ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Спаса Преображения в Тушине.

Церковь Преображения Господня (Спаса Преображения) в Тушине


Москва. Церковь Спаса Преображения в Тушине
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1886 и 1888.
Архитектор:В.О. Грудзин
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, город Москва, Волоколамское шоссе, дом 128.

Координаты: 55.831756, 37.402036
Проезд:М. "Тушинская", автобусы 2, 266, 631, 640, 542, 549, 575, 741, платформа "Трикотажная" с Рижского вокзала.



Сортировка:

Церковь Спаса Преображения в Тушине, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Илья Смирнов
27 декабря 2014
Церковь Спаса Преображения в Тушине, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Андрей Агафонов
22 марта 2014
Церковь Спаса Преображения в Тушине, Церковь Спаса Преображения<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Церковь Спаса Преображения
дарьЯ несмелая
10 июля 2002
Церковь Спаса Преображения в Тушине, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
yozik
25 июня 2013
Церковь Спаса Преображения в Тушине, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
uuee
27 января 2010
Церковь Спаса Преображения в Тушине, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1998
Церковь Спаса Преображения в Тушине, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1984
Церковь Спаса Преображения в Тушине, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 января 2021
Церковь Спаса Преображения в Тушине, Фрагмент колокольни<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Фрагмент колокольни
oldboy
20 октября 2018
Церковь Спаса Преображения в Тушине, Фрагмент восточного фасада<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Фрагмент восточного фасада
oldboy
20 октября 2018
Церковь Спаса Преображения в Тушине, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Lyudmila-laifka
2 мая 2015
Церковь Спаса Преображения в Тушине, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Юрий Моченов
11 октября 2022
Церковь Спаса Преображения в Тушине, интерьер (главный иконостас)<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
интерьер (главный иконостас)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
26 мая 2021
Церковь Спаса Преображения в Тушине, росписи основного объема<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
росписи основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
26 мая 2021
Церковь Спаса Преображения в Тушине, интерьер притвора<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
интерьер притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 января 2021
Церковь Спаса Преображения в Тушине, Дом причта<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Дом причта
Выголов Никита
3 августа 2019
Церковь Спаса Преображения в Тушине, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
15 апреля 2012
Церковь Спаса Преображения в Тушине, Собственная съемка<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 февраля 1985
Церковь Спаса Преображения в Тушине, Фото 1900-х годов.Фото с сайта Тушинский хомяк.<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Фото 1900-х годов.Фото с сайта Тушинский хомяк.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Красильников  16 января 2006

Сёла Спасское и Тушино, располагавшиеся на возвышенном левом берегу реки Всходни (современное название - Сходня), известны с XIV века. В то время они принадлежали боярину Родиону Нестеровичу Квашне. Своим названием село Спаское обязано Спасо-Преображенскому монастырю, находившемуся там с XIV века до 1764 года. Монастырь был передан потомками Василия Ивановича Квашнина, по прозвищу «Туша», во владение Троице-Сергиевой Лавры. Первой церковью монастыря была церковь Преображения - сначала деревянная, а затем каменная, которая в середине XVII века пришла в ветхость и была разобрана. Вторая церковь монастыря - каменная, во имя Андрея Стратилата, - была сооружена в XVI веке.

В Смутное время вблизи села Тушино и Спасского монастыря стоял лагерь Лжедимитрия II. Его войско, добывавшее пропитание грабежом, опустошило окрестные деревни и разорило монастырь.

В 1764 г. монастырь был упразднен, и Преображенская церковь стала приходской церковью сел Спасское и Тушино. В XIX веке вследствие многочисленности прихода встал вопрос о ее расширении или перестройке. Кроме того, церковь находилась в достаточно ветхом состоянии, а из-за оползания берега реки в течение трех столетий оказалась на краю обрыва. Поэтому в 1870 г. было принято решение о строительстве новой каменной церкви в селе Спасском - в стороне от первой и вдали от опасного обрыва берега - на противоположном и ближнем к селу Тушино конце главной улице села Спасское.

Автором проекта новой Преображенской церкви села Спас-Тушино явился архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзинский. Вскоре после утверждения проекта, в 1875 г. кирпичную трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания, а кирпич использовали на сооружение ограды вокруг новой церкви. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий лично освятил Спасо-Тушинский храм в день праздника Преображение Господне 6 августа 1886 г. На колокольне висело 6 колоколов: большой был отлит в 1821 году, остальные в период постройки храма.

К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы. В 30-х гг. XX века Тушино стало крупным промышленным центром: в нем были построены предприятия тяжелой промышленности и открыт аэродром. В 1935 г. Преображенский храм был закрыт, а его священники репрессированы и в 1937 г. расстреляны.

В здании храма в течение ряда лет находился клуб. Колокольня была взорвана, главный купол снесен. Потом здание было передано ремонтно-строительному управлению и использовалось как склад стройматериалов.

