ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Задорожье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Задорожье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Спаса Нерукотворного Образа, Николая Чудотворца
Год постройки:1830.
Адрес:
Ивановская область, Юрьевецкий район, д. Задорожье (Покров-Задорожье)

Координаты: 57.250575, 42.92992
Проезд:Свернуть с трассы Кинешма-Юрьевец у села Ёлнать направо и 15-17 км по асфальту.



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Южные ворота кладбищенской ограды<br>, Задорожье, Юрьевецкий район, Ивановская область
Южные ворота кладбищенской ограды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
8 октября 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Западные ворота кладбищенской ограды<br>, Задорожье, Юрьевецкий район, Ивановская область
Западные ворота кладбищенской ограды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
8 октября 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 апреля 2007

ЗАДОРОЖЬЕ (ПОКРОВ-ЗАДОРОЖЬЕ). ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА, 1-я треть 19 в.

Стоит на возвышенном месте над оврагом. Территория вокруг храма и кладбища при нем обнесена оградой с воротами. Неподалеку находится небольшой рубленый жилой дом. На его фасадах в качестве угловых лопаток укреплены фрагменты фриза с несохранившегося дома 2-й пол. 19 в. - они выполнены в технике глухой резьбы, характерной для Среднего Поволжья. Храм построен из кирпича в 1830 г., фасады белились по обмазке. Пример приходского храма в формах позднего классицизма со своеобразной объемно-планировочной структурой. Высокий двусветный четверик с портиками из полуколонн на боковых фасадах покрыт четырехгранной купольной кровлей с необычной главкой-тумбой в завершении. Сильно вытянутую апсиду с восточным полукружием фланкируют квадратные объемы дьяконника и жертвенника, ощутимо выступающие на северном и южном фасадах здания. С запада примыкает широкая трапезная с приделами, полуциркульные апсиды которых также выступают за линию фасадов четверика; западные углы приделов срезаны. Покрытия примыкающих объемов двускатные, над апсидами - слабо выпуклые купольные с маленькими главками.

Стройная колокольня состоит из трех четвериков со срезанными углами (средний из них -полуярус) и восьмерика. Два верхних яруса прорезаны арками звона. Венчает колокольню высокий яйцевидный купол с люкарнами, на который поставлен цилиндрический барабанчик со шпилем. Полуколонны портиков несут широкий фриз с триглифами, в тимпане их треугольных фронтонов сделаны пятигранные ниши-киоты. В портиках в два света расположены прямоугольные окна - очень высокие и узкие нижние и лежачие верхние. Наличники здесь простые рамочные, на других окнах они усложнены верхними филенками и подоконными консолями. Существенную роль в декоре играют рустованные поверхности стен жертвенника и дьяконника и лопаток трапезной. Нижние ярусы колокольни (до срезанных углов) тоже рустованы, причем ленточный руст переходит в веерный над арочными проемами четверика-основания и полуциркульными окнами полуяруса. Декор колокольни дополняют прямоугольные ниши различного размера, а также арочные ниши и фронтончики на срезанных углах. Арки всех ярусов и ниши на углах фланкированы пилястрами и колоннами, в арках - замковые камни, в завершении граней третьего яруса фронтоны. В интерьере пространство четверика, квадратного в плане со срезанными углами, перекрыто подшивным потолком. Остальные помещения завершены цилиндрическими сводами с распалубками над проемами; в апсиде свод переходит в конху с распалубками. Росписи скорее всего были выполнены в 60-80-е гг. 19 в. в технике клеевой живописи; во 2-й пол. 20 в. прописаны маслом с соблюдением первоначальной иконографии. Основным принципом живописной декорации стен является симметрично организованное и свободное расположение сцен и отдельных фигур. Состав сюжетов обычен для стенописей 2-й пол. 19 в. Характерно и отсутствие для этого времени выраженной иконографической программы. Стиль росписей близок к академизму с элементами провинциальной наивности. Колорит несколько разбеленный с использованием голубых, светло-зеленых, розовых и желтых тонов.

Главный трехъярусный, пятичиновый, каркасный иконостас, вероятно, одновременен росписям. Девять его осей (крайние оси завернуты на узкие скошенные восточные углы) отделены одна от другой витыми деревянными колонками, между которыми переброшены полуциркульные перемычки. Центральная ось выделена только царскими вратами и небольшим Распятием наверху. Остальные оси разделены на две части тонкими вертикальными тягами, отделяющими чиновые иконы. Тимпаны арок и постаменты колонок обильно украшены накладной псевдобарочной позолоченной резьбой. В целом, вся композиция иконостаса имеет грубовато-плоскостной характер. В трапезной сохранились два симметрично расположенных двухъярусных придельных иконостаса кон. 19 в., украшенных пышной и несколько грубоватой резьбой. Ограда с воротами возведена из кирпича во 2-й пол. 19 в., побелена по обмазке. Стоящие на цоколе столбы со скругленным верхом соединены пряслами ажурной кирпичной кладки (в виде двух рядов равноконечных крестов). На лицевых гранях столбов такие же кресты выложены в виде нишек. С трех сторон ограда имеет арочные ворота, не связанные композиционными осями со входами в храм. Их архитектура стилистически восходит к формам 17 в. Главные западные ворота расположены южнее входа в колокольню и имеют развитую композицию. Широкую арку проезда фланкируют также арочные калитки с килевидным подвышением. Над средней аркой на квадратном постаменте с киотом в лицевой грани высится луковичная главка с крестом. По сторонам от нее - две тумбы, расположенные над устоями на стыке арок и завершенные крестами.

Сохранились металлические створки ворот с тонкими прутьями и волютообразным рисунком в верхней части. Южные ворота также трехчастные: крупная стенка-пилон с прорезанным в ней широким арочным проемом завершена щипцовым фронтоном с луковичной главкой над его фигурно разорванной вершиной. Фланги стенки утолщены в виде столбов, и от них к боковым устоям перекинуты арки калиток (с небольшим килем вверху). Столбы и устои калиток украшены прямоугольными и округлыми филенками, поребриком, карнизом; в тимпане фронтона устроен киот. Сохранились металлические ажурные створки тонкого рисунка. Юго-восточные ворота — однопролетный вход с килевидной аркой на двух столбах, украшенных круглой плоской филенкой.

Беляев, 1863, с. 224; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 240. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». с. 748-751


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 апреля 2014

Покровская церковь с. Задорожья зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1830 г. на приходские средства и пожертвования доброхотных дателей. Ограда каменная, кладбище в церковной ограде. Престолов три: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Нерукотворного образа Христа Спасителя и св. Николая чудотворца. Местно чтимая святыня церкви - Иерусалимская икона Божией Матери. Церковный капитал 25 руб.

Причт: священник и псаломщик. Постоянные средства его: жалование от казны священнику 294 руб., псаломщику 98 руб. и проценты с общего причтового капитала в 25 руб. Причтового дохода при богослужении и треб бывает до 400 руб. в год. Церковных помещений для причта нет, квартирных денег не выдается. Земли церковной в пользовании причта состоит: лесной 30 десятин, пахотной 39 десятин 1166 кв. сажень, под усадьбой, церковью, кладбищем, дорогою и оврагами 3 десятины 229 кв. сажень. Лесная земля и часть пахотной находится в починке Гашино, в 3,5 верстах от церкви. Планы и межевые книги на землю есть.

Прихожан муж. пола 644, жен. пола 747, по роду занятий приход сельскохозяйственный. Приходских селений 29, дальнейшее из них в 3,5 верстах от церкви. Школа при церкви одна - церквно-приходская.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография. 1911 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.