«…Bсе, кто приезжает в Волго-Верховье, видит два храма - величественно-торжественный каменный и скромный деревянный. Это все, что осталось от Ольгинского женского монастыря начала XX столетия. Но старинные книги и архивные материалы Нило-Столобенской пустыни повествуют и о другой, первой иноческой обители у истока Волги. Здесь по указу царя Алексея Михайловича в 1649 году была открыта мужская Спасо-Преображенская Волговерховская пустынь и приписана к Нило-Столобенскому монастырю на озере Селигер.
Государь Алексей Михайлович был добрым и отзывчивым к страданиям людей, за что и заслужил прозвище Тишайшего. Был он человеком глубоко верующим, часто посещал прославленные монастыри России. Особо почитал Алексей Михайлович молитвенника Земли Русской преподобного Нила Столобенского чудотворца и Нилову пустынь, иноки которой были великими молитвенниками Отечества и надежными духовными помощниками русским царям и народу. Алексей Михайлович знал и ценил, всячески поддерживал игумена Ниловой пустыни святителя Нектария (в миру Николая Теляшина из осташковских крестьян). Игумен Нектарий скончался в Москве 15 января 1667 года, куда приехал договариваться о строительстве первого каменного храма в Верхневолжье - Богоявленского собора в Ниловой пустыни. Царь Алексей Михайлович присутствовал на отпевании святого игумена Нектария в Успенском соборе Кремля. После этого государь провожал его тело до окраины Москвы, когда его перевозили для погребения в Нилову пустынь.
Когда узнаешь эту историю, понимаешь, почему благочестивый царь Алексей Михайлович повелел устроить у истока Волги иноческую обитель. Нет сомнения, что святитель Нектарий беседовал с государем об этом святом месте Земли Русской. Первым настоятелем мужской Спасо-Преображенской Волговерховской пустыни стал иеромонах Макарий. Вновь устроенный монастырь оказался в очень трудных условиях, почти недоступен для богомольцев: окружающая местность верховья Волги была «заболочена и покрыта почти девственными, хотя и невысокими лесами, в которых и ныне еще царят медведи», - так значилось в письменных источниках XIX века.
Все сооружения первого монастыря у истока Волги были деревянными: собор во имя Преображения Господня с приделом во имя Рождества Иоанна Предтечи, братские и настоятельские кельи и ограда со святыми вратами. Братии в обители было мало, в 1686 году монастырь совсем опустел.
Но это продолжалось недолго. В 1697 году на Волговерховский монастырь обратил внимание Петр I, который занимался улучшением водных путей в России. В верховье Двины и Волги есть предание, что «здесь когда- то побывал Петр Великий и делал разыскания о соединении Двины с Волгою, но нашел, что Двина выше Волги». Петр I позаботился о восстановлении монастыря у истока Волги. Этот факт удивителен: первый русский император стремился укрепить государство Российское, создал мощный русский флот, вел многочисленные войны, но к монастырям относился без должного уважения. Иноков он считал дармоедами; стремился монастырские кельи превратить в дома для инвалидов и увечных воинов. Но к Волговерховской Спасо-Преображенской пустыни у Петра I было особое отношение - может быть, потому что его отец царь Алексей Михайлович явился устроителем этой святой обители. Вероятно, Петр I понимал духовную значимость обители у истока Волги. Он пожертвовал в Волговерховскую пустынь несколько богослужебных книг. В 1697 году он вложил в эту обитель печатное напрестольное Евангелие и Ирмологий. На Евангелии была следующая надпись: «1699 года января 30 дня по указу царя Петра I из приказу Большаго дворца дано сие Евангелие в приписной к Ниловой пустыни Спасо-Преображенский монастырь, что на Волгине Верховье». На Ирмологии печати 1697 года имелась следующая надпись по листам (тетрадям): «сия книга 7207 (1699 г.) генваря 30 по указу Великаго Государя (Царя) и Великаго (Князя) Петра Алексеевича всея России Самодержца книга Ирмологий дана из приказу Большаго (дворца) в Ржевский уезд Ниловой пустыни Столобенскаго монастыря, что (при) Верховье».
