Более шести столетий минуло со дня возведения деревянной церкви на бесединском холме и более четырёхсот лет - со дня завершения строительства каменного храма, освящённого в честь Рождества Христова. После смерти Бориса Годунова и последующей опалы всего его рода, Беседы несколько лет прозябали без хозяина. Лишь с окончанием Смутного времени и воцарением на русском престоле Романовых, а именно в 1623 году, в писцовых книгах Московского уезда появляется запись, что Беседская вотчина пожалована князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. Тот самый Трубецкой, который вместе с Дмитрием Пожарским возглавил войско ополчения, освободившее от поляков Москву. В писцовой книге от 1623 года записано: "...боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого за княгиней Анной Васильевной", которые живут "в вотчине, село Беседы на реке на Москве, а в селе церковь каменная Рождество Христово да придел Димитрия Солунского, да Фёдора Стратилата, да преподобной Феодосии..." Упоминает писарь и "строение вотчинников", в котором живут люди - "его служилые и конюхи", есть также "двор скотской, а в нём живёт пастух, во дворе приказчик Нагай Смагин". Спустя два года Беседы в другой писцовой книге упоминаются уже как "вотчина княгини Анны Васильевны, жены боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого". И это означает, что к тому времени сам князь отошёл в мир иной - он умер летом 1625 года в Тобольске. История, увы, умалчивает о вкладе заслуженного полководца в обустройство усадьбы Беседы и храма.
В 1646 году в одном из документов Беседская вотчина упомянута в числе дворцовых, то есть она принадлежит уже двору царя Алексея Михайловича Романова. А известный исследователь старины, живший в первой половине ХIХ века, пишет о том периоде так: "Некогда здесь стояло Царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм Царя Алексея Михайловича, сей Государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты..." Эта цитата взята из книги известного историка, этнографа и искусствоведа Ивана Снегирёва "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества". Одна из главок книги полностью посвящена храму в Беседах. Что же это за вклады царя, о котором говорит автор? "Об усердии к этому храму Царя Алексея Михайловича свидетельствуют две служебные книги, - сообщает нам Снегирёв. - Это: "Евангелие напрестольное, печатное в Москве в 1658 г.". Сообщает Снегирёв и многое другое, например, такую подробность: "На запрестольном кресте, имеется следующая надпись: Освящена церковь Рождества Христова в лето 7161 (1653 по современному календарю) при державе Благоверного и Христолюбивого Государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея России Самодержца, при святейшем патриархе Никоне Московском и всея Руси, святил церковь протопоп Макей села Коломенского мая во 8 день..." На двух больших досках иконописцы написали лики тезоименитых святых семейства Алексея Михайловича Романова: "св. Алексия, человека Божия и Марии Египетской, св Феодора Стратилата и св. мучениц Ирины и Софии". Эти лики, по мнению Снегирёва, напоминали царя и его первую супругу Марию Милославскую, а также детей - царевича Фёдора, царевну Софью и великую княжну Ирину Михайловну и были паписаны "старинным пошибом". Далее Иван Снегирёв пишет: "Время и пожары истребили Царское хозяйственное заведение; от прежнего быта остался единственный памятник - каменная древняя церковь..."
До наших дней дошёл императорский Указ, датированный 23 февраля 1767 года. Согласно ему, владельцем этих мест становится граф Алексей Григорьевич Орлов. Орлов, правда, предпочитал Петербург Москве и практически не бывал в Беседах. В 1807 году граф Орлов-Чесменский скончался, а бесединские владения перешли по наследству к его дочери Анне, "камер-фрейлине Двора Его Императорского Величества". После Отечественной войны 1812 года, через 3 года, в 1815 году, с южной стороны к храму пристроили небольшой придел во имя пророка Илии, а в 1820-м году - северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы и трёхъярусную колокольню, увенчанную, как и сам храм, восьмигранным шатром. Анна Алексеевна продаёт имение в Беседах государству за 1 400 000 рублей. По наблюдениям Ивана Снегирёва, к середине ХIХ века внутри храма ещё сохранились следы древностей. Но белёные известью стены уже скрыли былые росписи, а сверху храм освещали три окна "в коих прежде были слюдяные оконницы". Окна же, смотрящие на север и юг, "теперь закладены". Далее Снегирёв сообщает, что "алтарный иконостас не древнее ХVIII века, в четыре пояса", хотя "прежде было всего два". Иконы в иконостасе старые, "из них древни местные греческого пошиба, в медных окладах, но не отличные по искусству: Спасителя, Одигитрия Божья Матерь, храмовый Рождества Христова и св. Николая Можайского с чудесами..." На исходе ХIХ века церковь расписали на темы евангельской истории в классическом стиле. Собственно, в эти годы храм и приобретает ту внешность, которую мы видим сегодня. До настоящего времени в храме сохранены старинные иконы ХVIII века в золочёных окладах: это икона Рождества Христова, а также святителя Николая Чудотворца с житием.
