Троицкая церковь небольшого села Эрлекс одно из крупномасштабных сооружений не только Гусь-Хрустального района, но и даже всей Владимирской области! Особенно впечатляет колокольня, за счет общей высоты (выше 75 метров!).
Храм представляет собой характерный памятник церковной архитектуры XIX века, выполненный в стиле классицизма, а вот формы колокольни отразили переход от позднего классицизма к эклектике, произошедшей непосредственно в ходе строительства. Красота и одухотворённость, элементы уюта и простой человеческой радости прорываются только в небольших архитектурных формах — навесы крыльца, пояски на луковицах маленьких глав, выполненные с талантом, тщанием и умением. Церковь стоит на реке Поль, медленно и живописно протекающей посреди мещёрских лесов. Отражаясь в глади её неспешных вод, Троицкая церковь издали ещё как бы удваивается в объёме, усиливая ощущение величественности сооружения, окружённого лесом бескрайней Мещёры.
Всё здание состоит из четырех объемов: самой церкви, трапезной, паперти и колокольни. Основная часть здания представляет куб больших размеров с портиками с севера и юга, перекрытый сферическим сводом, на парусах. Барабан имеет около 16 окон. По углам основного куба поставлены малые цилиндры-барабаны, завершенные сферическими куполами с главками и крестами. С восточной стороны – прямоугольная трехчастная апсида. С западной стороны – большая трапезная с окнами прямоугольной формы. К ней пристроена длинная паперть, покрытая на два ската. Трапезная покрыта на четыре ската с небольшим барабаном и главкой. Паперть и трапезная имеют плоское перекрытие.
Колокольня состоит из пяти ярусов. Три нижних яруса – это постепенно уменьшающиеся вверх четверики, оформленные по углам парными пилястрами, с большими пролетами, четвертый ярус – восьмигранник с четырьмя пролетами звонов, завершен пятым небольшим, восьмериком со сферической кровлей, увенчанной шпилем. Теплый храм и колокольня соединяются между собой длинным крытым переходом – папертью, покрытым на два ската с небольшим барабаном и главкой. Трапезная представляет в плане прямоугольник и перекрыта плоским потолком, опирающимся на два круглых столба, которые смещены к западу.
Внутри Троицкая церковь поражает великолепием резного вызолоченного иконостаса, старинными иконами, прекрасного письма росписями, сохранившимися деревянными хорами и массивной деревянной фигурой святителя Николая. Раньше статуя Николы Можайского стояла в расположенной неподалёку от погоста часовне, а после разорения последней бережно перенесена в храм. Стены, арки и перекрытия всех помещений церкви были расписаны во 2-ой половине ХIХ века, сразу же после постройки храма в так называемой позднеакадемической стилизаторской манере. Вся настенная живопись хорошо сохранилась до наших дней.
В основном холодном храме находится большой трехчастный иконостас у трех престолов. Средняя его часть высокая, пятиярусная, боковые – трехъярусные. По данным исторической справки, сделанной в 1984 году представителями Владимирских ремонтно-производственных мастерских, время выполнения архитектурных работ иконостаса относится к 60-70 гг. ХIХ века. В стиле оформления использовался мотив классицизма и барокко, для которого характерны обильная, пышная, растительно-стилизованная резьба на рамах, в которых находятся иконы, витые колонны между иконами первого яруса украшены резьбой в виде виноградной грозди.
В «Описе объекта» сделана следующая запись «Архитектура, конструкция и декор главного иконостаса, также как и иконостасов трапезной, стилистически едины с настенными росписями и деревянными киотами икон солеи. Все вместе это составляет единый в стилевом и временном отношениях ансамбль внутреннего убранства церкви, что является достаточно редким явлением для храмов Владимирской области».
Это доказывает, что роспись производилась практически в одно время или не длительное время и художники продолжали стиль предыдущих мастеров для того, чтобы достичь единства оформления и придать законченность композиции. Многие работы выполнялись профессиональными иконописцами в академической и позднеакадемической манере. В помещении холодного храма находятся большие по размерам, богатые по оформлению иконы в пышных резных киотах с витыми колоннами. Когда посетители входят в храм, именно эти иконы обращают на себя внимание, так произошло и с нами.
Две из этих икон заказные. По левую сторону от алтаря находится икона в напольном киоте, изображающая нескольких святых: Александра Невского, Михаила Черниговского, Княгини Ольги, блаженной Ксении Петербургской, Святителя Николая, Марии Магдалины. В нижней части иконы сделана надпись: «…икона церковным старостой Судогодским купцом Иваном Семеновичем Панфиловым и прихожанами села Ерлекса в память спасения от смертной опасности 17 октября 1888 года Государя Императора и Государыни императрицы и их августейших детей…» Икона была заказана по случаю спасения от смерти царской семьи, когда произошло крушение царского поезда в Борках. Исторические документы свидетельствуют о том, что царь Александр III удерживал крышу вагона собственными руками, пока не подоспела помощь, иначе она придавила бы всю семью. Эти сведения указывают на то, что Александр III был очень сильным человеком.
