В 1751 году коллежский асессор К.М.Матвеев (1703-1775), 
«энергичный промышленник из тульских крестьян», купил у корнета 
лейб-гвардии Конного полка Александра Яковлевича Голицына деревню 
Остафьево и сельцо Климово. Новый хозяин сразу же соединяет Остафьево с 
Климовым плотиною через речку Любучу и строит барский дом. В 1758 году 
Матвеев основывает в Остафьеве сначала красочную, а затем суконную 
фабрику, положившую начало распространению по всей округе 
прядильно-ткацкого производства.
После его смерти все наследство перешло к жене Анисье, которая в 1778 
году получила разрешение на перенос престола великомученика Георгия из 
старой церкви принадлежащего ей села Резаново. В 1781 году постройка 
храма была завершена и деревня Остафьево стала именоваться селом 
Остафьевым. По прошению хозяйки «в вотчине ее Пехрянской десятине 
деревни Остафьевой» велено его Преосвященством Платоном, архиепископом 
Московским и Калужским, освятить 1 июля 1782 года новопостроенную 
церковь «во имя Живоначальные Троицы и в приделе Великомученика 
Георгия».
Об авторстве проекта остафьевской церкви, к сожалению, сведения не 
сохранились. Построенная очень удачно на высоком месте из красного 
кирпича, оштукатуренная, с белокаменным и лепным декором, она имеет 
интересное объемное решение основной части храма, представляющее 
сочетание четверика и вписанной в него ротонды, перекрытой куполом с 
люкарнами. Композиция плана указывает на тесную связь памятника с 
культовой архитектурой барокко. С западной стороны к основному объему 
храма примыкают трапезная, служившая земней церковью, а с восточной – 
алтарная часть, выполненная одинаково как по высоте, так и по ширине. 
Колокольня – трехъярусная, обработана аналогично основной части храма. В
 1866 году вокруг церкви П.А.Кудряшовым была сделана кирпичная ограда, 
заполненная деревянным резным узором, простоявшая около ста лет.
С самого начала XIX века, когда владельцами Остафьева стало семейство 
князей Вяземских, это место становится одним из центров отечественной 
культуры. И многие из приезжавших к ним, несомненно, приходили в церковь
 Живоначальной Троицы. Первый хозяин Андрей Иванович Вяземский 
(1754-1807) – прямой потомок Владимира Мономаха, генерал-поручик, 
действительный тайный советник и кавалер, прекрасно образованный, был 
яркой и самобытной личностью. После его смерти Остафьево переходит к 
сыну – князю Петру Андреевичу Вяземскому (1792-1878) – известному поэту и
 литературному критику, не раз принимавшего здесь своего друга 
А.С.Пушкина. Затем имение переходит к его сыну - князю Павлу Петровичу 
Вяземскому (1820-1888) – историку и библиографу, ученому-палеографу, 
основателю Общества любителей древней письменности.
Почти двенадцать лет прожил в Остафьеве императорский историограф 
Николай Михайлович Карамзин – голос и совесть целой эпохи. Здесь, по его
 словам, «…текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвященные
 семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства, в тишине 
страстей мятежных». И, как православный человек, он, приходя в храм 
Остафьевской земли, находил покой и отраду своей душе, утешение в 
скорбях, мужество и терпение, составляя «ноты русской истории» под 
названием «История государства Российского».
Стены храма, как и усадьба «Русский Парнас», хранят память о людях из 
первого ряда национальной культуры, цвете умственной интеллигенции. Это 
поэты К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, В.Л. Пушкин – дядя великого поэта, 
А.И. Тургенев – близкий друг Н.И. Новикова, писателя, журналиста и 
издателя, дружившего с А.И. Вяземским; граф А.И. Мусин-Пушкин – 
государственный деятель, археограф, историк и коллекционер, 
прославившийся открытием и первой публикацией «Слова о полку Игореве»; 
писатель М.М. Херасков, баснописец И.И. Дмитриев, историк М.П. Погодин; 
будущие декабристы В.К. Кюхельбекер, М.С. Лунин; Н.И. Тургенев, герой войны
 1812 года поэт Денис Давыдов; наконец, А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, 
Н.В. Гоголь и сам Александр Сергеевич Пушкин.
