ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Петровское. Церковь Петра, митрополита Московского.


Петровское. Церковь Петра, митрополита Московского
Церковь. Не действует.  
Престолы:Петра, митрополита Московского, Покрова Пресвятой Богородицы, Никиты мученика
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1778 и 1784.
Архитектор:М.Ф. Казаков
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Наро-Фоминский район, с.Петровское

Координаты: 55.534041, 36.993392
Проезд:С Киевского вокзала до ст.Алабино. Автомашиной по Киевскому шоссе (М3) до пересечения с "малой бетонкой" (А107). Далее направо (у поста ДПС), через ж.д. переезд, в Алабино - направо.



Сортировка:

Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Luca
3 февраля 2006
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Anastasy1012
22 августа 2020
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Anastasy1012
22 августа 2020
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Anastasy1012
22 августа 2020
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
27 марта 2016
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
27 марта 2016
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Елена Громакова
16 октября 2011
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Luca
3 февраля 2006
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Ярослав
4 сентября 2005
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 февраля 2020
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
27 марта 2016
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
29 января 2012
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Luca
24 февраля 2006
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
29 января 2012
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
29 января 2012
Церковь Петра, митрополита Московского, , Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Luca
3 февраля 2006
Церковь Петра, митрополита Московского, "Среди коллекционеров". Ежемесячник художественной старины. Искусство русской усадьбы. Июль-август. 1924 год.<br>, Петровское, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
"Среди коллекционеров". Ежемесячник художественной старины. Искусство русской усадьбы. Июль-август. 1924 год.
Лобготт Пипзам
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иванов Дмитрий  26 января 2012

Петровская церковь в с.Петровское получила свое название от имени святителя Петра митрополита Московского. Изначально церковь была деревянной (XVIIIв.). Новая каменная построена по проекту архитектора М.Ф.Казакова на средства Никиты Демидова и освящена митрополитом Платоном в 1785г. Во время изъятия церковных ценностей в 1920-е годы церковь была закрыта и реквизировано 36 ящиков церковных ценностей. В настоящее время между церковью святителя Петра и колокольней с Покровским приделом устроена проезжая дорога. В 2003г. церковь приписана к приходу Покровской церкви в с.Петровское.

Источник: Наро-Фоминское благочиние Русской Православной Церкви Московского патриархата, Московская епархия


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  8 апреля 2020

В 1776 г. здесь началось строительство новой каменной усадьбы. Увенчанный в своё время куполом, квадратный в плане дом (ныне в руинированном состоянии) со срезанными углами и круглым залом в центре, близко напоминал усадебный дом в Тайцах (под Ленинградом), выстроенный И. Старовым для тех же Демидовых, родственником которых он был. Однако найденный в подвале закладной камень называет имя Казакова. Следует думать, что последний был фактическим строителем усадьбы. Ему же принадлежат церковь и колокольня, родственные по архитектуре его произведениям.

У С.А. Торопова, заставшего усадьбу еще не разрушенной, мы находим наиболее подробное описание храма свт. Петра до его разорения и разрушения. Одноглавый храм с большим «классическим» куполом выглядел одновременно скромно и монументально. «Гладкий, белый с золотом иконостас, – читаем там, – деталями напоминающий иконостас казаковской Филипповской церкви в Москве, отделяясь пилонами, прячется за них и виден лишь частично... Живописные панно с белой гладью и с золотом деталей безупречны. Слабее вышла средняя часть с Царскими вратами, особенно последние, как-то грубоваты в исполнении. В алтаре, освещающемся окном-пролетом, хороша сводчатая сень-колоннада над престолом. Её полукупольный, слегка вытянутый вперед, декоративный деревянный свод обработан внутри кессонами с золочеными профилями и живописными донцами, хотя и записанными… Церковь кажется большой и торжественной, вовсе не отвечающей наружному её объему. На хорах храма устроен придел св. Никиты с грубоватым иконостасом» (Торопов, с. 24).