Работники Владимирской реставрационной мастерской, делая опись в 1984 году, определили, что для изготовления вышеназванной иконы были употреблены дерево, масло, золочение и тиснение. Размеры иконы 200×150 сантиметров. Вряд ли народ, проживавший на нашей территории в тот период, знал о подробностях жизни и личной характеристики царя, но так как воспитывались с малых лет в духе патриотизма, любви к Отечеству, уважению к властям, в духе благочестия, это приносило свои плоды. Кем был царь для народа? Он был батюшкой, Божиим помазанником, покровителем так называли его в народе, то есть император – непререкаемый авторитет. Люди искренни, даже немного по-детски радовались его спасению, благодарили Бога и на свои кровные средства заказали икону.
Все жители прихода, и купцы, и крестьяне заботились не только о земном, но и о небесном. Об этом свидетельствует еще одна икона в Свято-Троицком храме – икона Иерусалимской Божией Матери. На ней также есть надпись: « сия икона написана усердствующими и доброхотными жителями желающия получить небесного царствия». Имена авторов этих икон до нас не дошли, но сам факт их заказа и написания, надписи на них свидетельствуют о вере и благочестии наших предков-земляков, которые почитали и Отца небесного и земное свое начальство, что ведет к определенному порядку в жизни.
В зимнем храме или трапезной, в ее алтарной части, на втором ярусе, находятся иконы, написанные или одним мастером, или одной артелью иконописцев в конце ХVII – начале ХVIII века в технике темперы. Манера их письма сочетает традиции лубка, древнерусской иконы и имеет элементы примитивизма. Они были отреставрированы бригадой А.П. Некрасова в 1970-х годах. Мастер-живописец был явно крестьянином, так как внес в свою живопись черты народного творчества. Например, «Святая великомученица Варвара», здесь крестьянский мастер придерживался всех приемов древнерусской иконописи. Настенные росписи в трапезе в отличие от холодного храма были выполнены не профессиональными художниками, а мастерами Мстеры, Палеха, местными самоучками.
Таким образом, иконы храма можно разделить на несколько групп:
- Иконы академической школы иконописи (в основном московской).
- Иконы древнерусского письма из местных мастерских.
- Иконы мастеров-самоучек из крестьян.
Настенная живопись храма, сделанная сразу же по окончании строительства , хорошо сохранилось до наших дней. В холодном (летнем) храме сюжеты особенно притягательны, ярки и профессиональны. Роспись напротив левого придела посвящена Воздвижению Креста Господня. Здесь изображен император Константин и его мать Елена, которые были инициаторами поиска Креста и его установления в Иерусалиме.
Напротив правого предела сюжет явления Божией Матери святому благоверному князю Андрею Боголюбскому. Этот эпизод из жизни святого князя рассказан в житии и летописных сводах Древней Руси. Андрей Боголюбский не пожелал бороться за Киевский престол, отправляется из Вышгорода во Владимиро-Суздальскую Русь с Чудотворной иконой Божией Матери, впоследствии именуемой Владимирской. По преданию, кони князя остановились недалеко от Владимира, и не двигались с места, ночью Андрею явилась Богородица и указала на город Владимир, как будущую столицу Руси. Князь заказал икону, где художник изобразил палатку (скинию), коленопреклоненного князя и в верхнем левом углу – Божию Матерь со свитком в руке в полный рост, икона получила название «Боголюбская». Место, где остановились кони, таким образом, стало местом основания резиденции князя – Боголюбово.
Роспись купола отличается подбором нежно – голубых, небесных тонов, хорошей сохранностью надписей, но так как храм не отапливается, то перепад температуры влияет на краску и она в некоторых местах осыпается. Поэтому летнему (холодному) храму необходимы постоянные косметические реставрационные работы.
Во второй половине ХIХ века вокруг церкви устроена кирпичная ограда с воротами и сторожкой в северо-западном углу. Окружённые полуразрушенной от времени кирпичной оградой с отреставрированными святыми воротами, рядом с храмом находится несколько церковных домов, образуя подобие небольшой обители. Если еще в начале ХХ столетия в Эрлексе насчитывалось более 60 человек, то теперь, чтобы всех посчитать, хватит и пальцев на руках.
Современный быт обитателей Эрлекса с колодцем-«журавлём», старыми баньками близ величавого храма и расположенного вблизи довольно крупного погоста поражает своей патриархальностью. А когда-то через погост прокладывался торговый путь; впрочем, его следы уже и сейчас трудной отыскать. Однако, не все так печально. В храме каждые выходные и праздники совершаются богослужения.
Источник: Большаков В.В. Русь возродится верой. Храмы центральной Мещёры. - Москва: изд-во "Вече", 2014.
Комментарии и обсуждение