Село Пасегово, первоначально Пасеговское, - одно из старейших вятских сёл. Впервые упоминается в 1626 году в храмозданной грамоте, подписанной Патриархом Филаретом. По этой грамоте прихожанам разрешалось за свой счёт построить в селе новую деревянную церковь.
В 1726-1730 гг. приход состоял из 68 селений. Жители села Пасегова и окрестных деревень смогли позволить себе уже в начале ХVIII века построить в селе каменную церковь - редкое и весьма дорогостоящее по тем временам дело. Известно, что строительство Знаменско-Богородицкой церкви закончилось в 1726 году. Сколько лет длилось возведение храма и в каком году было начато, не указывается нигде. В книге "Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 год" архивариус духовной консистории В. И. Шабалин, пишет следующие строки: "Во вновь построенной каменной церкви устроено два престола: главный во имя Знамения Пресвятой Богородицы, освящённый в 1740 году, и придельный в честь Св. апостола Иоанна Богослова, освящённый 12 июня 1730 года". При этом следует ссылка на клировые ведомости 1813 года.
Очень важные, хотя и косвенные доказательства достоверности приводимой даты постройки церкви встречаются в "Вятских епархиальных ведомостях" за 1873 г. (вып. №2, стр. 56). По поводу церковных владений здесь говорится следующее: "Земли усадебной при церкви одна десятина, пахотной и сенокосной земли Высочайше пожаловано в 1726 и 1729 годах 64 дес. и 39 саж. На земли сии грамоты, план и межевая книга при церкви имеются..." Это единственная, но действительно очень важная библиографическая ссылка на реально существовавшие при церкви архивные документы. Как известно, церкви наделялись земельными угодьями именно при образовании прихода или освящении престола. А здесь первая земельная грамота датируется как раз 1726-м годом.
В конце 1960-х годов известный московский архитектор-реставратор и знаток русской архитектуры Б. В. Гнедовский так писал о пасеговской церкви в своей книге "Дорогами земли Вятской": "Знаменско-Богородицкая церковь - один из наиболее поздних памятников "первой волны" каменного зодчества древнего Хлынова и едва ли не один из самых вырахительных, полнокровных и помпезных..." Б. В. Гнедовский пришёл к выводу, что на вятской земле в конце ХVII века сложилась самобытная архитектурная школа. Её представляла артель зодчих-каменщиков Ивана Ивановича Никонова. В числе построенных артелью Никонова храмов, которые неплохо сохранились до наших дней, Б. В. Гнедовский называет Преображенскую церковь Спасо-Преображенского монастыря в Кирове (1696 г.), Екатерининскую церковь в Слободском (1699 г.), Трёхсвятительскую больничную церковь Трифонова монастыря (1711-1717 гг.) и Знаменско-Богородицкую церковь в селе Пасегово (1726 г.). Известные исследователи истории вятской архитектуры и строительного дела А. Г. Тинский и А. Ю. Каптиков в своих работах придерживаются схожей точки зрения. Документальных свидетельств этому не найдено, да и вряд ли уже будет что-то обнаружено, т.к. архивные материалы этого периода сохранились до нашего времени фрагментарно. Но то, что Знаменско-Богородицкую церковь строил мастер-виртуоз с подобными ему искусными подмастерьями - это очевидно. Артель Никонова - одна из самых известных, если не самая известная артель мастеров каменных дел в Хлынове на рубеже ХVII-ХVIII веков. И если Знаменско-Богородицкая церковь - дело артели Никонова, то это только увеличивает историческую значимость и архитектурно-художественную ценность этого памятника.
В упоминавшейся выше книге Б. В. Гнедовский так описывает внешний облик фасадов холодного храма: "Это настоящая энциклопедия декоративных форм, которыми так умело оперировали местные каменщики-злдчие. и всё же это совершенно новая вариация на ту же тему, особый ритм декора, свойственный только этому храму. Всё как будто знакомо, и всё по-новому. Мощные парные полуколонны с рустованными выступами на углах четверика взлетают на всю высоту здания, подчёркивая его стройность. Вместе с рядами окон они придают фасадам определённую "регулярность", ритмичность построения, характерную для столичной архитектуры того времени. Интересен пояс сочно профилированных балясин, отмечающих верх цоколя. Свой особый, изысканный характер имеет рисунок "рогатых" наличников верхних окон, врезанных в толщу венчающего каргиза. Словно по контрасту с насыщенным резьбой карнизом в этих фронтонах наличников оставлены большие плоскости гладкой стены. Только один, отмечая среднюю ось фасада, украшен "кистью". Внизу ему "вторит" каменное "полотенце". И снова "хороводы" розеток повсюду: на откосах окон, в колоннах и фронтонах наличников..."
