Храм Воскресения Христова построен по проекту выдающегося архитектора Н.А. Львова и является одним из наиболее значимых архитектурных памятников Владимирской области. Он расположен по соседству с «Андреевским» – знаменитой и хорошо сохранившейся усадьбой графов Воронцовых и Воронцовых-Дашковых. История храма, усадьбы и её владельцев тесно переплетены. В древности Матрёнинская волость была дворцовой. В 1628 г. в селе стояла деревянная церковь Воскресения Христова, построенная "клецки".
Пожалованная затем Нарышкиным, родственникам дома Романовых, волость в 1701 г. перешла от Ульянии Нарышкиной к двоюродному брату царицы Натальи Кирилловны, стольнику Андрею Федоровичу Нарышкину (ум. 1716). Его отец, думный дворянин Фёдор Полиэктович умер в 1674 г., когда был воеводой в Архангельске, а мать Евдокия Петровна (урождённая Гамильтон, шотландка по происхождению), тетка царицы Натальи Кирилловны и племянница жены боярина А.А. Матвеева, была выслана царевной Софьей в Алатырский уезд. Оттуда она скрылась в леса к северу от Арзамаса и, чтобы жившие поблизости раскольники не выдали её, назвалась раскольнической старицей Деворрой. Её тем не менее нашли и посадили в тюрьму. Но в первый же день по воцарении Петра I ей с сыном велено было не мешкая явиться ко двору. Матрёнино унаследовала дочь Андрея Федоровича, Марья (ум. 1734). Она была замужем за графом Алексеем Михайловичем Шереметевым.
Потом селом владел Иван Михайлович Сурмин, на единственной дочери которого Марфе в 1735 г. женился Роман Воронцов, ему в приданое досталось всё имение Сурмина, в том числе Матрёнинская волость. Его сын Александр Романович Воронцов в 1796 г. начал строить каменную, ныне существующую церковь. Она была закончена через полвека, уже при его наследниках. Все это время богослужения проводились в деревянной церкви Воскресения Христова с приделами Воздвижения Честнаго Креста Господня и святителя Николая Мирликийского, построенной в 1719 г. и сохранявшейся до середины XIX в.
Новая церковь возводилась, вероятно, по проекту архитектора Николая Александровича Львова, одного из крупнейших представителей русской культуры конца XVIII – начала XIX вв., архитектора, художника, поэта, археолога, геолога, изобретателя. С Александром Романовичем Воронцовым его соединяли тёплые дружеские отношения, он посылал Воронцову копии всех своих проектов, писал о значимых событиях своей жизни, по проекту Львова был построен московский дом Воронцова, Львов руководил отделкой воронцовского особняка в Петербурге, участвовал в создании воронцовских усадеб Мурино под Петербургом и Вороново под Москвой. В 1785 г. он в письме из Москвы сообщал Воронцову, что собирается ехать в Кострому через Матрёнино.
Существует несколько версий причастности Львова к Воскресенскому храму в Матрёнино, однако по «официальной» на настоящий момент версии, автором проекта храма является некий Петр Иванович Щетинин, а достраивался он под руководством видного столичного архитектора Франческо Кампорези, который, в частности, работал над останкинским дворцом Шереметевых и в усадьбе Ольгово Дмитровского уезда.
Осенью 1796 года Воронцов начал последнее строительство в усадьбе Андреевское, а точнее в соседнем Матрёнино. Управляющий прислал ему из Москвы проект приходской Воскресенской церкви в Матренине, «в коем означено место, где я полагаю быть колокольне». Однако Александру Романовичу он не понравился: «Присланный план крайне огромен, необходимо исправить... Чтобы колокольня сама по себе, а церковь каменная впредь будет строитца... Соразмерность колокольни сделать примеряясь деревянной церкви, а в вышину желаю зделать как можно повыше, но не со шпицем, а обыкновенной главой... Грунт земли крепкий, попроси архитектора чтоб он план и фасад сей колокольни, так и смету сделал поскорее, чтобы не упустить осеннего времени для заготовления материала».
