ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Эрлекс. Церковь Троицы Живоначальной.

Свято-Троицкий храм


Эрлекс. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Боголюбской иконы Божией Матери, Происхождения честных древ Креста Господня, Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1825 и 1852. Колокольня - 1862-1868.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, п/о Аббакумово, с. Эрлекс (Ерлекс)

Координаты: 55.6016, 40.3886
Проезд: Западный выезд из райцентра Гусь-Хрустальный с неприметным синим указателем "Уршель", 17 км до моста через р. Поль, далее правый поворот с указателем "Аббакумово", сворачиваем практически сразу, через 50 м еще раз вправо в лес от основной асфальтовой уходит грунтовая дорога. По песчаной, но довольно ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Западный выезд из райцентра Гусь-Хрустальный с неприметным синим указателем "Уршель", 17 км до моста через р. Поль, далее правый поворот с указателем "Аббакумово", сворачиваем практически сразу, через 50 м еще раз вправо в лес от основной асфальтовой уходит грунтовая дорога. По песчаной, но довольно плотной, несмотря на лужи, колее лесом 1 км до церкви.



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, , Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Алексей Кротов
20 октября 2019
Церковь Троицы Живоначальной, Леса с колокольни сняты, она теперь не напоминает Эйфелеву башню, но поражает высотой и грандиозностью<br>, Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Леса с колокольни сняты, она теперь не напоминает Эйфелеву башню, но поражает высотой и грандиозностью
Ирина Чичкина
5 марта 2014
Церковь Троицы Живоначальной, Вид на Троицкую церковь от реки Поль<br>, Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Вид на Троицкую церковь от реки Поль
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Троицы Живоначальной, , Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Алексей Кротов
20 октября 2019
Церковь Троицы Живоначальной, , Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Алексей Кротов
20 октября 2019
Церковь Троицы Живоначальной, , Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Алексей Кротов
20 октября 2019
Церковь Троицы Живоначальной, , Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Алексей Кротов
20 октября 2019
Церковь Троицы Живоначальной, , Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Алексей Кротов
20 октября 2019
Церковь Троицы Живоначальной, , Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Алексей Кротов
20 октября 2019
Церковь Троицы Живоначальной, , Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Алексей Кротов
20 октября 2019
Церковь Троицы Живоначальной, , Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Алексей Кротов
20 октября 2019
Церковь Троицы Живоначальной, , Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Алексей Кротов
20 октября 2019
Церковь Троицы Живоначальной, Боковая глава основного объема<br>, Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Боковая глава основного объема
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Трапезная<br>, Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Трапезная
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Центральная глава основного объема<br>, Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Центральная глава основного объема
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Шпиль колокольни<br>, Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Шпиль колокольни
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Апсида<br>, Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Апсида
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Южный вход, навес<br>, Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Южный вход, навес
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Южный фасад основного объема<br>, Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Южный фасад основного объема
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Табличка на входе<br>, Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Табличка на входе
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Западные ворота ограды<br>, Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Западные ворота ограды
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Троицы Живоначальной, Колокольня 1868г.<br>, Эрлекс, Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Колокольня 1868г.
Олег Щёлоков
3 июня 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков 15 июня 2006
Троицкая церковь села Эрлекс одно из крупномасштабных сооружений Гусь-Хрустального района Владимирской области в стиле классицизма. Особенно впечатляет колокольня, за счет строительных лесов и общей высоты, несколько напоминающая вблизи своими громадными размерами Эйфелеву башню. Фасады Троицкой церкви скупы украшениями, но сильны объемными решениями. Красота и одухотворённость, элементы уюта и простой человеческой радости прорываются только в небольших архитектурных формах – навесе крыльца, поясках на луковках маленьких глав, выполненных с талантом, тщанием и умением. Церковь стоит на реке Поль, медленно и разливисто протекающей среди болот и лесов. Отражаясь в глади её неспешных вод, Троицкая церковь издали ещё как бы удваивается в объеме, усиливая ощущение торжественности сооружения, окруженного глубокими плотными лесами. Церковь действующая, окружена служебными зданиями, оградой, большим кладбищем. Само село Эрлекс крайне малолюдно.

Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 9 октября 2019

Эрлекс - село в Гусь-Хрустальном районе входит в состав Муниципального образования "Посёлок Уршельский", расположено на правом берегу реки Поль, на территории национального парка "Мещёра". Василий Гаврилович Добронравов в "Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии (вып 4): Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897 г., указывал, что "Село Ерлекс на р. Поле находится в 64 верстах от уездного города и в 60 верстах от губернского, на границе Судогодского уезда с Рязанской губернией". В старину через Эрлекс проходила торная дорога из Владимира в соседние рязанские пределы - до Коломны и далее. Зимой по льду Поли двигались обозы до самой Рязани. Во времена Владимиро-Суздальской Руси именно через Эрлекс шёл путь на Киев. До сих пор близ погоста можно видеть древние насыпи прежнего торгового пути, поросшие вековыми соснами, а тихие воды Поли отражают массивные сваи когда-то переброшенных между речными берегами деревянных мостов. После образования Владимирской губернии старая дорога стала почтовой. В Эрлексе даже была построена почтовая станция, где жительствовал станционный смотритель - наподобие известного героя Пушкина. В конце ХIХ века через Эрлекс прошла Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога. В 1905 году здесь проживало 60 человек, в 2010 - всего 10.

Погост Эрлекс - место удивительное и даже немного таинственное. В 20-ти километрах на запад от Гусь-Хрустального, среди лесов и болот на берегу петляющей в мещерских дебрях речки Поль издалека видна высоченная колокольня Троицкой церкви, чем-то неуловимо похожая на звонницу Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Все, кто видел колокольню Эрлекса, в один голос сравнивают её с белой свечой, которая словно парит над лесным безлюдьем, служа верным ориентиром туристам, охотникам и рыбакам. Существует поверье, что каждый, хоть раз побывавший в затерянном в глуши местечке с выдающимся храмом, с древним названием, в котором отчётливо слышен корень забытого ныне языка племени меря - одной из угро-финских народностей, обязательно захочет приехать туда вновь. Свеча Эрлекса обладает удивительной и почти что мистической притягательной силой. Для многих она стала настоящим маяком в море житейских бурь и страстей. Возможно, причина привязанности сотен и тысяч людей к Эрлексу в том, что там, на берегу тихой лесной речки с прозрачной коричневатой водой в окружении берёз и сосен в ограде словно перенесённого из сказки великолепного белоснежного храма каждый обретает удивительное ни с чем не сравнимое ощущение душевного покоя и умиротворения.

Церковь в селе Эрлексе в патриарших окладных книгах упоминается в первый раз в 1676 году. Вполне вероятно, что ранее 1676 года храма здесь не было. Церковь была освящена во имя Св. Николая Чудотворца. В 1726 году церковное здание обветшало, в связи с чем прихожане строят новую деревянную, с тем же посвящением. В 1780 году и эта церковь вновь перестраивается. В 1886 году храм был разобран. Но как известно: "Свято место, пусто не бывает". Каменный Троицкий храм появился здесь благодаря владельцам окрестных мест князьям Юсуповым - богатейшим землевладельцам татарского происхождения. Юсуповы считались одной из знатнейших в России фамилий и занимали высокое положение при царском дворе, породнившись в конце концов даже с самой династией Романовых.

