ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спас-Железино, урочище. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь


Спас-Железино, урочище. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1906 и 1913.
Адрес:
602332 Владимирская область, Селивановский район, д. Теренино, урочище Спас-Железино

Координаты: 55.882386, 41.894804
Проезд: Из райцентра пгт. Красная Горбатка перемещаемся в его северный пригород Селиваново. В центральной части Селиваново, на главной улице АЗС "Лукойл" и развилка дорог с указателями "Ковров" на север и "Ольгино 30" на восток. Следует свернуть по указателю "Ольгино" (населенный пункт Муромского района) и ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из райцентра пгт. Красная Горбатка перемещаемся в его северный пригород Селиваново. В центральной части Селиваново, на главной улице АЗС "Лукойл" и развилка дорог с указателями "Ковров" на север и "Ольгино 30" на восток. Следует свернуть по указателю "Ольгино" (населенный пункт Муромского района) и двигаться 8км до развилки. Перед развилкой, как ориентир, указатель на север "Вихирево". На самой развилке поворачиваем направо на юг, проезжаем 2км направлением к Теренино. Не доезжая Теренино влево уходит отлично заасфальтированная дорога и виден бетонный мост через р. Тетрух. Двигаемся по ней через мост 1,5км до Погоста



Церковь Спаса Преображения, Вид с юго-востока<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
Вид с юго-востока
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Спаса Преображения, западный фасад<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
западный фасад
chirokov
11 июня 2004
Церковь Спаса Преображения, западный фасад<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
западный фасад
chirokov
11 июня 2004
Церковь Спаса Преображения, северный фасад.<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
северный фасад.
chirokov
11 июня 2004
Церковь Спаса Преображения, юго-западный фасад<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
юго-западный фасад
chirokov
11 июня 2004
Церковь Спаса Преображения, восточный фасад<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
восточный фасад
chirokov
11 июня 2004
Церковь Спаса Преображения, Фрагмент западного фасада<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
Фрагмент западного фасада
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Спаса Преображения, Глава и крест основного объема<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
Глава и крест основного объема
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Спаса Преображения, Фрагмент кладки южного фасада в "русском стиле"<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
Фрагмент кладки южного фасада в "русском стиле"
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Спаса Преображения, Апсиды<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
Апсиды
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Спаса Преображения, Фрагмент центральной апсиды<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
Фрагмент центральной апсиды
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Спаса Преображения, Игра объемов и архитектурной пластики.<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
Игра объемов и архитектурной пластики.
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Спаса Преображения, Кокошник окна центральной апсиды<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
Кокошник окна центральной апсиды
Олег Щёлоков
2 июля 2006
Церковь Спаса Преображения, иконостас северного  придела.<br>, Спас-Железино, урочище, Селивановский район, Владимирская область
иконостас северного придела.
chirokov
11 июня 2004



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  7 июля 2006

Спас-Железино «У Спаса» (Селивановский район).

«По одному преданию, между 1166 и 1181 гг. Илья Муромец выехал из Мурома в Киев. В этот день по дороге конь его оступился об огромный гранитный валун, на котором остался след от копыта, и чудесным образом не сломал себе ногу. Пораженный этим Илья Муромец сказал, что только благодаря заступничеству Николы произошло это чудо…»

(по материалам газеты «Комсомольская правда» от 3 июня 2004, статья А. Климовой «У суковатовских мужиков капусты - немеряно!» )


«Особенностью владимирских погостов, основанных царем, как вышеназванного, так и некоторых в Судогодском уезде, является то, что церкви в них посвящены одному празднику – Преображенью Спасителя, иначе говоря, это Спасо-Преображенские церкви. Еще одна особенность владимирских погостов в том, что факт их строительства Иваном Грозным не подтверждается письменными свидетельствами, как об этом не раз упоминает В.Г. Добронравов в своем труде «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской губернии»

…На погосте Спас-Железино на р. Тетрух в Судогодском уезде (сейчас Селивановский район) будто бы от опухоли желез стали падать лошади Ивана Грозного, но здесь же, по древнему преданию, будто бы проскакал Илья Муромец в Киев на службы, и на огромном валуне оставил след богатырского копыта. Недавно какими-то варварами валун был расколот.»

(Из статьи Н.В. Большаковой, Москва, «Церковное строительство Ивана Грозного по пути следования его войска в Казань в 1547-1552 гг.» опубликовано на сайте «Муромский музей: Уваровские чтения» www.museum.murom.ru/wwwmus/history/Uvar5%5CBolshakova.htm 16 июля 2005 )


Андрей Ершов  24 марта 2012

18 ноября 1937 года был арестован священник с. Спас-Железино Селивановского района Петр Покровский - прямо в церкви, после окончания богослужения. При обыске были изъяты личные документы, переписка на 42 листах, впоследствии уничтоженные.

Первый допрос состоялся в тот же день.

«Вопрос. Вам предъявлено обвинение в том, что вы, являясь активным участником контрреволюционной повстанческой группы церковников, среди населения вели контрреволюционную агитацию, т.е. в преступлении, предусмотренном ст.ст. 58-10 ч. 2 и 58-11 УК. Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

Ответ. В предъявленном мне обвинении виновным себя признаю лишь в том, что среди населения распространял провокационные слухи о закрытии церквей. Протокол записан с моих слов верно и мной прочитан».

Он не стал подписывать этот протокол, в конце он своей рукой приписал: «Разговоры относительно закрытия церквей с некоторыми верующими были. Покровский. Но это я не считаю распространением <провокационных слухов - прим. сост.>. Покровский».

