«…Торжественная закладка Успенского собора состоялась в 1711 году; строительство продолжалось до 1717 года, причем первым в 1714 году был закончен не главный храм, а придельный, посвященный популярным в Поморье основателям Соловецкого монастыря Зосиме и Савватию.
В период строительства собора, с 1711 по 1717 год, борьба России с Швецией за обладание выходом в Балтийское море была ознаменована дальнейшими успехами. В 1713 году шведские войска были изгнаны из Гельсингфорса, Або и Вазы; в 1714 году при Гангуте был разбит шведский флот и впервые пленен флагман; в 1717 году в Амстердаме подписан трактат «о дружбе, союзе, коммерции» между Россией, Францией и Пруссией, которым приглашались все державы «для содержания генеральной тишины в Европе». Петр придавал первостепенное значение выходу России в Балтийское море и победам над войсками правительств, мешавших этой исторической миссии. Полтавская победа отмечалась повсеместно, так же как и победа в Гангуте.
Можно считать, что эти события оказывали существенное влияние на идейный и художественный образ Кемского собора. Выбор шатрового монументального, триумфального по духу типа сооружения отвечал всему объективному ходу самих исторических событий и их идейному выражению.
К моменту закладки Успенского собора 1711 году в Кеми уже существовал исторически сложившийся ансамбль городской застройки. Центр города возник на большом Леп-Острове, разделявшем реку Кемь на два рукава в 7 верстах от впадения ее в Белое море. Здесь издавна сосредоточивались общественные сооружения: Кемский острог, сооруженный в 1657 году (первые укрепления воз- НИКЛИ еще В Х?І веке), церковь Иоанна Предтечи (1682 год), подворье Соловецкого монастыря и, наконец, старый Успенский собор Х?ІІ века. Таким образом, при наличии сложившегося плана и силуэта городской застройки перед строителями встала задача создания такого архитектурного сооружения, которое, отвечая идейным устремлениям времени, по своей торжественности и величию должно было превосходить все созданное ранее. Эта задача была успешно разрешена созданием трехшатрового храма с выделенным мощным центральным высотным объемом. Здание было воздвигнуто на каменистом берегу в непосредственной близости (120 м) от р. Кемь.
Для того чтобы яснее представить себе соотношение и связь Кемского собора с современным ему архитектурным окружением, обратимся к путевым заметкам академика В. В. Суслова, которому удалось в конце прошлого века застать остатки ряда сооружений, располагавшихся рядом с собором.
«...Мы по компасу взяли направление и вскоре показался Кемский залив... На самом мысе поднималась уже покосившаяся громадная башня старинного острога. Быстрое течение двух рек, омывающих это место, давно разрушило старинное Кемское укрепление и теперь только широкая восьмиугольная башня, очутившаяся на островке, доживает свои последние годы. Сзади этого пошатнувшегося безмолвного свидетеля минувших оборон, на склоне горы виднелось старинное, ныне заколоченное здание бывшего подворья Соловецкого монастыря. За ним на горе расстилалась группа стареньких домов, а между ними как-то особенно величаво рисовались в воздухе высокие, почерневшие от времени шатровые крыши собора…»
Интересно, что автор этих строк воспринял ансамбль Кеми не с той стороны, откуда обычно воспринимали его позднейшие исследователи - с суши, а со стороны водных подступов к нему, от устья реки, с моря. Неотъемлемой частью архитектурного решения Кемского собора, так же, как и всех других лучших памятников деревянного зодчества, располагавшихся по берегам рек, например Белой Слуды, как анализируемых ниже Кижского погоста и Кондопоги, является связь памятника с водой, учет его восприятия с реки, озера или морского залива.
В постановке Кемского собора на гранитном мысу, в ориентации его на водные подступы к городу видны черты военно-оборонительных сооружений. Три шатра Кемского собора придали завершенность и обогатили силуэт городка, намеченного ранее шатровыми башнями острога и завершением Предтеченской церкви.