Примеру царя следовали и другие знатные люди. Так, надпись на печатном Октоихе 1699 года гласила: «1701 года декабря в 27 день приложил сию книгу именитый человек Григорий Дмитриевич Строганов ради вечнаго богомолия в новозаводскую пустыню Боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа и Иоанна Предтечи Крестителя Господня, что на Волгине верховьи».
Настоятелями Волговерховской Спасо-Преображенской пустыни у истока Волги были: основатель монастыря иеромонах Макарий (с 1649 г.), Паисий (1697-1701), Антоний (1702), Иов (1710), Михаил (1718-1719), Пахомий (1723) и Антоний (1724). При последнем настоятеле строителе Антонии в 1724 году Волговерховский монастырь постигло несчастье - сторели почти все строения. После этого настоятель Антоний вместе с десятью человеками братии были переведены в Нилову пустынь. Наличного имущества в монастыре после пожара осталось совсем немного: 19 четвертей ржи, ярового хлеба 33 четверти, 8 лошадей и 32 головы рогатого скота. Несмотря на внимание к Волговерховской Спасо-Преображенской пустыни монархов, монастырь не привлекал к себе большого числа богомольцев и никогда не отличался богатством.
Дальнейшая судьба Волговерховского монастыря была еще плачевнее. Даже в 1727 году, когда был издан Верховным тайным советом особый указ, повелевавший все малые монастыри России восстановить по-прежнему, он не был восстановлен. На месте бывшего Спасо-Преображенского монастыря проживал в то время (для присмотра за оставшимся после пожара монастырским строением) лишь церковный причетник Елисей Андреев. Уже в 1740 году по описи Ниловой пустыни Волговерховский монастырь показан совсем опустевшим.
Прошло более 180 лет, прежде чем у истока Волги возникла новая обитель. Началась она с постройки каменного Спасо-Преображенского собора. Предыстория такова. Еще в конце ХІХ века Владимир Иванович Колосов, член Тверской ученой архивной комиссии, Тверского общества любителей истории и естествознания, в своем описании Верховья Волги отмечал, что два монарха - Александр III и Николай II «выразили мысль освятить исток главнейшей русской реки христианскою святыней».
Устройство часовни над истоком Волги рассматривалось на заседании Тверской архивной комиссии, в ее рекомендациях значилось: «Местная ученая архивная комиссия, хранительница прошлого Тверской губернии, думается, нисколько не отступила бы от своей задачи, если бы взяла на себя почин в выполнении заветов прошлого. Устроив подписку по Тверской и по всем приволжским губерниям, она могла бы соорудить на истоке реки Волги часовню, соответствующую значению реки и современному развитию России, а также привести в надлежащий вид и сам исток реки Волги. Он заслуживает быть уважен».
Открывалась новая страница истории Верхневолжья. Возрождалась утраченная традиция освящения православной святыней начала главной реки Земли Русской. По инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовную значимость истока Волги, на добровольные пожертвования в Волго-Верховье начали строить не только часовню, но и большой каменный храм.
Несомненно, возведение церкви на истоке Волги было важным событием в духовной жизни России. Становится понятным, почему в 1906 году в Волго-Верховье при строящемся храме собралась женская Преображенская иноческая община, которая жила в миру, соблюдая все правила иноческого бытия. 27 февраля 1907 года указом Тверской Духовной консистории утвердили женскую общину на истоке Волги как приписную к вышневолоцкому в честь Казанской иконы Божией Матери монастырю; ее возглавила «мещанка Вера».
В 1909 году из Верхневолжской Преображенской общины был образован общежительный женский Волго-Верховский Спасо-Преображенский монастырь Осташковского уезда Тверской епархии; настоятельницей определили игуменью Веру. В 1912 году эта обитель была переименована и стала называться Волговерховским Ольгинским женским общежительным монастырем.
