ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Озерская. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Устьнедумская.

Устьнедумская церковь


Озерская. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Устьнедумская
Церковь. Действует.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Устюжская школа
Год постройки:Между 1752 и 1763.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
613960, Кировская обл., Лузский р-н, дер. Озерская

Координаты: 60.645412, 47.179958



Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Устьнедумская, , Озерская, Лузский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
23 марта 2006
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Устьнедумская, Усть-Недумская церковь<br>, Озерская, Лузский район, Кировская область
Усть-Недумская церковь
Dmitry Zonov
8 сентября 2016
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Устьнедумская, , Озерская, Лузский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
23 марта 2006
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Устьнедумская, Купель и часовня<br>, Озерская, Лузский район, Кировская область
Купель и часовня
Dmitry Zonov
8 сентября 2016
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Устьнедумская, Часовня Леонида Устьнедумского<br>, Озерская, Лузский район, Кировская область
Часовня Леонида Устьнедумского
Перелётный выхухоль
2 сентября 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  10 апреля 2019

Современное местоположение: д. Озерская, Лузский р., Кировская обл. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния.

Усть-Недумская Богородицкая церковь построена в 1763 г. - каменная, одноэтажная, с тремя престолами. Принадлежала Усть-Недумской Богородицкой мужской пустыни. Пустынь была основана в 1608 г. преп. Леонидом и упразднена в 1764 г. Церковь преобразована в приходскую. Крестьян при пустыни было 126 душ.

Согласно ревизским сказкам, дьячок Усть-Недумской Богородской церкви Вечеславов Андрей Павлович 29 марта 1760 (?) г. за неосторожность, приведшую к возгоранию теплой деревянной церкви, был наказан плетями.

Местоположение: на 1755 год - Устьнедумская Богородицкая пустыня, в Сольвычегодском уезде; на 1859 год - деревня казённая Зеленики (Облуна, Усть-Недумский погост), во 2-м стане Устюжского уезда, при оз. Черном.

В 1788 г. в приходе числилось 774 человека, в 1868 г. - 910. С 1874 г. некоторое время Усть-Недумская Богородицкая церковь была приписана к Короваевской церкви.

28 июня 1884 г., около полудня, при страшной грозе разразился над Усть-Недумской церковью сильный удар грома. После того, как гроза миновала, причт осматривал церковь и нашёл церковного сторожа убитым, иконостасы в тёплом храме и колонны, поддерживающие сень над гробницей преп. Леонида, опалёнными. В холодном храме в восьмериках верхнем и нижнем разбито до 30 стёкол и в первом с несколькими кирпичами и штукатуркой выпвана и сброшена одна оконная рама. Рама и выбитые стёкла были вставлены, на что израсходовано 6 руб., другие повреждения были также незначительны.

В деревне Липово Усть-Недумского прихода, в 10 верстах от церкви, в 1894/95 учебном году открыта школа. Заведующим назначен местный священник о. М. Черняев, учителем - диаконский сын Чевский Николай Васильевич, уволенный из 3-го класса духовного училища, ранее год занимавшийся в Аникинской ЦПШ, жалованье из Отделения Совета Стефано-Прокопиевского Братства составляло по 7 рублей в месяц. Учащихся было 37 мальчиков и 6 девочек. Школа помещалась в квартире, нанятой на средства от общества.

В 1916 г. построена приписная деревянная Ильинская Тимонинская церковь.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=967

Ведомость о церкви Устюжского уезда Усть-Недумской Богородской за 1855-й год. Фрагменты.