Успенский собор в Кеми представляет собой комплекс трех шатровых столпов, из которых центральный является главным, а два боковых подчиненными ему. Высота центрального столпа (храма Успения - 35,5 м, южного (Никольского) и северного (Зосимо-Савватиевского) - в среднем по 23,5 м. Каждый из шатровых столпов решен по типу «восьмерик на четверике». Все три столпа объединяются низким и просторным центральным срубом трапезной (13х13х4 м), крытым на два ската; к ней с запада примыкают сени-галерея и крыльцо. С запада каждый из трех столпов имеет пятистенный алтарь, крытый бочкой.
Основная задача, стоявшая перед зодчими Успенского собора при его объемно-пространственном решении, заключалась в том, чтобы при наличии ряда различных объемов не нарушалось основное художественное качество шатровых сооружений - их величественность и высотность. Эта задача органически вытекала из самого идейного смысла памятника - как триумфального сооружения, посвященного выдающимся событиям цепи исторических побед в Северной войне. Успешное разрешение задачи высотности - основного художественного качества сооружения достигнуто последовательным проведением приема контраста высот главного шатра и двух боковых. Центральный шатер на 12 метров выше боковых. Наряду с контрастом высот проведен и контраст объемов, чему в значительной степени способствуют разрывы между боковыми и главным приделом. Вследствие этого четко воспринимаются и сопоставляются все основные объемно-высотные элементы здания. Благодаря тому, что боковые объемы сдвинуты в плане относительно глазного, нет ни одной точки зрения, с которой все три шатра сливались бы в одном силуэте и тем самым нарушался бы принцип контраста высот и объемов. Основному приему устремления вверх глазных шатровых масс сооружения подчинено и общее ритмическое нарастание объемов крыльца, сеней и трапезной с запада и повышение алтарей и их бочек с востока. Наряду с принципом контраста и нарастания высот важную роль в достижении единства и однотемности всех элементов здания играет сходное художественно-образное решение каждого из шатровых столпов, при их разной абсолютной величине.
Совпадение уровня шатровых полиц боковых приделов и полиц четверика главного объема создает общее горизонтальное членение для всех объемов, усиливая этим их связь между собой. Постановка кокошников на углах четвериков создает дополнительный мотив устремления вверх и одновременно обеспечивает главный переход от четверика к восьмерику. Границы рядов шатрового гонта создают ритмический ряд горизонтальных членений, придающих общий масштаб всем трем разным по абсолютной высоте шатрам.
Впечатление высотности усиливается еще и контрастом фактуры поверхностей шатров с мелкочешуйчатым покрытием глав, которые воспринимаются наиболее активно, как самые высокие точки здания. Гонтовые воротники главок своим зубчатым контуром четко ограничивают верх шатра в месте перехода его в шейку, где могли слиться эти две близкие друг к другу архитектурные формы.
План собора ясен и прост, его композиционным ядром служит квадратный сруб трапезной, вокруг которой группируются с востока - Успенский придел, с севера - Зосимо-Савватиевский и с юга Никольский, с запада - галерея и крыльцо. Расположение трапезной в центре комплекса, придание ей самой значительной площади со всей наглядностью раскрывает нам мирские, практические тенденции, заложенные в планировке Успенского собора, призванного и к тому, чтобы служить общественным центром такого оживленного хозяйственного и торгового пункта, как город Кемь. План очень легко читается также и потому, что основной ритмически-пространственной единицей его является квадрат. Не только трапезная, но и вce три придела представляют собой в плане квадраты: более того, все три алтаря также являются квадратами со срезанными внешними углами.
В соответствии с общественным назначением интерьер трапезной представляет собой просторную комнату-зал. Образ как нельзя более отвечает духу тех целей, которые преследовались строителями трапезной, - это места решения дел рыболовецких артелей, торговых «складничеств» и кораблестроительных компаний. Решение интерьера лаконично: выструганные стены, потолок из широких плах, лежащих на круглых мощных «матрицах» и двухбревенном прогоне, опертом в свою очередь, на два резных столба, скамьи вдоль стен и две печи из крупномерного кирпича в углах составляли всю ее обстановку и убранство.
