Поречская колокольня храма Никиты Мученика является самой высокой из сельских колоколен России! Её высота составляет 82 метра. Эта величина присутствует пока не во всех источниках: сканирование поречской звонницы современными измерительными приборами произвели совсем недавно, а до того называли совсем другой, более внушительный размер, 94 метра. Правда, есть легенда, что в реальности колокольня еще выше, и уж точно превосходит Ивана Великого (81 м), но накануне визита высоких персон крестьяне частично засыпали нижний ярус землей во избежание недовольства свыше. В результате этого обмера столь почетное звание можно было бы отдать 90-метровой колокольне Николо-Берлюковской пустыни, что находится в подмосковной деревне Авдотьино, но то – монастырь, а Поречье-Рыбное – поселок городского типа в Ростовском районе Ярославской области, центр поселения, включающего еще несколько сел и деревень на плодородных землях у озера Неро.
Поречскую колокольню видно еще с Ярославского шоссе, после того, как проезжаешь село Деболовское. Через него проходит железная дорога, и электрички местного сообщения останавливаются на одноименной платформе. Поворот с шоссе, четыре километра – и мы в Поречье-Рыбном, в центре поселка, где на аккуратно выстриженной изумрудной лужайке возвышается удивительный по величию и красоте архитектурный ансамбль: храм святых апостолов Петра и Павла, церковь Никиты Мученика и вознесшаяся между ними к небу пятиярусная колокольня. Первым, на месте деревянной церкви, поднялся в 1767-1768 гг. летний Петропавловский храм, построенный в старой русской традиции – пятиглавие на четверике, трапезная и шатровая колокольня. В храме устроили чугунный пол, а перед алтарем установили богато украшенный иконостас работы Ивана Данилова.
История сохранила для нас страницы дневника сына землевладельца, молодого графа Александра Орлова, описавшего поездку семьи в 1786 г. в Нижний Новгород, в том числе с посещением Поречья: «…При входе в церковь удивился я очень богатству ее и великолепию… Она построена по старинному вкусу, о пяти главах, но все отделано в ней с великим тщанием… Образа греческого письма и позолота на иконостасе отменно хороша… Словом сказать, сия церковь стала в 50 000 рублей».
В 1930-м ее приспособили под склад. Тем не менее, несмотря на варварское использование памятника, на стенах чудом сохранилась роспись, хотя и значительно пострадавшая. Для ее сохранности поречские добровольцы соорудили временную кровлю. При обследовании сотрудники музея «Ростовский кремль» обнаружили имена мастеров, ярославских художников-стенописцев Афанасия Шутова, Василия Сарафанникова, Кружевникова, Иконникова. О подлинной красоте Никитской церкви (1772-1779) можно судить по старым фотографиям. Когда-то это был одноапсидный храм под большим четырехгранным куполом. Постройка своими классическими портиками и лепными изображениями невольно напоминала о палладианских дворцах и виллах.
Храм, как и другие строения ансамбля, сложен из кирпича; он имел два престола, Никиты Мученика и Всех Святых, и отапливался. Его тоже закрыли и к 7 ноября 1930 г., годовщине революции, переделали под клуб. Добило его, впрочем, не это, а пожар, случившийся в 1996-м, в результате чего здание лишилось кровли, превратилось в руину, внутри которой вырос кустарник. Но, конечно, главной достопримечательностью Поречья стала высокая колокольня (1799-1810), некогда оборудованная в четвертом ярусе курантами с циферблатами на все стороны света и несущая 21 колокол. В третьем ярусе находились 10 колоколов звона, в пятом -11 часовых. Все ярусы, кроме часового, арочные, с большими пролетами, и на одном из них можно бы устроить смотровую площадку, с которой откроются виды на Ростов и окрестности. Нижний ярус по углам окружен восемью колоннами коринфского ордера, а завершается круглыми башенками, которые увенчали золочеными восьмиконечными звездами. Над куполом водрузили большое «яблоко», от которого поднялся вызолоченный крест.
