В 1652 году царь Алексей Михайлович (по настоятельному совету самого Никона) повелел перенести в кремлёвский Успенский собор мощи митрополита Филиппа (Колычёва), убитого по приказу Ивана Грозного и погребённого в Соловецком монастыре. Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия "туда и обратно" митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере. Надо сказать, что Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озёрной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот. Страхования приходилось переживать и первым строителям монастыря. Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией. В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал его в Святое озеро. Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежцы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Иверскую икону Божией Матери. К этому моменту на острове уже достраивали великолепный каменный собор, посвящённый Иверскому образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине "никоновыми" темпами.
В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили. Помимо Патриарха Никона к торжественному дню на Валдай прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Лев, а также архиепископ Тверской Лаврентий. Собор строил, согласно документальным свидетельствам, "каменных дел подмастерь Аверкий Мокеев, помощником плотничий мастер Иван Белозер", однако, несомненно, и сам Патриарх, имевший вполне отчётливые представления о том, какими должны быть церкви Божии, не оставался в стороне. Здание поражало воображение современников: в глухой дотоле местности, посреди озера, вознёсся пятиглавый храм, какой впору было видеть в стольном граде. "Поистине нет ему подобного в мире", - отзывался о Валдайском монастыре и его соборном храме архидиакон Павел Алеппский. Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил по заказу Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображён сам Патриарх, а внутри новый собор украшали пятиярусный резной иконостас (должно быть, потрудились над ним белорусские резчики) и заказанное за границей паникадило "жёлтой меди", "величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами".
Вплоть до самого недавнего времени монастырский собор, освящённый Патриархом Никоном в честь Иверской иконы Божией Матери, существовал как Успенский. Успению Пресвятой Богородицы его посвятили в ХVIII веке, отремонтировав после большого пожара. Иверским в нём был лишь придел.
До 1670 года все здания обители, кроме Иверского собора и тёплой Богоявленской церкви с трапезной палатой, оставались деревянными. В 1670-1680-е годы каменное строительство продолжилось, и к началу ХVIII столетия монастырь в целом выглядел примерно так же, как теперь. Не остался без внимания и соборный храм. В 1688-1689 годах его расписал Матвей Карпов "со товарищи". Что представляли собой эти росписи, сказать трудно: в 1704 году в монастыре случился "непомерный пожар", и внутреннее убранство собора пострадало настолько, что ни о каком поновлении фресок речи не шло. К 1710 году, когда его заново освятили (на сей раз - в честь Успения Пресвятой Богородицы, и с таким посвящением он просуществовал вплоть до закрытия монастыря), те же мастера расписали его заново. Но и эти росписи дожили лишь до середины ХVIII столетия, когда их заменили другими. Наконец, в 1830-е годы монастырское начальство сделало выбор (собственно, выбирать-то особенно не приходилось) в пользу масляной живописи, пригласив осташковских мастеров Ивана и Андрея Митиных. Созданные ими композиции сохранялись - дважды поновлённые - до ХХ столетия.
Основной доход монастырю приносили богомольцы, во множестве стекавшиеся к Иверской иконе Божией Матери, которая, когда не бывала носима по окрестным сёлам, находилась в Успенском соборе. В особенности усердным стало внимание паломников к Валдайскому монастырю после 1848 года, когда Иверская икона прославилась как избавительница Валдая от эпидемии холеры.
К началу ХХ века в Валдайском Иверском монастыре насчитывалось около семидесяти насельников, а сама обитель представляла собой отрадную картину благоустроенности. Далеко виднелись купола Успенского собора (не золотые, позолотили их лишь в новейшее время), и далеко разливался над водой монастырский благовест. В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Она просуществовала восемь лет, после чего её "обследовали" представители Наркомзема. Выяснилось, что артель "слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой", этого оказалось достаточно, чтобы снять её с регистрации и зачистить территорию "бывшего монастыря" от - на языке советских чиновников того времени - "нетрудового элемента". После разгона артели в монастыре находился сначала музей, затем мастерские. Во время войны здания обители занял госпиталь, позже - дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на живописном острове решили устроить базу отдыха. Все эти последовательно сменявшие друг друга хозяева не слишком пеклись о сбережении монастырских храмов. Успенский собор лишился иконостаса и - почти полностью - росписей (не говоря уже о реликвиях, сгинувших ещё в 1920-е годы). От его первоначального убранства сохранились только дубовые резные двери и парадные кованые врата. Многие из тех, кто приезжал тогда в монастырь, признавались, что просто не верили в то, что с этими руинами что-то возможно сделать. Постройки пребывали в полном запустении: собор разрушался, монастырская колокольня с 1960-х годов стояла без кровли.
В конце 1980-х годов витала в воздухе идея, чтобы сделать остров курортно-туристической зоной, и, видимо, лишь подсчёт расходов, связанных с восстановлением монастырских памятников и созданием соответствующей инфраструктуры, заставил властей отказаться от этой идеи. Как бы там ни было, в 1991 году Святейший Патриарх Алексий II благословил возрождение Валдайской Иверской обители и отслужил в соборном храме молебен перед Иверской иконой Божией Матери. Восстановление собора длилось более пятнадцати лет, работы завершились к 2008 году, и 12 января Патриарх освятил его - с возвращением ему исторического посвящения Иверской иконе Пресвятой Богородицы.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №116, 2014 г.