Освещалась трапезная тремя косящатыми окнами: одним с севера и двумя (одно из них двойное) с юга. Наличие большого количества окон с южной стороны свидетельствует об учете климатических условий. Трапециевидная дверь зала вела из трапезной в центральный двухсветный четверик, который освещался двумя окнами друг над другом в северной и тремя в южной стене. Кроме того, на западной стене имелись еще два небольших окна. Этим расположением окон достигалась наилучшая освещенность пятиярусного иконостаса, который занимает всю восточную часть северной и южной стен сруба. Этот иконостас, датируемый концом Х?ІІІ века, заменил, как и в боковых приделах, прежний тябловый. Четверик крыт сверху весьма распространенным в русском деревянном зодчестве висячим двенадцатипольным потолком - «небом», с заполнением промежутков между его ребрами косо уложенным тесом «в елку».
Интерьеры Зосимо-Савватиевского (северного) и Никольского (южного) приделов в основном аналогичны друг другу: шестиметровые четверики отделены от Восьмериков плоскими потолками и освещены двумя косящатыми окнами, соответственно с северной и южной сторон. Важно отметить, что Зосимо-Савватиевский придел, который возник и функционировал раньше самого собора, имеет свой самостоятельный вход с галереей в отличие от Никольского придела, не имевшего наружной двери вообще, а лишь сообщавшегося с трапезной открытым проемом. Интересной является постановка на западной стене Зосимо-Савватиевского придела двойного окна вместо одинарного на Никольском. В этом отразилось стремление зодчих выделить дополнительными художественными средствами придел Зосимы-Савватия, популярность которых, как землепроходцев И основателей культурных центров на севере была очень велика. Постановка двойного окна в приделе и самостоятельный вход придают живописную асимметричность западному фасаду, столь характерную для древнерусского искусства. Живописностью отличается и восточный фасад, где каждый из трех алтарей отличается от другого не только размерами, но и рисунком бочек и даже рубкой углов: южный алтарь рублен в обло, центральный и северный в лапу.
Основной конструктивной особенностью собора является то, что здание в целом представляет собой единый сруб, все формы которого задуманы как один комплекс и осуществлены одновременно по всему сооружению. В памятниках, где обычно приделы и их трапезные пристраивались позже, смежные стены между помещениями получались двойными. Здесь же стена, разделяющая трапезную и главный столп, одинарная, как и стены обоих приделов, смежных с трапезной. Наличие одинарной или двойной стены между срубами при исследовании памятников деревянной архитектуры служит существеннейшим признаком, позволяющим устанавливать в нем более ранние и поздние элементы.
На примере Кемского собора мы видим, что в начале Х?ІІІ века трапезная окончательно стала традиционным помещением и неотъемлемой частью цельных конструктивных систем русского деревянного зодчества.
Глазная архитектурная форма Кемского памятника - центральный шатер с главкой сохранил свою архитектуру близкую к первоначальной. Его конструкция выполнена типичной для многих рубленых шатров Севера - кладкой венцов «в реж», т.е. с просветами между бревнами, разными примерно одной трети их толщины. Нижние три венца каждой из грани шатра, сплоченные вместе и концами своими врубленные в стены Восьмерика на уровне повала, образуют основание шатра. На всей высоте шатер имеет шесть пар внутренних горизонтальных связей, на которых основываются лестницы в главку и выше - центральный осевой столб, продолжение которого переходит в основание креста. В верхние бревна четырех граней шатра врезаны слегка наклонные внутрь четыре стойки, стоящие на балках. Стойки несут нижнее и верхнее кружала, образующие шейку, и являются основными опорами, передающими нагрузку от главки на шатер. В верхнее кружало шейки в свою очередь врезаны «журавли» вертикальные ребра, образующие форму глазки, которые вверху крепятся вокруг осевого столба. Этот каркас покрыт сплошной тесовой обрешеткой: шейка вертикальной, главка - горизонтальной, которая сообщает дополнительную жесткость всей конструкции. К обрешетке прибит коваными гвоздями лемех - осиновые черепицы с зубчатым контуром снизу - «город- ком», причем верхние торцы последнего ряда купольного лемеха защищены от попадания воды кольцевым углублением с навесом, сделанным в основании креста.
