья Вера, казначейная монахиня Антонина, благочинная монахиня Нина, ярко свидетельствуют, что сестры очень много работали. Они продолжали заниматься животноводством, самые большие доходы были от продажи скота. На втором месте - доходы от рукоделия; немного получали от продажи семян, сена, льна, холста, льняной пряжи. На нужды храма сбор был мизерным. Самые большие расходы монастыря в это время составляли налоги. Платили в осташковский финансовый отдел сельхозналог; за конфискованные монастырские здания и сооружения, которые новая власть по «новым законом» сдавала в аренду инокиням; в отдел землеустройства в Осташкове - за аренду хозяйства; в осташковское страховое агентство; бельковскому председателю сельского совета И.И. Семенову - за сенокосные угодья. Налоги постоянно росли, появлялись новые, а иногда власть одни и те же налоги требовала уплатить дважды, как, например, в осташковский финансовый отдел в июле 1924 г. - за аренду монастырских хозяйств. И хотя сестры работали много, доход 1923 г. составлял 7 коп., в 1924 г. - 53 коп. Далее все записи прерываются; к концу 1924 г. община монахинь Верхне-Волжского Ольгинского монастыря прекратила свое существование. Прошло время, закрыли храмы, сбили кресты, в запустение пришла часовня над истоком Волги. Во время Великой Отечественной войны фашисты взяли село, но не разрушили монастырские храмы. Опустела обитель в честь русской святой княгини Ольги, село и вся округа. О монастырских зданиях, школе, библиотеке теперь можно узнать только по сохранившимся архивным материалам и по остаткам фундаментов зданий, поросшим травой. Большой каменный Спасо-Преображенский собор много лет использовался под склад зерна.

В 1960-е гг., когда предпринимались попытки создать Селигерскую курортно-туристскую зону, появились грандиозные проекты образования историко-культурного музея-заповедника на истоке Волги. Сюда предполагалось свезти из сел и деревень Верхневолжья старинные деревянные дома, в Спасо-Преображенском соборе открыть музей Волги и представить все областные волжские города. Этот проект был обречен на неудачу. Время неумолимо шло... Не стало в Волго-Верховье стариков и старушек, которые еще помнили монастырь, каждую весну очищали русло истока Волги. Последнюю бабушку Пушкину дети увезли в Свапуще, большую деревню на берегу Селигера. В селе не стало детей и школы; из Волго-Верховья уехала семья учительницы Поляковой, которая принимала всех, кто отваживался по бездорожью, по лесу пешком пройти 25 километров, чтобы попасть на исток. И все же в конце 1970-х гг. что-то незаметно, подспудно стало меняться. В Волго-Верховье пришли из Осташкова реставраторы, начали приводить в порядок монастырские храмы. Это было великое подвижничество: в условиях бездорожья восстанавливали Спасо-Преображенский собор и Никольскую церковь. Многое зависело от ведущего архитектора проекта реставрации из Калининской (позднее Тверской) реставрационной мастерской Анатолия Ивановича Кустова и начальника Осташковского реставрационного участка Алексея Алексеевича Ковалева, который родился неподалеку от истока - в деревне Жукове. Удалось обойти и преграды в лице ученых-эстетов, которые считали, что здания начала XX столетия не представляют какой-либо художественной ценности, а поэтому их нельзя считать памятниками архитектуры и вести реставрацию. Восстановление монастырских храмов велось на средства Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Так получилось, что Спасо-Преображенский собор Ольгинского монастыря в Волго-Верховье, построенный на пожертвования народа в начале XX столетия, в конце века также был возрожден на добровольные взносы миллионов людей, которых объединяло это общество.

Несколько лет назад в мае, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, в праздник славянской письменности и культуры в Волго-Верховье приехала большая делегация ученых, общественных деятелей, представителей культуры. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор у Ольгинского монастыря отслужил молебен, освятил исток великой русской реки, установили крест над кровлей маленького рубленого домика, стоявшего над ключом - началом Волги. Молебен на истоке стал уже традицией, который всегда совершается 29 мая. В 1994 г., впервые после закрытия Ольгинского монастыря на истоке Волги, Архиепископом Тверским Виктором была совершена Божественная литургия, положившая начало служения литургии и в последующие годы. 9 июля 1995 г. чин малого водоосвящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который возглавил торжества по случаю перенесения святых мощей преподобного Нила Столобенского из Знаменского собора Осташкова на остров Столобное.

