История храма Преображения Господня в Тушине начинается с конца ХIХ века. До этого на берегу реки Сходни стоял Спасо-Преображенский монастырь, который был разорён в Смутное время. Сильно обветшавший главный храм монастыря расположен был в опасном месте у обрыва реки. Поэтому в начале 1870-х годов окрестные жители приняли решение о строительстве новой каменной церкви вдали от опасного берега. Автором проекта нового храма стал архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзин. Комиссию по строительству возглавил священник Иоанн Спасский. В сентябре 1880 года была закончена тёплая трапезная и в ней освятили два придела - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского и свт. Николая Чудотворца. Значительную сумму на возведение нового храма пожертвовали священник Иоанн Спасский, фабриканты В. Н. Сувиров и К. Е. Прохоров, статский советник П. Г. Цуриков. Священник Иоанн Спасский не дожил до завершения строительства храма, он умер в 1881 году. Храм достроил новый настоятель священник Николай Буравцев.
В 1882 году церковный участок обнесли металлической оградой на каменных столбах. Ограда окружала только само церковное здание. За её пределами с востока и севера открылось новое кладбище. 6 августа 1886 года в день Преображения Господня храм был освящён митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием. Храм Спаса Преображения строился в период возрождения русских национальных традиций в церковном зодчестве. Он отличался продуманностью пропорций и сдержанной изысканностью декора. Храм был запечатлён на фотографии в начале ХХ века, которая случайно сохранилась до наших дней. Высокий одноглавый четверик завершён торжественными крупными кокошниками и увенчан луковичной главой на глухом барабане. Значительность объёма подчёркнута сильно выдвинутой вперёд трёхчастной апсидой. Над каждым полукружием возвышается киот, где помещались иконы. Вертикаль основного объёма уравновешена примыкающей к трапезной высокой трёхъярусной колокольней. На фоне неоштукатуренных кирпичных стен ярко выделялись белокаменные и побелённые детали. Центральный алтарь храма украшал пятиярусный иконостас.
Церковь, расположенная на бровке водораздельного холма между Москвой-рекой и Сходней, просматривалась на несколько вёрст по Волоколамскому шоссе с речных берегов, из окрестных деревень и стала архитектурной доминантой округи. С 1881 по 1935 год храм Преображения Господня в Тушине возглавлялся настоятелями из династии Буравцевых. В 1890 году сильно заболевший священник Николай Буравцев вынужден был уйти за штат. В 1891 году настоятелем Спасо-Преображенского храма стал его сын священник Сергий Буравцев, затем внук - священник Александр. 22 декабря 1937 года священник Александр Буравцев был расстрелян и погребён в общей могиле на полигоне Бутово. В августе 2000 года Юбилейный Архирейский собор причислил его к лику святых новомучеников и исповедников Российских. В 30-е годы храм Преображения Господня в Тушине разделил судьбу многих храмов России. В 1935 году он был закрыт и осквернён. Последний настоятель храма священник Александр Соколов был арестован и расстрелян в Алтайском крае 5 ноября 1937 года. Место его погребения неизвестно. После закрытия храма в нём размещались светские организации. В 1954 году местные жители просили возобновить богослужения, но в ответ на это в 1957 году была взорвана колокольня и снесён главный купол. В 1965 году упразднили Спас-Тушинское кладбище. Незастроенная территория храма и кладбища вошли в состав промышленной зоны, протянувшейся вдоль железнодорожного полотна. Ремонтно-строительное управление превратило территорию вокруг храма в свалку, а церковь использовало как склад стройматериалов.
В 1990 году храм Спаса Преображения в Тушине был возвращён Русской Православной Церкви. Настоятелем был назначен протоиерей Феодор Соколов, трагически погибший в 2000 году и погребённый у алтаря возрождённого храма. 17 августа 1990 года, накануне праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил освящение храма и его главного престола. В 1991 и 1993 годах были освящены приделы свт. Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. С момента открытия храма началось активное его восстановление. Была воссоздана его внешняя архитектура: восстановлена глава над основным объёмом, кокошники, построены вновь верхние ярусы колокольни и киоты над полукружиями апсиды. Мозаичист А. И. Царёв украсил тимпаны кокошников изображениями двенадцати апостолов, а киоты - композицией "Деисус".
