Спасо-Преображенская церковь - один из лучших образцов церковной архитектуры Левобережной Украины начала XVIII века. Время сооружения первой, деревянной, в честь Преображения Господня церкви в сотенном местечке Сорочинцы неизвестен. Вероятно, это была одна из древнейших церквей города. Находилась в пределах местечковых крепостных укреплений и, вероятно, была построена во второй половине XVII века при участии Миргородского полковника Павла Апостола. Документально свидетельствует о существовании церкви в I-й четверти XVIII века компут Миргородского полка 1723 года, что вспоминает настоятеля храма отца Максима Варлаамовича, пресвитера Свято-Спасского, школу и госпиталь при церкви и церковный шинок. Деревянная церковь существовала до 1734 г., когда была разобрана в связи с окончанием строительства и освящением новой каменной церкви.
Сооружение каменного храма началось в 1723 г. и было вызвано желанием гетмана Даниила Апостола обустроить свою Сорочинскую резиденцию, которая выполняла роль неофициальной столицы гетманской Украины. По некоторым свидетельствам, строил храм известный архитектор Степан Ковнир. Каменщики были из Полтавы и Опошни. Вспомогательные работы выполняли местные казаки. В 1734 г. строительные работы завершились. В церемонии освящения участвовал основатель - гетман Левобережной Украины Данила Апостол с 10-ти тысячной свитой казаков. Построенная в стиле украинского барокко, церковь изначально была девятиглавым, крестообразным в плане сооружением. После пожара 1800 г., когда церковь поразила молния, четыре меньших купола были сняты, и сейчас церковь имеет лишь пять куполов.
В 1867 г. рядом с храмом построили деревянную колокольню. В 1895 г. церковь имела три алтаря: главный - в честь Преображения Господня, второй - Святой Троицы, третий - Покрова Пресвятой Богородицы.
Система конструкций сооружения указывает на прямую зависимость от приемов деревянного народного зодчества. Переход от четверика центрального пространства к двенадцатигранному барабану купола осуществляется при помощи парусов и двухъярусной системы тромпов. Завершенные световыми фонариками боковые купола напоминают структурой рубленые верхи деревянных церквей. Фасады расчленены фризом на два яруса, углы подчеркнуты пилястрами, украшены резными орнаментами, выполненными по сырой штукатурке, с мотивами бусинок, розеток, трилистников, ионик. Интересными образцами пластики украинского барокко являются входные порталы, превращенные в своеобразные триумфальные арки. Дважды повторенный в них мотив трехлопастной арки продолжается в обрамлении окон, подчеркивая вертикальную направленность композиции.
В интерьере царит высокий семиярусный резной иконостас, выполненный, ориентировочно, в 1732 г. мастерской В. Реклинского, занимающий всю ширину храма (размеры иконостаса: ширина – 22 м, высота – 18 м) и состоящий из главного иконостаса и двух иконостасов в боковых алтарях. Общая композиция насчитывает 113 икон. В каждом из трех иконостасов, имеющих симметричную структуру, царские врата и по две диаконных двери. Высочайшим мастерством отличаются иконы наместного ряда – «Богородица», «Спаситель», «Покров Богородицы», «Троица», «Сошествие Святого Духа», а также «Св. Ульяна» и «Пророк Даниил» – тезоименитого праздника гетмана и его жены, которым предоставлены черты портретного сходства с заказчиками. Иконостас, хорошо сохранившийся в течение 1980-1990-х г.г., претерпел изменения после научной реставрации и является одной из достопримечательностей монументального искусства Украины. В интерьере бабинца на стене имеется полихромный гетманский герб Д. Апостола.
Значительный интерес представляют образцы декоративно-прикладного искусства XVII в., выполненные в резьбе и отличающиеся разнообразием растительных мотивов, включая растения местной флоры. Около 100 живописных полотен XVII в. характеризуются жизнеутверждающей трактовкой художественных образов, приближаясь к жанру светской картины. В частности, представляют интерес иконы патронов церкви – гетмана и его жены Ульяны.
В 1937 г. деревянная колокольня была разобрана, а церковь закрыта. Богослужение было возобновлено в декабре 1941 г., во время немецкой оккупации. В 1960 г. власть снова сняла с регистрации религиозную общину. В 1963 г. храм был включен в список памятников архитектуры УССР, а в 1964 году начались спасательные и реставрационные работы, которые велись до 1988 г. Только в 1992 г. храм вновь был возвращен религиозной общине. В 1996 г. потомки гетмана Даниила Апостола, проживающие ныне во Франции, подарили 7 медных колоколов. В том же году была построена 15-метровая колокольня.
Церковь известна как усыпальница семьи Апостолов. 5 февраля 1734 г. киевским митрополитом Рафаилом (Заборовским) в склепе был похоронен Гетман Даниил Апостол. Там же находится прах его жены Ульяны, его сына - Миргородского полковника Павла Апостола, дочерей, фельдмаршала П. Ласси.
22 марта (3 апреля) 1809 г. в Спасо-Преображенской церкви был крещен Николай Гоголь. Крестным отцом был полковник М. М. Трохимовский, сын врача М. Я. Трохимовского, принимавший роды у матери Гоголя.
Спасо-Преображенская церковь в Великих Сорочинцах – единственный известный историко-архитектурной науке каменный храм, имевший крещатую девятиглавую композицию. Это основной памятник переходного стилевого этапа от украинского возрождения к барокко, высшее достижение синтеза искусств этого времени. Является памятником архитектуры национального значения, имеет охранный № 594.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://kolokray.com/f/velikie-sorochintsy-spaso-preobrazhenskaya-tserkov.html