В 1825 году в Эрлексе начат постройкой каменный Троицкий храм на средства крепостных крестьян Панфиловых. Панфиловы фактически являлись купцами, они основали Тасовский стекольный завод в деревне Синцово, расположенной в 10 километрах от Эрлекса, где выпускали "хрустальную" посуду со шлифовкой, гравировкой, а позже построили ещё более крупное стекольное предприятие в посёлке Иванищи. Но формально Панфиловы вплоть до середины ХIХ века оставались крепостными Юсуповых и вся их недвижимость числилась за князьями. Для того,  чтобы упрочить успех в своих делах, а также с целью ублажить хозяина - князя Бориса Николаевича Юсупова - в течение нескольких десятилетий Панфиловы возводили посреди леса огромную церковь, которая могла бы украсить не то что погост, а любой город. Трапезная была освящена в 1827 году. В 1849 году гофмейстер, князь Борис Юсупов скончался в 55-летнем возрасте. Его вдова княгиня Зинаида Ивановна была дамой сумасбродной и с большими причудами. Получаемые со своих многочисленных имений, в том числе десятки тысяч рублей оброка с заводчиков Панфиловых, она тратила, не считая, потакая всем своим капризам. Постоянно нуждаясь в новых суммах на свои капризы, княгиня Юсупова за огромный выкуп даровала Панфиловым вольную. Так как Эрлекс и его окрестности прежде относились к Судогодскому уезду, то Панфиловы стали судогодскими купцами - вначале 2-й, а потом и 1-й гильдии. Около Троицкого храма до сих пор сохранился уникальный фамильный некрополь этих некоронованных королей северной Мещёры - более двух десятков гранитных, мраморных, белокаменных и металлических надгробий ХIХ - нач. ХХ веков.

Работы по отделке в храме продолжались до 1852 года. В 1862-68 гг при церкви была устроена величественная, изящной архитектуры, каменная колокольня. Массивный пятиглавый храм в классическом стиле гармонично соседствовал со стройной пятиярусной колокольней высотой в 75 метров. Внутри храм был расписан сюжетами из Священного Писания и снабжён богатой утварью. Вплоть до самой революции церковными старостами в Эрлексе были представители семьи Панфиловых. Указом Священного Синода от 19 декабря 1894 года преподано благословение Св. Синода церковному старосте с. Эрлекса, судогодскому купцу Ивану Семёновичу Панфилову за пожертвование в приходскую села Эрлекса церковь напрестольного евангелия, священнического и диаконского облачения на сумму 620 рублей.

Храм имеет четырёхметровый подземный этаж в который из алтаря ведут два хода. Какие тайны скрывает подземелье - неизвестно. Престолов в храме пять: в холодной, главной во имя св. Живоначальной Троицы и придельные: в честь Боголюбской иконы Божией Матери и Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, в тёплой трапезной: в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. До революции утварью, ризницей, дорогими иконами и богослужебными книгами церковь была обеспечена. В храме даже хранились: напрестольное Евангелие 1651 года с надписью по листам: "приложил сию книгу Захарий Романов сын Хрипунов" и оловянный ковчег для хранения Святых Даров. Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: от земли церковной до 80 руб, процентов с причтового капитала 60 руб, арендной платы с постоялого двора 215 руб, от служб и требоисправлений около 700 руб в год. Дома у причта были собственные, на церковной земле. В конце ХIХ века в приходе числилось 1042 души мужского пола и 1104 - женского. С 1877 года в селе Эрлексе существовала Земская народная школа (в 1896 году было 36 учащихся).

Троицкую церковь в Эрлексе закрыли в 1938 году, после ареста её настоятеля, священника Леонида Виноградова (был арестован, позже отправлен в ГУЛАГ). И хотя внутреннее убранство частично успели растащить, храм пострадал не особенно сильно. А уже в 1946-м году, в первый послевоенный год, Троицкая церковь вновь стала действующей. С того времени сохранились деревянные, кустарной работы подсвечники, которые были изготовлены после открытия храма вместо похищенных. Купить их тогда было негде, вот и приходилось обращаться к местным умельцам.

С 1977 года до начала 2000-х годов настоятелем в Эрлексе был архимандрит Стефан (Черняховский), при котором церковь была отреставрирована, а в 1998 году при помощи гусевского предприятия "Армагус" там появилось паровое отопление. Внутри Троицкая церковь поражает великолепием резного вызолоченного иконостаса, старинными иконами, прекрасного письма росписями, сохранившимися деревянными хорами и массивной деревянной фигурой святителя Николая. Раньше статуя Николы Можайского стояла в расположенной неподалёку от погоста часовне, а после разорения последней бережно перенесена в храм. Во второй половине ХIХ века вокруг церкви устроена кирпичная ограда с воротами и сторожкой в северо-западном углу. Окружённые полуразрушенной от времени кирпичной оградой с отреставрированными святыми воротами, рядом с храмом находится несколько церковных домов, образуя подобие небольшой обители.

