ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ильинское. Церковь Илии Пророка.

Ильинская церковь


Ильинское. Церковь Илии Пророка
Церковь. Действует.  
Престолы:Илии Пророка
Год постройки:1825.
Адрес:
602340 Владимирская область, Селивановский район, п/о Новый Быт, с. Ильинское

Координаты: 55.9883, 41.7089
Проезд:От райцентра пгт Красная Горбатка 20км на север направлением на Ковров. Асфальтированная дорога в хорошем состоянии



Сортировка:

Церковь Илии Пророка, Северный фасад<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
Северный фасад
LT
26 сентября 2020
Церковь Илии Пророка, Южный фасад<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
Южный фасад
LT
26 сентября 2020
Церковь Илии Пророка, Южный фасад<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
Южный фасад
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Илии Пророка, Вид с юго-запада<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
Вид с юго-запада
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Илии Пророка, Общий вид с северо-запада<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
Общий вид с северо-запада
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Илии Пророка, западный фасад<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
западный фасад
chirokov
11 июня 2004
Церковь Илии Пророка, восточный фасад<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
восточный фасад
chirokov
11 июня 2004
Церковь Илии Пророка, южный фасад<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
южный фасад
chirokov
11 июня 2004
Церковь Илии Пророка, северный фасад.<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
северный фасад.
chirokov
11 июня 2004
Церковь Илии Пророка, западный фасад<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
западный фасад
chirokov
26 августа 2001
Церковь Илии Пророка, северный фасад<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
северный фасад
chirokov
26 августа 2001
Церковь Илии Пророка, восточный фасад<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
восточный фасад
chirokov
26 августа 2001
Церковь Илии Пророка, Фрагмент нижнего яруса колокольни, оформленного сдвоенными полуколоннами<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
Фрагмент нижнего яруса колокольни, оформленного сдвоенными полуколоннами
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Илии Пророка, Северный вход в основной объем<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
Северный вход в основной объем
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Илии Пророка, Северный фасад трапезной<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
Северный фасад трапезной
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Илии Пророка, Завершение четверика основного объема<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
Завершение четверика основного объема
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Илии Пророка, Интерьер церкви<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
Интерьер церкви
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Илии Пророка, северная стена основного объёма <br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
северная стена основного объёма
chirokov
26 августа 2001
Церковь Илии Пророка, Западный вход, храмовая икона<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
Западный вход, храмовая икона
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Илии Пророка, Западный вход, фрамуга дверной коробки. Створки дверей не сохранились<br>, Ильинское, Селивановский район, Владимирская область
Западный вход, фрамуга дверной коробки. Створки дверей не сохранились
Олег Щёлоков
2 июля 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  14 августа 2019

Храм Ильи Пророка в селе Ильинское. Его постройка была завершена в 20-е годы XIX века, но начата гораздо раньше, в конце XVIII века. Отсюда проистекает близость к суздальским и ярославским храмам этого времени, проявляющаяся в типе сооружения и его оформлении. Сохранились сам пятикупольный храм и трапезная. Колокольня же, сооруженная в XIX веке, по стилю не согласуется с основной частью, хотя пропорционально с ней соотнесена. К концу XVIII веку относится живописное изображение Спаса на плафоне церкви и ее кованые двери, что может служить аргументами в пользу более ранней датировки этого памятника.

https://www.culture.ru/objects/2130/tradicii-cerkovnogo-stroitelstva-v-selivanovskom-raione-vladimirskoi-oblasti

Церковь постройки 19 века, раньше была безумно красивая, большая, с росписями на стенах и потолке, богатая... Потом пришли советские времена, и из неё сделали амбар для зерна, бомбохранилище и много чего ещё. Она была вся разграблена и разрушена.

https://russian-church.ru/viewpage.php?cat=vladimir&page=260


Марина Зуйкова  14 августа 2021

Церковь на погосте существовала уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах под 136 (1628) г. она отмечена так: «церковь св. пророка Илии в вотчине боярина князя Федора Ивановича Мстиславского в Ерополче на р. на Кистоме».

По писцовым книгам 161 (1653) г., при этой церкви значится «2 двора поповых, двор пономарев, двор просвирницын, 5 дворов церковных крестьян, 7 дв. бобыльских, в приходе двор помещиков, 346 дв. крестьянских, 13 дв. бобыльских, пашни церковной середние земли и Государева жалованья вместо руги землею по 68 четв. в поле, сена 50 копен».

По переписным книгам 1703 г., на погосте кроме Ильинской церкви значится другая теплая церковь Пресв. Богородицы Казанской, в приходе 361 двор, на церковной земле 8 дв. бобыльских, церковной земли пахотной и поросшей лесом 165 десят., сенных покосов 110 копен и болота мшаного 3 десят.