В 1990 г. в церкви возобновились богослужения. 17 августа 1990 года, накануне праздника Преображения Господня, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил храм. Восстановлены главный и два позолоченных малых купола храма, интерьер украшен уникальной мозаикой. Колокольня храма восстановлена в 1994 году.

По материалам сайта группы милосердия «Преображение» и Официального портала Северо-Западного административного округа г. Москвы.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  25 октября 2020

История храма Преображения Господня в Тушине начинается с конца ХIХ века. До этого на берегу реки Сходни стоял Спасо-Преображенский монастырь, который был разорён в Смутное время. Сильно обветшавший главный храм монастыря расположен был в опасном месте у обрыва реки. Поэтому в начале 1870-х годов окрестные жители приняли решение о строительстве новой каменной церкви вдали от опасного берега. Автором проекта нового храма стал архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзин. Комиссию по строительству возглавил священник Иоанн Спасский. В сентябре 1880 года была закончена тёплая трапезная и в ней освятили два придела - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского и свт. Николая Чудотворца. Значительную сумму на возведение нового храма пожертвовали священник Иоанн Спасский, фабриканты В. Н. Сувиров и К. Е. Прохоров, статский советник П. Г. Цуриков. Священник Иоанн Спасский не дожил до завершения строительства храма, он умер в 1881 году. Храм достроил новый настоятель священник Николай Буравцев.

В 1882 году церковный участок обнесли металлической оградой на каменных столбах. Ограда окружала только само церковное здание. За её пределами с востока и севера открылось новое кладбище. 6 августа 1886 года в день Преображения Господня храм был освящён митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием. Храм Спаса Преображения строился в период возрождения русских национальных традиций в церковном зодчестве. Он отличался продуманностью пропорций и сдержанной изысканностью декора. Храм был запечатлён на фотографии в начале ХХ века, которая случайно сохранилась до наших дней. Высокий одноглавый четверик завершён торжественными крупными кокошниками и увенчан луковичной главой на глухом барабане. Значительность объёма подчёркнута сильно выдвинутой вперёд трёхчастной апсидой. Над каждым полукружием возвышается киот, где помещались иконы. Вертикаль основного объёма уравновешена примыкающей к трапезной высокой трёхъярусной колокольней. На фоне неоштукатуренных кирпичных стен ярко выделялись белокаменные и побелённые детали. Центральный алтарь храма украшал пятиярусный иконостас.

Церковь, расположенная на бровке водораздельного холма между Москвой-рекой и Сходней, просматривалась на несколько вёрст по Волоколамскому шоссе с речных берегов, из окрестных деревень и стала архитектурной доминантой округи. С 1881 по 1935 год храм Преображения Господня в Тушине возглавлялся настоятелями из династии Буравцевых. В 1890 году сильно заболевший священник Николай Буравцев вынужден был уйти за штат. В 1891 году настоятелем Спасо-Преображенского храма стал его сын священник Сергий Буравцев, затем внук - священник Александр. 22 декабря 1937 года священник Александр Буравцев был расстрелян и погребён в общей могиле на полигоне Бутово. В августе 2000 года Юбилейный Архирейский собор причислил его к лику святых новомучеников и исповедников Российских. В 30-е годы храм Преображения Господня в Тушине разделил судьбу многих храмов России. В 1935 году он был закрыт и осквернён. Последний настоятель храма священник Александр Соколов был арестован и расстрелян в Алтайском крае 5 ноября 1937 года. Место его погребения неизвестно. После закрытия храма в нём размещались светские организации. В 1954 году местные жители просили возобновить богослужения, но в ответ на это в 1957 году была взорвана колокольня и снесён главный купол. В 1965 году упразднили Спас-Тушинское кладбище. Незастроенная территория храма и кладбища вошли в состав промышленной зоны, протянувшейся вдоль железнодорожного полотна. Ремонтно-строительное управление превратило территорию вокруг храма в свалку, а церковь использовало как склад стройматериалов.

В 1990 году храм Спаса Преображения в Тушине был возвращён Русской Православной Церкви. Настоятелем был назначен протоиерей Феодор Соколов, трагически погибший в 2000 году и погребённый у алтаря возрождённого храма. 17 августа 1990 года, накануне праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил освящение храма и его главного престола. В 1991 и 1993 годах были освящены приделы свт. Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. С момента открытия храма началось активное его восстановление. Была воссоздана его внешняя архитектура: восстановлена глава над основным объёмом, кокошники, построены вновь верхние ярусы колокольни и киоты над полукружиями апсиды. Мозаичист А. И. Царёв украсил тимпаны кокошников изображениями двенадцати апостолов, а киоты - композицией "Деисус".