Патриархальный быт обитателей Эрлекса с колодцем-"журавлём" и старыми баньками близ величавого храма и расположенного вблизи погоста поражает своей патриархальностью. В плане церковь состоит из четырёх объёмов: самой церкви, трапезной, паперти и колокольни. Основная часть здания представляет куб больших размеров с портиками с севера и юга, перекрытый сферическим сводом на парусах. Барабан-ротонда имеет 16 окон-проёмов. По углам основного куба поставлены малые цилиндры-барабаны с ложными арочными окнами, над которыми возвышаются более мелкие барабаны, завершённые вазообразными главками на тонкой шее. С восточной стороны - прямоугольная трёхчастная апсида с окнами прямоугольной формы. С западной стороны к основному объёму примыкает большая трапезная с такими же прямоугольными окнами. К ней пристроена длинная паперть, покрытая на два ската. Трапезная покрыта на четыре ската с небольшим барабаном и главкой. К паперти примыкает колокольня, состоящая из пяти ярусов. Три нижних яруса - это постепенно уменьшающиеся вверх четверики, оформленные по углам парными пилястрами, с большими пролётами; четвёртый ярус - восьмигранник с четырьмя пролётами звонов завершён пятым небольшим, восьмериком со сферической кровлей, увенчанной шпилем.

Храм представляет в плане характерный памятник церковной архитектуры ХIХ века, выполненный в стиле позднего классицизма, формы колокольни отразили переход от позднего классицизма к эклектике, произошедшей непосредственно в ходе строительства. Красота и одухотворённость, элементы уюта и простой человеческой радости прорываются только в небольших архитектурных формах - навесы крыльца, пояски на луковицах маленьких глав, выполненные с талантом, тщанием и умением. Церковь стоит на реке Поль, медленно и разливисто протекающей среди болот и лесов. Отражаясь в глади её неспешных вод, Троицкая церковь издали ещё как бы удваивается в объёме, усиливая ощущение величественности сооружения, окружённого лесом бескрайней Мещёры.

С сайта: www.lubovbezusl.ru/Статьи/Cело Эрлекс Гусь-Хрустального района


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 27 июля 2025

Троицкая церковь небольшого села Эрлекс одно из крупномасштабных сооружений не только Гусь-Хрустального района, но и даже всей Владимирской области! Особенно впечатляет колокольня, за счет общей высоты (выше 75 метров!).

Храм представляет собой характерный памятник церковной архитектуры XIX века, выполненный в стиле классицизма, а вот формы колокольни отразили переход от позднего классицизма к эклектике, произошедшей непосредственно в ходе строительства. Красота и одухотворённость, элементы уюта и простой человеческой радости прорываются только в небольших архитектурных формах — навесы крыльца, пояски на луковицах маленьких глав, выполненные с талантом, тщанием и умением. Церковь стоит на реке Поль, медленно и живописно протекающей посреди мещёрских лесов. Отражаясь в глади её неспешных вод, Троицкая церковь издали ещё как бы удваивается в объёме, усиливая ощущение величественности сооружения, окружённого лесом бескрайней Мещёры.

Всё здание состоит из четырех объемов: самой церкви, трапезной, паперти и колокольни. Основная часть здания представляет куб больших размеров с портиками с севера и юга, перекрытый сферическим сводом, на парусах. Барабан имеет около 16 окон. По углам основного куба поставлены малые цилиндры-барабаны, завершенные сферическими куполами с главками и крестами. С восточной стороны – прямоугольная трехчастная апсида. С западной стороны – большая трапезная с окнами прямоугольной формы. К ней пристроена длинная паперть, покрытая на два ската. Трапезная покрыта на четыре ската с небольшим барабаном и главкой. Паперть и трапезная имеют плоское перекрытие.

