Старинное село Стромынь расположено в одном из живописнейших уголков Подмосковья, у границы с Владимирской областью. Через него проходила известная дорога Стромынка, получившая своё название в год осявщения Дубенского монастыря на Стромыни и соединявшая Москву с Владимиром. Название села связывается со словом "строить" - крепить, огораживать заболоченный участок местности. Монастырь возводился на низком месте, которое необходимо было "строить", т. е. возвышать насыпью. По другой версии "стромынь" ("стремнина") - место, где русло реки Дубёнки, в те времена быстрой и бурной, имело крутой поворот. Своё летоисчисление село начало с ХIV столетия, когда оно стало упоминаться в актах и на картах Древней Руси под первоначальным названием Коровицыно. Всего около 50 километров разделяют Стромынь и Троице-Сергиеву Лавру. Но близость эта не только географическая, но и духовная. Самим угодником Божиим преподобным Сергием Радонежским был основан на Стромынской земле Успенский Дубенский монастырь. В 1379 году по воле Великого князя Дмитрия Иоанновича преподобный Сергий Радонежский ревностно занялся устройством монастыря. Местом для обители он избрал на Стромыни берег речки Дубёнки. В Никоновской летописи сказано: "... и священа бысть церковь месяца декабря въ 1 день... лета 6887".
Из рукописи Епифания Премудрого известно, что монастырь был "чудом во всем исполнен". Здесь располагался главный деревянный храм Успения Богородицы с двумя приделами: Рождества Христова и святых патриархов Афанасия и Кирилла. Справа от храма находилась деревянная часовня над гробницей игумена Саввы. Неподалёку от неё стояла небольшая тёплая, на подклети и с трапезной, деревянная церковь во имя Сергия Радонежского, поставленная в честь основателя обители. На монастырском дворе было 6 келий, здесь же находились амбары, погреб, ледник и поварня. Монастырь был окружён деревянным бревечатым забором с двумя воротами: "красными" и задними - для выхода на речку и на монастырскую мельницу, которая располагалась тут же, на Дубёнке. Из настоятелей Стромынского монастыря известны первые игумены: Леонтий, Савва, Иаков - ученики преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Леонтий управлял обителью недолго. Его преемником был Савва Стромынский. Более 200 лет монастырь был самостоятельным и считался дворцовым, Государевым богомольем. В 90-х годах ХV века строителем монастыря был святой Серапион, впоследствии архиепископ Новгородский. В 1603 году монастырь сильно пострадал от пожара и смог подняться и обустроиться только через 13 лет, так и не оправившись окончательно. В 1616 году Стромынскую обитель принял в своё ведение преподобный Дионисий. При его содействии она окрепла, умножилось число братии, были восстановлены постройки, главный же, Успенский храм отстроился лишь в 1680 году.
В 1764 году по распоряжению правительства монастырь был упразднён, храм его обращён в приходской, обветшавшие постройки были разобраны. Надёжной защитницей Стромынской земли является чудотворная Кипрская икона Божией Матери - благословение преподобного Сергия Радонежского при основании Успенского монастыря. Это один из списков более древней чудотворной иконы, прославившей в 392 году на месте погребения праведного Лазаря. Богоматерь в короне изображена сидящей на троне в окружении ангелов с пальмовыми ветвями в руках. На полях иконы внизу священномученик Антипа и мученица Фотиния. Икона долгое время являлась местночтимой, но после исцеления от неё расслабленной девицы Мавры Фаёвой, с детства страдавшей тяжёлой болезнью, 16 февраля 1841 году широко прославилась и была внесена в общецерковное почитание. Праздник Кипрской (Стромынской) иконы Божией Матери совершается в 1-ю неделю Великого Поста и 22 июля (по новому стилю). Писцовые книги ХVI века сообщают: "В Шеренском стане Московского уезда имеется монастырское село Коровицыно, а в нем церковь Николая Чудотворца...". Была она тогда деревянная, одношатровая, а вместо колокола висело "било". При упразднении Успенского Стромынского монастыря в ХVIII веке всё его имущество было перенесено в Никольский храм, в том числе и Кипрская икона Богородицы.
В 1823 году взамен обветшавшей деревянной церкви началось возведение каменной на том же месте. Строительство её велось "всем миром", на средства жителей близлежащих деревень. Наибольший вклад в это богоугодное дело внесли сыновья щекавцевского помещика. Уже в 1827 году состоялось освящение церкви в честь Успения Божией Матери. Первоначально колокольня стояла отдельно. Между ней и храмом была возведена паперть, в которой размещалась кладовая для ризницы. В 1877 году внутреннее пространство храма увеличилось за счёт постройки трапезной и объединения её с папертью. Тогда же к западному входу было пристроено небольшое крыльцо. В истории нынешнего храма были периоды и благополучия, и нелёгких испытаний. В 1930-е годы храм был закрыт, священнослужители и прихожане подверглись притеснениям и репрессиям. В 1940-х годах Богослужения возобновились, но в 1961 году храм опять закрыли почти на 30 лет. Под его сводами не раз пытались устроить склады и машинно-тракторную станцию. Много сил потребовалось жителям, чтобы отстоять церковь от посягательств властей. Никого не допускали ревностные прихожане внутрь храма. Большую часть церковного имущества хранили они у себя в домах. Главная святыня Стромынской земли - чудотворная Кипрская икона Божией Матери нашла своё пристанище в ветхой избёнке двух девиц - бывшей старосты храма Мартыновой Евдокии Николаевны и Юдкиной Анны Семёновны.
Почти 30 лет люди жили с надеждой, что храм когда нибудь откроет свои двери для всех верующих, и Божья Матерь примет осиротевших чад в свои объятия. И снова произошло чудо - церковь в селе Стромынь передана в ведение РПЦ одной из первых в Московской области. 30 мая 1988 года, в день Святого Духа, епископ Можайский Григорий освятил храм и благословил начало совершения Богослужений. 29 сентября 1996 года в храме Успения Божией Матери при большом стечении народа состоялось торжественное Богослужение в честь обретения мощей преподобного Саввы Стромынского. Возглавил это торжество митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, которому сослужили епископ Можайский Григорий и духовенство Московской епархии.
Из книги: "Святыни земли Стромынской". - Москва, "Новое Дело", 2006