Соборный храм древнего Галичского Успенского монастыря на протяжении веков был средоточием жизни обители: все здешние важнейшие события так или иначе происходили в нём или рядом с ним. Сама же обитель уже в ХVI веке получила поистине всероссийскую известность - во многом благодаря подвигам преподобного Паисия Галичского, по кончине погребённого в Успенском соборе, и пребывавшей в стенах храма чудотворной Овиновской иконе Божией Матери.
Строительная история Успенского собора не завершилась с освящением храма в 1646 году. Первоначальный четверик с устроенными с трёх сторон входами, которые украсили характерные для этой эпохи порталы, вскоре оброс пристройками: с запада появился притвор, с юга - паперть с ризницей, а в юго-западном углу выросла приземистая, не выше самого храма, колокольня. Вот что пишет о ней в своей книге "На земле древнего Галича" искусствовед А.А. Тиц: "Устойчивый прямоугольный объём звонницы спрятался за широкой спиной храма, и только небольшой конус каменного шатра возвышается рядом с цилиндром барабана. Есть все основания считать, что в Паисиевом монастыре сохранился один из древнейших образцов шатровой колокольни, возможно конца ХVI века. Архаические формы этого сооружения легко ассоциируются с замечательной Успенской церковью-колокольней на Кубенском озере, чей силуэт дополнил в 1543-1549 годах красу водного простора". Это наблюдение, за исключением неверной датировки, весьма любопытно. С окончанием и освящением в конце ХVII века каменной Троицкой церкви два монастырских храма были соединены переходами. В монастырской описи 1702 года находим сообщение о том, что в Успенском соборе устроен пятиярусный тябловый иконостас, а царские врата придела святителя Леонтия представляют собой не что иное, как царские врата из иконостаса деревянного предшесвенника каменного храма.
После секуляризации Паисиево-Галичский монастырь оставался средоточием духовной жизни Галича. Во второй половине ХVIII века Успенский собор дважды ремонтировался: в 1776-1777 годах восстанавливали повреждённую ураганом его центральную главу и белили стены, а в 1795 году растёсывали окна и украшали лепниной интерьер. В конце 1830-х годов на месте сломанной южной паперти возвели придел преподобного Паисия Галичского - разумеется, в ампирных формах. Предполагается, что тогда же позакомарное покрытие было заменено более функциональной четырёхскатной крышей и в храме установили новый иконостас. Далее в истории монастыря произошёл трагический сюжет, хронологически приходящийся на советские годы.
Большевики с Паисиево-Галичским монастырём не церемонились - они закрыли его уже в 1919 году. И не только закрыли, но и ограбили, не дожидаясь официального декрета об "изъятии церковных ценностей", вышедшего в 1922 году. Монастырские храмы, между тем действовали до начала 1930-х годов, когда упразднили и их. Тогда "дограбили" в Успенском соборе остальное. Последовала варварская перестройка: появились межэтажные перекрытия, чуть позже были разобраны боковые главы. В последующие десятилетия памятник неуклонно разрушался. После войны в соборе разместилась инкубаторная станция, в других бывших монастырских строениях устроили клуб "с танцами" и жилые квартиры. Результатом советского хозяйствования стало то, что к началу 1990-х годов соборный Успенский храм - символ духовного возрождения России после потрясений Смутного времени - сохранился в руинированном состоянии. Лишь в 1994 году, с возобновлением иноческой жизни в древней обители, возрождённой в качестве женского монастыря, собор был отреставрирован под руководством реставратора Леонида Сергеевича Васильева.
В июне 1997 года в Паисиевом приделе Успенского собора было совершено первое богослужение. Время не сохранило сведений, кто строил это архитектурное сооружение. А.А Тиц в своей книге высказал следующее предположение: "Некоторые черты архитектурного облика, обособленность закомар от плоскости стены, лаконизм художественного языка напоминают руку ростовских мастеров...". Пятиглавие Успенского собора можно назвать традиционным: все главы поставлены на высокие световые барабаны, в основании которых размещено по поясу декоративных полукруглых кокошников, перекликающихся своей формой с закомарами фасадов. "Центральность" центрального барабана подчёркнута ещё и декоративным оформлением: он украшен аркатурно-колончатым поясом. На каждом фасаде - по три закомары немалого размера, отсечённые от собственно фасадов профилированным карнизом. Позакомарное покрытие храма в ХIХ веке заменили четырёхскатной кровлей - восстановлено оно было уже в ходе рестарационно-восстановительных работ, проводившихся в 1990-е годы. Три пониженных относительно высоты основного четверика апсиды имеют небольшое скругление, в то время как выдвинута до их крайней точки апсида позднего Паисиева придела - почти полукруглой формы. В каждой апсиде прорезано большое окно с арочным завершением, но симметрия нарушена и здесь - в центральной апсиде мы видим с северной стороны ещё одно небольшое окно. Над окнами - киоты, украшенные фронтончиками. Колокольня, будто вросшая в собор в его юго-западном углу и поднимающаяся над соответствующим сегментом притвора, выстроена в два яруса (восьмерик звона на четверике) и имеет завершение в виде шатра со слуховыми окнами, обрамлёнными декоративными наличниками.
Выглядит это сооружение на фоне известных нам храмов ХVII века довольно необычно - есть в нём какая-то тяжёлая архаика. Южный придел возводился в конце 1830-х годов - и, как ни старались занятые им мастера привести его в стилистическое соответствие с древним зданием, эпоха классицизма в нём даёт о себе знать: он слишком правилен по сравнению с основным четвериком; чередование его окон, разделённых гладкими лопатками, видится слишком "регулярным"; тут не хватает той странной и прекрасной ассиметрии, которую строители Успенского собора возвели чуть ли не в принцип. Вот некоторые размеры храма: вместе с Паисиевым приделом в плане он представляет собой почти правильный квадрат со стороной 23 метра. Ширина основного четверика - около 15 метров; длина без притвора -около 18 метров.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №204, 2016 г.