ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кощеево. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь


Кощеево. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Феодора Стратилата, Николая Чудотворца
Год постройки:1811.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ивановская область, Родниковский район, д.Кощеево

Координаты: 57.151416, 41.518477
Проезд:свернуть с дороги Кинешма-Иваново в сторону пос. им. Каминского. Увидев металлическую стеллу с надписью "Поселок Каминского", т.е. недоезжая до самого поселка метров 500 свернуть направо на грунтовую дорогу плохого качества, в засушливое лето или в морозы проезд возможен и на легковой машине, лучше вседорожник. Ехать по грунтовке 2,5 км. За кладбищем - деревня Кощеево






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 апреля 2007

Церковь Казанская, нач. 19 в. Расположена в центральной части села на небольшой возвышенности. Сооружена в 1811 г.; во 2-й пол. 19 в. сделана пристройка с южной стороны колокольни. Кирпичные стены побелены. Церковная ограда сер. 19 в. (сохр. фрагментарно) включает ворота, расположенные с западной стороны, напротив колокольни. Один из лучших культовых памятников района, отличающийся выверенностью пропорций и изяществом силуэта.

Храм, выстроенный в стиле раннего классицизма, в объемном решении тяготеет к традициям костромской архитектуры 17 в. Гармоничная объемно-пространственная композиция состоит из двусветного четверика, увенчанного пятью луковичными чешуйчатыми главами, суженной пятигранной апсиды, широкой двустолпной трапезной и шатровой колокольни. Стены обоих ярусов четверика завершены карнизами с дентикулами. Аттиковый ярус своеобразно декорирован чередующимися нишками трехлопастной и ромбовидной формы. Окна с лучковым верхом и полукруглыми нишками над ними обрамлены плоскими наличниками. По сторонам поставлены укороченные пилястры; аналогичные пилястры — на углах объема. В первом ярусе боковые фасады украшены портиками из двух пар колонн с треугольными фронтонами (южный утрачен). Восьмигранный столп колокольни, поставленный на четверик, завершен ярусом звона и высоким шатром с четырьмя рядами слухов арочной и круглой формы. С трех сторон основания колокольни помещены двухколонные портики с треугольными фронтонами, высокий столп обработан оригинально поставленными пилястрами (с заметным отступом от углов). Центральный объем перекрыт сомкнутым сводом с отверстием светового барабана; в апсиде - коробовый свод с лотками. Обширная трапезная (в боковых частях устроены приделы) перекрыта крестовым и системой коробовых сводов, которые опираются на два крещатых столба, сдвинутых к восточной стене.

Клеевая роспись в основном объеме выполнена около 1811 г., роспись маслом в трапезной - в поел, трети 19 в. В 1952 г. поновлена в нижнем ярусе четверика и в апсиде (фон композиции в конхе переписан заново); в трапезной поновлена в 1960 г., тогда же написаны две композиции на стенах нижнего яруса колокольни. Вся роспись поновлялась еще раз в 1986 г., при этом сильно искажена цветовая гамма. Стенопись центрального объема - видное произведение палехского круга. Сложный архитектурно-живописный декор построен на принципах барочного иллюзионизма, иконографическая программа тяготеет к памятникам предыдущего столетия. Система росписи здесь подчинена архитектонике интерьера. Боковые стены расчленены тремя глубокими вертикальными нишами по световым осям. Композиции помещены на выступающих и западающих участках стен, а также на откосах. Два гризайльных антаблемента проходят над проемами нижнего света и в завершении стен, причем верхний написан над пятами свода, что зрительно увеличивает высоту стен и подчеркивает ярко выраженный общий вертикализм интерьера. На стенах композиции размещены в четыре яруса. Вверху на южной и северной стенах расположены по пять сцен, разделенных короткими гризайльными пилястрами. Выступающие простенки заняты тремя ярусами крупных прямоугольных композиций, фланкированных узкими, рисованными "под мрамор" пилястрами. В нишах между окнами первого и второго света одна над другой расположены небольшие вытянутые по вертикали сцены. Несовпадение ярусного членения росписи в нишах и в простенках усиливает пространственную сложность композиции. Система росписи западной стены также основана на принципах барочного иллюзионизма. Внутри четырех ярусов, разграниченных антаблементами, композиции отделены друг от друга гризайльными пилястрами и колонками. В трех верхних ярусах - по пять сцен, в нижнем - две большие прямоугольные композиции; композиции в центре выделяются своими большими размерами и арочными завершениями. Рисованные антаблементы раскрепованы по средней оси и "поддерживаются" пучками колонн, изображенными в ракурсе, отчего центральная часть выглядит заглубленной. Иконографический состав росписи довольно архаичен.

Свод занимает единая композиция "Новозаветная Троица" в окружении святых, в углах написаны евангелисты. Верхний ярус отведен событиям из жизни Адама и Евы, Авраама, Иакова, Моисея. В нижних ярусах - евангельские сюжеты, в росписях южной стены большое место отведено изображению евангельских блаженств. В откосах окон — пророки, великомученики, св. воины, месточтимые святые. На западной стене - "Страшный суд". В конхе апсиды написана символическая сцена "Да молчит всякая плоть", отделенная гризайльным карнизом. Роспись трапезной типична для позднеакадемической манеры. Композиции в боковых нефах соответствуют посвящению приделов: в северном изображены сцены из жития Николая Чудотворца, в южном - Федора Стратилата. На своде центрального нефа написаны евангелисты и отцы церкви.

Главный иконостас выполнен в нач. 19 в., царские врата и некоторые детали резьбы относятся к сер. 19 в. Это величественное четырехъярусное сооружение (в трех нижних ярусах - иконы двух чинов) - одно из лучших в области произведений в стиле классицизма. Иконы написаны в нач. 19 в. в духе древнерусской живописи, в местном чине - 19-20 вв. Центральную часть иконостаса на высоту двух ярусов прорезает эффектная триумфальная арка, декорированная кессонами, розетками и резной свисающей драпировкой. Арка включает два двухколонных портика, между которыми расположены царские врата. Ярусы разделены крепованными антаблементами, опирающимися на коринфские колонны, каннелированные в нижней части, верхний (суженный) ярус завершен неполным пологим фронтоном. Иконостас декорирован изящной резьбой, размещенной на фризах, между иконами, в тимпане верхнего фронтона. Выделяются резные обрамления овальных икон на портиках нижнего яруса, их украшают рога изобилия с изысканными цветочными гирляндами, вазоны и ниспадающие драпировки. Придельные трехъярусные иконостасы в трапезной и киоты у столбов выполнены в поел, трети 19 в. в русском стиле. Иконы написаны в 19—20 вв. В центральном объеме сохранилось бронзовое паникадило в стиле классицизма нач. 19 в.

Кирпичные ворота с двумя калитками по сторонам выполнены в формах, стилистически близких церкви. Центральный арочный проем фланкирован сдвоенными укороченными полуколоннами, несущими антаблемент. Над ними - аттик с фронтоном и тремя небольшими главками.

Беляев, 1863, с. 149; ИАК, 1909, с. 224; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 160. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 165-169



Комментарии и обсуждение


От поворота до села не 2.5, а 4 км
4 ноября 2013.