Ныне оживает святыня у истоков великой русской реки и, надеясь на молитвы преподобного Нила Столобенского, возрождается и монашеская жизнь в Верневолжском Ольгинском женском монастыре. Единственная сохранившаяся церковь реставрируется.[/p]


Марина Зуйкова  6 июля 2017

Памятник Николаю Чудотворцу

У Никольского храма установлен бронзовый памятник святителю Николаю Мирликийскому (авторы – Ольга Панкратова и Борис Сергеев из Санкт-Петербурга). Инициатором создания памятника святителю Николаю стал Борис Иванович Царев, сопредседатель Товарищества русских художников, председатель фонда развития образования «Синергия», академик Международной педагогической академии. Открытие монумента состоялось 29 сентября 2001 года, оно было приурочено к проведению в Верхневолжье большого фестиваля «Земля Истока», посвященного возрождению духовной и культурной жизни этого края.

Поклонный крест на въезде в д. Волговерховье

Установлен приходской общиной и благотворителями монастыря в мае 2012 года на высоком холме напротив жилых построек монастыря.

Памятный камень у Истока Волги

Плита с надписью «Обрати взор свой на исток Волги… Здесь зарождается чистота и величие Земли Русской. Здесь исток и души народной» была установлена в Волговерховье, у истока Волги, при активном участии Товарищества русских художников и по инициативе его сопредседателя Бориса Ивановича Царева. Большой камень-валун, на котором сделана надпись, был найден на границе Тверских и Новгородских земель председателем Свапущенского сельского совета Иваном Ивановичем Орловым, он же привез камень в Волговерховье. Текст на доске выбил замечательный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Плиту торжественно установили 22 июня 1989 года. В тот день отслужили молебен.

http://olginmonastery.ru/o_monastyire/hramyi_chasovni_pamyatniki.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  15 июня 2021

Исток великой русской реки. Место тихое, уединённое, Святое. Это особое значение истока осознавалось с давних пор. В 1133 году новгородский посадник Иванко Павлович впервые поставил каменный крест на болотистом берегу озера Стерж, в 8 км. от истока, где Волга впадает в Верхневолжские озёра.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича на холме, представляющем собой высшую точку Валдайской возвышенности, рядом с истоком, была устроена Волговерховская мужская пустынь в честь Преображения Господня на горе Фавор, приписанная к Нило-Столобенскому монастырю. Условия для существования монастыря были не выгодными из-за труднодоступной местности. В нём была деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом во имя Иоанна Предтечи, келии и ограда также были деревянными. Этот монастырь просуществовал до конца ХVII века. В 1697 году на него обратил внимание Пётр I и монастырь возродился. Однако в 1724 году обитель постигло несчастье - все постройки сгорели и, несмотря на особый указ Верховного Тайного Совета, она так и не была восстановлена. В 1740 году монастырская земля под названием Преображенской перешла к Селижарову Троицкому монастырю, который поселил на ней приписных в его вотчину церковников. Из этого поселения и образовалась деревня Волгино Верховье. Жители деревни по исконному русскому обычаю установили на ключе, из которого берёт своё начало Волга, часовню, что-то вроде Иордани.

В начале ХХ века у истока Волги снова появилась православная святыня - Ольгинский женский монастырь. Для обозначения духовной значимости начала великой русской реки начали строить каменный Спасо-Преображенский храм, повторявший формы московского собора Василия Блаженного. Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади возникло не случайно: этим подчёркивалось духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки.

