ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Райсемёновское. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.


Райсемёновское. Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа, Димитрия Ростовского
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1774 и 1783.
Архитектор:М.Ф. Казаков
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru  Страница на сайте епархии  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Серпуховский городской округ, с. Райсеменовское

Координаты: 55.009714, 37.342178
Проезд:От шоссе А108 (МБК) по указателю на Райсеменовское



Сортировка:

Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
oldboy
14 октября 2023
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Сергей Чернов
2 февраля 2023
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
26 марта 2022
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Михаил и Галина
20 октября 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Илья Смирнов
3 сентября 2017
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
МОРПЕХ879
14 мая 2016
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
13 октября 2015
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
2 октября 2012
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, вид с юга<br>, Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 апреля 2008
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Андрей Агафонов
1 октября 1999
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
16 августа 2022
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
16 августа 2022
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
16 августа 2022
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
26 марта 2022
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
26 марта 2022
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
26 марта 2022
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Святой источник<br>, Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Святой источник
Евгений Спиваковский
23 июля 2023
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Святой источник<br>, Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Святой источник
Евгений Спиваковский
23 июля 2023
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Святой источник <br>, Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Святой источник
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
16 августа 2015
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Святой источник с купальнями<br>, Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Святой источник с купальнями
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
16 августа 2015
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Святой источник и купальни<br>, Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Святой источник и купальни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
16 августа 2015
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
2 октября 2012
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Собственная съемка<br>, Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 августа 1989
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, 1962 год. Местонахождение фотографии: музей Чеховского лицея №4<br>, Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
1962 год. Местонахождение фотографии: музей Чеховского лицея №4
Алексей Кротов
1962
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Церковь Спаса Нерукотворного Образа, общий вид, 1953 год. 
Источник: официальный сайт Спасского храма http://spas-ray.nethouse.ru/<br>, Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, общий вид, 1953 год. Источник: официальный сайт Спасского храма http://spas-ray.nethouse.ru/
Елена Григорьева
1 июня 1953
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фрагмент декора интерьера. Фото 1920 г. Музей архитектуры им. А. Щусева г. Москва.<br>, Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Фрагмент декора интерьера. Фото 1920 г. Музей архитектуры им. А. Щусева г. Москва.
Алексей Кротов
1920
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото 1910-гг.<br>, Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Фото 1910-гг.
Алексей Кротов
1 июля 1913
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Церковь Спаса Нерукотворного Образа, интерьер храма. 
Источник: официальный сайт Спасского храма http://spas-ray.nethouse.ru/<br>, Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, интерьер храма. Источник: официальный сайт Спасского храма http://spas-ray.nethouse.ru/
Елена Григорьева
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
16 августа 2022
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Райсемёновское, Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Московская область
Алексей Кротов
26 марта 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Валерий Антипин
 
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 марта 2011

Как утверждают специалисты, в Райсемёновском сейчас осталась лишь крошечная часть того великолепия, которое создал в своё время известный боярский род Ордын-Нащокиных.

Церковь Спаса Нерукотворного, завершённая в 1774 1783 годах, относится к числу выдающихся памятников русской архитектуры XVIII века. Двухэтажный каменный однокупольный храм с колокольней – яркий образец классицизма. Так же, как и множество других церквей, закрыт и отдан на разграбление вандалам в 1930 году. Возвращён верующим лишь спустя 65 лет. Сейчас реставрируется.

От церкви открывается великолепный вид на окрестности. Два века назад здесь террасами спускался к реке Наре обустроенный парк с беседками, гротами, мостиками и даже зверинцем. Тогда в Райсемёновском процветал курорт с источниками железистых вод. Водолечебница действовала с 1803 по 1820 годы, а затем пришла в упадок. Сейчас можно только полюбоваться на церковь Спаса Нерукотворного, порадоваться, что полным ходом идёт реконструкция и попытаться представить, как прекрасно здесь было всего каких то 200 лет назад.

Официальный сайт администрации г. Протвино www.protvino.ru/news


Михаил Российский  14 марта 2011

…Еще с дороги открывается дальний вид на долину Нары, где царит над окрестностью величественная церковь Спасителя в селе Рай-Семеновском. Немного правее – колокольня на Ивановой горе (конец XIX в.), придающая местности еще большую живописность.

