Согласно летописным источникам, в начале ХIII века в Тарусе был монастырь. Располагалась Петровская мужская обитель рядом с Воскресенской горой; там же находилась деревянная церковь Воскресения Христова - предшественница нынешнего каменного храма. Древнюю деревянную церковь ждала участь большинства деревянных строений того времени - её позже сожгли крымцы, причём, по местной легенде, вместе с укрывшимися в ней местными жителями. Тарусские Писцовые книги 1628-1629 годов сообщают, что осталась "в околоградном стану пустошь, что было село Воскресенское, а в нем место церковное Воскресения Христова... от московского пожару, как крымский царь Москву сжег".
Видимо, в том же 1628 году началось строительство Воскресенского храма в камне. Судя по всему, его закончили к середине 50-х годов ХVII века; впрочем, эта датировка весьма приблизительна, хотя в некоторых источниках можно встретить и точную дату - 1654 год. Но это в известной мере условность, просто в письменных источниках именно в этом году Воскресенская церковь числится каменной. Святынями новой церкви стали реликвии Петровского монастыря, который судьба тоже не пощадила. Увы, первый каменный Воскресенский храм действовал меньше полувека. Он обветшал, превратился в руину, само место снова запустело, а земли перешли во владение крестьян серпуховского Владычного монастыря. Однако тарусяне не хотели жить без Воскресенского храма и принялись просить о его восстановлении. К 1757 году храм снова был отстроен - свято место пусто не бывает! Разумеется, здание время от времени требовало ремонта, достройки, переделок... Так, в середине ХIХ века в нём уже имелся придел, освящённый в честь Боголюбской иконы Божией Матери и существенно расширивший внутреннее пространство храма. Особо почитался здесь образ "Воскресения Христово" из Петровского монастыря. Среди других важнейших реликвий отметим образ святителя Петра, митрополита Московского, а также складень с частицами мощей святых.
К концу ХIХ столетия приход настолько увеличился, что встал вопрос о новом расширении храма - всех молящихся церковь уже не вмещала. Составили детальный проект её перестойки. Так у Воскресенского храма появился ещё один придел - во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Да и сама церковь стала выглядеть иначе, превратившись в памятник псевдорусского стиля: крыльцо, кровлю и колокольню украсили декоративные шатры, у приделов появились главки-луковицы, соответствующим стало декоративное оформление.
В сборнике "Возрождение. Таруса (1989-2009)." говорится о том, что до революции при Воскресенской церкви было большое хозяйство: "огороды, покосы, скотный двор, пчельник; все это требовало постоянных забот. В двухэтажном доме, принадлежавшем церкви, помещался приют для девочек-сирот и церковноприходская школа, где отец Николай (настоятель Воскресенского храма) был заведующим и законоучителем. Кроме того, он преподавал Закон Божий в трёх тарусских училищах, в школе для питомцев воспитательного дома в деревне Алекино...". После потрясений 1917 года службы в Воскресенской церкви продолжались ещё около пятнадцати лет. Закрыли её только в начале 1930-х годов, а священника Николая Успенского арестовали. В 1932 году с колокольни сбросили колокола, обвязав верёвками крест, безбожники стянули и его, который упал на церковную могилу рядом с храмом. Потом обвалилась колокольня. Вскоре у стен поруганного храма запылал костёр; те, для кого ничего святого не существовало, жгли книги и образа. На дверях поруганной церкви повесили большой амбарный замок. Однако люди всё равно долго ещё молились на обезглавленный храм. Вскоре такая же участь постигла и тарусский Петропавловский собор. По воспоминанием старожилов, "... Однажды у его стен появились лебёдки, рабочие металлическими канатами обмотали стойки колокольни, а их основание начали долбить кувалдами. Канаты неоднократно лопались, но рабочие продолжали делать своё дело... И вот страшный грохот пронёсся по главной тарусской площади. Рухнула главная городская доминанта Тарусы. На площади, на месте, где теперь стоит памятник Ленину, был устроен настоящий шабаш... По сёлам собрали иконы, погрузили их на подводы и свезли в город на площадь, где также, как и чуть раньше у Воскресенского храма, был разведён костёр. Там заранее свалили всё в кучу и облили керосином, и ещё сторожей приставили, чтобы никто не подходил. Зажгли к ночи. До утра полыхало...".