Традиционно на Руси монастыри символически воспринимались как престол Божий, как образ Небесного Святого града Иерусалима, возникшего на земле как напоминание о конечной цели христианского жительства - достижении вечного пребывания с Богом в Его Небесном Царствии. Иерусалим мистически воплощает земное и небесное, олицетворяет Церковь и Рай, центр Святой Земли, источник святости. Небесный Иерусалим волический образ. Он есть место непрерывного Богослужения, вечной литургии праведников. Этот духовно-символический смысл определял обустройство и жизнь каждого монастырского комплекса.
Ольгинский монастырь, повторяя образ Небесного Иерусалима, строился как город - со стенами, Святыми вратами в них, башнями, несколькими храмами и палатами. В обители все было подчинено духовному началу, равноангельскому житию (пострижение в монашество и называлось «принятием ангельских оград»). В православном сознании монастырь понимался как истинная церковная твердь, как град Святых.
В 1907 году архитектор О. Кетлер составил план местности и обозначил границы будущей обители. Собор обители (т.е. ее главный храм) располагался в центре монастыря, являясь самым большим и значительным сооружением. В городе Осташкове еще раньше был создан уездный строительный комитет по возведению каменного Спасо-Преображенского собора у истока Волги, председателем стал настоятель Нило-Столобенской пустыни архимандрит Пахомий. 17 апреля 1902 года он заключил договор с мастером каменных дел из Осташкова Иваном Николаевичем Суравковым, которым в конце XIX — начале ХХ века были возведены многие храмы Земли Истока и все лучшие каменные дома города.
Проект собора выполнил в 1904 году тверской архитектор Виктор На- зарин. Сохранившаяся гравюра с проектного чертежа явно свидетельствует, что каменный храм на истоке Волги должен был повторить формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (XVI век). Но при реализации проекта допустили некоторые изменения, а точнее - упрощения: главы храма гладкие, а не витые, как у древнего столичного собора. В сельской церкви на истоке Волги не было изысканного и обильного «дивного узорочья» из камня, поливных изразцов, как у прославленной московской святыни. Подобные отступления можно объяснить отсутствием необходимых средств, о чем красноречиво свидетельствуют ныне архивные материалы.
Обращение зодчих в начале ХХ столетия к формам древнерусской архитектуры было широко распространенным явлением. Не случайно было стремление повторить на истоке Волги именно собор Василия Блаженного на Красной площади Москвы: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора древней столицы России с храмом у начала великой русской реки. Собор Василия Блаженного, построенный в 1555-1560 годах, отличался от всех прежних и последующих русских храмов своим композиционным построением. Он являлся уникальным, новым для своего времени произведением русской архитектуры, знаменующим одну из высших точек ее развития. Центр его - шатровый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Появление шатра означало крупный перелом в развитии древнерусского зодчества, которое отходило от традиций византийского крестово-купольного храма. Стремление русских строителей к необычности и выразительности ярче всего воплотилось в форме шатровых сооружений. Этот мотив шатра хорошо читается в завершении Спасо-Преображенского собора и его колокольни.
В письменных источниках ХVІ века собор Василия Блаженного назывался не иначе как «Небесный Иерусалим». Собор состоит из восьми храмов, увенчанных луковичными главами и сгруппированных вокруг возвышающегося над ними девятого столпообразного Покровского храма, завершенного шатром с маленькой главной. Все они вместе подобны граду и объединены общим основанием, обходной галереей, которая воспринимается как ограда - стена града. Архитектурный облик собора Василия Блаженного воссоздавал образ святого града Иерусалима с его главной святыней - храмом Гроба Господня. И именно этот образ стремились повторить строители Спасо-Преображенского храма на истоке Волги.
Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера. Из приходо-расходных книг Волго-Верховского монастыря известно, что на строительстве работали местные крестьяне: Димитрий Кузьмин Соколов, Василий Богданов каменщики; производили кирпич купец Алексей Семенов из села Волго-Верховье, крестьянин Алексей Федоров Северов и другие; «обжигали кирпич по местному способу в напольных печах». По поручению уездного строительного комитета по возведению каменного храма в Волго-Верховье, наблюдали за качеством и производством кирпича священник погоста Стерж Иван Голиков и помещик из имения Ивановское дворянин Алексей Николаевич Вараксин.