…Рай-Семеновское – усадьба А.П.Нащокина, гофмаршала Павла I. Хозяин окрестил ее Раем, чтобы отличать от другого Семеновского – Отрады, поместья Орловых. Д.Н.Свербеев остроумно замечал: «Само собою разумеется, что, кроме господ и духовенства, никто из народа не подозревал этих причудливых и пышных названий, и невозможно до сих пор добиться от соседних крестьян, чтобы они указали проезжему, где тут Отрада или где тут Рай».

Нащокин, очевидно, не желал уступать Орловым не только в причудливости названий своей усадьбы, но и в великолепии самих построек ее. Усадебная церковь, выстроенная по проекту М.Ф.Казакова, поражает воображение. Вот свидетельство того же Д.Н.Свербеева: «У него (Нащокина – М.Д.) было чрезвычайно много вкуса, много вначале денег, а еще больше тщеславия. Церковь, выстроенная им в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удалось видеть на Святой Руси». Со Свербеевым перекликается неизвестный автор, посетивший усадьбу в начале прошлого века: «Нигде в Европе, даже в самой Италии, нет частного человека, который имел бы у себя такую церковь».

Начало строительства церкви относится к 1765 году, когда был сооружен теплый Дмитриевский придел, расположенный теперь в первом ярусе здания. Основная часть храма и колокольня возведены в 1774-1783 годах. Участие М.Ф.Казакова в строительстве церкви связано именно с этим периодом.

Спасская церковь в Рай-Семеновском представляет собой прямоугольный в плане объем, увенчанный световым барабаном и полусферическим куполом. Центральная часть храма дополнительно выделена приставными портиками композитного ордена со сдвоенными колоннами и фронтонами. Небольшим переходом верхняя церковь соединяется с колокольней, которая обработана парными колоннами. По размеру, рисунку, высоте расположения колонны эти точно соответствуют колоннам церковных портиков, что подчеркивает единство всего сооружения. Над колокольней возвышается оригинальный шпиль в виде обелиска.

Отделка интерьера Спасской церкви проводилась, как показали исследования Е.В.Николаева, в два этапа. Первоначально интерьер храма был скромнее и суровее. Прежде всего, иными были карнизы, выполненные из местного мрамора, строгие и простые по рисунку. Отсутствовала лепнина, появившаяся лишь на рубеже XVIII – XIX веков. Не вполне ясно, к какому периоду относятся живописные карнизы, наличники, пилястры и другие элементы рисованного декора, сохранившиеся в различных частях храма. Особенно много подобной живописи в трапезной, где входная дверь украшена живописным порталом, на стенах изображены антаблементы и каннелированные пилястры. Здесь же можно видеть остатки росписи на библейские сюжеты.

Рисованные карнизы, наличники есть и в самой церкви (например, в барабане). Но особенную пышность интерьеру придавали богатейшие лепные украшения. Парные каннелированные колонны с коринфскими капителями несли антаблемент с изящными кронштейнами. Лепные венки, гирлянды, изображения ангелочков дополняли оформление интерьера. Но более всего интересны рельефные композиции над окнами южной и северной стен центральной части храма. «Поклонение волхвов», «Введение во храм», «Благовещение», «Бегство в Египет», «Чудесный улов», «Бегство Св. Павла из Дамаска» - таковы сюжеты этих рельефов, главной особенностью которых является экспрессивность, напряженная динамика фигур, декоративный характер их композиции.

Проект мраморного иконостаса храма был изображен Казаковым на офорте. Иконостас задуман архитектором в виде грандиозной триумфальной арки, оформленной каннелированными коринфскими колоннами, украшенной лепниной и скульптурными группами. Однако, сравнивая офорт со старой фотографией интерьера церкви, видишь, что замысел Казакова не был полностью осуществлен. Прежде всего, в окончательном варианте отсутствовал высокий аттик с венчающим фронтоном, придававший всему сооружению особую монументальность и величие. Несколько скромнее стала лепнина, а скульптурные группы, изображенные на офорте, вообще не были установлены. Но и в незавершенном виде иконостас являлся подлинным произведением искусства, об утрате которого остается теперь только сожалеть.

В отделке храма не использовались ни дерево, ни позолота – только местные мраморы и металл. Роспись церкви, выполненная художником Дроздовым, была в некотором отношении любопытна. Так, перед Св. Павлом живописец, следуя капризу заказчика, изобразил коленопреклоненного отца хозяина усадьбы (явление нередкое для росписи усадебной церкви). Икона Богоматери представляла собой копию одной из рафаэлевских мадонн.

