ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гелати. Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца.


Гелати. Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:приблизительно не ранее 1200.
Адрес:
Грузия, Имеретия, Гелати

Координаты: 42.294692, 42.767734





Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Гелати, Имеретия, Грузия
anatoli
16 июня 2018
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Гелати, Имеретия, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
19 апреля 2017
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Гелати, Имеретия, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
19 апреля 2017
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Гелати, Имеретия, Грузия
zavar-vera
25 июля 2015
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Гелати, Имеретия, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 ноября 2014
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Гелати, Имеретия, Грузия
Михаил Анатольевич
20 октября 2013
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Церковь Николая Чудотворца.<br>, Гелати, Имеретия, Грузия
Церковь Николая Чудотворца.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
12 июня 1979
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Гелати, Имеретия, Грузия
zavar-vera
25 июля 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


СержАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 марта 2014

Храм во имя святителя Николая
Двухэтажная небольшая Никольская церковь расположена в 9 метрах от нартекса главного храма и возведена на рубеже XIII—XIV веков. Интересное, отличающееся по архитектурным формам от двух других храмов монастыря сооружение имеет, однако, общие черты с ними (купольное завершение, облицовочный материал, характер кладки, выступающая аркатурированная апсида, отсутствие орнаментального декора и т. д.) и способствует созданию единого гелатского ансамбля. Своеобразие церкви святого Николая заключается в том, что она имеет два этажа, из которых нижний, прямоугольный в плане и перекрытый коробовым сводом, открыт во все стороны арками, а верхний представляет собой небольшую купольную церковь типа «свободного креста». Кладка нижней части несколько отличается от верхней: внизу квадры грубо отесаны и ряды неровные, наверху камни чисто тесаны, поверхность стены глаже и ряды более ровные.
Нижний этаж открыт к востоку и западу высокими и широкими арками, очерченными с повышенным центром и слегка заостренными в середине, к северу и югу — более низкими, полуциркульного очертания и с массивными устоями посередине. Пол первого этажа застлан тесаными плитами — вероятно, позднего времени.
Над нижним этажом путем сильного выноса карниза (56 см) образовано прямоугольное основание верхнего храма, вымощенное крупными тесаными плитами. Вокруг храма имеется обход, покрытый позже железной крышей на деревянных стропилах. С северной стороны вприслон к зданию на двух глубоких полуциркульных арках возведена каменная лестница более позднего времени в 23 высоких ступени и шириной 1,77 м.
С востока церковь имеет полукруглую апсиду с бемой; южный, западный и северный рукава креста едва намечены. На этом, почти квадратном основании, возвышается купол, высота которого на полметра превышает высоту нижней основной части церкви. Мелко профилированное мало рельефное подкупольное кольцо и лишь слегка вогнутые паруса создают вялый переход к кругу купола. Церковь освещают восемь окон купола и по одному в восточном, южном и северном рукавах, а также небольшое окно над дверью.
Во внешнем облике церкви святого Николая крестовые формы, дополнительно усложненные граненой апсидой и нишами в углах между рукавами креста, четко выражены, а соотношение большого купола с более низкой нижней частью особо ощутимо. Декоративная аркатура апсиды дана в виде одного, бегущего по ее ребрам валика, утопленного в стену. Окна апсиды, южного и северного фасадов убраны профилированными наличниками. Проем двери обведен валиком, от которого остались лишь следы. Тимпан увенчан плоским, нешироким навершием. Круглый купол убран широкими наличниками.
Интерьер здания имеет стройные и гармоничные формы, оба этажа создают единый архитектурный организм, что подчеркивается общим ритмом арок, проходящим от низа до наличников барабана купола. Нижняя часть, решенная крупными формами, тяжела и массивна, чему способствуют пропорции арок и их крупная профилировка, грубо отделанная поверхность стен, широкая лестница и глубокие арки под ней. Сама церковь с ее ступенчатыми переходами архитектурных форм и мелко разделанными декоративными элементами, придающими ей легкость, венчает здание.
Церковь принадлежит типу так называемого «свободного креста» — излюбленному типу строителей грузинских памятников VI—VII веков (Малая церковь Джвари, Идлети, Малая церковь в Шиомгвиме, Самцевриси), особенностью которых является определенное соотношение подкупольного квадрата и высоты купола со всем зданием. В памятниках X—XI веков (Триалетский Ахалкалаки, Экеки, Икви) упомянутое соотношение уменьшилось — уменьшилась площадь подкупольного квадрата, высота купола увеличилась. Поздним примером в группе сооружений данного типа, которому наиболее близка Никольская церковь Гелати, можно назвать небольшую церковь в Зеда-Сакара с сильно вытянутым, но вместе с тем широким куполом.
Но уникальность гелатской церкви заключается в том, что она представляет лишь часть двухэтажного сооружения, и построение ее архитектурных форм подчинено этой общей композиции. Двухэтажное сооружение в Мартвили (XII—XIII века), небольшая купольная церковь на втором этаже которого также решена по типу «свободного креста», по пропорциям несколько отличается от гелатской. Однако, ее интерьер характеризуется схожими чертами: плоские рукава креста, высокий купол и в целом мало выразительное внутреннее пространство.
Церковь святителя Николая интересна не только как один из редких двухэтажных памятников — она совершенно уникальна по решению своей нижней части — высокой и открытой во все четыре стороны, не имеющей параллелей не только в Грузии, но и в других странах греко-восточного мира. Среди памятников Грузии можно найти всего лишь несколько примеров церквей с двухэтажным решением: это упомянутый выше Мартвили, Шорети, Марткопи, Лагами, Лехтаг—Ламариа около Местии и Загер в Цвирми эпохи зрелого средневековья. Первые этажи названных церквей, за исключением Мартвили, представляют собой замкнутые в стенах помещения. В Мартвили и Гелати нижний этаж открыт арками, наверху возведен купольный храм, в то время как все остальные примеры поверху имеют зальные пространства. Несмотря на ряд общих черт с мартвильской двухэтажной церковью, гелатский храм по пропорциональному соотношению верхней и нижней частей и по решению второго этажа носит отличительный характер.
Беглый просмотр материала двухэтажных храмов разных стран (Пастушья и Грузинская церкви в Ани, Нораванк, Тегер — Армения; костница Бачковского монастыря, церковь Бояна и Асенева церковь — Болгария; Золотые ворота в Киеве, надвратная церковь Киево-Печерского монастыря, а также двухэтажные церкви Херсонеса, Константинополя, церкви-капеллы Франции и Германии и т. д.) показал, что эти сооружения по решению нижнего этажа представлены в двух вариантах: замкнутые помещения или открытые арками этажи, причем последние встречаются довольно редко.
А. Грабар, разрабатывая вопрос о происхождении двухэтажных церквей, находит их истоки в древнейших мартириях с открытыми алтарями над гробами мучеников. Эти здания позднее оформились в двухэтажные сооружения с погребениями внизу и часовнями на втором этаже. Среди памятников Грузии, нижняя часть которых отведена под крипты, можно назвать миниатюрную, квадратную в плане и открытую арками на четыре стороны постройку в Череми, древнейшую церковь монастыря в Некреси (третья четверть IV века), для VI—VII веков Малый храм Джвари во Мцхета, Кацхи, Зегани, Икалто — VIII век, Кабени Ксанский, Биети — IX век, Табакини, Касагина — X век и ряд других. Крипты в этих памятниках либо полностью находились под землей, но чаще для них были возведены невысокие субструкции, с использованием при этом уклона почвы для устройства входа в наиболее пониженной ее точке. Крипты устраивались под церквами зального типа (Малая церковь Джвари, Кацхи), под трехцерковными базиликами (Зегани), а также под купольными храмами (Икалто). Второй этаж представлял либо удлиненный зал, либо купольное здание («свободного креста», креста, вписанного в прямоугольник, здания с четырьмя подкупольными устоями).
Уникальность гелатской церкви заключается в том, что ее нижний этаж, с одной стороны, не являлся только постаментом для церкви, и вместе с тем, проходом служить не мог. Кроме того, наличие захоронений здесь и, соответственно, использование его как костница, не было подтверждено.