1. Церковь построена 1763-го года тщанием Лальского купца Ксенофонта Емельянова сына Захарова, освящена теплая 1766-го года, а холодная 1771-го года. Первоначальное свое существование восприяла, как видно из хранящегося при церкви летописца в лето 7116 (1608) года построена была деревянная церковь пришедшим из Моржевского Монастыря Иеромонахом Леонидом в расстоянии от ныне существующей в одной с половиною версте близ реки Лузы, на месте лесном и никем тогда не заселенном, а он Иеромонах Леонид лесные места разпространил и болотистые места обсушил посредством копания в реку Лузу истоков и устроил Монастырь, а в 7160-м (1652) году им же Иеромонахом Леонидом по случаю от воды утеснения и подмытия выстроена на настоящем месте вторая деревянная церковь над черным озером над Усть копаной им речки Недумы, от чего и наименование получила Усть Недумской пустыни, где и существовал Монастырь под управлением строителей и игуменов до 1764 года, а с оного времени обращена в приходскую церковь.

2. Нынешняя церковь зданием каменная одноэтажная в одном корпусе с теплою таковою же колокольнею, построенною над папертью, зданием крепка. В нынешнем году случилось повреждение на холодной церкви при поднятии на оную креста. 19 июня упала глава и шейка на землю, после чего верхний осмерик покрыт железом и поставен деревянный крест впредь до настоящего исправления, кроме того ветхостей и повреждений внутри и вне церкви нет. Крыша вся железная устроена в 1847 году на кошельковую сумму.

3. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Введения Божией Матери, а в теплой на правой руке во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрия, а на левой во имя Святыя Великомученицы Параскевы.

4. Утварию церковною достаточна […]

5. Причта положено одному клиру без Диакона.

6. Земли при сей церкви в количестве десятин неизвестно, потому что обмежевана она в одном плане с четырьмя деревнями Старомонастырской, Зелениками, Озерской и Новым Починком. Но священноцерковнослужители владеют ныне усадебной пашенной и сенокосной землею по общей писцовой книге. На пашенную землю высевается у всех священноцерковнослужителей ржи 3, ячменя 2, овса 5 четвертей, пшеницы, гороху и семени льняного не сеется по падению ранних инеев от низкого и болотистого положения места. […] Рыбная ловля имеется в малом количестве и выгод от нея никаких не получается, а других выгод и угодий приносящих доходы священноцерковнослужителям не имеется. О сей земле никакого дела не производится, а владеют оною священноцерковнослужители сами.

7. Домы у всех священноцерковнослужителей казенные деревянные на церковной земле. На содержание клира Высочайше утверждено со 2-й половины 1854-го года постоянного оклада Священнику 90 руб., Дьячку 36 руб., Диакону на Пономарской вакансии 24 руб. Всего 150 руб. серебром, которые и получаются по половине года из Устюгского Уездного казначейства, банковских билетов или свидетельств, с коих бы можно было получить известное количество процентов в пользу священноцерковнослужителей равно и в пользу церкви не имеется. […]

8. Содержание священноцерковнослужителей посредственное.

9. Зданий церковных как то: лавок, кладовых, мельниц, ниже других каких либо не имеется, а есть сенного покосу три пожни […], но на сии пожни именных планов и межевых книг не имеется.

10. Разстоянием сия церковь от Вологодской Духовной Консистории в 550-ти, от Духовного Правления в 55-ти, а от Местнаго Благочиннаго в 25-ти верстах.

11. Ближайшие к сей церкви суть: 1-я Короваевская Архангельская в 2-х, 2-я Туринская Воскресенская в 6-ти и 3-я Слободская Преображенская в 7 верстах, с Туринской Воскресенской и Слободской Преображенской церквями ни в какое время препятствия не имеется, а с Короваевской Архангельской весной и осенью много препятствует река Луза.

12. Приписной к сей церкви не имеется.

13. Домовой церкви и часовни в сем приходе так же нет.

14. Опись церковного имущества имеется […]

15. Книги о суммах церковных […]

16. Копии с Метрических книг с 1780 года имеются и хранятся рачительно.17. Копии с исповедных ведомостей с 1780 года так же имеются.[…]

Источник: ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 282. Клировые ведомости по Устюжскому Духовному Правлению за 1855 год. Лл. 495-500. Выписки предоставлены А. Булатовым.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.