Несохранившаяся ограда церкви походила на псевдоготическую крепостную стену с башнями. В ее оформлении были использованы стрельчатые проемы, белокаменные наличники, декоративные машикули и зубчатые завершения стен. Автором ее, вероятно, был также М.Казаков, один из создателей псевдоготики конца XVIII века».

Источник: М.М. Дунаев «К югу от Москвы». - М., 1978


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 июня 2014

Храм Спаса Нерукотворного Образа села Рай-Семёновское

Рай-Семеновское славилось превосходной архитектурой усадебных построек, красотою местоположения, богато сконструированным парком, террасообразно спускающимся к реке. Выдающимся памятником русской архитектуры XVIII века является усадебная Спасская церковь. Храм, выстроенный по проекту знаменитого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова, поражает воображение. Вот свидетельство того же Свербеева: «церковь, выстроенная… в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удалось видеть на Святой Руси».

С 1930 г. в храме прекратились богослужения, и началось его безжалостное разграбление. В эти годы в здании церкви располагались МТС, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр и магазин. Служивший с 1903 по 1930 гг. священник Георгий Троицкий, ныне причислен к лику местночтимых святых Московской Епархии.

С октября 1995 года храм был передан общине верующих. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и великим праздникам. В школьной библиотеке собран раздел православной литературы. Имеется местночтимая икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Пантелеева М. П. – заведующая научно-методическим отделом СИХМ. tsobor.ru/?p=1407


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 февраля 2020

Село Семёновское стоит на серпуховской земле с середины XVI столетия. Дворяне Шишкины владели серпуховскими землями в Окологородном стане с середины XVI века, когда в составе «избранной тысячи» по указу Ивана IV в 1553 году Михаил и Григорий Шишкины получили поместья в Московском уезде. Спустя столетие это поместье перешло в вотчину потомка «выехавшего из Царьграда при царе Иоанне Васильевиче» и служившего «по московскому списку» Кирилла Ивановича Дохтурова, Алексею Степановичу Дохтурову - стольнику царицы Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой жены Петра I. А.С. Дохтуров не имел наследников и потому вотчины свои завещал своему двоюродному брату, майору Лейб-Гвардии Преображенского полка Петру Ивановичу Дохтурову. Дочь последнего Татьяна (1738-1798) вышла замуж за опекуна Московского Воспитательного дома статского советника Петра Фёдоровича Нащокина (1733-1809), принеся ему в приданое серпуховские владения. Имение передавалось по наследству по мужской линии и в 1809 году после смерти отца перешло к сыну - гофмаршалу Павла I, действительному камергеру и кавалеру Александру Петровичу Нащокину (1758-1838), зять которого П.В. Нащокин был одним из ближайших друзей А.С. Пушкина. Александр Петрович Нащокин создал в Семеновском превосходную усадьбу с богатым парком, террасно спускающимся к реке, и назвал её Раем, по аналогии с находившейся в Серпуховском уезде усадьбой Орловых - Отрада-Семеновское. К сожалению, до наших дней здесь сохранилась лишь малая часть прежнего великолепия этого места.

Выдающимся памятником русской архитектуры XVIII в. является усадебная Спасская церковь. В 1765 г. был возведен ее первый этаж с теплым приделом во имя святителя Димитрия Ростовского. В 1774-1783 г.г., по проекту выдающегося зодчего М.Ф. Казакова сооружены верхний храм, колокольня и церковная ограда с зубцами в виде крепостной стены. Огромное, прямоугольное в плане сооружение венчает мощная ротонда с полусферическим куполом. Здание церкви кирпичное, оштукатуренное, с лепным и белокаменным декором. Крытым переходом церковь соединяется с двухъярусной колокольней, увенчанной каменным обелиском. Внутри храм украшают колонны из местного разноцветного мрамора, лепные барельефы, бронза. В свое время здесь стоял великолепный иконостас из белого каррарского мрамора, созданный по проекту Казакова. Сохранились лишь некоторые декоративные детали и рельефы.

В 1803 г. Александр I особым рескриптом разрешил Нащокину открыть в усадьбе водолечебницу на основе местных железистых источников. В конце XIX в. Рай-Семеновское перешло фабриканту Хутареву, имевшему неподалеку фабрику.