Колокольня состоит из пяти ярусов. Три нижних яруса – это постепенно уменьшающиеся вверх четверики, оформленные по углам парными пилястрами, с большими пролетами, четвертый ярус – восьмигранник с четырьмя пролетами звонов, завершен пятым небольшим, восьмериком со сферической кровлей, увенчанной шпилем. Теплый храм и колокольня соединяются между собой длинным крытым переходом – папертью, покрытым на два ската с небольшим барабаном и главкой. Трапезная представляет в плане прямоугольник и перекрыта плоским потолком, опирающимся на два круглых столба, которые смещены к западу.

Внутри Троицкая церковь поражает великолепием резного вызолоченного иконостаса, старинными иконами, прекрасного письма росписями, сохранившимися деревянными хорами и массивной деревянной фигурой святителя Николая. Раньше статуя Николы Можайского стояла в расположенной неподалёку от погоста часовне, а после разорения последней бережно перенесена в храм. Стены, арки и перекрытия всех помещений церкви были расписаны во 2-ой половине ХIХ века, сразу же после постройки храма в так называемой позднеакадемической стилизаторской манере. Вся настенная живопись хорошо сохранилась до наших дней.

 В основном холодном храме находится большой трехчастный иконостас у трех престолов. Средняя его часть высокая, пятиярусная, боковые – трехъярусные. По данным исторической справки, сделанной в 1984 году представителями Владимирских ремонтно-производственных мастерских, время выполнения архитектурных работ иконостаса относится к 60-70 гг. ХIХ века. В стиле оформления использовался мотив классицизма и барокко, для которого характерны обильная, пышная, растительно-стилизованная резьба на рамах, в которых находятся иконы, витые колонны между иконами первого яруса украшены резьбой в виде виноградной грозди.

В «Описе объекта» сделана следующая запись «Архитектура, конструкция и декор главного иконостаса, также как и иконостасов трапезной, стилистически едины с настенными росписями и деревянными киотами икон солеи. Все вместе это составляет единый в стилевом и временном отношениях ансамбль внутреннего убранства церкви, что является достаточно редким явлением для храмов Владимирской области».

Это доказывает, что роспись производилась практически в одно время или не длительное время и художники продолжали стиль предыдущих мастеров для того, чтобы достичь единства оформления и придать законченность композиции. Многие работы выполнялись профессиональными иконописцами в академической и позднеакадемической манере. В помещении холодного храма находятся большие по размерам, богатые по оформлению иконы в пышных резных киотах с витыми колоннами. Когда посетители входят в храм, именно эти иконы обращают на себя внимание, так произошло и с нами.

Две из этих икон заказные. По левую сторону от алтаря находится икона в напольном киоте, изображающая нескольких святых: Александра Невского, Михаила Черниговского, Княгини Ольги, блаженной Ксении Петербургской, Святителя Николая, Марии Магдалины. В нижней части иконы сделана надпись: «…икона церковным старостой Судогодским купцом Иваном Семеновичем Панфиловым и прихожанами села Ерлекса в память спасения от смертной опасности 17 октября 1888 года Государя Императора и Государыни императрицы и их августейших детей…» Икона была заказана по случаю спасения от смерти царской семьи, когда произошло крушение царского поезда в Борках. Исторические документы свидетельствуют о том, что царь Александр III удерживал крышу вагона собственными руками, пока не подоспела помощь, иначе она придавила бы всю семью. Эти сведения указывают на то, что Александр III был очень сильным человеком.

Работники Владимирской реставрационной мастерской, делая опись в 1984 году, определили, что для изготовления вышеназванной иконы были употреблены дерево, масло, золочение и тиснение. Размеры иконы 200×150 сантиметров. Вряд ли народ, проживавший на нашей территории в тот период, знал о подробностях жизни и личной характеристики царя, но так как воспитывались с малых лет в духе патриотизма, любви к Отечеству, уважению к властям, в духе благочестия, это приносило свои плоды. Кем был царь для народа? Он был батюшкой, Божиим помазанником, покровителем так называли его в народе, то есть император – непререкаемый авторитет. Люди искренни, даже немного по-детски радовались его спасению, благодарили Бога и на свои кровные средства заказали икону.

