ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рождественский Майдан. Церковь Рождества Христова.


Рождественский Майдан. Церковь Рождества Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова, Николая Чудотворца
Год постройки:1809.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Нижегородская область, Арзамасский район, с.Рождественский Майдан

Координаты: 55.63803, 43.9992
Проезд:Любым автобусом, следующим из НН через Арзамас



Церковь Рождества Христова, , Рождественский Майдан, Арзамасский район и г. Арзамас, Нижегородская область
послушник
14 декабря 2008
Церковь Рождества Христова, Рождества Христова,церковь Николая Чудотворца<br>, Рождественский Майдан, Арзамасский район и г. Арзамас, Нижегородская область
Рождества Христова,церковь Николая Чудотворца
послушник
14 декабря 2008
Церковь Рождества Христова, , Рождественский Майдан, Арзамасский район и г. Арзамас, Нижегородская область
Д.Воронов
3 октября 2019
Церковь Рождества Христова, , Рождественский Майдан, Арзамасский район и г. Арзамас, Нижегородская область
Д.Воронов
3 октября 2019
Церковь Рождества Христова, , Рождественский Майдан, Арзамасский район и г. Арзамас, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
26 сентября 2015
Церковь Рождества Христова, , Рождественский Майдан, Арзамасский район и г. Арзамас, Нижегородская область
Д.Воронов
20 июля 2012
Церковь Рождества Христова, Рождественский Майдан<br>, Рождественский Майдан, Арзамасский район и г. Арзамас, Нижегородская область
Рождественский Майдан
послушник
14 декабря 2008



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  3 июня 2017

Рождественский Майдан – село в Арзамасском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская церковь Рождества Христова. Датировка объекта – 1809 год. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. По «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год, это храм с престолами: главный – Рождества Христова, придел – святого Николая Чудотворца.

http://www.gttp.ru/map_NN/arzamas_obl.htm


Марина Зуйкова  12 января 2019

Общее описание церкви в селе Рождественский Майдан
Здание церкви расположено в центре села, на пригорке (в самой высокой точке), вытянувшись длинной стороной (планировочной осью) с запада на восток. В старину, с северной стороны церковный участок примыкал к оврагу, по которому протекал небольшой ручей Вилейка - приток Сережи. Сейчас здесь находится пруд, устроенный жителями в начале XX века, но строения вдоль русла ручья сохранили свое "первозданное" название "Кельи", что позволяет высказать предположение о первоначальном существовании здесь "пустыни" и проживании скитников в XVII-XVIII веках. Следует отметить, что при работах по углублению и благоустройству пруда, как свидетельствуют очевидцы, были обнаружены старинные срубы, но их детального обследования не проводилось. В настоящий момент ограды участка не существует, но по воспоминаниям старожилов и сохранившимся планам, церковь с прилегающими к ней постройками и кладбищем имели ограждение, выполненное из кирпича. Следов ранних захоронений на церковном участке не сохранилось, а более поздние осуществлялись на вынесенном за село месте.

Предполагаемый период постройки: конец XVIII - начало XIX века. Приведенные Архимандритом Макарием данные о строительстве церкви в 1809 году, по всей видимости, соответствуют времени освящения нового престола в честь Рождества Христова, размещенного в помещении трапезной и совпадают с моментом переименования села в Рождественский Майдан (ранее село Макрашский Майдан).

Название: Церковь в честь Рождества Христова (предполагаемое, более раннее название - церковь во имя святителя и чудотворца Николая). Архитектурный стиль: классицизм. Схема композиции: по продольной оси располагаются квадратные в плане ("четверик") помещения колокольни, трапезной и собственно церкви с прямоугольной апсидой, связанные между собой широкими арочными проходами. На церкви одна небольшая глава на куполе, который венчает предел Николая "Угодника".

Конструктивные и планировочные решения
Церковь в честь Рождества Христова представляет собой каменный (кирпичный), бесстолпный храм с трапезной и колокольней. Сооружение объединяет три основных объема: престол святителя и чудотворца Николая "Угодника" (собственно храм), главный престол Рождества Христова (освященный в 1809 г.), размещенный в бывшей трапезной, и колокольню, придающую величественность главному входу за счет своей высоты и массивных колон основания, образующих арку. Над главным входом, по воспоминаниям старожилов, помещалась храмовая икона. Помещение новой трапезной, пристроенное к колокольне с южной стороны, явно нарушая четкую симметрию композиции, очевидно не предусматривалась основным архитектурным проектом и могла ранее использоваться как притвор (церковная пристройка). Трапезная и прямоугольная апсида по высоте выполнены вдвое ниже основного объема храма. Помещения храма и трапезной сообщаются через широкий арочный проем. Во всех помещениях церкви предусмотрено отопление печами круглого сечения, изготовленными из кованного металла; в настоящее время печь и воздуховоды бывшей трапезной восстановлены.

