ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Инсар. Церковь Рождества Христова.

Рождественская церковь


Инсар. Церковь Рождества Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:1823.
Адрес:
Россия, Республика Мордовия, г. Инсар, ул. Московская, д 93А

Координаты: 53.869728, 44.368125



Церковь Рождества Христова, , Инсар, Инсарский район, Республика Мордовия
MILAV V
25 июля 2015
Церковь Рождества Христова, , Инсар, Инсарский район, Республика Мордовия
MILAV V
25 июля 2015
Церковь Рождества Христова, , Инсар, Инсарский район, Республика Мордовия
Сергей Сол
1 февраля 2020
Церковь Рождества Христова, , Инсар, Инсарский район, Республика Мордовия
Сергей Сол
1 февраля 2020
Церковь Рождества Христова, , Инсар, Инсарский район, Республика Мордовия
MILAV V
25 июля 2015
Церковь Рождества Христова, Фото начала XX века.<br>, Инсар, Инсарский район, Республика Мордовия
Фото начала XX века.
Павел К.
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  11 июля 2013

Каменная, одноглавая, с колокольней. Строительство нового каменного храма, вместо сгоревшей деревянной церкви XVIII века, было начато на Базарной площади г. Инсара в 1816 году.

Возведенная церковь с главным престолом в честь Рождества Христова и теплым приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена 21 июня 1823 года. Через двадцать лет тяжелая кирпичная глава, пошедшая трещинами, была заменена на новую, деревянную, крытую жестью и покрашенную белилами. В 1856 году был перестроен и расширен Покровский придел. В 1869 году подверглась коренной переделке колокольня, увенчанная шатром. По воспоминаниям старожилов, эта церковь отличалась иконостасом особой красоты, иконы которого были написаны за счет благотворителя – инсарского уездного казначея Андреева.

В 30-е годы ХХ века церковь была отнята у верующих и передана колхозу под хозяйственные нужды. В начале 1940-х гг. были разрушены купол и колокольня, в помещении храма было размещено общежитие студентов сельхозтехникума, а в барабане главы – учебный класс.

В годы Великой Отечественной войны здание бывшей церкви было отдано под зернохранилище, а в конце войны в нем были возобновлены богослужения. В конце 1950-х гг. храм опять был закрыт. В течение следующих тридцати лет в его здании располагались кинотеатр и спортшкола.

В 1990 году церковь была возвращена верующим и освящена с прежним именем. Первая служба в восстановленном храме была проведена на Успение Пресвятой Богородицы. К настоящему времени церковь полностью отреставрирована.

Источник: сайт Саранской епархии Мордовской митрополии


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 января 2017

Христорождественский храм с приделом в честь и память Покрова Пресвятой Богородицы каменный, теплый, построен в 1823 г., а перестроен в 1869 г. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 33 дес. В пользу причта капитала 875 руб., братского дохода 629 руб. Прихожан муж. пола 835 душ, жен. пола 787 душ. Приход состоит из городских жителей и деревни Паевки.

Существовавшие ранее церкви:

- Соборный храм Казанско-Богородицкий с приделами Никольским и Предтеченским, каменный, построен был в 1816-28 гг., а перестроен в 1882-87 гг. При нем кладбищенская церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, каменная, построена в 1834 г. Каменная часовня в память кончины императора Александра II. Причта положено по штату: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Прихожан муж. пола 1547 душ, жен пола 1514 душ.

- Святотроицкий храм с теплыми приделами во имя св. Архангела Михаила и преп. Сергия Радонежского, а трапезный – во имя Божией Матери «Всех скорбящих радости», каменный, построен был в 1779 г., трапезный же построен в 1879 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Прихожан муж. пола 894 души, жен. пола 881 душа.

- Храм Вознесения Господня, при нем под колокольнею теплый храм во имя св. Димитрия Ростовского, каменный, построен был в 1774 г. Причта положено: священник и псаломщик. Прихожан муж. пола 24 души и жен. пола 26 душ.

«Пензенская епархия. Историко-статистическое описание» Издание Редакции Епархиальных Ведомостей. Пенза. Типография Губернского Правления. 1907 г.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 мая 2017

В городе Инсар было несколько замечательных храмов: соборный Казанский с приделами Никольским и Предтеченским (1816-28 гг.), Христорождественский с Покровским приделом (1823 г.), Троицкий с Михаило-Архангельским и Сергиевским приделами (1779 г.) и кладбищенский Владимирский, приписанный к собору. До наших дней дожил только один храм, Христорождественский, потерявший колокольню. Погибла также часовня «под колокола», памятник инсарцам, погибшим в войне с Наполеоном.

Каменная церковь в честь Рождества Христова (Христорождественская) была возведена в 1823 году вместо сгоревшего деревянного храма XVIII века. В 1855 году храм был дополнен приделом, в котором тогда же был освящен престол в память Покрова Пресвятой Богородицы. В 1869 году подверглась коренной переделке колокольня, увенчанная шатром. Приход состоял из более чем 1500 человек (вместе с приписной дерпевней Паевка). В советское время храм был отнят у верующих и передан местной власти для использования в хозяйственных целях. В целом храм сохранился, кроме колокольни, которая была утрачена. Сегодня богослужение ведется в отреставрированной церкви, вновь освященной с прежним именем, и в располагающемся напротив нее женском Свято-Ольгинском монастыре.

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери (Казанско-Богородицкий) был поначалу возведен из дерева в середине XVII века. В начале XVIII века собор подвергся кардинальной перестройке, а прежний храм был передан Тумольской Спасо-Преображенской пустыни. В 1816 году рядом со старым собором был заложен каменный храм, завершенный и освященный с прежним именем в 1828 году. В 1881-87 году стараниями протоиерея Дмитрия Щепотина основной храм был реконструирован. Появились приделы, освященные во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и во имя святого пророка Господня Иоанна Предтечи. Приход состоял из более чем 3000 человек (вместе с приписными деревнями Васина Поляна и Паевка). В советское время храм был реквизирован властями и уничтожен.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская) была возведена в камне в 1834 году на кладбище. Состояла в приписи к Инсарскому Казанско-Богородицкому собору. В советское время была уничтожена.

Церковь в честь Живоначальной Троицы (Свято-Троицкая) вначале существовала в дереве, а в 1779 году была перестроена в камне заводчиками Никоновыми «со товарищи». В 1879 году к основному храму была пристроена обширная трапезная, в которой тогда же освятили три придельных престола – во имя Архистратига Михаила, преподобного Сергия Радонежского и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Храм являлся памятником как стиля барокко, так и классицизма. В советское время использовался в хозяйственных нуждах, а затем подвергся руинированию. До наших дней сохранились все несущие стены, что позволяет храм реставрировать. В начале ХХ века приход состоял из 1750 человек (вместе с приписной деревней Кульмежи).

Церковь в честь Вознесения Господня (Вознесенская) строилась в камне заводчиками Никоновыми как заводской храм, для рабочих. Освящение главного престола состоялось в 1774 году. В первой трети XIX века храм дополнился трапезной и колокольней; под колокольней была освящена придельная церковь во имя великомученика Димитрия Солунского. В середине XIX века была предпринята попытка основать при храме женскую монашескую общину, однако дело не было доведено до конца из-за кончины благотворительницы. В начале ХХ века, в связи с исчезновением завода, приход сократился до 50 человек, что имело следствием угасание храма. В советское время церковь была реквизирована властями, а затем уничтожена.

http://geo13.ru/reestr/object/662



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.