Храм в Волговерховье был выстроен пятиглавым, трёхпрестольным в русском эклектичном стиле с Ольгинским и Предтеченским приделами. Здесь же производили кирпич и обжигали его по местному способу в напольных печах. Величественный храм был выстроен в 1902 - 1912-х годах по проекту тверского епархиального архитектора Виктора Ивановича Назарина. А строителем-подрядчиком выступил мастер-каменщик из Осташкова Иван Николаевич Суравков. Выстроенный храм простоял без отделки несколько лет, освящён был только летом 1920 года. По соседству с каменным храмом располагается небольшая деревянная Никольская церковь, первоначально выстроенная в 1867 году на другом месте. Она раньше находилась в селе Святое, в 20 км к северо-востоку от Осташкова. В начале ХХ века там была построена каменная церковь, а деревянная была передана (приобретена создававшейся на то время общиной) в 1907 году в Ольгину обитель и собрана там по новому плану, утверждённому губернским архитектором В.И. Назариным (то есть фактически построена заново из перевезённого при разборке материала).

Возводил Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин с артелью из деревни Зенцово Хотошинской волости. Храм во имя Николая Чудотворца, сохранившийся до наших дней, был освящён 27 июля 1908 года. При этих двух храмах собралась женская иноческая Верхневолжская Преображенская община. В 1909 году из общины был образован Волговерховский Ольгинский общежительный женский монастырь, просуществовавший всего 9 лет. Его закрыли в 1918 году, но монахини продолжали жить в обители, где сначала была создана монастырская трудовая коммуна, а в 1924 году - сельскохозяйственная артель. Только лишь к концу 1924 году община монахинь Верхневожского Ольгина монастыря прекратила своё существование. Власть изъяла у монастыря земли и здания. Прошло время, местные власти закрыли и разграбили храмы, особо инициативные богоборцы сбили кресты, вскоре, без должного присмотра, в запустение пришла и часовня на истоком Волги.

В советское время Преображенский храм использовался под склад зерна, одно время в бывшей церкви находилась конюшня. Во время Великой Отечественной войны немцы находились в Волговерховье с октября 1941 по январь 1942 года. Безбожное время превратило в запустение не только храмы бывшей обители Святой Ольги - великой княгини, первой русской прославленной святой, но и всё село и округу. В 1940-1970-х годах на территории бывшего монастыря оставались только два обветшавших полуразрушенных храма. В 1960-х годах, когда предпринимались попытки создать Селигерскую курортно-туристическую зону, появились грандиозные проекты образования историко-культурного музея-заповедника на истоке Волги. Сюда предполагалось свезти из сёл и деревень Верхневолжья старинные деревянные дома, а в Спасо-Преображенском храме открыть музей Волги и представить все областные волжские города. Этот проект был обречён на неудачу.

В конце 1970-х годов в Волговерховье пришли реставраторы, начали приводить в порядок монастырские каменный и деревянный храмы, а также часовенку над истоком Волги. В составе реставрационной бригады были в основном энтузиасты под руководством архитектора Специальной научно-реставрационной производственной мастерской города Калинина, треста "Мособлстройреставрация", Анатолия Ивановича Кустова и начальника Осташковского реставрационного участка Алексея Алексевича Ковалёва, который родился неподалёку от истока, в деревне Жуково. Восстановление монастырских храмов велось на средства организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также на добровольные пожертвования миллионов людей, которых объединяло патриотическое настроение в востановлении культурного наследства страны.

В 1980-90-е годы отреставрированные храмы по прямому назначению не использовались. Они служили своеобразным антуражем для посетителей, приехавших побывать на Святом источнике. Лишь в 1994 году впервые после закрытия Ольгинского монастыря архиепископом Тверским Виктором была совершена Божественная литургия, положившая начало служению литургии в последующие годы.

28 декабря 1999 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, определил открыть на истоке реки Волги женский монастырь для возрождения в нём монашеской жизни. Монашеская жизнь на истоке Волги стала наполняться духовной силой, насельницами и постоянным молитвенным трудом с появлением в 2007 году настоятельницы обители монахини Софии (Прощаевой). Начали совершаться постоянные богослужения в храмах обители, проводиться требы, крещения. В монастырь потянулись православные паломники, появились добровольные помощники и прихожане.