«1710 г. при церкви Ильи Пророка, что на погосте: поп Евсевий Афонасьев, сын его дьячек Трофим, попы: Алексий Евсевьев, Леонтий Иванов, Матфей Михайлов, Иван Никифоров».

«1728 г. июня 7 дня дана первая патрахельная память Волод. уезду Ярополческой волости церкви св. Прор. Илии, что на Кестоме, вдовому попу Леонтию Иванову на 4 года, пошлин 20 алт. да что он служил без указа и без патрахельной 727 г. взято пошлин вместо штрафу 5 алт.».
В 1737 г. обе вышепоименованные церкви сгорели.

«1738 г. декабря 11 Волод. уезда Ерополческой десятины Ильинского погоста, что на реке Кестроме, церковной староста дворцовой Ерополческой волости, дер. Шевинской крестьянин Семен Иванов с прихожаны в поданном в синод. каз. приказ прошении писал: «в прошлом 1737 г. мая в 16 день, в оном нашем Ильинском погосте церкви Божии Казанския Пресв. Богор. и св. Прор. Илии и колокольня с колоколами сгорела все без остатку и сентября 30 дня тогож 1737 г. из Нижегородского архиерейского казенного приказу по прошению нашему дан указ велено в помянутом Ильинском погосте вместо сгоревших церквей построить вновь церковь Божию во имя Казанския Пресв. Богор. с приделом св. Прор. Илии на прежнем церковном месте, и ныне мы оной церкви прихожане на оном погорелом месте построили церковь во имя св. Прор. Илии холодную и к освящению оная церковь против вышеозначенного указу изготовлена, а церковь Пресв. Богор. Казанския теплую обещалися мы построить особо».

И против сей челобитной в синод. каз. приказе выписано: по писцовым книгам Семена Извольского 161 г. у оной церкви написано: два двора поповых, в приходе 366 дворов, да церковных крестьян 5 дворов, пашни церковныя из государева жалованья место руги 68 четвертей в поле, а сена 50 копен; а по переписным 1703 г. книгам написано: церковь св. Пророка Илии, да церковь Пресв. Богор. Казанские теплая на погосте реки Кестоми, а у тех церквей поп Иаков Петров, диакон Иван Никифоров, в приходе 361 двор, да на церковной земле 8 дворов бобыльских, церковной пахотной и лесом поросло худыя земли 165 десятин, сенного покосу 110 копен, болота мшонаго 3 десятины». Подписано преосв. Вениамином епископом Колом. и Каширским: «дать о посвящении указ и антиминс, 1738 г. декабря 15 дня». Указ выданный на имя старосты попов. Николаевского попа Дмитрия Иванова, взял означенного Ильинского приходу поп Леонтий Иванов и расписался.

1738 г. декабря 16 выдан указ из синод. казенного приказа Яропольческой десятины старосте поповскому Вязниковской слободы Николаевскому попу Димитрию Иванову по прошению Яропольческой десятины Ильинского погосту, что на р. Кестоме, церковного старосты дворцовой Яропольческой волости дер. Шевинской крестьянина Семена Иванова велено в том Ильинском погосте построенную вместо сгоревшей деревянной вновь церковь во имя св. Прор. Илии буде построена, по силе данного из дому Нижегородского архиерея указа, освятить тебе старосте на выданном из синодального дому освященном антиминсе».