Если о зодчих – строителях этих двух храмов история умалчивает, то вокруг колокольни слагались легенды. По одной из них автором столь выдающегося сооружения значится поречский крестьянин Алексей Степанович Козлов – сын церковного старосты. Между прочим, происходил он из состоятельной семьи, владевшей свечным и салотопенным заводами и долгое время служил бурмистром, т.е., говоря по-нашему, главой сельской администрации. Возможно, к проекту колокольни могли иметь отношение крепостной архитектор Александр Цуканов, и даже работавшие в это время в столицах Джованни и Доменико Жилярди, их имена упоминаются в архивных документах. Известно, что на колокольню не хватило 5 000 рублей, и поречане попросили недостающую сумму взаймы у Орлова, «под обычный процент». Тот взимать проценты отказался, но поставил условием, что об этом объявят на сходе. Долгое время на площади, занимаемой храмовым комплексом, существовало кладбище, где хоронили около 100 человек в год (население Поречья достигло в XIX в. 2,5 тыс. человек). Вскоре мест для захоронений почти не осталось, и для них отвели новую территорию в нескольких сотнях метров к западу от села, где в 1865 г. построили кладбищенскую церковь св. Троицы. С 1990-го года в ней возобновились богослужения.
Церковь находится в хорошем состоянии и открывается всем путешественникам, направляющимся в Поречье со стороны Ярославского шоссе. Архитектура выстроенного кораблем храма полностью соответствует веяниям в зодчестве второй половины XIX в. – пять граненых глав на четверике с пятигранной апсидой, оформленном пилястрами по углам и лопатками, членящими прясла, треугольные фронтоны, разделяющие скаты кровли и такой же формы сандрики над профилированными оконными проемами. Глухие барабаны опираются на пояса кокошников, а над западным входом возвышается шатровая колокольня.
На центральном же кладбище захоронения происходили теперь только в исключительных случаях и при условии внесения взноса в пользу церкви, от 5 рублей при погребении малолетних и до 35 рублей – взрослых покойников. Надгробия, украшенные эпитафиями, порой весьма трогательными, в годы Советской власти использовали для сооружения фундамента водонапорной башни консервного завода, а также в основании котельной и танцплощадки клуба совхоза имени Сталина, которым стал храм Никиты Мученика. Сейчас часть надгробий возвращена к стенам Петропавловской церкви, их можно увидеть и даже прочитать сохранившиеся стихотворные надписи на могильных плитах.
Храмовый комплекс некогда окружала кованая узорчатая ограда с четырьмя воротами, которую тоже можно было бы отнести к памятникам истории и культуры. Если бы уцелела. По углам ее возвышались башни с флюгерами из листового железа, изображавшие ангелов, выполненные почти в человеческий рост – и при дуновении ветра эти фигуры негромко звенели. В прошлом веке этому творению тоже подыскали практическое применение. Весь комплекс, переживший эпоху храмоборчества и пребывающий в печальном состоянии, создан радением здешних крестьян. Случаев, когда храмы создавались не повелением сверху, а исключительно по народной воле и на народные же деньги, известно немало. Однако столь масштабный проект, осуществленный за короткое время собственными силами жителей – яркое событие в летописи русского зодчества, состоявшееся благодаря трудолюбию, предприимчивости и высокой духовности крепостных, сумевших не только создать здесь прибыльное хозяйство, но и оставить потомкам, на века поистине сокровище всероссийского масштаба, которое обязано быть отреставрировано и сохранено для потомков.
В 2010 году между Департаментом культуры Ярославской области и Ярославской епархией РПЦ заключен договор, по которому храм Петра и Павла должен быть передан Церкви для последующего восстановления и проведения богослужений. Однако на сей день в собственности церкви храмовый комплекс c cамой высокой сельской колокольней России до сих пор не находится.
С сайта: https://rcmm.ru/arhitektura-i-proektirovanie/Поречье-Рыбное. Еще одна самая высокая колокольня » Вcероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.RU»