С сайта: www.monasterium.ru/Монастырский вестник/Монастыри/Ольгинский женский монастырь и www.hram-tver.ru/Осташковский район/Волговерховье-Ольгинский женский монастырь на истоке Волги


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 июня 2024

«…Bсе, кто приезжает в Волго-Верховье, видит два храма - величественно-торжественный каменный и скромный деревянный. Это все, что осталось от Ольгинского женского монастыря начала XX столетия. Но старинные книги и архивные материалы Нило-Столобенской пустыни повествуют и о другой, первой иноческой обители у истока Волги. Здесь по указу царя Алексея Михайловича в 1649 году была открыта мужская Спасо-Преображенская Волговерховская пустынь и приписана к Нило-Столобенскому монастырю на озере Селигер.

Государь Алексей Михайлович был добрым и отзывчивым к страданиям людей, за что и заслужил прозвище Тишайшего. Был он человеком глубоко верующим, часто посещал прославленные монастыри России. Особо почитал Алексей Михайлович молитвенника Земли Русской преподобного Нила Столобенского чудотворца и Нилову пустынь, иноки которой были великими молитвенниками Отечества и надежными духовными помощниками русским царям и народу. Алексей Михайлович знал и ценил, всячески поддерживал игумена Ниловой пустыни святителя Нектария (в миру Николая Теляшина из осташковских крестьян). Игумен Нектарий скончался в Москве 15 января 1667 года, куда приехал договариваться о строительстве первого каменного храма в Верхневолжье - Богоявленского собора в Ниловой пустыни. Царь Алексей Михайлович присутствовал на отпевании святого игумена Нектария в Успенском соборе Кремля. После этого государь провожал его тело до окраины Москвы, когда его перевозили для погребения в Нилову пустынь.

Когда узнаешь эту историю, понимаешь, почему благочестивый царь Алексей Михайлович повелел устроить у истока Волги иноческую обитель. Нет сомнения, что святитель Нектарий беседовал с государем об этом святом месте Земли Русской. Первым настоятелем мужской Спасо-Преображенской Волговерховской пустыни стал иеромонах Макарий. Вновь устроенный монастырь оказался в очень трудных условиях, почти недоступен для богомольцев: окружающая местность верховья Волги была «заболочена и покрыта почти девственными, хотя и невысокими лесами, в которых и ныне еще царят медведи», - так значилось в письменных источниках XIX века.

Все сооружения первого монастыря у истока Волги были деревянными: собор во имя Преображения Господня с приделом во имя Рождества Иоанна Предтечи, братские и настоятельские кельи и ограда со святыми вратами. Братии в обители было мало, в 1686 году монастырь совсем опустел.

Но это продолжалось недолго. В 1697 году на Волговерховский монастырь обратил внимание Петр I, который занимался улучшением водных путей в России. В верховье Двины и Волги есть предание, что «здесь когда- то побывал Петр Великий и делал разыскания о соединении Двины с Волгою, но нашел, что Двина выше Волги». Петр I позаботился о восстановлении монастыря у истока Волги. Этот факт удивителен: первый русский император стремился укрепить государство Российское, создал мощный русский флот, вел многочисленные войны, но к монастырям относился без должного уважения. Иноков он считал дармоедами; стремился монастырские кельи превратить в дома для инвалидов и увечных воинов. Но к Волговерховской Спасо-Преображенской пустыни у Петра I было особое отношение - может быть, потому что его отец царь Алексей Михайлович явился устроителем этой святой обители. Вероятно, Петр I понимал духовную значимость обители у истока Волги. Он пожертвовал в Волговерховскую пустынь несколько богослужебных книг. В 1697 году он вложил в эту обитель печатное напрестольное Евангелие и Ирмологий. На Евангелии была следующая надпись: «1699 года января 30 дня по указу царя Петра I из приказу Большаго дворца дано сие Евангелие в приписной к Ниловой пустыни Спасо-Преображенский монастырь, что на Волгине Верховье». На Ирмологии печати 1697 года имелась следующая надпись по листам (тетрадям): «сия книга 7207 (1699 г.) генваря 30 по указу Великаго Государя (Царя) и Великаго (Князя) Петра Алексеевича всея России Самодержца книга Ирмологий дана из приказу Большаго (дворца) в Ржевский уезд Ниловой пустыни Столобенскаго монастыря, что (при) Верховье».