Для усиления остроты и выразительности силуэта храма над алтарями приделов возвели главы. По сохранившимся фрагментам была воссоздана ажурная ограда на кирпичном цоколе, отреставрированы Святые ворота. С южной стороны храма, у ограды, захоронены все обнаруженные при строительных работах останки погребённых здесь людей. Особая роль в воссоздании храма принадлежит ныне покойному Председателю Приходского совета храма О. В. Шведову. Его опыт и знания православной иконографии по сотням памятников церковного искусства (архитектуры, иконы, мозайки, фрески) России, Грузии, Армении, Сербии, Византии помогли воссоздать интерьеры храма. Было задумано придать новому интерьеру церкви такой характер, чтобы православный паломник из любой страны мог найти здесь частицу своей культуры. Перед главным алтарём поставлен белокаменный одноярусный иконостас в виде лёгкой аркады с колоннами и резным орнаментом. За основу был избран тип древне-грузинских иконостасов, в частности - иконостас главного собора Грузинской Церкви - Светицховели. Изысканность пропрций иконостаса подчёркнута благородным мерцанием посеребренной меди, из которой выполнены прорезные Царские врата и боковые двери. В обширном прстранстве над алтарной аркой изображено Преображение Господа нашего Иисуса Христа - событие, в честь которого освящён главный алтарь храма. Входящий видит Фавор, затем ему открываются росписи алтаря, а на боковых поверхностях алтарной арки видны изображения свт. Григория Паламы и прп. Серафима Саровского - причастников Фаворского света. Мозаика алтарной конхи воспроизводит мозайку Киевского Софийского собора: по сторонам Нерукотворного образа Иисуса Христа размещены лики Божией Матери и Предтечи Господня.
Приступая к созданию стенописей, реставраторам пришлось оценить те фрагменты живописи, которые остались с прежнего времени. Живопись была преимущественно академической. При этом в ней отсутствовал традиционный мотив нашего спасения во Иисусе Христе, раскрываемый через Евангельские образы Богоявления. На всю западную стену храма в Тушине был изображён народ слушающий Нагорную проповедь; росписи южной и северной стен не имели евангельских образов, но содержали не отражающие реальных исторических лиц изображения преподобных. Орнамент, покрывавший собою большую часть трапезной и алтаря, представлял собой восточно-ковровый стиль с большой долей неправославной символики. Всё это было основательно испорчено многолетними дождевыми протечками и сыростью. Архитектурные особенности пространства храма (широкие своды и арки) наталкивали на монументальные решения, поэтому в качестве главного художественного средства была избрана мозайка в её византийской традиции. Осуществили этот замысел талантливые мозаичисты во главе с А. Д. Корноуховым.
Результаты реставрации и восстановления храма были отмечены Государственной премией. На восточной стене изображено Преображение Господне. Южная стена центральной части храма посвящена Богоявлению. Здесь показаны и другие евангельские события: Рождество Христово, Крещение Господне, Брак в Кане Галицейской, Преполовение Пятидесятницы, Исцеление расслабленного у Овчей купели и чуть ниже - Благовещение. В качестве изобразительного символа Святого Духа используется образ воды. Образ оленя, пьющего из источника, символизирует человеческую душу согласно словам Псалтири: "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!". Центральным мотивом всей образной системы стали слова Спасителя - "Жаждай грядет ко Мне, и да пиет" (Тропарь праздника Преполовения Пятидесятницы). Северная стена посвящена Страстному циклу и Воскресению. Здесь изображены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие Господа Иисуса Христа, Положение Его во Гроб и Воскресение. К Страстному циклу отнесён и образ Сретения Господня, так как после рождения Спасителя для Божией Матери прозвучало пророческое - "се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий - и Тебе Самой оружие пройдет душу - да откроются помышления многих сердец". Западная стена посвящена, согласно церковной традиции, изображению Страшного Суда: Господь-Судия с предстоящими Богородицей и Предтечей, Апостолы на 12-ти Престолах, цикл Лоно Авраамово и Шествие праведников в Рай, возглавляемое Ангелом, апостолом Петром и Марией Египетской. Мозайка "Лоно Авраамово" точно воспроизводит образ из грузинской Церкви ХII Тимотесубани (под городом Боржоми); а двенадцать апостолов, судящих мир, - фреску Дмитровского собора г. Владимира (ХII в.). В основании купольного свода размещены образы святых пророков, как бы держащих на себе Небо. Это Мелхиседек и Ной, Царь Давид и Исайя, Аввакум и Даниил, Захария и Изекииль. На своде храма изображён развёрнутый на всё небо Крест - знамение Славы Божией, - то, для чего и расписывается храм. В качестве изографического извода была использована фреска ХIV века грузинской Церкви в Никоцминде в горах Рачского хребта (разрушенная землетрясением). Завершил отделку интерьера мозаичист А. И. Царёв. Ему, совместно с И. Д. Шаховским, принадлежат композиции в алтаре - "Евхаристия" и "Спас на Убрусе". Торжественной мозайке соответствует огромный хорос с иконописными вставками. А алебастровые откосы окон с золочёными прорисями и мозаичным орнаментом дополняют общий ансамбль.
Из книги-буклета: "Храм Преображения Господня в Тушине. К 20-летию возрождения храма". - Москва, 2010