ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО, 2-я четв. 19 в.
Стоит на северной окраине поселка, посреди кладбища. Построена из кирпича и оштукатурена в 1828 г. на средства кинешемского купца С.И. Кротова. Характерный центрический храм позднего классицизма с крестообразной объемной композицией, отличающийся монументальными формами архитектуры. Основной объем представляет собой четверик, завершенный крупным световым барабаном-ротондой под куполом с луковичной главкой (с перехватом) на профилированной шейке. Прямоугольные рукава креста слегка понижены и перекрыты двускатными кровлями с пологими фронтонами на торцах, при этом алтарь и трапезная длиннее боковых приделов, что выделяет продольную ось храма. Ее усиливает трехъярусная колокольня с нижним четвериком в ширину трапезной, четырехгранным ярусом звона и восьмериком под граненым куполом, увенчанным шпилем. Убранство фасадов весьма строго и просто. Главную роль в нем играют крупные арочные ниши с окнами в два света на торцах боковых рукавов: внизу тройные прямоугольные, разделенные пилястрами, вверху - крупные полуциркульные. Нижний ярус колокольни выделен на стенах трапезной пилястрами с окнами между ними, заключенными на боковых сторонах (окна здесь ложные) в арочные ниши с обрамлением. Такие же пилястры фланкируют проемы верхнего восьмерика колокольни в гранях по сторонам света. Помещение основного четверика со срезанными внутренними углами и трапециевидными парусами при переходе к ротонде перекрыто полусферическим куполом. Оно открыто широкими арками в рукава креста, имеющие коробовые своды. Нижний ярус колокольни разделен на три части, с небольшими помещениями по сторонам среднего прохода в трапезную.
Сохранившаяся масляная живопись нач. 20 в. поновлена с изменением цветовой гаммы во 2-й пол. 20 в. Характерная для этого времени роспись, композиции которой являются отдаленными репликами сцен храма Христа Спасите¬ля в Москве и Владимирского собора в Киеве. В куполе представлена "Новозаветная Троица", в барабане между окнами - святые, в основании купола - орнаментальный пояс и "Деисус" в медальонах, в парусах - евангелисты. На срезанных гранях пилонов помещены композиции "Успение Богоматери" (северо-западный) и "Преображение" (юго-западный). В люнете над западной стеной изображено "Воскрешение Лазаря", а ниже, на самой стене, - "Собор святых". Иконостас выполнен во 2-й пол. 19 в., иконы -во 2-й пол. 19-нач. 20 в. Утрачены многие детали декора. Характерный пример провинциального иконостаса в упрощенных формах классицизма. В его трехчастной композиции выделяется средняя заглубленная часть с царскими вратами, над которыми перекинута арка. Ее внутренняя поверхность разбита на квадраты типа кессонов. Выше расположен карниз на кронштейнах и на нем "Распятие". Врата фланкированы двухколонными портиками, соединенными с боковыми частями; иконы последних размещены на слегка вогнутой поверхности. В завершении композиции - икона с резными уплощенными волютами по сторонам.
Беляев, 1863, с. 114; Церкви Костромской епархии, с. 117; Шлычков, 1983, с. 82. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». - М. Наука, 2000, с. 165-166