«1738 г. декабря 11 Волод. уезда Еропольческой десятины Ильиского погоста, что на реке Кестоме, церквей Пресв. Бог. Казанския, да св. Прор. Илии староста церковной дер. Малого Григорова крестьянин Матфей Стефанов, сельца Исакова выборной Петр Никитин, дер. Афонасова вотчины Ивана Петрова Оловеникова староста Андрей Сидоров, вотчины Адриана Григорьева Рохманова той же деревни Афонасовой староста Федор Петров в прошении, поданном в синод. каз. приказ, писали: при переписи свидетельства мужского пола душ при оных наших приходских церквах написано четверо священников Иван Никифоров, Леонтий Иванов, Никита Никифоров, Матфей Михайлов действительные, и в прошлом 730 г. бывшей поп Матфей Михайлов из канцелярии Тайных Дел по касающемуся до него делу послан в вечную ссылку, а поп Леонтий Иванов в прошлом 736 году в ноябре месяце по указу преосвящ. Питирима архиепископа Нижегородского за умалением иеромонахов не по его Леонтьеву желанию для священнослужения с товарищем тое ж десятины села Усолья с попом Герасимом Андреевым определен во Флорищеву пустыню, а поп Иван Никифоров в марте месяце сего 738 г. волею Божиею умре, а во оной Флорищевой пустыне в то время имелось только 3 человека иеромонахов Гавриил, Иоанникий и Иринарх, а ныне имеются иеромонахов 5 человек опроче смотрителя иеромонаха Иринарха, да 3 диаконов и оными иеромонахами церковная служба в оном монастыре исполняется и товарищ оного нашего попа Леонтия означенной поп Герасим по указу преосв. Питирима, по желанию оного попа Герасима, определен в Гороховской Никологорский монастырь, а оной наш приходской поп Леонтий тоя пустыни иеромонахом Иринархом в показанной наш Ильинской погост после пожарного раззорения для церковного строения, которая церковь ныне построена его Леонтьевым тщанием и к освящению изготовлена, также и для домовного его строения уволен на время, а без указу и без эпитрахельной церковной службы и наших мирских треб он поп Леонтий отправлять не смеет, а к оным нашим церквам, на его попа Леонтья, и на других попов места в попы ни кого не определено, а в оном нашем Ильинском погосте имеется токмо один поп Никита Никифоров, а к оным нашим церквам приходских имеется 27 деревень и расстоянием имеются верст на 15 и больше и за отлучением в Вязниковскую слободу и в Нижний Новгород по указам императорского величества для подания от духовности росписей и других дел за отправлением, также и за дальностию приходскою церковной службы во многие времена не бывает и в мирских наших потребах болящим и роженицам и в крещении младенцем имеются великие неисправные нужды и дабы повелено было оному нашему приходскому попу Леонтию из синод. каз. приказа дать эпитрахельной указ, чтобы за отлучками помянутого одного попа Никиты и за дальностию приходскою церкви святой без службы и болящим без исповеди и св. причащения и роженицам без молитв необходимых оных нужд неоставаться».

В синод. каз. приказе поп Леонтий Иванов в допросе сказал: «в попа он посвящен в прежде бывшую патриаршу, ныне же синодальную область в 708 г. к церкви св. Пророка Илии, что по реке Кестоме, преосв. Ефремом митрополитом Пятоцерквейским на место дяди своего родного отшедшего от тоя церкви в Вязниковской Казанской собор, попа Якова Петрова в товарищи тоя церкви к попу Ивану Никифорову, и по посвящении своем служил он у той церкви с тем попом Иваном, да с посвященными в разных годех к ним в товарищи попами Никитою Никифоровым, Матфеем Михайловым, с дьяконом Пахомом Матвеевым, а овдовел он в прошлом 1727 г., детей у него дочь вдова с малолетними детьми; в 730 году в бытность в Нижегородской епархии преосвящ. Питирима архиепископа Нижегородского по присланному из свят. прав. синода указу Яропольческая досятина с протчими некоторыми синод. области городами отданы в ведомство его преосвященству и по отдаче та десятина в ведомстве его преосвященства по сей 738 г. и была; в ноябре месяце 736 г. по указу реченного преосв. Питирима, а не по его попа Леонтия желанью, но для умаления во Фролищевой пустыни иеромонахов определен он поп для служения в той пустыни и отослан в тое пустынь при указе, в которой был и служил по май месяц сего 738 г., а в том месяце по словесному вышеписанной Ильинской церкви приходских людей и его попа Леонтия прошению, по увольнению строителя иеромонаха Иринарха он поп отпущен на прежнее место в Ильинский погост без пашпорта, в котором и жил и по ныне, а иерейской службы без данного ему попу указу нигде не служил, и мирских треб не отправлял и о служении и по ныне не бил челом того ради, что де вышеписанная Ильинская церковь в 737 г. сгорела, вместо которой по данному от преосв. Питирима, а попа Леонтья тщанию построена церковь св. Пророка Илии и к освящению в готовности и о освящении ее в синод. каз. приказ от приходских людей подано прошение и чтобы повелено было ему попу при вышеписанной Ильинской церкви быть и служить по прежнему и о том дать ему патрахельную память, потому что де ныне в том селе имеется только один поп.

По определению синод. каз. приказа, состоявшемуся 1738 г. декабря 20 дня, была послана промемория в домовую, архиепископа Нижегородского духовную консисторию, по которой велено прислать в оный приказ обстоятельное о попе Леонтие известие, по какому указу определен и которого года, месяца и числа определен во Фролищеву пустыню чего ради и в той пустыне коликое время обретался и неимеется ли до него каких дел и подозрения» («Влад. еп. Ведомости», Приложение. 1895 г.).