Устроение придела во имя вмч. Никиты вполне понятно – он Небесный покровитель владельца усадьбы. Скончавшийся 16 декабря 1789 г. Никита Акинфиевич был погребен в церкви свт. Петра, там же позднее нашли упокоение его жена Александра Евтихиевна и дочь Екатерина.

Вновь обратимся к статье Торопова, заставшего разоренные в 1920-х г.г. подчистую надгробия Демидовых. «В храме, – продолжает он, –замечателен саркофаг Н.А. Демидова, в обширной надписи которого, между прочим, читаем: «Монумент сей сооружаться начат в 1786 году при жизни покойного по апробированной им модели, а окончен и поставлен на сем месте в 1788 году». Напротив саркофага медная доска с длинной надписью над могилой жены Н.А. Демидова». С.А. Торопов приводит и важные свидетельства об освящении храма свт. Петра. «Клировые ведомости, – пишет исследователь, – дают год её освящения – 1785-й, что подтверждается следующей пространной собственноручной надписью митрополита Платона (Платон (Лёвшин, 1737-1812), архимандрит Троице-Сергиевской лавры (1766-1770), митрополит Московский (с 1775), педагог, выдающийся деятель православного просвещения - А.С.) на Библии 1779 г.: «В церковь св. Петра митрополита, что в селе Петровском – Княжищево тож, по усердию и благоговению к Богу и по любви к Высокородному господину Никите Иакинфиевичу Демидову, при освящении мною благолепнейшаго храма сию Библию дал вкладом. Смиренный Платон Божией милостью архипастырь царствующего града Москвы 1785 года сентября 15 дня, в селе Петровском».

http://sites.google.com/site/aprelkraj/nas-kraj-aprelevskij/petrovskoe-alabino


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  8 апреля 2020

По историческим сведениям, первая деревянная церковь Петра Митрополита Московского была построена в усадьбе Княжищево П.П. Шафирова, сподвижника Петра I, в 1713 году, отчего последняя получила по храму дополнительное название Петровское. Церковь была ярко расписана снаружи и внутри, через четверть века наследник И.П. Шафиров построил новую деревянную церковь с приделом, вместо обветшавшей. Существующий ныне каменный храм с колокольней, сохранивший старое название, выстроен при новом владельце усадьбы - горнодобытчике Никите Акинфиевиче Демидове, по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова. По некоторым свидетельствам исследователей «Ю.А. Бахрушин у священника местной церкви видел чертежи Петровского храма, подписанные М.Ф. Казаковым».

Демидов подал прошение о строительстве новой каменной церкви в 1778 году. К 1784 году здание холодного храма было закончено и владелец пожелал «над трапезою для служения в зимнее время соорудить придел во имя Ангела Хранителя - великомученика Никиты», на что получил разрешение. Церковь с приделом была освящена в 1785 году вместе с отдельно стоящей колокольней.

Храм по архитектурной композиции был близок к структуре главного усадебного дома. Его кубический центральный объём заключал в себя ротонду, которая, поднимаясь над крышей, образовывала световой барабан с широким куполом и крестом. Такая же ротонда украшала и усадебный дом, только вместо креста над ней возвышалась статуя Екатерины Великой.

Петровская церковь расположена к северу от парадного двора усадьбы, у главной подъездной дороги, к которой она обращена западным фасадом. Это единственный в Московской области храм во имя Первосвятителя Московского Петра Митрополита, благословившего Великого князя Ивана Калиту на перенос столицы в Москву из Владимира и основание Московского государства. Святитель Пётр погребён в алтаре Успенского собора Кремля.