Последним владельцем Остафьева из рода Вяземских был князь Петр Павлович
 Вяземский – правнук Андрея Ивановича. В 1898 году он продал Остафьево 
историку графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844-1918), женившемуся 
еще в 1868 году на его сестре Екатерине Павловне Вяземской. При 
Шереметевых Остафьево вновь стали посещать видные деятели литературы и 
искусства.
Около паперти бокового входа в храм находились три могилы (в 1930-е годы
 их сравняли с землей вместе с другими) малолетних детей князя Петра 
Андреевича. В 1929 году рядом с ними была захоронена дочь Павла 
Петровича, 80-летняя графиня Екатерина Павловна Шереметева, урожденная 
княжна Вяземская. Эта могила также была поругана, однако восстановлена 
сотрудниками музея-усадьбы Остафьево в 1991 году.
Всех священнослужителей, как и положено, хоронили около церкви, а самих 
священников – у стен алтарной ее части. Последними из священников были 
захоронены Михаил Петровский в 1922 году и Александр Архангельский в 
1929 году.
Первый ущерб храму был нанесен властями в 1922 году, когда по акту 
изъяли все, что было сделано из драгоценного металла. Тем не менее 
церковная служба продолжалась, и все оставшееся содержалось в полном 
порядке. Богослужение в 1930-е годы вели священник Василий Иванович 
Крымкин, дьякон Василий Сергеевич Моисеев и его брат псаломщик Николай 
Сергеевич плоть до закрытия церкви.
В начале 1929 года распоряжением Мособлисполкома было решено закрыть 
остафьевскую церковь и передать ее под клуб местной камвольно-прядильной
 фабрики. Однако, после внеочередного заседания церковного Совета, на 
котором против этого решения выступила Е.П.Шереметева с призывом 
защитить храм, верующие категорически отказались закрыть его.
К 1935 году богослужение в храме практически прекратилось. Началось 
окончательное варварское разграбление. Часть икон использовали как 
строительный материал для настилки «черных» полов в местной школе, 
другую часть разнесли по домам жители, а оставшиеся – предали огню. В 
1937 году храм окончательно закрыли. Священника и псаломщика 
репрессировали. Колокола сняли, уничтожили главки с крестами. Наиболее 
ценные предметы вывезли в различные учреждения или расхитили. В храме 
устроили зернохранилище.
В годы войны в пустующем здании церкви была столовая для военных 
Остафьевского аэродрома. После войны там хранили сельхозпродукты. 
Последующие долгие годы, вплоть до возвращения храма его истинным 
владельцам, в нем размещался швейный цех.
24 сентября 1989 года сход жителей села Остафьево принимает решение о передаче церкви Московской патриархии.
10 февраля 1991 года, по совпадению с днем памяти А.С.Пушкина, в 
остафьевском музее было проведено учредительное собрание, решившее 
вопрос создания общины прихожан церкви Святой Троицы в селе Остафьево. 
Всю весну и лето добровольные помощники, вместе с сотрудниками музея, 
старательно наводили порядок вокруг храма, убирая мусор, накопленный за 
последние десятилетия; а 18 августа священник Подольского Троицкого 
собора Вячеслав Дреев совершил первый молебен около церкви, но уже на ее
 территории.
http://www.podolskoe.ru/ostafyevo/main.htm
					 
				
Комментарии и обсуждение
От первоначального убранства сохранился классический лепной карниз в основании ротонды. На государственную охрану республиканского (федерального) значения церковь ошибочно принята как "церковь архангела Михаила " (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение №1, Указ Президента России от 20.02.2002 г. № 176), не имеющее под собой никаких обоснований. Поэтому в ряде старых изданий можно встретить это посвящение храма.
Кирилл Аминов 1 февраля 2015 г.