7 июля 1728 года вдовому попу церкви Пророка Ильи Леонтию Иванову была выдана первая патрахельная память сроком на четыре года. «Да что онъ служилъ без указа и безъ патрахельной взято пошлин вместо штрафу 5 алт.» и назначена пошлина в 20 алтын на будущий срок.
Сведения о пожаре и строительстве церкви в честь святого Пророка Илии стали известны из прошения церковного старосты совместно с прихожанами от 11 декабря 1738 года крестьянина деревни Шевинской «Волод. уезда Еропольческой десятины Ильинского погоста, что на реке Кестроме» и поданного в синод казенного Приказа, опубликованных в февральском выпуске «Владимирских епархиальных ведомостей» за 1895 год. В приведенном отрывке говорилось: «…в прошлом 1737 г. мая в 16 день, в оном нашем Ильинском погосте церкви Божiи Казанскiя Пресв. Богор. И св. Илiи и колокольня с колоколами сгорела всё без остатку и сентября 30 дня тогожъ 1737 г. из Нижегородского архiерейскаго казённаго приказу по прошению нашему дан указ велено в упомянутом Ильинском погосте вместо сгоревших церквей построить вновь церковь Божiю во имя Казанскiя Пресв. Богор. С приделом св. Прор. Илiи на прежнем церковном месте, и ныне мы оной церкви прихожане на оном погорелом месте построили церковь во имя св. Прор. Илiи холодную и к освящеiю оная церковь противъ вышеозначенного указу изготовлена, а церковь Пресв. Богор. Казанскiя тёплую обещалися мы построить особо».

Прихожане в 1738 году построили новую деревянную церковь во имя святого Пророка Ильи.

В 1825 году вместо деревянной Ильинской церкви построен был каменный пятиглавый храм. Церковь была сложена из кирпича, изготовленного на местном кирпичном заводе. Глина для изготовления кирпича также добывалась в окрестностях села. И яйца, на которых замешивали глину, тоже были здешние. Престолов в этом храме три: главный во имя св. пророка Илии, в приделах теплых во имя св. в.-муч. Георгия и в честь Воздвижения Креста Господня (устроен в 1892-97 гг.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была довольно богато. Из св. икон особенно чтимы прихожанами старинные иконы св. прор. Илии и св. в.-муч. Георгия.

В каком году построена была Казанская церковь, сведений не сохранилось, в 1853-55 годах она была перестроена. Престолов в ней два: главный в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы, в приделе во имя св. муч. Флора и Лавра (Неслучайно и в наше время в некоторых селениях бывшего Ильинского погоста, например деревнях Вощихе и Исакове, 31 августа отмечается престольный праздник в честь святого мученика Фрола). В этом приделе хранился крест с надписью: «освятися жертвенник Господа и Спаса Нашего I. Христа в придельном храме св. муч. Флора и Лавра... в лето 1703-е». По этой надписи можно заключить, что придел в честь св. муч. Флора и Лавра существовал и в прежней Казанской церкви, которая сгорела в 1737 г.

В книге «Расписание приходов и причтов Владимирской Епархии, Высочайше утвержденное 7-го апреля 1873 г.» наглядно показано, что в погосте имелись две церкви главная Ильинская и приписная Казанская. В него входило 22 селения с общим количеством жителей 2178 человек.
В 1898 г. священник с. Ильинского Петр Афонасьевич Никольский изъявил согласие быть членом Общества улучшения народного труда в память Царя-Освободителя Александра II со взносом 6 руб в год.

Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось от служб и требоисправлений, от земли церковной и хлебного сбора с прихожан около 1300 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 6 ½ десят., сенокосной 4 дес., лесу 18 десят., неудобной 19 дес. и нахатнон 136 ½ дес. Кроме сего церкви принадлежала прикладная пустошь Дяголево, в которой 15 дес. пахотной земли, 10 дес. сенокосной и 47 неудобной.
Церкви принадлежала базарная площадь и построенные на ней лавки; арендной платы за площадь церковь получала 1500 р. в год.

Приход состоял из села Ильинского и деревень: Мятякова (3 вер. от церкви), Демидова (3 вер.), Крутого врага (5 вер.), Алешинской (3 вер.), Усад (8 вер.), Бутурлина (9 вер.), Больших Рылух (7 вер.), Малого Григорова (4 вер.), Ретихи (3 вер.), Пелевина (5 вер.), Саранчи (3 вер.), Токовихи (3 вер.), Уваровки (7 вер.), Марьина оселка (3 вер.), Больше-Григорова (3 вер.), Вощихи (9 вер.), Ключиков (5 в.), Шевинской (6 вер.), Исакова (7 вер.), Оксенова (10 вер.), Есиповки (10 вер.), Малого-Григорова (3 ½ вер.), Лукоянихи (3 вер.) и Рыкова (5 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям 1897 г. числилось 902 двора, 2689 душ муж. пола и 3801 женского; из них раскольников 33 души муж. пола и 37 женского.

По материалам: В.Г. Добронравов Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.

С 1990 года в селе начали восстанавливать храм святого Пророка Ильи. Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святого Илии Пророка села Ильинское Селивановского района Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 25 октября 1999 года.



Комментарии и обсуждение


Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под склад [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 91].

2 апреля 2013, Андрей Ершов.