Статью добавил(а): Сергей Ковров ,
27 апреля 2018
Свято-Васильевский мужской монастырь расположен в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался.
Ещё после Октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Трудами игумена Савватия храм был отреставрирован, построена крестильня с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1990 году игумен был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году — пострижен в схиму с именем Зосима. Был построен братский корпус, устроена богадельня, Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми. А в 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь.
Наместником монастыря до своей кончины (в августе 2002 г.) был схиархимандрит Зосима. В настоящее время Священноархимандритом и настоятелем обители является Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. 7 мая 2005 года Митрополит Иларион возвел наместника монастыря схиигумена Алипия (Бондаренко) в сан схиархимандрита.
Храмы обители: Свято-Васильевский каменный храм с шатровой колокольней над входом; Трапезный храм Всех Святых, в Земле Русской просиявших, построенный к 2000-летию Рождества Христова; каменный холодный храм Святителя Николая Чудотворца с колокольней над входом, построенный в 1910 году, расположен на противоположной стороне села и относится к обители. Долгое время он был закрыт и использовался под склад, мастерские, бойню. Сейчас он восстановлен, в нем совершаются богослужения по воскресным дням и великим праздникам в теплое время года. В доме священника находится домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» для совершения богослужений в зимнее время года.
В монастыре действуют пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, мастерские (столярная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная, по изготовлению мебели).
В 2004 году в богадельне обители открыт домовой храм в честь преподобного Сампсона Странноприимца. Завершено строительство колокольни с надвратной церковью Иверской иконы Божией Матери. Завершается строительство Свято-Успенского собора.
http://donetsk.eparchia.ru/monasteries/
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,
6 июня 2019
Часовня Божией Матери в честь чудотворной Её иконы Знамение Курской Коренной. Находится в трёх с половиной километрах от обители. Приписана к Свято-Успенскому монастырю.
Свято-Николаевская часовня находится на западном въезде в село, у дороги справа. Построена в 2003 году. Приписана к Свято-Успенскому монастырю.
Свято-Васильевская часовня находится на восточном въезде в село, у дороги слева. Построена в 2003 году. Приписана к Свято-Успенскому монастырю.
Часовенный столб-памятник. Памятник воинам Первой мировой войны 1914-1917 годов. Памятник открыт в 1917 году, восстановлен в 1991 году.
Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких святой кладезь.
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=donetsk&page=18
Комментарии и обсуждение
29 августа 2002 года умер схиархимандрит Зосима. Настоятеля Свято-Васильевского храма в селе Никольское Волновахского района знал весь православный мир. Его знали и в Иерусалиме, и на Святом Афоне, и Москве, и Киеве. Но в самом Донбассе о нем слышали далеко не все, и только малая горсточка жителей Никольского ходили в родной сельский храм, в котором по молитвам Старца вылечивались многие человеческие души. «Ему было всего 58 лет. Но мудрость, сила веры и знание души человеческой сделали его Старцем в людском понимании. К нему приходили отовсюду. За советом, помощью, благословением. Имевшие великое счастье общаться с ним, возвращались в мирную жизнь добрее, чище, светлее. Он лечил людские души, тем самым исцеляя и тела. Его слова часто были пророческими. А происходящие события походили на чудеса. Он безгранично любил людей. Всех. Тех, кто пытал его, заставляя стоять сутками босиком на бетонном полу, и тех, кто посылал служить из прихода в приход, подальше от магистралей и цивилизации – чтобы быстрее сломить. Он не ломался. Он нес свой крест достойно, ни на йоту не поколебавшись в вере. Он крестил детей своих палачей. Он отпускал грехи и верил в светлое естество каждого человека. Он жил, испытывая нечеловеческие страдания. Он прошел четыре клинические смерти и борьбу с болезнью. Врачи становились верующими, общаясь с ним, и поражались его мужеству. А он, умирая, вставал и служил. Его путь – это путь праведника. А праведники сейчас большая редкость. Отца Зосиму называли последним святым Руси, в единство которой он свято верил. Он заронил добрые зерна. И они дадут свои плоды. Плоды Добра и Веры». Так писала одна из газет Донбасса о Старце в годовщину его смерти. Надежда – петрозаводчанка не коренная. Давно уже, еще в те времена, когда между Украиной и Россией границы и в помине не было, приехала она в холодную и далекую Карелию. Ее женская доля оказалась нелегкой. Осталась одна, с больным ребенком на руках. Скорбей претерпела немало. И когда особенно было невмоготу со своей душевной болью отправлялась в родной Донецкий края – к старцу Зосиме. За советами. Впервые приехала она в монастырь восемь лет назад. «По молитвам Старца, - говорит Надежда, - я получила квартиру. Для меня это было самое трудное время. Когда я впервые увидела отца Зосиму — растерялась. Хочу высказать все, что наболело на душе, и не могу слова вымолвить, а только горько плачу. «Благословляю вас на устроение», — сказал тогда Старец, и мы сразу же получили квартиру. А когда узнал, что я из Петрозаводска, сказал, что с архиепископом Мануилом учился в Ленинградской духовной академии в одно и то же время, и передал Владыке поклон». Старец всегда ходил в простенькой старой шубке, приговаривая: «Как я могу надеть что-то добротное, если вокруг вижу нищету и человеческую боль». На его ногах были открытые раны. Но он терпел боль, забывая о себе ради помощи людям. «Ох, моя горемыка», - часто говорил он, когда я подходила к нему под благословение. Старец чувствовал мою боль, и переживал за нас с сыном. Он очень обрадовался, когда я сообщила ему, что сын согласился работать в церкви и ласково приговаривал: «Смотри, чтобы моего малыша не обижали». «Помню, - рассказывает Надежда, - как Старец, проходя мимо молившейся женщины, уже долгое время жившей в монастыре, сказал: «Соберись в кучу и тогда молись. Усердно молились». Говорил он всегда с состраданием к своему собеседнику. Выйдет из келии и сразу же подходит к людям, которые тут же окружали его со всех сторон. По молитвам его многие исцелялись. Но некоторых он и обличал. Хочешь, слушай, не хочешь — как знаешь. Он говорил о грехах, а люди радовались, каялись, плакали и благодарили его. Обличением и советом, он вытаскивал людей из бездуховного болота. За это многие были благодарны Старцу.
Ольга АНДРЕЕВА. Материал с сайта Петрозаводской и Карельской епархии http://eparhia.onego.ru