Для усиления остроты и выразительности силуэта храма над алтарями приделов возвели главы. По сохранившимся фрагментам была воссоздана ажурная ограда на кирпичном цоколе, отреставрированы Святые ворота. С южной стороны храма, у ограды, захоронены все обнаруженные при строительных работах останки погребённых здесь людей. Особая роль в воссоздании храма принадлежит ныне покойному Председателю Приходского совета храма О. В. Шведову. Его опыт и знания православной иконографии по сотням памятников церковного искусства (архитектуры, иконы, мозайки, фрески) России, Грузии, Армении, Сербии, Византии помогли воссоздать интерьеры храма. Было задумано придать новому интерьеру церкви такой характер, чтобы православный паломник из любой страны мог найти здесь частицу своей культуры. Перед главным алтарём поставлен белокаменный одноярусный иконостас в виде лёгкой аркады с колоннами и резным орнаментом. За основу был избран тип древне-грузинских иконостасов, в частности - иконостас главного собора Грузинской Церкви - Светицховели. Изысканность пропрций иконостаса подчёркнута благородным мерцанием посеребренной меди, из которой выполнены прорезные Царские врата и боковые двери. В обширном прстранстве над алтарной аркой изображено Преображение Господа нашего Иисуса Христа - событие, в честь которого освящён главный алтарь храма. Входящий видит Фавор, затем ему открываются росписи алтаря, а на боковых поверхностях алтарной арки видны изображения свт. Григория Паламы и прп. Серафима Саровского - причастников Фаворского света. Мозаика алтарной конхи воспроизводит мозайку Киевского Софийского собора: по сторонам Нерукотворного образа Иисуса Христа размещены лики Божией Матери и Предтечи Господня.

Приступая к созданию стенописей, реставраторам пришлось оценить те фрагменты живописи, которые остались с прежнего времени. Живопись была преимущественно академической. При этом в ней отсутствовал традиционный мотив нашего спасения во Иисусе Христе, раскрываемый через Евангельские образы Богоявления. На всю западную стену храма в Тушине был изображён народ слушающий Нагорную проповедь; росписи южной и северной стен не имели евангельских образов, но содержали не отражающие реальных исторических лиц изображения преподобных. Орнамент, покрывавший собою большую часть трапезной и алтаря, представлял собой восточно-ковровый стиль с большой долей неправославной символики. Всё это было основательно испорчено многолетними дождевыми протечками и сыростью. Архитектурные особенности пространства храма (широкие своды и арки) наталкивали на монументальные решения, поэтому в качестве главного художественного средства была избрана мозайка в её византийской традиции. Осуществили этот замысел талантливые мозаичисты во главе с А. Д. Корноуховым.

Результаты реставрации и восстановления храма были отмечены Государственной премией. На восточной стене изображено Преображение Господне. Южная стена центральной части храма посвящена Богоявлению. Здесь показаны и другие евангельские события: Рождество Христово, Крещение Господне, Брак в Кане Галицейской, Преполовение Пятидесятницы, Исцеление расслабленного у Овчей купели и чуть ниже - Благовещение. В качестве изобразительного символа Святого Духа используется образ воды. Образ оленя, пьющего из источника,  символизирует человеческую душу согласно словам Псалтири: "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!". Центральным мотивом всей образной системы стали слова Спасителя - "Жаждай грядет ко Мне, и да пиет" (Тропарь праздника Преполовения Пятидесятницы). Северная стена посвящена Страстному циклу и Воскресению. Здесь изображены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие Господа Иисуса Христа, Положение Его во Гроб и Воскресение. К Страстному циклу отнесён и образ Сретения Господня, так как после рождения Спасителя для Божией Матери прозвучало пророческое - "се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий - и Тебе Самой оружие пройдет душу - да откроются помышления многих сердец". Западная стена посвящена, согласно церковной традиции, изображению Страшного Суда: Господь-Судия с предстоящими Богородицей и Предтечей, Апостолы на 12-ти Престолах, цикл Лоно Авраамово и Шествие праведников в Рай, возглавляемое Ангелом, апостолом Петром и Марией Египетской. Мозайка "Лоно Авраамово" точно воспроизводит образ из грузинской Церкви ХII Тимотесубани (под городом Боржоми); а двенадцать апостолов, судящих мир, - фреску Дмитровского собора г. Владимира (ХII в.). В основании купольного свода размещены образы святых пророков, как бы держащих на себе Небо. Это Мелхиседек и Ной, Царь Давид и Исайя, Аввакум и Даниил, Захария и Изекииль. На своде храма изображён развёрнутый на всё небо Крест - знамение Славы Божией, - то, для чего и расписывается храм. В качестве изографического извода была использована фреска ХIV века грузинской Церкви в Никоцминде в горах Рачского хребта (разрушенная землетрясением). Завершил отделку интерьера мозаичист А. И. Царёв. Ему, совместно с И. Д. Шаховским, принадлежат композиции в алтаре - "Евхаристия" и "Спас на Убрусе". Торжественной мозайке соответствует огромный хорос с иконописными вставками. А алебастровые откосы окон с золочёными прорисями и мозаичным орнаментом дополняют общий ансамбль.

Из книги-буклета: "Храм Преображения Господня в Тушине. К 20-летию возрождения храма". - Москва, 2010



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.