Литература:
Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию, 1650-1652 гг. С. 74-79, 144-152;
Dubois de Montpèreux. Voyage autoor du Caucase. Paris, 1839. P. 176, 191, 383;
Гримм Д. Н. Памятники христианской архитектуры в Грузии и Армении. СПб., 1866. С. 4;
Завещание святого царя Давида Строителя // Сабинин М. Рай Грузии. Петербург, 1882. С. 512 (на груз. яз.);
Бакрадзе Д. Кавках в древних памятниках христинаства. Б. м., 1875. С. 50;
Бакрадзе Д. Археологическое путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 150;
Церетели Г. Е. О некоторых древностях в Гелатском монастыре // Пятый археологический съезд в Тифлисе. М., 1882. С. 430;
Церетели Г. Е. Полное собрание надписей на стенах и камнях и приписок к рукописям Гелатского монастыря. М., 1891;
Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях грузии / грузинские надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890;
Древности Грузии. Тбилиси, 1920. Т. 1. С. 16;
Картлис Цховреба / ред. Каухчишвили С. Тбилиси, 1955. Т. 1. С. 329-331, 367; Т. 4. С. 40 (на груз. яз.);
Вирсаладзе Т. Б. Фрагменты древней фресковой росписи главного Гелатского храма // Ars Georgica. Тбилиси, 1959. Т. 5. С. 163;
Путешествие Гюльденштедта по Грузии. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 144 (на груз. яз.);
Меписашвили Р. Архитектурный ансамбль Гелати. Тбилиси, 1966.

Подготовила Наталья Крашенинникова

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=383&did=915



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.