Осуществлял строительство колокольни крепостной архитектор Дмитрий Кириллов, числящийся в 1793 г. архитекторским учеником, в возрасте 26 лет, с жалованьем 18 рублей в год, да еще на стол и платье. В 1799 г. уже покупали колокола для звонницы. Александр I по восшествии на престол назначил Александра Романовича канцлером, но как говорил П.В. Завадовский: «плуг плохо пахал в запряжке старого быка с юным».
Опытный Воронцов не разделял взгляды молодых друзей императора и в феврале 1804 г. попросил длительный отпуск, а практически получил отставку, уехал в Андреевское, в конце года начал строительство Воскресенской церкви, но 2 декабря 1805 г. Александр Романович умер. Его похоронили в юго-западном углу Андреевской церкви. После 1805 г. никто из Воронцовых в Андреевском не жил, Семен Романович (1744 — 1832), унаследовавший имение, посол в Англии с 1784 г. по 1806 гг., и после отставки остался жить в Англии; его сын Михаил Семенович (1782 — 1856) по возвращении в 1801 г. в Россию выбрал военную карьеру. В Париже, будучи командиром русского корпуса во Франции, Михаил Семенович женился на Елизавете Ксаверьевне Браницкой. В 1820 г. Воронцов повез ее в Андреевское, усадьба Елизавете Ксаверьевне очень понравилась. В дальнейшем, если они и бывали в родовом гнезде, то только наездами, так как в 1823 г. Михаила Семеновича назначили генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии, а в 1844 г. наместником Кавказа. В 1834 г. Михаил Семенович включил Андреевское в майорат.
Проект храма был утвержден Александром Романовичем в 1804 г. и сразу же началось возведение Воскресенского храма. В смете указаны не только необходимые работы, материалы, но и имя автора проекта: «Московскому архитектору Щетинину за прожект для церкви планов – 250 рублей, ему же за приезды во время работы раз или два в год по 250 рублей за восемь лет 2000 рублей, ему же за закладку церкви – 250 рублей». Из сметы следует, что намечалось построить храм за восемь лет, истратив 48 066 рублей. При жизни Александра Романовича успели только возвести цоколь из булыжного камня и сложить первый этаж до оконных проёмов. После его смерти управляющий предложил Семену Романовичу приостановить строительство в связи с подорожанием строительных материалов и большими расходами по сравнению со сметой: «Сим расходом еще и четвертой части церкви не складено ибо нижнего яруса и нижние окошки кирпичом не переложены, а кирпича вышло 675 000 штук и против сметы на всю пропорцию которой положено 2 млн. 425 000 штук, без мала половина употреблению... не угодно ли будет оное строение остановить до возвращения вашего в Россию".
Семен Романович возвращаться не собирался, но строительство храма, начатое братом, решил продолжить. Управляющий докладывал ему в 1809 г.: «Архитектор Щетинин по приезде своем в Андреевское нашел работу новостроющейся Воскресенской церкви в желаемом порядке... обозревал продолжаемую летом Воскресенской церкви работу, нашел прочность, успешность, соблюдение правил. При нем один купол над приделом Николая Чудотворца совершили. За сие дело благодарственное моление воздали. А каменщиков потчевали пивом, вином, пирогами, да и сами с попами для радости сей за здравое дело создателя храма сего выпили». Имя П.И. Щетинина упоминается в приходо-расходных книгах в 1809 г. в последний раз.
С 1812 г. не только строительство домов в Москве, но и Воскресенской церкви вел Франческо Кампорези, который еще в 1808 г. приезжал вместе с П.И. Щетининым для обозрения церкви и «апробации» кирпича. В 1818 г. был сделан второй этаж, а через год пятиглавие. Главы были обиты белым железом, местами позолочены, кресты деревянные тоже обиты жестью и позолочены. За четырнадцать лет, с 1804 по 1818 гг., было истрачено Воронцовым 73001 рублей. В 1821 г. богомазы расписали купол храма и установили главный иконостас работы резчика Осипа Позетти. Последний раз имя Кампорези упоминается в феврале 1821 г. в связи с пристройкой крылец Воскресенской церкви, которая уже была полностью наполнена образами и церковной утварью.