На сохранившихся вятских храмах конца ХVII-ХVIII веков, в том числе и на Знаменско-Богородицком холодном храме, нет ни одной (!) архитектурной детали, изготовленной или вырезанной из белого камня-известняка. Все многочисленные детали и узоры - капители, кокошники, полуколонки, дыньки, балясины, жгутики, розетки и т.д. - выполнены из глиняного кирпича. Простейшие формы лекального кирпича, например для карнизов, могли изготовить кирпичники при формовке, сложные фасонные кирпичи, вероятно тесались каменщиками при кладке наличников, но вот как на кирпиче делали тонкие по рисунку розетки, "чешую", "городки" - это пока закадка. В любом случае - формовался ли узор на кирпиче-сырце, отливался ли в деревянных формах или вырезался на готовом, обожжённом кирпиче - мастерство, терпение и фантазия вятских мастеров-каменщиков достойны восхищения.
Знаменско-Богородицкая церковь в Пасегово - это не просто один из наиболее поздних памятников "первой волны", а скорее всего, последний по времени каменный храм на Вятке эпохи русского средневековья.
Безусловным взлётом вятского зодчества была последняя треть ХVIII века. Для построек этого периода характерны несколько вытянутые вверх пропорции, продуманные и уравновешенные планировочные решения, довольно плоскостной, но грамотный по рисунку и профессиональный по исполнению декор. А в целом каменным храмам так называемого ярусного типа, относящимся к последней трети ХVIII века присуща некая лёгкость и воздушность объёмно-пространственных композиций, изящество в декорировке фасадов и убранстве интерьеров. Архитектура этого периода вошла в историю местного зодчества под названием "вятское барокко". Одним из относительно скромных образцов архитектуры этого периода является колокольня Знаменско-Богородицкой церкви.
На строительство колокольни пасеговцы подрядили хлыновского мастера каменных дел ивана Дмитриевича Коршунова (род. в 1731 г.), который к тому времени был известен лишь тем, что некоторое время работал на строительстве нового Кафедрального собора в Хлынове. Но выбор селян оправдался: колокольня получилась стройной, крепкой и со вкусом декорированной. Позднее И. Д. Коршунов стал одним из самых известных специалистов каменного дела на ВяткеОпределить точную дату строительства колокольни в с. Пасегово не представляется возможным, т. к. сам И. Д. Коршунов в своей записке её не называет.
Известно, что в Вятской духовной консистории в 1761 и 1767 годах разбирались дела, связанные с пасеговской церковью. Сами эти дела в архиве не сохранились, но не исключено, что они относились именно к строительству колокольни, особенно последнее, за 1767 год. В записке И. Д. Коршунова упоминается пасеговская колокольня, датируемая 1783 годом, в связи с чем можно указать приблизительную датировку церковной колокольни - с 1767 по 1782 год. 22 апреля 1831 года, "в четвёртом часу дня", как указывают архивные документы, от удара молнии на колокольне загорелась ветхая деревянная крыша. По счастливой случайности пламя не охватило весь верхний ярус звонов, рубленный из дерева, и находящиеся там колокола не упали на землю.
Почему в своё время И. Д. Коршунов не сделал верхний ярус каменным - объяснить не представляется возможным. Не исключено, что стройку не смогли до конца обеспечить кирпичом и оплатить дорогостоящие высотные работы. Лишь в 1833 году по "рисунку" губернского архитектора И. Д. Дюссар де Невиля ярус звона на колокольне был выполнен в кирпиче. кстати, наличие двух строительных периодов заметно отразилось в облике колокольни: три нижних глухих яруса этого сооружения, построенного И. Д. Коршуновым во времена барокко, разительно отличаются от верхнего яруса звона, решённого в традициях позднего классицизма. Основной объём храма соединён с колокольней посредством довольно широкой трапезной.
В 1810 году в Пасегово приезжает исполняющий обязанности губернского архитектора уездный землемер М. А. Анисимов. К этому времени тёплый придел "по причине слабо утверждённого в связях при строении ея сводам многих разспилин приходит в совершенную ветхость и клонится к разрушению". После освидетельствования технического состояния конструкций старой тёплой трапезной Анисимов предложил разобрать её до основания и на старых фундаментах построить новую, "исходотайствовав" для этого чертёж плана.
В январе 1812 года духовенство и староста храма обращается к вятскому епископу Гедеону с просьбой обязать прихожан строить новую тёплую трапезную. 17 июня 1812 года в Пасегово от епископа посылается разрешение на строительство новой трапезной. На общем сходе прихожан были выбраны трое распорядителей строительства: крестьяне Антон Скопин, Митрофан Куклин и Михаил Селюнин. Вместе с церковным старостой Иваном Титовым они должны были следить за обеспечением стройки материалами и всеми силами способствовать безостановочному возведению сооружения.