По воспоминаниям современников, архивным описаниям и составленному архитектурному паспорту, храм был интересен своей оригинальной архитектурой и великолепным внутренним убранством. Четыре массивных стенки, пронизанные лишь проходами и идущие по кругу, служат опорой купола, лежащего на высоком световом барабане. Парусов нет, нет и углов. Ротонда с мощными арками, с простыми белёными стенами, росписи никогда не было. Гладкий белый с золотом иконостас, деталями напоминающий иконостас казаковской Филипповской церкви в Москве - живописное панно с белой гладью и золотом деталей безупречны.

Слегка вытянутый вперед, декоративный свод с кессонами, золочёными профилями и живописными донцами опирается на золочёный антаблемент, поддерживаемый коринфскими колоннами. Этот приём типичен для Казакова и его школы. В храме светло и свободно. Имеется ажур превосходной разбивки переплётов. Церковь кажется большой и торжественной, вовсе не отвечающей наружному её объёму. В храме замечателен саркофаг Демидовых с надписью: «Монумент сей сооружаться начат в 1786 г. при жизни покойного по апробованной им модели, а окончен и поставлен на селе месте в 1788 г». Напротив саркофага медная доска с длинной надписью над могилой жены Демидова Александры Евтихиевны Сафоновой-Демидовой. Декоративные детали храма тождественны убранству главного усадебного дома, в обработке фасадов использован римско-дорический ордер. Входные проёмы и нижние окна обрамлены одинаковыми белокаменными наличниками с «ушками» и замковым камнем, обработанным под «бриллиантовый руст».

Петровский храм закрыт в конце 1920-х годов. Помещение долгое время использовалось под жильё: храм был разделён перекрытием на два этажа. Ротонду и своды на храме уничтожили и сделали двухскатную крышу. На сегодня храм Петра Митрополита представляет щемящее душу зрелище. Это обезображенное перестройками и давней заброшенностью здание ещё кое-где сохранило остатки былой декоративной отделки. Даже обладая большой фантазией, трудно угадать в несчастном храме великолепный памятник зодчего М.Ф. Казакова, который, согласно ржавой табличке – «охраняется государством». Утрачен не только храм, как произведение искусства, но и ликвидированы захоронения семьи Демидовых в усыпальнице-саркофаге. Их, просто, нет.

Колокольня, выполненная в том же стиле, что и храм Петра Митрополита и бывший усадебный дом, избежала участи разорения из-за пристроенной к ней в 1858 году тёплой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Дорогу проложили между колокольней и храмом Петра - как ножом отрезали и возвели ограду. Неказистая Покровская церковь служит по сегодняшний день. Казаковская колокольня отреставрирована и почему-то выглядит вызывающе на фоне руин храма и усадьбы.

http://alabino.prihod.ru/istorija_prikhoda


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  25 января 2024

В селе Петровское Наро-Фоминского городского округа рядом стоят два храма с непохожей судьбой. Церковь святителя Петра Московского, построенная в 1785 году по проекту знаменитого русского зодчего Матвея Казакова, не действует и находится в аварийном состоянии. Этот храм был первым в Подмосковье, получившим редкое посвящение в честь митрополита Петра. Вторая церковь Покрова Божией Матери возведена почти на столетие позже Петровской для совершения служб в зимний период. В советское время эта маленькая церковь избежала разорения, оставаясь одной из немногих действующих в Наро-Фоминском районе.

Подмосковное село Петровское получило название благодаря соратнику Петра Iбарону Петру Павловичу Шафирову. В 1714 году вельможа построил в имении Княжищево деревянную церковь в честь своего небесного покровителя – святителя Петра Московского, после чего село стало называться Петровским. В 1780-х годах другой владелец усадьбы горнозаводчик Никита Акинфиевич Демидов возвел на собственные средства новый великолепный каменный храм с тем же посвящением. Исследователи сходятся во мнении, что проект усадебного храма и колокольни создал великий русский зодчий Матвей Федорович Казаков. Авторство Казакова подтверждало время и стиль постройки.