Согласно исторически данным, для строительства храма было организовано несколько кирпичных заводов. По рассказам, которые изустно передавались от поколения к поколению среди местных жителей, один их таких заводиков располагался на берегу р. Воскресенки, недалеко от храма. Завод представлял собой несколько печей для обжига, которые стояли на берегу недалеко от реки. Здесь же добывали глину. По сей день сохранилось и местное название «Глинница».
Еще из местных старинных названий – «Саженая дорога», практически, прямая дорога, соединяющая Андреевское и Матрёнино, выходит точно на храм. Название свое получила от того, что вдоль всей дороги высаживались липы. Дорога сохраняла свое «транспортное» значение примерно до середины 1960-х годов. По ней с трудом проходили грузовики и трактора, но другие дороги были не лучше. На сегодняшний день это сильно заросшая «просека», но старые канавы вдоль дороги сохранились.
Освятили храм 7 марта 1822 г. В первом этаже была теплая церковь с тремя приделами. Главный – во имя обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, правый — во имя Воздвижения Животворящего креста Господня, левый – в честь Святителя и Чудотворца Николая, во втором этаже — холодная церковь с приделом св. Архистратига Михаила. Михаил Семенович довел дело дяди Александра Романовича, к которому испытывал пиетет, до конца.
Матрёнинская церковь строилась долго, в документах за 1849 г. сообщалось: "Нынешняя каменная двухэтажная приходская церковь Матрёнинской волости имеет наружность довольно красивую, построение оной стоило прихожанам значительной суммы. В нижнем этаже уже совершается служба, а верхний этаж еще внутри не отделан. В скором времени прихожане надеются и его отделать и освятить". Спустя несколько месяцев, в том же 1849-м году, строительство храма Воскресения Христова было завершено при племяннике Александра Романовича – графе Михаиле Семеновиче Воронцове (Новороссийском генерал-губернаторе). В том же году старый деревянный храм был разобран.
Новый храм был возведён согласно проекта, в два этажа, в верхнем был устроен придел во имя архистратига Михаила, внизу был Воскресенский храм с теплыми Воздвиженским и Никольским приделами. Оригинальное здание было выстроено в господствующем тогда в Российской Империи – стиле классицизм. Церковь, высота которой 42 метра, представляет собой мощную ротонду со сферическим куполом, на вершине которого расположен цилиндрический барабан и небольшая глава. Двухэтажный корпус трапезной увенчан двумя цилиндрическими барабанами с главками. Храм соединялся с колокольней двухъярусной колоннадой. К высокому основному объему в виде ротонды примыкают прямоугольный алтарь и трапезная с двумя приделами, алтари которых имеют ротондальную форму. Западная часть трапезной надстроена вторым этажом и украшена парными башенками, отдельно от церкви поставлена колокольня.
С 1913 по 1917 гг. Андреевское и Матренино, как и все майоратные имения Воронцовых, принадлежало вдове Илариона Ивановича Воронцова-Дашкова (27 мая (8 июня) 1837, Санкт-Петербург — 15 (28) января 1916, Алупка), графине Елизавете Андреевне Воронцовой-Дашковой (урождённая Шувалова) (25 июля [6 августа] 1845, Парголово — 28 июля 1924, Висбаден). Последним священником церкви Воскресения Христова был настоятель храма села Матрёнино — Введенский Иван Петрович (р. 1876). Он был арестован в 1937 г. и приговорен к 8 годам лагерей. Его дальнейшая судьба неизвестна.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в селе располагался тыловой госпиталь, рядом кладбище воинов, умерших от ран. В 1950 г. в с. Матрёнино служил протоиерей Николай Георгиевич Аианин (1880-1957). В 1899 г. он окончил во Владимире курсы церковного пения, служил псаломщиком в Иваново-Вознесенске, Суздальском и Ковровском уездах. В 1918 г. рукоположен во диакона, в 1929 г. рукоположен во священника, служил в Суздальском районе. В 1937 г. арестован и приговорен к 10 годам ИТЛ, срок отбывал в Мурманской области. В 1943 г. освобожден досрочно. С 1945 по 1950 г. служил в действующих на то время храмах Гусь-Хрустального и Суздальского районов. В том же 1950 г. переведен в храм с. Устье. Скончался в 1957-м году. Известно, что в 1956 году в храме проводил службы священник Виноградов Владимир Дмитриевич (1882 г.р.), который был уволен за штат в том же 1956 г.