19 ноября был допрошен вторично, и в этот же день была проведена очная ставка со священником Болотовым А.А. На следующий день священника снова подвергли допросу:

«Вопрос: На очной ставке с обвиняемым Болотовым 19/XI с.г. вы уличены в лживости ваших ответов на поставленные перед вами следствием вопросы в протоколе 19/XI с. г. о том, каким путем предполагали осуществить свои контрреволюционные цели и какой срок был для этого вами установлен. Дайте правдивые ответы?

Ответ: Да, признаюсь, я на эти вопросы прямо не ответил, теперь я буду говорить правду. Говоря о смене советской власти, мы имели в виду и говорили, что ни одно правительство от власти добровольно на уходит, его свергают силой и в данном случае иначе не мыслим смену советской власти, как только путем народного восстания под руководством Церкви, как имеющей за собой большую массу верующих, чего не имеют другие антисоветские партии. Сроков для этого мы не устанавливали, а ставили в зависимость от нападения на СССР иностранных государств, момент, который по нашему мнению являлся наиболее подходящим для осуществления наших целей.

Вопрос: Назовите участников контрреволюционной повстанческой группы? Ответ. Мне известны из участников этой группы: Болотов, как руководитель, Гусев, священник церкви с. Талызино, и Желудков Иван Петрович.

Вопрос: Какую вы вели подготовку для осуществления намеченной цели? Ответ: Прежде всего, мы рассчитывали на озлобление и недовольство масс верующих существующим положением, и в этом направлении вели работу. С этой целью, чтобы <нрз6.> среди верующих недовольство существующим строем, я распускал провокационного характера слухи (с кем говорил, не припомню, а потому и лиц назвать не могу) о том, что советская власть не считается ни с чем, и скоро закроет все церкви; или, говоря о конституции, говорил так, что это не конституция, а одна пыль, которую Сталин пускает в глаза народа, а она не дает никому ни прав, ни свободы. По вопросу выборов с отдельными лицами, ко мне заходящими в дом из других приходов, я говорил, что о выборах говорят много, а начнем выбирать, будет не <нрзб>, а кого прикажут. Вот вам и свободные выборы.

При встречах с Желудковым и Гусевым мы говорили о тяжелом материальном положении духовенства, в которое его поставили Советы и правительство, о непосильном обложении налогом. Сопоставляя жизнь в прошлом, дореволюционную с настоящей, мы не видели ничего хорошего при существующей советской власти, кроме тяжелой жизни, всевозможных лишений и недостатков, говоря, что у советской власти все хорошо и много <нрзб> на бумаге, а не на деле.

При встрече с Гусевым в сентябре м-це 1937 г. в пос. Красная Горбатка он высказал, что боится, что наверно и его скоро арестуют, и он спит в одежде, не раздеваясь.

Мне известно, что Желудков в дер. Черновской в июне м-це 1937 г. вел разговор среди кр<?естьян>, кого не помню, по вопросу канала Москва-Волга. В чем выражался этот разговор, сейчас не припомню.

Вопрос: Вы во время богослужения в церкви произносили за руководителей контрреволюционных белых армий поминовение.

Ответ: Да, я произносил: «За вождей и воинов, павших на поле брани за веру, Христа и Отечество», но только не за руководителей белых армий.

Протокол мне прочитан, записано с моих слов верно, что и <?подтверждаю>. Покровский.

Нетрудно заметить, что ответы Покровского в основном записаны терминологией следователя, а признание в намерении организовать восстание против советской власти и прочем тому подобном, вероятно, является самооговором вследствие пыток или под угрозой их. Называя имена священников - «участников группы», - священник указал тех, кто был уже арестован или известен следствию. Содержался сначала в тюрьме пос. Красная Горбатка - центре Селивановского района, а затем в Ковровской и Ивановской тюрьмах.

В выписке из протокола № 89 заседания тройки УНКВД СССР по Ивановской области от 3 декабря 1937 года Петр Покровский обвиняется «в активном участии в к[онтр]р[еволюционной] деятельности группировки церковников. Систематически и активно вел к[онтр] р[еволюционную] агитацию и распространял к[онтр]р[еволюционные] провокационные в клеветнические измышления. Пропагандировал против конституции СССР, вместе с единомышленниками ставил перед собой задачи организовать восстание против соввласти. Признал себя виновным». На этом заседании тройки был приговорен к расстрелу с конфискацией лично принадлежащего ему имущества.

16 декабря 1937 года священник Петр Покровский был расстрелян в г. Иваново. Захоронения убитых производились на городском кладбище Балино. Священники А.А. Болотов (с. Дуброво) и И.П. Желудков (с. Спас-Железино), арестованные в ноябре 1937 г., также были расстреляны.

Таким образом, в этом случае для обвинения священников использовались обвинения в подготовке восстания. В то же время все остальные показания выглядят вполне правдоподобными: духовенство не могло устраивать такое завышенное налогообложение, массовое закрытие храмов, бесправие, несоответствие между заявленными в Конституции правами и реальностью тех лет и многое другое. Некоторые признания выглядят даже неожиданно лично, например, упоминание о священнике, который, находясь все время в ожидании ареста, даже спит одетым. (Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 204-207.



Комментарии и обсуждение


Неофициальная веб-страница прихода Спас-Преображенской церкви http://www.terenino-hram.ru/
28 декабря 2009, Олег Щёлоков.