Некоторые детали церкви в Петровском отсылали к излюбленным приемам Казакова, примененным при строительстве известных московских церквей. Например, иконостас церкви в Петровском напоминал иконостас Филипповской церкви в Мещанской слободе, а колокольня, украшенная двухколонными портиками, повторяла черты колокольни церкви Космы и Дамиана на Маросейке. Среди характерных для стиля Казакова черт искусствоведы отмечали также низкий барабан с плоским куполом и свод надалтарной сени, опирающийся на антаблемент с колоннами. К сожалению, об этих деталях сегодня мы можем судить только по старым описаниям и фотографиям. 

Были и косвенные документальные свидетельства авторства великого зодчего. Ю.А. Бахрушин в 1920-е годы видел у местного священника чертежи, якобы подписанные М.Ф. Казаковым. Примерно в те же годы советский реставратор С.А. Торопов обнаружил в Петровской церкви известняковый камень с надписью, повествовавшей о закладке усадебного дворца, и фамилией Казакова. Факт почти одновременного строительства церкви и дворца в Петровском, в свою очередь, подтверждала отметка на страницах старинной Библии, хранившейся в церковной ризнице. Из нее следовало, что митрополит московский Платон (Левшин) освятил «благолепнейший» храм в вотчине Н. А. Демидова 15 сентября 1785 года.

Вот как оценивал архитектуру Петровской церкви уже упоминавшийся искусствовед С.А. Торопов: «Архитектурный облик колокольни и храма великолепен. Все их детали и технические приемы тождественны с домом [главным домом усадьбы Петровское]. Так же чеканны и так же благородны разбивка и декорировка стен, линии пилястр, антаблемент с очаровательной лепкой и сандрики, так же неотразимо обаятелен замысел общей концепции. Церковь интересна по своему типу – редко встречающемуся». Высоко оценивал исследователь и отдельно стоявшую колокольню: «Все здание весьма грациозно и являет превосходный пример решения такого рода, которое не всегда удавалось Казакову». Напротив, пристроенный князем Мещерским в 1858 году к колокольне зимний храм Покрова Божией Матери советские архитекторы и искусствоведы называли строением «безобразным, совершенно неоформленным… нарушившим целостность здания колокольни», «неинтересным в художественном отношении». Тем удивительнее, что в советское время уникальный по архитектуре храм митрополита Петра авторства Казакова был закрыт, разорен и обращен в руины, а небольшая и безыскусная Покровская церковь не закрывалась даже в самые тяжелые годы гонений на веру и прекрасно сохранилась до нашего времени.

В начале 1960-х годов в этой церкви-пристройке к Казаковской колокольне в селе Петровском служил знаменитый пастырь и проповедник, «миссионер для племени интеллигентов» о. Александр Мень. Хотя о. Александр пробыл в Петровском-Алабино около пяти лет, Покровская церковь стала знаковой в его жизни: она была первой, где он служил в сане священника. Мень характеризовал свою деятельность в должности настоятеля Покровский церкви как «революцию – во внешнем смысле». По инициативе священника были заменены иконы, замазаны изображения на стенах, выполнены новые росписи в стиле Васнецова. Специально для настенных работ о. Александр нанял художника Б.И. Мухина, а для храмовой иконы Покрова Богородицы пригласил известного реставратора и иконописца М.Н. Соколову (монахиню Иулианию). Новый настоятель также совершил «изгнание торгующих из храма»: церковная лавка была перенесена в отдельный притвор.

О. Александр Мень в шутку называл приход в Петровском своим «аббатством». При храме проходила вся жизнь священника: здесь он жил с семьей, общался с прихожанами, писал богословские книги. В этом подмосковном «аббатстве» собирались единомышленники и собратья отца Александра по служению – около десяти московских священников – для обсуждения богословских вопросов и проблем церковного управления. Побывал на этих встречах в Петровском-Алабино и известный в то время калужский епископ Ермоген (Голубев). Активность на Покровском приходе в Петровском вызвала раздражение у местных властей, и в середине 1960-х годов «аббатство» было разогнано, а о. Александра Меня перевели служить в Пушкинский район.