Словно в наказание за осквернение храмов, всё в Тарусе после этого стало приходить в упадок, а ведь ещё в начале века город славился, например, своими вышивальщицами. Кроме того, семья художника В. Д. Поленова в своё время устраивала в этих местах гончарные мастерские, здесь работали талантливые резчики по дереву и мастера, расписывавшие деревянные изделия... Все эти промыслы подверглись забвению. В разрушенном Воскресенском храме устроили снача пекарню, потом общежитие (удивительно, каким образом туда ухитрились "втиснуть" несколько жилых комнат!), потом склад, а затем здание и вовсе было брошено на произвол судьбы. Брошенное здание с ободранными стенами, выросшими на крыше деревьями, часто страдало от поджигателей... И так продолжалось до конца 1980-х годов.
Вторым днём рождения Воскресенского храма в Тарусе считают 17 декабря 1988 года. Именно в этот день в городе была зарегистрирована религиозная община. Началось всё с того, что несколько тарусянок, возвращаясь как-то с богослужения в одном из серпуховских храмов, решили попытать счастья и добиться открытия храма в своём родном городе. Собрали несколько сот подписей, съездили в Калугу, к епископу Калужскому и Боровскому Илиану (Вострякову), который благословил инициаторов этого богоугодного дела. Но потом всё застопорилось. На дворе стоял ещё 1988 год, и хотя атеистический прессинг тогда несколько поослаб, но безбожная власть позиции свои сдавала неохотно, и даже местный уполномоченный по делам религии выступил категорически против храма в Тарусе. Палки в колёса вставляли и чиновники райсовета. Наконец, верующие обратились... в райком партии. А там им неожиданно повезло - их принял молодой секретарь, который, несмотря на свой партийный билет, оказался, как сейчас сказали бы, весьма толерантен - у самого бабушка верующей была. Он позвонил в райсовет и со словами: "Они (верующие) такие же люди, как и мы!" - распорядился принять документы на регистрацию общины. 17 декабря состоялась долгожданная регистрация.
Как только Воскресенский храм открыли, из Москвы приехал молодой священник с семьёй - отец Леонид Гвоздев. Он взялся за восстановление поруганной церкви. Многое делал сам, своими руками, в том числе изготовил первый иконостас. Начинать пришлось с расчистки территории и освобождения храма от скопившегося в нём мусора. Потом раскрыли окна - они были заложены кирпичом. Из интерьеров не сохранилось ничего - лишь покрытые копотью стены. Снаружи они на метр ушли в землю... Отец Леонид неустанно искал (и находил!) рабочих, стройматериалы. Случайно обнаружились кованые решётки, которые раньше закрывали окна Воскресенского храма. Оказалось, что невесть сколько лет они "служили" забором в доме одной из местных жительниц. Батюшке помогал и город, и предприниматели, и простые горожане - как в былые времена, собирали деньги всем миром. Союз художников устраивал благотворительные выставки, писатели и артисты проводили творческие вечера. Снова встал вопрос: требовалось решить в каком стиле восстанавливать храм, претерпевший на своём веку множество переделок и реконструкций. Если брать за основу храм начала ХХ века с шатрами и лепниной, то вышло бы слишком дорого, да и где было мастеров таких найти? А если реставрировать под ХVIII век, то пришлось бы сбивать декор 1900 года - жалко, да и не хотелось уничтожать то немногое, что уцелело от оригинального храма. Поэтому остановились на компромиссном варианте: сохранившееся - оставить, а главки, купол и колокольню устроить такими, какими они были в ХVIII веке. И превратился Воскресенский храм в "энциклопедию архитектурных стилей", по выражению известного советского реставратора Льва Давида. В 1991 году возвели колокольню и установили на ней крест. "Так появилась на Воскресенской горе в Тарусе вертикаль, видная отовсюду, не труба, дымящая и смердящая, а свеча Богу - труждающимся на радость, на укор нерадивым. На колокольню поместили разноголосые колокола. И теперь, как в былые времена, над Окой и над Воскресенской горой поплыл благовест - зазвонили колокола на всю Тарусу", - цитата из воспоминания свидетельницы того строительства Ксении Краснопольской.
Восстановление тарусского Воскресенского храма стало первым опытом церковной реставрации для художницы Ирины Старженецкой и скульптора Анатолия Комелина. Сначала они взялись за южный придел. Анатолий спроектировал иконостас, в котором очень гармонично сочетались иконы современного письма и старинные образа ХIХ века. Здесь же поместили большие иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского в резных киотах, комелинского же письма. После проделанных работ, в 1991 году, придел был освящён. Практически все резные работы - будь то по дереву или камню - выполнены А. Комелиным. Это и тябло, и деревянное Распятие внутри церкви, и каменный крест снаружи. Последний поставлен в память о всех, кто похоронен на старом кладбище у Воскресенской церкви, а также в благодарность тем, кто принял участие в её восстановлении.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №149, 2015 г.