Все жители прихода, и купцы, и крестьяне заботились не только о земном, но и о небесном. Об этом свидетельствует еще одна икона в Свято-Троицком храме – икона Иерусалимской Божией Матери. На ней также есть надпись: « сия икона написана усердствующими и доброхотными жителями желающия получить небесного царствия». Имена авторов этих икон до нас не дошли, но сам факт их заказа и написания, надписи на них свидетельствуют о вере и благочестии наших предков-земляков, которые почитали и Отца небесного и земное свое начальство, что ведет к определенному порядку в жизни. 

В зимнем храме или трапезной, в ее алтарной части, на втором ярусе, находятся иконы, написанные или одним мастером, или одной артелью иконописцев в конце ХVII – начале ХVIII века в технике темперы. Манера их письма сочетает традиции лубка, древнерусской иконы и имеет элементы примитивизма. Они были отреставрированы бригадой А.П. Некрасова в 1970-х годах. Мастер-живописец был явно крестьянином, так как внес в свою живопись черты народного творчества. Например, «Святая великомученица Варвара», здесь крестьянский мастер придерживался всех приемов древнерусской иконописи. Настенные росписи в трапезе в отличие от холодного храма были выполнены не профессиональными художниками, а мастерами Мстеры, Палеха, местными самоучками.

Таким образом, иконы храма можно разделить на несколько групп:

  • Иконы академической школы иконописи (в основном московской).
  • Иконы древнерусского письма из местных мастерских.
  • Иконы мастеров-самоучек из крестьян.

Настенная живопись храма, сделанная сразу же по окончании строительства , хорошо сохранилось до наших дней. В холодном (летнем) храме сюжеты особенно притягательны, ярки и профессиональны. Роспись напротив левого придела посвящена Воздвижению Креста Господня. Здесь изображен император Константин и его мать Елена, которые были инициаторами поиска Креста и его установления в Иерусалиме.

Напротив правого предела сюжет явления Божией Матери святому благоверному князю Андрею Боголюбскому. Этот эпизод из жизни святого князя рассказан в житии и летописных сводах Древней Руси. Андрей Боголюбский не пожелал бороться за Киевский престол, отправляется из Вышгорода во Владимиро-Суздальскую Русь с Чудотворной иконой Божией Матери, впоследствии именуемой Владимирской. По преданию, кони князя остановились недалеко от Владимира, и не двигались с места, ночью Андрею явилась Богородица и указала на город Владимир, как будущую столицу Руси. Князь заказал икону, где художник изобразил палатку (скинию), коленопреклоненного князя и в верхнем левом углу – Божию Матерь со свитком в руке в полный рост, икона получила название «Боголюбская». Место, где остановились кони, таким образом, стало местом основания резиденции князя – Боголюбово.

Роспись купола отличается подбором нежно – голубых, небесных тонов, хорошей сохранностью надписей, но так как храм не отапливается, то перепад температуры влияет на краску и она в некоторых местах осыпается. Поэтому летнему (холодному) храму необходимы постоянные косметические реставрационные работы.

Во второй половине ХIХ века вокруг церкви устроена кирпичная ограда с воротами и сторожкой в северо-западном углу. Окружённые полуразрушенной от времени кирпичной оградой с отреставрированными святыми воротами, рядом с храмом находится несколько церковных домов, образуя подобие небольшой обители. Если еще в начале ХХ столетия в Эрлексе насчитывалось более 60 человек, то теперь, чтобы всех посчитать, хватит и пальцев на руках.

Современный быт обитателей Эрлекса с колодцем-«журавлём», старыми баньками близ величавого храма и расположенного вблизи довольно крупного погоста поражает своей патриархальностью. А когда-то через погост прокладывался торговый путь; впрочем, его следы уже и сейчас трудной отыскать. Однако, не все так печально. В храме каждые выходные и праздники совершаются богослужения. 

Источник: Большаков В.В. Русь возродится верой. Храмы центральной Мещёры. - Москва: изд-во "Вече", 2014. 



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.