С 1930 г. в храме прекратились богослужения, и началось его безжалостное разграбление. В эти годы в здании церкви располагались машинно-тракторная станция, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр и магазин. Служивший с 1903 по 1930 гг. священник Георгий Троицкий ныне причислен к лику как священноисповедник.

В 1995 г. храм передали общине верующих. Имеется местночтимая икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

http://dimitryrostovsky.ru/temples/pridel-svjatitelja-dimitrija-v-cerkvi-spasa-nerukotvornogo-obraza-v-sele-rajsemenovskoe/; http://mepar.ru/eparhy/temple/805/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 декабря 2024

Подмосковное село Райсемёновское расположено на живописном берегу реки Нары в Серпуховском округе Московской области. Туристы, путешественники и ценители старинной церковной архитектуры приезжают в этот населённый пункт ради того, что-бы увидеть уникальный шедевр – памятник архитектуры федерального значения, церковь Спаса Нерукотворного Образа. От некогда одного из лучших усадебных комплексов России, до нас также дошли неработающий фонтан, один из четырех источников минеральных вод, заросший пруд, остатки усадебного липового парка и руинированный флигель главного дома усадьбы. Усадьба Семёновское, в которой жили три поколения – серпуховских фабрикантов Хутаревых – известна прежде всего тем, что в ней был устроен первый в России частный курорт! - творение двух великих русских архитекторов Матвея Казакова и Бартоломео Растрелли, место паломничества верующих к чудотворной иконе Спаса Нерукотворного Образа.

Село Семёновское известно с середины XVI века. Сначала оно принадлежало дворянскому роду Шишкиных, а потом перешло к семейству Дохтуровых, давшему России немало славных полководцев. Его владельцами был Алексей Степанович Дохтуров, стольник первой жены Петра Великого царицы Евдокии Лопухиной, и майор лейб-гвардии Преображенского полка Петр Иванович Дохтуров. В середине XVIII века его дочь Татьяна выходит замуж за Петра Федоровича Нащокина, потомка другого древнего аристократического рода. Здесь стоит сказать, что генеалогия Нащокиных восходит к далекому 1327 году, когда итальянский военный по прозвищу Величко Дукс, в крещении Дмитрий Красный, прибыл на службу к тверскому князю Александру Михайловичу. Фамилию обрел уже его сын Дмитрий Дмитриевич раненый в щеку в бою с татарским баскаком Чолханом, братом самого великого хана Узбека. Кто изучал словесность, не могут не помнить «Песнь о Щелкане Дудентьевиче» - одно из древнейших произведений русской литературы. В результате смелого восстания тверичей, золотоордыский наместник был убит, но разгневанный Узбек направил войско и сжег город. А Дмитрий Нащокина перешел на службу к московскому князю Симеону.

Пётр Нащокин (1733-1809) стал основателем в Семёновском усадьбы Рай. Название это он дал в пику находившемуся неподалеку дворцовому комплексу графов Орловых, Семёновское-Отрада. Благодаря близкой дружбе своего дяди генерала Василия Александровича Нащокина с императрицей Елизаветой, он сделал быструю карьеру - стал почетным опекуном Московского воспитательного дома, предводителем Серпуховского уездного дворянского собрания. Не будучи еще и 30 лет от роду, Петр Федорович начинает строительство двухэтажного храма. Нижний зимний храм был назван в честь Святого Димитрия Ростовского. На его освящении лично присутствовала императрица Елизавета. Тогда же был заложен и усадебный дом.

Изначально весь комплекс задумывался в барочном стиле, о чем говорят не только пышные формы и декор храма, но и проект алтаря, часть элементов которого заимствована из проекта домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Стоит упомянуть, что у покровительницы Нащокиных, императрицы Елизаветы Петровны, особо ценной и дорогой иконой был также образ Нерукотворного Спаса, в честь которого был освящен алтарь большого домового храма Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. И именно, в честь этой иконы было дано посвящение главному престолу храма в подмосковном Семёновском.