Престол святителя и чудотворца Николая
Престол Николая "Угодника" выполнен в классическом стиле - бесстолповый двухъярусный четверик (размером 8 сажень) с примыкающей по оси прямоугольной апсидой (выступающей на 4 сажени частью здания, сопряженной изящным арочным проходом с храмовым помещением) и декоративной закомарой (полукруглое завершение наружной стены апсиды), перекрытой полукуполом. В христианских храмах такие апсиды строились, как правило, в восточной части и в них размещался алтарь. Следует отметить, что подобное архитектурное решение и прямоугольная либо многогранная форма апсиды, как правило, характерна для русского деревянного зодчества конца XVII века, что позволяет предположить существование деревянной церкви, послужившей прообразом для строительства каменной. Двухъярусный четверик центрального объема с четырехскатной крышей (внутри сопряжение выполнено в виде изящного четырехлепесткового купола), на котором размещается меньший четверик (световой с 2 оконными проемами) 3 яруса , завершающийся небольшой шейкой, шатровым покрытием и луковичной главкой с крестом. Малый четверик практически отделен от основного объема, соединяясь лишь через квадратное отверстие в куполе, перекрытое металлической крышкой. Живопись в интерьерах церкви не сохранилась. Для освещения храма предусмотрены 3 окна нижнего (с железными решетками) и 4 окна меньшего размера верхнего яруса на южном и северном фасадах; в апсиде также имеются два оконных проема с восточной и южной сторон.

Сооружение выполнено из кирпича, снаружи и внутри оштукатурено и выбелено известкой. Внутреннее пространство прямоугольного в плане объема перекрыто сомкнутым четырехлепестковым (крестовым) сводом. Фундаментом служат крупные каменные глыбы, которые также использовались для установки деревянных лаг при устройстве полов. Для стен и кладки сводов использовался кирпич на известковом растворе; размеры кирпича были крупнее настоящих и неодинаковые (длина 7,5 вершка, ширина 3,7 вершка и толщина 2 вершка). Материал для устройства крыши церкви был разным: железо и тес; такой же материал использовали для главки и креста. Архитектурный декор фасадов скромный, выполнен из кирпича. Окна арочные, наличники состоят из тонких полуколонок с полукруглыми сандриками (небольшой карниз), декоративные пояса поребрика и двухскатные (трехугольные) франтоны завершают южную и северную фасадные плоскости.

Трапезная
Объем трапезной (престол Рождества Христова) представляет собой бесстолповый одноярусный четверик (шириной 12 сажень) с двухскатной крышей, внутреннее сопряжение выполнено в виде коробового свода с распалубкой. Для освещения трапезной предусмотрены по 2 окна арочного типа с железными решетками на южном и северном фасадах. Помещение выполнено из кирпича, снаружи и внутри оштукатурено и выбелено известкой. Фундаментом служат крупные каменные глыбы, которые также использовались для установки деревянных лаг при устройстве полов. Для стен и кладки сводов использовался кирпич на известковом растворе; размеры кирпича были крупнее настоящих и неодинаковые (длина 7,5 вершка, ширина 3,7 вершка и толщина 2 вершка). Материал для устройства крыши: железо и тес. В настоящее время алтарь и предалтарный иконостас главного престола с царскими вратами, выполненные из липового и соснового ипса (без окраски), восстановлены по воспоминаниям старожилов села.

Колокольня
Конструкция колокольни - двухъярусный четверик, который завершается шатром с главкой на тонкой шейке. Между углами граней нижнего и верхнего ярусов располагаются сквозные арочные проемы, образующие главный вход и помещение звонницы. Архитектурный декор выражен более ярко. Колокола церкви не сохранились.

А. Шабашов "Предварительные материалы исследований (1998-2002)". http://trust.narod.ru/arcres1.htm



Комментарии и обсуждение


Село Рождественский Майдан, церковь каменная, в честь Рождества Христова, построена в 1809 г., двухпрестольная.
31 июля 2007, Владимир Бакунин.