Примеру царя следовали и другие знатные люди. Так, надпись на печатном Октоихе 1699 года гласила: «1701 года декабря в 27 день приложил сию книгу именитый человек Григорий Дмитриевич Строганов ради вечнаго богомолия в новозаводскую пустыню Боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа и Иоанна Предтечи Крестителя Господня, что на Волгине верховьи».

Настоятелями Волговерховской Спасо-Преображенской пустыни у истока Волги были: основатель монастыря иеромонах Макарий (с 1649 г.), Паисий (1697-1701), Антоний (1702), Иов (1710), Михаил (1718-1719), Пахомий (1723) и Антоний (1724). При последнем настоятеле строителе Антонии в 1724 году Волговерховский монастырь постигло несчастье - сторели почти все строения. После этого настоятель Антоний вместе с десятью человеками братии были переведены в Нилову пустынь. Наличного имущества в монастыре после пожара осталось совсем немного: 19 четвертей ржи, ярового хлеба 33 четверти, 8 лошадей и 32 головы рогатого скота. Несмотря на внимание к Волговерховской Спасо-Преображенской пустыни монархов, монастырь не привлекал к себе большого числа богомольцев и никогда не отличался богатством.

Дальнейшая судьба Волговерховского монастыря была еще плачевнее. Даже в 1727 году, когда был издан Верховным тайным советом особый указ, повелевавший все малые монастыри России восстановить по-прежнему, он не был восстановлен. На месте бывшего Спасо-Преображенского монастыря проживал в то время (для присмотра за оставшимся после пожара монастырским строением) лишь церковный причетник Елисей Андреев. Уже в 1740 году по описи Ниловой пустыни Волговерховский монастырь показан совсем опустевшим.

Прошло более 180 лет, прежде чем у истока Волги возникла новая обитель. Началась она с постройки каменного Спасо-Преображенского собора. Предыстория такова. Еще в конце ХІХ века Владимир Иванович Колосов, член Тверской ученой архивной комиссии, Тверского общества любителей истории и естествознания, в своем описании Верховья Волги отмечал, что два монарха - Александр III и Николай II «выразили мысль освятить исток главнейшей русской реки христианскою святыней».

Устройство часовни над истоком Волги рассматривалось на заседании Тверской архивной комиссии, в ее рекомендациях значилось: «Местная ученая архивная комиссия, хранительница прошлого Тверской губернии, думается, нисколько не отступила бы от своей задачи, если бы взяла на себя почин в выполнении заветов прошлого. Устроив подписку по Тверской и по всем приволжским губерниям, она могла бы соорудить на истоке реки Волги часовню, соответствующую значению реки и современному развитию России, а также привести в надлежащий вид и сам исток реки Волги. Он заслуживает быть уважен».

Открывалась новая страница истории Верхневолжья. Возрождалась утраченная традиция освящения православной святыней начала главной реки Земли Русской. По инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовную значимость истока Волги, на добровольные пожертвования в Волго-Верховье начали строить не только часовню, но и большой каменный храм.

Несомненно, возведение церкви на истоке Волги было важным событием в духовной жизни России. Становится понятным, почему в 1906 году в Волго-Верховье при строящемся храме собралась женская Преображенская иноческая община, которая жила в миру, соблюдая все правила иноческого бытия. 27 февраля 1907 года указом Тверской Духовной консистории утвердили женскую общину на истоке Волги как приписную к вышневолоцкому в честь Казанской иконы Божией Матери монастырю; ее возглавила «мещанка Вера».

В 1909 году из Верхневолжской Преображенской общины был образован общежительный женский Волго-Верховский Спасо-Преображенский монастырь Осташковского уезда Тверской епархии; настоятельницей определили игуменью Веру. В 1912 году эта обитель была переименована и стала называться Волговерховским Ольгинским женским общежительным монастырем.

Традиционно на Руси монастыри символически воспринимались как престол Божий, как образ Небесного Святого града Иерусалима, возникшего на земле как напоминание о конечной цели христианского жительства - достижении вечного пребывания с Богом в Его Небесном Царствии. Иерусалим мистически воплощает земное и небесное, олицетворяет Церковь и Рай, центр Святой Земли, источник святости. Небесный Иерусалим волический образ. Он есть место непрерывного Богослужения, вечной литургии праведников. Этот духовно-символический смысл определял обустройство и жизнь каждого монастырского комплекса.