После закрытия храма советской властью в 1930 году, образ Спаса Нерукотворного Образа бесследно пропал. Его до сих пор не могут найти ни историки, ни местные краеведы и музейные работники. Такова первая загадка усадьбы. Изучая архитектуру храма, мы сталкиваемся со второй загадкой – проблемой авторства архитектурного проекта. Правнучка Петра Нащокина Елизавета Тарновская вспоминала, что изначально храм строил некий итальянец. Но на храме есть закладная доска, утверждающая, что он был построен в 1774 – 1783 годах архитектором Матвеем Казаковым. Эта ставшая общепринятой точка зрения не вписывается в историческую канву. Во-первых, строительство началось в конце 1750 – начале 1760-х годов, когда Казаков был еще очень молодым человеком, только проходившим обучение в школе Ухтомского. Во-вторых, Казаков известен как архитектор классицизма и палладианского стиля, один из основателей русской неоготики. Но архитектурные формы храма содержат значимые элементы барокко. В-третьих, любимым архитектором Елизаветы был Бартоломео Франческо Растрелли. Одна из его работ – алтарь дворцовой церкви в Митаве (ныне - Елгава, Латвия) имеет схожесть с устройством алтаря в Райсемёновском. Именно с его отъездом в Италию в 1763 году совпадает прекращение строительных работ в усадьбе. Они возобновятся более чем через 10 лет под руководством другого зодчего.

Существует точка зрения, что именно Растрелли был первоначальным архитектором храма, а Казаков уже достраивал готовый проект. К безусловному же личному авторству Казакова стоит приписать чудесную готическую ограду храма и дворец. Начало строительства церкви относится к 1765 году, когда был сооружен тёплый придел в честь святителя Димитрия Ростовского, расположенный теперь в первом ярусе здания. Основная часть храма и колокольня возведены в 1774-1783 годах. Участие М. Ф. Казакова в строительстве церкви связано именно с этим периодом. Церковь Спаса Нерукотворного Образа представляла собой однонефный храм, высокий, с легким куполом, поддерживаемым колоннами коринфского ордера из серого с красными пятнами и желтого мрамора, открытого Петром Федоровичем Нащокиным в своем имении на берегу реки Нары.

Искусствовед Гуляницкий писал: “В Рай-Семеновской церкви ... все части храма – алтарь, “надстоящая церковь”, притвор – скомпонованы слитно, причем алтарь и притвор уравнены по объемам и внешнему выражению относительно главного кубического объема, подчеркнутого портиками и увенчанного куполом из барабана”. Колокольня, внешне прилегающая к храму, независима от здания церкви и соединена с ней переходом-папертью, плавно переводящей из колокольной лестницы к входу в храм.

Центром храмового пространства был сооруженный так же Казаковым алтарь из белого итальянского мрамора, добывавшегося в Карраре. Иконостас необычен для русских соборов. Вместо традиционного плоского Казаков создал объемный арочный иконостас, в котором растворяется давящая нарочитость рядов икон, характерная для православных храмов. Внимание привлекала к себе контрастировавшая с высокой колоннадой иконостаса небольшая алтарная преграда, символизировавшая близость мира земного и мира небесного. Иконостас перестает восприниматься как непреодолимая преграда на пути к свету. Такое внутреннее строение храма не устраняет сакральность алтаря, скорее наоборот – прихожанин ощущает близость Бога, ощущает божественное присутствие в каждом месте храма. Это создавало особенное ощущение у молящихся, усиливавшееся при помощи особенно устроенного сияния. Оно висело прямо над белыми кисейными занавесками, являвшимися частью композиции иконостаса, прямо напротив освещавшегося люстрами алтаря. Само «сияние» было диаметром более двух метров, а в середине него находилось диаметром в треть «сияния» плоское изображение Господа Саваофа “из желтого, необыкновенно чистого и толстого хрусталя”. При зажженых люстрах оно начинало светиться изнутри, также как и белые кисейные занавески, на время как бы превращавшиеся в облака над которыми горел образ Бога Отца. Это производило непередаваемое впечатление.

Интересно, что при такой кажущейся открытости алтаря и единства всего внутрихрамового пространства, Казаков сохраняет традиционную структуру православного храма при помощи парных колонн, ненавязчиво, но четко разграничивающих все части храма. Так же вполне определенно подчеркивается значение каждой из частей в процессе богослужения. Арочно-колоннадная структура иконостаса и алтаря находит свое завершение в Священном Престоле – центре всей алтарной композиции.В основном, внутреннее пространство храма было выдержанно в итальянском стиле, так что посетивший его уже в конце XIX века граф Сергей Дмитриевич Шереметев имел полное право написать о ней следующие строки: “Вид ее скорее католического храма, и одна только икона Спаса Нерукотворного на иконостасе напоминает о XVII веке”.