В конце 1920-х годов село Петровское оказалось связано с жизнью святой подвижницы XX столетия Афанасии (Лепешкиной). Игуменья Афанасия – в миру Александра – родилась в 1875 году в семье московского купца Василия Николаевича Лепешкина. Эта фамилия фабрикантов была широко известна в столице, в том числе благодаря щедрым пожертвованиям на храмы. Семен Логинович Лепешкин, двоюродный прадед игуменьи Афанасии, был меценатом и строителем подмосковной Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни. Несколько поколений купцов Лепешкиных были также старостами и жертвователями московской церкви преподобного Марона Пустынника – редкого святого, к которому обращаются страдающие от лихорадки.

 Александра Васильевна Лепешкина получила хорошее образование в Москве, знала несколько языков, но в 1895 году ушла в монастырь. Молодая женщина поступила в число сестер Зосимовой пустыни, к строительству которой имел отношение один из ее предков. В 1911-1919 годы Александра Лепешкина заведовала монастырской иконописной мастерской, а затем приняла иноческий постриг с новым именем Афанасия. В 1920 году, когда советская власть уже вела активную борьбу по закрытию монастырей, Афанасия стала настоятельницей Троице-Одигитриевой обители. На протяжении 8 лет игуменья успешно руководила женской общиной, которая в новых условиях существовала в форме сельскохозяйственной артели. В 1928 году Зосимова пустынь была все-таки закрыта, а ее бывшая игуменья вместе с двумя преданными сподвижницами переехала в село Петровское на станцию Алабино.

В мемуарах «Мой час и мое время» врач М.М. Мелентьев, работавший в это время в Петровской больнице недалеко от Покровского храма, вспоминал последние годы жизни матушки Афанасии. Вот что он писал: «Взяла она с собою [в Алабино] старушку мать Антонию, которая стояла при ней с первых дней ее монастырского жития, и послушницу Дуню… Зажили эти три человека уж совсем на моих глазах крепкою жизнью верующих людей. Игуменья Афанасия правила ежедневную службу, молилась и являлась умственным центром этой маленькой общины… И на фоне общей растрепанной жизни, суеты, безверия, мечущихся и беснующихся людей их маленькая утлая община была оазисом… Эти три женщины сумели не поддаться массе, толпе и сохранили свое лицо, свою веру до конца». В 1931 году игуменья Афанасия и ее помощница Евдокия были арестованы и по решению суда сосланы в Казахстан. На второй день после прибытия на место ссылки обе исповедницы скончались. В 2000 году Афанасия и Евдокия были прославлены в лике Новомучеников и исповедников российских.

Уникальная церковь святителя Петра Московского сегодня предстает полуразрушенной постройкой без купола, крыши, с пробитыми проемами окон. Остается надеяться, что этот храм будет отреставрирован и к нему вернется прежний благолепный вид. Это одна из двух церквей в Подмосковье, освященная в честь святителя, который в начале XIV столетия предрек возвышение Москвы среди враждующих русских княжеств и выбрал местом своего пребывания столицу Ивана Калиты. Еще до рождения святителя мать митрополита Петра имела чудесное видение о будущей славе ребенка: ей представилось, что она держит в руках ягненка, между рогами которого выросло дерево с множеством прекрасных листьев, цветов и плодов. Между ветвей дерева горели свечи, от которых распространялось благоухание.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Два храма в Петровском у станции Алабино.



Комментарии и обсуждение


Сферическая (VR) панорама интерьера: http://www.360cities.net/image/inside-abandoned-church-alabino-russia-1
2 апреля 2009, Василий Кумаев.

Храм не действует. Решается вопрос о консервации и последующей реставрации (со слов настоятеля церкви Покрова Пресвятой Богородицы)