Далее храм по указанию местной власти был закрыт. Но прежде чем он был передан под хозяйственные нужды располагавшемуся здесь совхозу, из храма организованно были вывезены все ценности. По словам местных жителей, таких ценностей было немало – это и церковная утварь, старинные иконы. В каком направлении они были вывезены и где сейчас они находятся – неизвестно. Произошло это примерно в 1957-1959 годах. В этот период прекратило свое существование и село Матрёнино, а для определения местности стали использовать название соседней деревни Рощино.
В 1950-60-х годах населенный пункт Матрёнино значился как «Совхоз», под этим именем обслуживался Ларионовским почтовым отделением. Совхоз был подсобным хозяйством при санатории. Санаторий находился в Ларионове и занимал имение Воронцовых (усадьба Воронцовых в Андреевском). Далее совхоз, примерно в конце 1960-х гг., за нерентабельностью ликвидировали, имущество передали соседнему колхозу. А название населенного пункта перестало быть актуальным. По словам старожил, жителям предложили самим выбрать название. Возвращать исторические названия по тем временам было идеологически противопоказано, скорее всего, по этому Матрёнино или Ново-Воскресенское не вернулось.
Как копируют друг друга многие сайты, название это было взято от «соседнего населенного пункта». Во-первых, такого населенного пункта в окрестностях нет, и раньше не было. А выбрали просто так, по красоте и благозвучию – Рощино. После тотального разворовывания церковных ценностей, новая богоборческая власть отдала здание для использования под склад, потом помещения использовались под зернохранилище местного совхоза. В поздний советский период церковь была брошена на произвол судьбы, стояла раскрытой и бесхозной, потихоньку растаскивались детали иконостаса, пол был выломан, вываливавшийся из кладки стен, кирпич шёл для хозяйственных нужд местных аборигенов. По стенам пошли трещины, катаклизмы природы делали своё дело, разрушая кладку и качественный кирпич; кое-где даже выросли небольшие деревца...
Восстановление Храма Воскресения Христова началось лишь во второй половине 90-х годов ХХ века. С 1990 г. совершались богослужения (в церковном доме). 20 сентября 1996 г. весь комплекс зданий, включая здание церкви, колокольню, остатки стен привратного дома и здание богадельни было передано в ведение Свято-Введенского островного женского монастыря Владимирской епархии. С этого времени было организовано и существует по настоящее время подворье, где проживают насельницы монастыря и настоятель храма Воскресения Христова иеромонах Меркурий (Двинин).
С момента передачи построек ведутся реставрационные и восстановительные работы в строгом соответствии с указаниями и решениями отдела архитектуры и реставрации при Владимирской епархии и под руководством архитектора А.Н. Трофимова. В 2000-е годы реставрационные работы церкви Воскресения Христова велись под руководством молодого архитектора-реставратора Бутикова Василия Юрьевича специалистами реставрационной компании "Олва-Возрождение".
В настоящее время в церкви Воскресения Христова проводятся вялотекущие восстановительные работы, постепенная реконструкция идет за счет средств Владимирской епархии и пожертвований населения.
Литература: Алексеев В.Н. "Графы Воронцовы и Воронцовы-Дашковы в истории России". - М., Центрполиграф. 2002. Алексеев В.Н. "Андреевское". - Владимир. 2005. Алексеев В.Н., Никитина А.Б. "Церковь Воскресения Христова в Матренине - неизвестное творение архитектора А.Н.Львова. Памятники истории и культуры. Новые открытия". - М., Наука. 1994.