Кроме образа Спасителя “русских” икон более не было. Так, например, образом Богоматери служила копия с одной из Мадонн Рафаэля, сделанная в Риме известным, по словам Свербеева, художником. В основном, живопись церкви принадлежит кисти художника Дроздова, ученика известного во второй половине XVIII века профессора Козлова. Стены украшены росписями на библейскую тематику и барельефами в барочной стилистике. Барельефов в храме шесть: на северной стене в направлении от хоров к алтарю расположены «Поклонение волхвов», «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Благовещение», а на южной стене «Бегство в Египет», «Чудесный улов» и «Бегство Павла в Дамаск». Неизвестный современник в 1810-е годы написал: “Нет ни в Европе, даже в самой Италии, частного человека, который бы имел у себя такую церковь”. Несохранившаяся ограда церкви походила на псевдоготическую крепостную стену с башнями. В ее оформлении были использованы стрельчатые проемы, белокаменные наличники, декоративные машикули (навесные бойницы) и зубчатые завершения стен. Автором ее был, вероятно, М. Ф. Казаков.

Последний священник, который служил в Спасском храме с 1903 по 1930 год, был протоиерей Георгий Троицкий, ныне причислен к лику местночтимых святых Московской Епархии. В 1929 году он оказался вынужден бороться за храм, в котором служил почти 27 лет: вопрос о закрытии церкви тогда поднял на заседании сельсовета 18-летний комсомолец, председатель кружка местных безбожников. Верующие прихожане писали заявления с просьбой оставить в покое любимого настоятеля, председатель сельсовета также заступался за отца Георгия, обвиняемого, как обычно в таких случаях, в «антисоветской агитации». Так или иначе, 2 февраля 1930 года священника арестовали и вскоре сослали на Север. Вместе с другим ссыльным священником, отцом Александром Державиным, он поселился в деревне Устье. Храма рядом не оказалось, вокруг только старообрядцы. Работу найти невозможно, часто нечего есть, потому что даже на присылаемые деньги купить продукты было негде. Через полтора года такой жизни отец Георгий тяжело заболел, предположительно брюшным тифом, и вскоре скончался. Все это время за ним ухаживал отец Александр, он и похоронил друга, и отпел, а чтобы рассчитаться за гроб, пришлось продать местным жителям подрясник и сапоги. Место погребения отца Георгия неизвестно.

С 1930 года в храме прекратились богослужения, и началось его безжалостное разграбление... С того богоборческого времени в здании церкви располагались МТС, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр и магазин. К 1990-м годам брошенный на произвол судьбы, храм, пришёл в аварийное состояние. Церковному зданию срочно требовались ремонтные работы. С передачей церкви Московской епархии долгое время тянула местная администрация и лишь в 1995 году, церковное здание было передано верующим. Настоятель Алексей Лебедев с матушкой вспоминали, что, когда приехали сюда, вокруг здания в тени лежали коровы, спасаясь от жары, а в верхнем храме остался трос от паникадила, на нем ребятишки раскачивались и прыгали вниз — на огромную кучу мусора. Много сил было отдано на приведение обезображенного церковного здания в должный вид.

После косметического ремонта в храме Спаса Нерукотворного образа стали совершаться по воскресным и праздничным дням, редкие Богослужения. В 2000-е годы над росписью интерьера храма трудился Владимир Иванович Ильин - серпуховской художник, основатель и руководитель Серпуховских художественных мастерских. Много сделано для восстановления святыни и ещё больше ещё предстоит сделать...

С сайта: https://tsobor.ru/"Храм Спаса Нерукотворного Образа села Рай-Семёновское" // Сайт Троицкого собора Серпухова и сайта: https://spas-ray.nethouse.ru/статьи/Спасская в селе Рай-Семёновское



Комментарии и обсуждение


Церковь Спаса Нерукотворного Образа в усадьбе "Рай-Семеновское" по адресу: Серпуховский район, с.Рай-Семеновское, является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).

Кирилл Аминов 13 апреля 2015 г.

13 апреля 2015.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.