Гонтовый воротник, окружающий шейку и закрывающий неизбежные при сочетании круглой шейки и Восьмигранного шатра отверстия, лежит на верхнем венце шатрового сруба и укреплен на нем также гвоздями. Гонт воротника, так же как и гонт полиц, заканчивается копьевидной со срезанным концом формой. В месте сопряжения шейки с главкой расположен другой пояс, образованный сплошным рядом лемешин с окончанием в виде широких остроконечных лепестков, отводящих от шейки стекающую с купола воду. Кровельный тес укладывается на сруб шатра по слою бересты в три ряда и укреплен непосредственно на срубе железными коваными гвоздями. Опорами шатровых полиц является повал и верхний венец основания шатра.
Конструкция шатров на приделах в отличие от центрального - стропильная. Эта система покрытия также широко распространена на Севере, но встречается, глазным образом, на колокольнях, где весь шатер опирается на столбы. Для перекрытия рубленых восьмериков этот способ покрытия применяется значительно реже и преимущественно в небольших сооружениях. Устройство опор для стропильных ног имеет много разнообразных решений, определяемых в каждом случае типом, размером и временем сооружения здания. В данном случае стропила опираются непосредственно на повал в каждом углу восьмерика и предохранены от боковых смещений врубленными с внутренней стороны шатра слегами. Сверху все стропила связаны нижним кружалом шейки «в шип» и на всем протяжении скреплены между собой ригелями, K которым прибит тес.
Другой особенностью здания является каркасная конструкция центральной галереи - паперти и селей северного придела; эта конструкция является общей для многих памятников деревянного зодчества, расположенных как в Карело-Финской ССР, так и в Вологодской, Архангельской областях, Коми АССР и даже в Якутии. Каркасная конструкция, применявшаяся преимущественно при возведении легких холодных и вместе с тем парадных частей сооружения, представляет собой простую, очень рациональную и архитектурно выразительную систему.
Ряд вертикальных стоек с продольными пазами крепится своими концами в нижнюю и верхнюю бревенчатую обвязку; в пазы укладывается тес «в косяк» под углом, близким к 25° к горизонту, «в зеркальном» порядке. Такое расположение теса устраняет необходимость в раскосах и сообщает всей стене продольную жесткость. Сама же поверхность этих стенок вносит много разнообразия своей игрой уложенного «елкой» теса, различно отражающего свет в рядах и создающего контраст с мощной бревенчатой стеной сруба. Щели между верхней обвязкой и тесовым заполнением, естественно образующиеся от усушки и осадки теса, закрыты с наружной и внутренней Сторон подзорами, имеющими скромную порезку.
Оконный проем в каркасной стене отличается простотой и ясностью конструкции. На плаху, заделанную концами в две каркасные стойки стены, поставлено с каждой стороны проема по доске так, что их края заходят в продольные пазы этих стоек. Сверху на эти доски уложена третья, горизонтальная доска, имеющая профилированный вырез - единственный элемент декора окна. Верхняя плаха, врубленная, как и нижняя, в каркасные стойки, сжимает все три доски окна в единое целое. Переплетов эти окна не имеют, а закрываются изнутри глухими деревянными ставнями. Ставня представляет собой широкую доску, с одной стороны которой, сверху и снизу, оставлены круглые «пяты», входящие в соответствующие подпятники в верхней и нижней плахе.
Во всей этой простой и остроумной деревянной конструкции как стены, так и окна нет ни одной металлической части.
Неразрывная связь архитектурных средств выразительности и конструктивной целесообразности, использование до предела художественных возможностей дерева с ограниченным применением декора на самих конструктивных элементах здания - неотъемлемое качество русского деревянного зодчества выражено в этих элементах особенно выпукло.
Кемский собор разделил судьбу всех памятников классического деревянного зодчества, подвергнувшись в середине XIX века сильным искажениям, социальная природа которых была уже вскрыта ранее.
В 1844 году со стоявшей рядом шатровой колокольни по распоряжению «Кемской ратуши» были сняты шатер и глава «за угрожением к падению» и «предположены на отопление церкви». Затем власти пытались «поднесть» колокольню к самому собору, как находящуюся «не на месте по конфирмованному городовому плану», но ограничились в 1845 году «сооружением верхней части ее по утвержденному чертежу, «в виде полукумпола со - шпицем» форме, получившей широкое распространение с середины ХІХ века на древних шатровых звонницах. Эти переделки фактически уничтожили художественную ценность сооружения. Вся переписка кемских властей о кемской колокольне свидетельствует об органической неприязни их ко всем народным мотивам в архитектуре, начиная от свободной постановки столпа и кончая шатровым завершением колокольни. Во время «исправления» Кемской колокольни архангельскими высшими церковными инстанциями было высказано пожелание «не лучше ли начать вновь каменную или деревянную церковь купно с колокольней на каменном основании, чем старое присовокуплять к старому, состоящему не на плановом месте?».