В октябре 1812 года прихожане с батюшкой заключают договор на изготовление кирпича с прихожанином этой церкви, мастером кирпичных дел Григорием Авдеевичем Палкиным из деревни Ростриганской Вязовской волости. Палкин обязывался с 20 мая 1813 года начать подготовку глины, а с 20 июля - обжиг кирпича. До 1 ноября того же года мастер обязался изготовить 50 тысяч штук кирпича, из которых 5 тысяч штук кирпича-"половинника". За изготовление каждой тысячи штук Палкину уплачивалось 6 рублей 30 копеек, а при подписании договора ему было выплачено в задаток 160 рублей.
К весне 1817 года все приготовления к строительству были закончены. В письме к епископу Гедеону пасеговские церковнослужители просят разрешить им начать строительство по утверждённому епископом "архитекторскому плану", т.е. с увеличением размеров трапезной. Автор проекта нигде не указывался, но есть все предположения, что таковым являлся Николай Андреевич Андреевский, назначенный на должность губернского архитектора в 1813 году. Велика вероятность, что строителем выступил мастер каменных дел И. П. Бачурихин.
В 1817 году был прорублен входной проём вместо окна в южной стене фасада четверика основного объёма. К осени 1818 года возведение трапезной было завершено. В ноябре 1818 года был подготовлен, а несколько позднее освящён правый придел новой тёплой трапезной, в честь Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Спустя три года, в ноябре 1821 года, освятили и левый придел во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В 1861 году площадь трапезной увеличили, пристроив дополнительный объём с западной стороны и соединив трапезную длинным переходом с первым ярусом колокольни.
В конце ХIХ века к западному фасаду трапезной пристроили каменную палатку. Трапезная проста и лаконична как по планировке, так и по декору. В 1833-1840-х годах было перестроено завершение холодного храма, спустя три года алтарь и трапезная были покрыты железом. В середине 1850-х годов стены и свод холодной церкви покрыли масляной живописью. В 1872 году территорию церкви обнесли каменной оградой (не сохранилась), а в начале ХХ века к первому ярусу колокольни пристроили крылья торговых лавок, растянувшихся вдоль прилегающей улицы.
В 1930-е годы служба в церкви была прекращена и возобновлена лишь в середине 1990-х годов. В 1980 году Знаменско-Богородицкая церковь была обследована первой студенческой исследовательской экспедицией Кировского политехнического института (ныне - ВГУ). В рамках экспедиции и последующей камеральной обработки материалов под руководством Е. Г. Рупасова выполнены обмеры памятника, зафиксированы сохранившиеся архитектурные и конструктивные детали, зарисованы наличники, выполнена подробная фотофиксация. составлен паспорт объекта с большим количеством приложений. На фасадах холодного храма в начале 1980-х годов проведены работы по реставрации сложнейшего декоративного убранства. Частичное восстановление кирпичных деталей и реставрацию фасадов в целом выполнили профессиональные каменщики-реставраторы Н. П. Шабардин и Г. Я. Глухих под руководством А. К. Шуклина. В этот период на храме было устроено новое металлическое покрытие кровли купола и главки, восстановлены оконные заполнения.
В 1990-2000-е годы титаническую работу по восстановлению святыни провели прихожане вместе со священнослужителем, помогла администрация Пасеговского муниципального образования, на эти средства был поставлен новый иконостас, расчищены и расписаны вновь стены и свод холодного храма, приобретена церковная утварь для проведения служб.
В 1995 году Указом Президента РФ № 176 Знаменско-Богородицкую церковь в селе Пасегово поставили на Государственную охрану как памятник федерального значения.
В написании статьи использован материал из книги: Е. Г. Рупасов "Село Пасегово, вятские строители и Знаменско-Богородицкая церковь (Дорогами Вятки)". - Киров: "О-Краткое", 2011
Комментарии и обсуждение
Полное название храма – церковь Иконы Божией Матери «Знамение». Находится в большом селе Пасегово Кирово-Чепецкого района, в 15 км от Кирова. Это одно из первых культовых сооружений, построенных в архитектурном стиле, который называется «вятским барокко». Дата создания церкви 1726 год. Уникальность ее - необыкновенно красивый богатый каменный декор, созданный мастерами того времени, поэтому храм иногда называют «энциклопедией декоративных форм». Трапезная, дольно длинная относительно здания храма, построена в 1818 году, колокольня - в 1831 г зодчим Иваном Коршуновым в стиле классицизма. В это же время был перестроен первоначальный купол с главкой. Была закрыта в советское время. С 1990-х годов церковь действующая, но требует ремонта.
С сайта Краесозерцание