В 1930-х годах советские власти Христорождественский храм закрыли для прихожан и оборудовали в нём овощехранилище. Но в отличие от большинства других российских церквей, бесединскому повезло - в разгар Великой Отечественной войны, а именно, в 1943-м году, её вернули верующим. С тех пор богослужебная жизнь здесь не прекращалась. Сегодняшний облик храма Рождества Христова сформировался в начале ХIХ века, когда к основному объёму здания, представляющего собой бесстолпный четверик на высоком круглом подклете, на котором стоял кирпичный восьмерик с шатровым завершением, были пристроены два больших придела и колокольня. Ещё раньше, примерно в ХVIII веке к четверику пристроили три апсиды. В 1980-х годах в подклете устроили храм с престолом, освящённым во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", куда ведёт отдельный вход.
Здание церкви вытянуто по оси восток-запад и кажется двухэтажным из-за окон подклета. Северная часть, где находится трапезная и придел Покрова Пресвятой Богородицы, больше, чем южная с приделом во имя пророка Илии, поэтому в плане наблюдается небольшая ассиметрия. Восьмерик центральной части завершается шатром, увенчанным небольшим восьмигранным глухим барабаном, декорированным рядом полукруглых кокошников, и луковкой с восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Переход от четверика к восьмерику украшают два ряда полукруглых кокошников, над уровнем которых подняты тромпы. Кокошники меньшего размера закрывают грани восьмерика. Стены восьмерика украшены квадратными филёнками, в трёх из них прорезаны окна. Северный и южный приделы имеют свои миниатюрные главки, установленные прямо на крыше и выполненые в стилистике главы на шатровом завершении восьмерика, только выкрашены они в голубой цвет и декорированы золотистыми звёздами. Трёхъярусная колокольня построена в стиле позднего классицизма. Завершающий её шатёр сделан аналогично завершению храма, только в уменьшенном виде, это создаёт в целом гармоничный стройный силуэт. Переход от третьего яруса колокольни к шатровому завершению обозначен пинаклями - декоративными башенками, часто увенчиваемыми украшением в виде стилизованного цветка так называемого фиала. Очень распространённая деталь в романской и готической архитектуре, пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Первый и второй ярусы колокольни завершаются классическими треугольными фронтонами со всех четырёх сторон. На втором ярусе располагается звонница, три новых колокола которой были отлиты на пожертвования прихожан храма. Торжественное освящение колоколов состоялось 9 июля 2006 года. Чин освящения совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Один из основных архитектурных элементов церкви - кокошники. Два ряда больших полукруглых кокошников служат своеобразной границей между четвериком и восьмериком. Кокошники поменьше скрывают грани восьмерика, делая его округлым. Белоснежные апсиды украшены полуколонками и оконными карнизами голубого цвета. Первоначальный каменный храм был с одной апсидой, похоже её разобрали вместе со старыми приделами и папертью.
В начале 2000-х годов рядом с храмом в овраге, на месте святого источника, была построена кирпичная надкладезная часовня, освящённая во имя святого пророка Илии, и купальня. Войдя в церковь и поднявшись по крутой лестнице, вы попадаете в просторную трапезную. На её сводах - роскошная многофигурная композиция, посвящённая Пресвятой Троице: на фоне голубого небосвода - облака, на которых восседает Бог Отец, Саваоф Иисус Христос, над ними голубь - Святой Дух. Вокруг, тоже на облаках, изображены святые. Тут и Богоматерь с апостолами и евангелистами, архангелы, пророк и креститель св. Иоанн Предтеча в окружении пророков, святители, преподобные, херувимы... На многочисленных иконах и стеновых фресках изображены лики святых, а также сцены из библейских сюжетов. Росписи на стенах дополняют орнаменты и фризы. В центральной части храма - тот самый четверик, построенный несколько веков назад. Если встать в центре его, то вы окажетесь прямо под куполом и "лицом к лицу" с главным иконостасом. В 1988 году в результате пожара серьёзно пострадали приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя пророка Илии. После капитального ремонта художники обновили роспись стен и потолков, а в Ильинском приделе соорудили новый иконостас. Ещё раньше был капитально отремонтирован подклет храма. Во время Великой Отечественной войны здесь размещалось овощехранилище, и только в 1979 году силами прихожан и настоятеля протоирея Василия (Изюмского) помещение очистили и устроили здесь храм в честь чудотворной иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Сегодня Беседский храм имеет четыре престола, а в главном алтаре по сей день стоит древний каменный престол, которому уже более четырёхсот лет.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №237, 2017 г.