Ольгинский монастырь, повторяя образ Небесного Иерусалима, строился как город - со стенами, Святыми вратами в них, башнями, несколькими храмами и палатами. В обители все было подчинено духовному началу, равноангельскому житию (пострижение в монашество и называлось «принятием ангельских оград»). В православном сознании монастырь понимался как истинная церковная твердь, как град Святых.

В 1907 году архитектор О. Кетлер составил план местности и обозначил границы будущей обители. Собор обители (т.е. ее главный храм) располагался в центре монастыря, являясь самым большим и значительным сооружением. В городе Осташкове еще раньше был создан уездный строительный комитет по возведению каменного Спасо-Преображенского собора у истока Волги, председателем стал настоятель Нило-Столобенской пустыни архимандрит Пахомий. 17 апреля 1902 года он заключил договор с мастером каменных дел из Осташкова Иваном Николаевичем Суравковым, которым в конце XIX — начале ХХ века были возведены многие храмы Земли Истока и все лучшие каменные дома города.

Проект собора выполнил в 1904 году тверской архитектор Виктор На- зарин. Сохранившаяся гравюра с проектного чертежа явно свидетельствует, что каменный храм на истоке Волги должен был повторить формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (XVI век). Но при реализации проекта допустили некоторые изменения, а точнее - упрощения: главы храма гладкие, а не витые, как у древнего столичного собора. В сельской церкви на истоке Волги не было изысканного и обильного «дивного узорочья» из камня, поливных изразцов, как у прославленной московской святыни. Подобные отступления можно объяснить отсутствием необходимых средств, о чем красноречиво свидетельствуют ныне архивные материалы.

Обращение зодчих в начале ХХ столетия к формам древнерусской архитектуры было широко распространенным явлением. Не случайно было стремление повторить на истоке Волги именно собор Василия Блаженного на Красной площади Москвы: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора древней столицы России с храмом у начала великой русской реки. Собор Василия Блаженного, построенный в 1555-1560 годах, отличался от всех прежних и последующих русских храмов своим композиционным построением. Он являлся уникальным, новым для своего времени произведением русской архитектуры, знаменующим одну из высших точек ее развития. Центр его - шатровый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Появление шатра означало крупный перелом в развитии древнерусского зодчества, которое отходило от традиций византийского крестово-купольного храма. Стремление русских строителей к необычности и выразительности ярче всего воплотилось в форме шатровых сооружений. Этот мотив шатра хорошо читается в завершении Спасо-Преображенского собора и его колокольни.

В письменных источниках ХVІ века собор Василия Блаженного назывался не иначе как «Небесный Иерусалим». Собор состоит из восьми храмов, увенчанных луковичными главами и сгруппированных вокруг возвышающегося над ними девятого столпообразного Покровского храма, завершенного шатром с маленькой главной. Все они вместе подобны граду и объединены общим основанием, обходной галереей, которая воспринимается как ограда - стена града. Архитектурный облик собора Василия Блаженного воссоздавал образ святого града Иерусалима с его главной святыней - храмом Гроба Господня. И именно этот образ стремились повторить строители Спасо-Преображенского храма на истоке Волги.

Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера. Из приходо-расходных книг Волго-Верховского монастыря известно, что на строительстве работали местные крестьяне: Димитрий Кузьмин Соколов, Василий Богданов каменщики; производили кирпич купец Алексей Семенов из села Волго-Верховье, крестьянин Алексей Федоров Северов и другие; «обжигали кирпич по местному способу в напольных печах». По поручению уездного строительного комитета по возведению каменного храма в Волго-Верховье, наблюдали за качеством и производством кирпича священник погоста Стерж Иван Голиков и помещик из имения Ивановское дворянин Алексей Николаевич Вараксин.

В новом храме главный престол Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой равноапостольной княгине Ольге, левый - Иоанну Предтече. Строился храм долго. Главный престол освятили только 23 апреля 1920 года.

