Николо-Радовицкий монастырь в Егорьевском районе был основан в XV веке. Обитель стала известна благодаря явленной здесь святыне – скульптурному изображению святителя Николая Чудотворца, вырезанному из дерева и украшенному серебряными ризами. Уже в XVII столетии у чудотворного образа было отмечено более двухсот пятидесяти случаев исцелений больных. Поклониться древнему образу святителя Николая в Радовицах можно и в наше время. Монастырь был закрыт и разорен в советские годы, но святыня в это время хранилась в одной из церквей Шатурского района.
Появление Николо-Радовицкого монастыря связано с именем святителя Фотия. Святой родился в Греции, и с юности воспитывался в монашеской пустыни старца Акакия, которого, как писал церковный историк А. В. Горский, «весьма уважали благочестивые цари и патриархи». В 1410 году Константинопольский патриарх назначил Фотия митрополитом Киевским. В родном городе Фотия проживало немало славян, но сам митрополит русского языка не знал. Он взял вместе с собой двух спутников: болгарина Пахомия, с которым жил вместе в пустыне у старца Акакия, и грека Патрикия. В 1411 году вскоре после прибытия в Россию митрополит Фотий отправился с двумя своими помощниками во Владимир. Эта поездка едва не стоила жизни святителю. Враждующий с Владимиром Нижегородский князь Даниил Борисович подослал в город разбойничьи отряды татар и русских, которые сожгли посад и разграбили церкви. Шайка грабителей схватила и убила спутника митрополита Патрикия, требуя от него церковной казны и дорогих церковных сосудов из Успенского собора.
Узнав о гибели своего помощника, митрополит Фотий вместе с болгарином Пахомием укрылся в глухих лесах в Мещерской стороне – нынешнем Егорьевском крае. Фотий и Пахомий пробыли у лесного озера около месяца, а когда опасность миновала – построили в благодарность за спасение в своем убежище деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Фотий отправился к великому князю в Москву, а его спутник Пахомий остался. Он назвал выбранное место Акакиевой пустынью в честь греческого монастыря, где жил когда-то вместе со своим наставником.
Ради большего безмолвия и уединения Пахомий оставил первый скит и углубился в еще более безлюдную чащу лесов, где, как писал летописец Николо-Радовицкого монастыря архимандрит Владимир Добролюбов, «стопа человека еще не топтала этого места». Призвав на помощь Бога и Пресвятую Богородицу, Пахомий основал новую пустынь, которую также назвал Акакиевой. Местность вокруг пустыни он нарек Радовицами – видимо, так называлось его родное село на Балканах.
В середине XVI века в Акакиевой пустыни явился резной скульптурный образ святителя Николая Чудотворца. С этого времени обитель сменила название, став Николо-Радовицким монастырем. В 1778 году архиепископ Рязанский и Шацкий Симон заинтересовался историей знаменитого чудотворного образа, однако ни игумен, ни иноки Радовицкой обители не знали обстоятельств и времени появления иконы. Лишь семидесятилетний старик из числа служителей монастыря Евдоким Гаврилович Букин рассказал, что слышал предание, будто образ святителя Николая явился монаху Ионе по прозвищу Рогожа в царствование Ивана Грозного. По народному слуху, обретение образа произошло на острове Святого озера, где позже была поставлена часовня, а в XVIII веке – Никольский храм.
Скульптура святителя Николая вырезана из целикового яблоневого дерева почти в полный человеческий рост. Внешне этот образ напоминает Николу Можайского: угодник изображен с мечом в правой руке и градом в левой. Богатые жертвователи постепенно украшали деревянную скульптуру, поэтому у святителя Николая появились со временем серебряно-позлащенная риза, венец, митра, серебряный меч и серебряные башмачки. В царствование Петра I началась борьба со скульптурными образами святых. Второй указ учрежденного царем-реформатором Священного Синода в 1722 году запрещал иметь в церквях резные «истесанные, издолбленные или изваянные» иконы. Как объяснялось в указе: «Сей обычай от иноверных, а наипаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался». В это время скульптуру святителя Николая изъяли из Радовицкой обители и отвезли в Москву в палаты Синода. Чудотворность образа была поставлена под сомнение, а народное почитание объяснялось суеверием.
В 1722 году архимандрит Радовицкого монастыря Гедеон отправил в Синод прошение вернуть чудотворный образ обратно. Он составил и приложил к письму список 266 чудес, которые произошли у резной иконы с 1619 по 1722 годы. Этот ценный список полностью приведен в книге архимандрита Владимира Добролюбова «Описание Николае-Радовицкого монастыря». В каждом случае указаны имена исцеленных, названия их родных сел и болезни, от которых недужные были избавлены. Любопытно, что в списке чаще всего отмечены исцеления от слепоты и болезней глаз.
Внушительный список чудес, совершавшихся у резного образа святителя Николая, не произвел впечатления на членов Синода – икона осталась «в заточении» в Москве. Образ смог вернуться в Радовицкий монастырь только в 1728 году уже после кончины Петра I, благодаря ходатайству его первой жены царицы Евдокии Федоровны Лопухиной.
В XIX веке исцеления и чудеса по молитве у резного образа Николы Радовицкого продолжились. Два раза заступничество святого спасало обитель от пожаров, которые были особенно страшны в лесной местности. Однажды пламя и дым горящих деревьев на десятки верст охватили лесные дачи и окружили монастырь. В это время братия, ожидая гибели, собралась с последней молитвой у резного образа святителя Николая, однако «огненный разлив» неожиданно изменил направление и ушел в сторону, не дойдя всего ста метров до монастырской усадьбы. Подобное чудо было явлено 22 июля (по старому стилю) 1867 года, когда в подмонастырской слободе ночью загорелся сарай, набитый сеном. Селяне, боясь, что огонь перекинется на соседние постройки, обратились с молитвой к Николаю Чудотворцу, и были услышаны – огонь не затронул их домов.
После революции 1917 года Николо-Радовицкий монастырь ждало сильное разорение. Из пяти храмов обители два были уничтожены полностью, а три оставшихся с годами растащены на кирпичи и обращены в руины. К счастью, великую святыню – резной образ святителя Николая удалось спасти. Скульптура в советские годы была перенесена в Пятницкую церковь села Туголес Шатурского района. В 2009 году образ вернулся на свое исконное место. Три монастырских храма – Рождества Богородицы, праведных Иоакима и Анны и Петропавловский «иже под колоколы» – уже восстановлены в прежнем виде. Еще предстоит восстановить Никольский собор, построенный в память Отечественный войны 1812 года, и варварски взорванный в 1945 году. Сейчас на месте собора находится пустырь.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Резной образ святителя Николая в Радовицах.