Эта реакционная идея была осуществлена в 1885 году постройкой кемского каменного собора. Тогда уже старая колокольня была снесена. Чтобы как-то оправдать постройку новой церкви, представители духовной иерархии создали версию о том, что в деревянном Успенском соборе «за крайнею ветхостию его не безопасно было совершать богослужение». Эта версия не имела никакого успеха в народе. К. Случевский, бывший в Кеми в 1885 году, отмечает: «Говорят тут и о том, будто и в самой постройке этой (каменного собора) не было необходимости, так как старый собор вовсе не так ветх; говорят, что большинство населения Кеми, и в особенности запра- Вилы раскольничьи, что поддержать нового собора они не хотели. Верно то, что старый вовсе не так ветх, как о нем толковали; хотя он строен 175 лет назад, но лес его прочен и при некоторой поддержке мог бы служить еще очень долго.
Высокая прочность собора действительно подтвердилась исследованиями на месте в 1950 году. Лес, из которого он строен, - кондовая мелкослойная сосна с количеством годичных слоев древесине до 16 на 1 см, что характеризует исключительную высококачественность ее с точки зрения механической прочности и устойчивости к гниению.
Каменный собор в Кеми был построен, но церковников постигла неудача. Рядом с ним художественные преимущества старого собора стали еще более очевидными. В результате непопулярности нового собора старый Успенский собор был отремонтирован, т. е. обезображен дощатой обшивкой «под камень» и открыт для обшивки тесом, населения. При переделке, помимо были уничтожены кокошники четверика, закрыт самостоятельный вход в боковой придел, снят старый декор кровель, растесаны окна в четверике, потолок в главном восьмерике поднят почти до уровня шатровых полиц и под ним прорублены три круглых совершенно не свойственных деревянному зодчеству окна, освещавших новый, шестой ярус иконостаса. Под обшивкой исчезла высокохудожественная резьба столбов трапезной, в интерьере появились жиденькие деревянные перегородки, перила и хоры, отделявшие места представителей буржуазной и чиновничьей прослойки Кемского общества. Двухвсходное крыльцо с резными столбами уступило место новому, с дугообразной кровлей на тонких стойках. Величественность, суровость и простота форм монументального архитектурного сооружения исчезают в этом потоке безвкусицы, дешевой красивости и казенного благолепия. Так снова, как и два века назад, столкнулись две враждебные культуры.
Столь явное искажение образа классического памятника вызвало проект «реконструкции» его, выполнечный академиком В. Сусловым. Однако в его проекте исторической правде отвечает лишь удаление обшивки, которую Суслов «снимает» со всех основных срубов здания. Все остальное является домыслом, который особенно ярко выступает в реставрации Зосимо-Савватиевского и Никольского приделов, реконструируемых Сусловым совершенно симметрично и до деталей одинаково, что не соответствует действительности. Не соответствуют действительности и срубцы под кокошниками на углах четверика, механически перенесенные автором проекта из церкви посада Ненокса. Совершенно надуманы перила крыльца, легковесные и непрочные, образующие «изящный», но абсолютно не конструктивный перелом вместо прямого и прочного поручня. Наконец, несоответствие размеров, указанных на чертежах, истинным, наблюдаемое и на других обмеpax академика Суслова, отсутствие реконструкции интерьера свидетельствуют об академизме и стилизаторстве, далеких от подлинного духа классического деревянного зодчества, искажающих правильное представление о нем.
В соответствии с новой методикой, в основе которой лежит тщательный исторический анализ, нами подготовлен проект реставрации памятника, начаты реставрационные работы.
Заканчивая рассмотрение архитектуры Успенского собора в Кеми, отметим еще раз его главные особенности - высокое мастерство в решении многообъемного высотного сооружения и его выдающуюся роль в создании значительного городского ансамбля…»
Источник: Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР. Ополовников А.В. 1955 г.
Totalarch