К сожалению, из-за событий 1917 года внутренняя отделка Спасо-Преображенского собора не была завершена. Сохранился лишь проект оформления его интерьера. Росписи стен собора посвящались прославленной и любимой русской святой - равноапостольной княгине Ольге, внук которой киевский князь Владимир, также Святой Русской Православной Церкви, в 988 году крестил Русь. В иконостасе «предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви. Соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке размещения Богоугодных отпрысков святой равноапостольной великой княгини Русской». Можно сказать, что Спасо-Преображенский собор на истоке Волги должен был стать священным местом памяти о тех людях, от которых «есть пошла Земля Русская». Народное сознание связывало исток Волги и начало новой христианской истории Отечества.

При Спасо-Преображенском соборе тогда же была возведена колокольня. Колокольный звон возвещал о церковной службе, разносил «благую весть» над истоком и окрестными селениями. Он имел символическое истолкование: проповедь евангельской истины. Колокольня, как и собор, доминировала над всеми сооружениями монастыря, создавая его неповторимый живописный облик. Спасо-Преображенский собор Ольгинского монастыря строился на добровольные пожертвования людей, большой вклад в строительства внес государь Николай II и Всероссийское общество Святой расноапостольной княгини Ольги.

В Ольгинском монастыре есть еще один храм, он посвящен архиепископу города Миры Ликийские в Малой Азии святителю Николаю. Первоначально иноческая община перевезла в Волго-Верховье старую деревянную приходскую церковь из верхневолжского села Святое (она не сохранилась).

В 1907 году по инициативе общины начали строить новый деревянный храм во имя святителя Николая, проект выполнил тверской архитектор Виктор Назарин. Построил Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин из деревни Зенцово Хотошинской волости, причем построил быстро. Она была освященна 27 июля 1908 года. Этот одноглавый высокий деревянный Никольский храм клетского типа, каких было много на Руси, сохранился до наших дней.

Важное значение в монастыре имела трапезная, которая символически ассоциируясь с Тайной Вечерей, являлась местом для общего вкушения пищи. Во время обеда в трапезной инокини ежедневно читали тексты о правилах монашеской жизни и Жития Святых. Трапезная располагалась неподалеку от Спасо-Преображенского собора (но не на востоке, за его алтарем).

Деревянные кельи для настоятельницы и сестер располагались ближе к стенам монастыря с запада, юга, севера, что аналогично «жилищу праведных» в Небесном Иерусалиме, как об этом говорится в Апокалипсисе. Различные утилитарные здания и сооружения монастыря размещались поодаль от основных - собора и трапезной. В монастыре, как и в Небесном граде, имелся живоносный источник (им был исток Волги) и цвели сады. Монастырский сад символически понимался как образ Сада Райского.

Во многом облик монастыря определяла ограда со Святыми вратами. Она выполняла не только утилитарную функцию, отделяя Святую обитель от мира, обозначая ее границы. Стена монастыря воспринималась как образ Божественной силы, как стена Небесного града Иерусалима. Главный вход в Ольгинский монастырь находился с восточной стороны и был отмечен Святыми вратами, ориентированными на собор. Во всем этом также был заключен важный сакральный смысл. Это не просто основной, главный вход в монастырь, а вход Святой, вход Божий, символизирующий духовно-таинственный вход Иисуса Христа в град монашеский. Святые врата символически уподоблялись вратам спасения, через которые, как говорит Евангелие, «многие поищут войти, но не возмогут». У врат обители находился сторож, как Ангел у врат Небесного Иерусалима. Небесный град освещался светом Божественной Славы, а Ольгинский монастырь - славой иноческого жития, которое по чину было равно Ангельскому и являлось светом для всех человеков…»

Из книги: Барсегян (Куксинская) Т.В. Верхневолжский Ольгинский монастырь и его окрестности. – М.: Издательский дом «Переход», 2016.



Комментарии и обсуждение


Волговерховский Преображенский монастырь, общежительный, в селе Волговерхове, Осташковского уезда. Учрежден в 1909 году из общины, открытой в 1907 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Недавно побывала в этом замечтельном месте: у истока Волги и в Ольгинском монастыре. Хочу поделиться своим подробным отчетом и фотографиями: http://otpusk-zdorovo.ru/tverskaja-oblast-olgin-monastyr-olginskaya-obitel-v-volgoverhove/

23 августа 2015, Наталья П.