В новом храме главный престол Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой равноапостольной княгине Ольге, левый - Иоанну Предтече. Строился храм долго. Главный престол освятили только 23 апреля 1920 года.
К сожалению, из-за событий 1917 года внутренняя отделка Спасо-Преображенского собора не была завершена. Сохранился лишь проект оформления его интерьера. Росписи стен собора посвящались прославленной и любимой русской святой - равноапостольной княгине Ольге, внук которой киевский князь Владимир, также Святой Русской Православной Церкви, в 988 году крестил Русь. В иконостасе «предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви. Соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке размещения Богоугодных отпрысков святой равноапостольной великой княгини Русской». Можно сказать, что Спасо-Преображенский собор на истоке Волги должен был стать священным местом памяти о тех людях, от которых «есть пошла Земля Русская». Народное сознание связывало исток Волги и начало новой христианской истории Отечества.
При Спасо-Преображенском соборе тогда же была возведена колокольня. Колокольный звон возвещал о церковной службе, разносил «благую весть» над истоком и окрестными селениями. Он имел символическое истолкование: проповедь евангельской истины. Колокольня, как и собор, доминировала над всеми сооружениями монастыря, создавая его неповторимый живописный облик. Спасо-Преображенский собор Ольгинского монастыря строился на добровольные пожертвования людей, большой вклад в строительства внес государь Николай II и Всероссийское общество Святой расноапостольной княгини Ольги.
В Ольгинском монастыре есть еще один храм, он посвящен архиепископу города Миры Ликийские в Малой Азии святителю Николаю. Первоначально иноческая община перевезла в Волго-Верховье старую деревянную приходскую церковь из верхневолжского села Святое (она не сохранилась).
В 1907 году по инициативе общины начали строить новый деревянный храм во имя святителя Николая, проект выполнил тверской архитектор Виктор Назарин. Построил Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин из деревни Зенцово Хотошинской волости, причем построил быстро. Она была освященна 27 июля 1908 года. Этот одноглавый высокий деревянный Никольский храм клетского типа, каких было много на Руси, сохранился до наших дней.
Важное значение в монастыре имела трапезная, которая символически ассоциируясь с Тайной Вечерей, являлась местом для общего вкушения пищи. Во время обеда в трапезной инокини ежедневно читали тексты о правилах монашеской жизни и Жития Святых. Трапезная располагалась неподалеку от Спасо-Преображенского собора (но не на востоке, за его алтарем).
Деревянные кельи для настоятельницы и сестер располагались ближе к стенам монастыря с запада, юга, севера, что аналогично «жилищу праведных» в Небесном Иерусалиме, как об этом говорится в Апокалипсисе. Различные утилитарные здания и сооружения монастыря размещались поодаль от основных - собора и трапезной. В монастыре, как и в Небесном граде, имелся живоносный источник (им был исток Волги) и цвели сады. Монастырский сад символически понимался как образ Сада Райского.
Во многом облик монастыря определяла ограда со Святыми вратами. Она выполняла не только утилитарную функцию, отделяя Святую обитель от мира, обозначая ее границы. Стена монастыря воспринималась как образ Божественной силы, как стена Небесного града Иерусалима. Главный вход в Ольгинский монастырь находился с восточной стороны и был отмечен Святыми вратами, ориентированными на собор. Во всем этом также был заключен важный сакральный смысл. Это не просто основной, главный вход в монастырь, а вход Святой, вход Божий, символизирующий духовно-таинственный вход Иисуса Христа в град монашеский. Святые врата символически уподоблялись вратам спасения, через которые, как говорит Евангелие, «многие поищут войти, но не возмогут». У врат обители находился сторож, как Ангел у врат Небесного Иерусалима. Небесный град освещался светом Божественной Славы, а Ольгинский монастырь - славой иноческого жития, которое по чину было равно Ангельскому и являлось светом для всех человеков…»
Из книги: Барсегян (Куксинская) Т.В. Верхневолжский Ольгинский монастырь и его окрестности. – М.: Издательский дом «Переход», 2016.