ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Великий Враг. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Великий Враг. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца
Год постройки:1792.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Нижегородская область, Кстовский район, с. Великий Враг, ул. Кожанова, д. 68А

Координаты: 56.15692, 44.24329



Сортировка:

Церковь Казанской иконы Божией Матери, Вид с Волги<br>, Великий Враг, Кстовский район, Нижегородская область
Вид с Волги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
3 мая 2014
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Великий Враг, Кстовский район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
31 августа 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Великий Враг, Кстовский район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
18 октября 2015
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Великий Враг, Кстовский район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
18 октября 2015
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Великий Враг, Кстовский район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Кравченко Евгений
24 сентября 2015
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Великий Враг, Кстовский район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
6 сентября 2015
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Великий Враг, Кстовский район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 апреля 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Великий Враг, Кстовский район, Нижегородская область
Д.Воронов
6 мая 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Великий Враг, Кстовский район, Нижегородская область
Vladimir Menkov
28 мая 2006
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Великий Враг, Кстовский район, Нижегородская область
Дмитрий Васильков
5 августа 2005
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Великий Враг, Кстовский район, Нижегородская область
Дмитрий Васильков
5 августа 2005
Церковь Казанской иконы Божией Матери, «Альбом ‘Волга от истока до Каспия’» 1894г.Село Великий Враг.Общий вид.Нижегородская губерния<br>, Великий Враг, Кстовский район, Нижегородская область
«Альбом ‘Волга от истока до Каспия’» 1894г.Село Великий Враг.Общий вид.Нижегородская губерния
Т.
??
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фото конца XIX - начала XX вв. из фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Автор М.П. Дмитриев<br>, Великий Враг, Кстовский район, Нижегородская область
Фото конца XIX - начала XX вв. из фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Автор М.П. Дмитриев
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  28 ноября 2012

Храм Казанской иконы Божией Матери - православный храм в селе Великий Враг Кстовского района Нижегородской области. Памятник архитектуры федерального значения.

Храм в честь иконы Казанской Божий Матери села Великий Враг является одним из древнейших в Кстовском районе и связан с важнейшими вехами судеб России. Он был построен на месте Великовражской мужской пустыни Московского Симонова монастыря, которая была основана в XIV веке.

2 февраля 1550 года царь Иван Грозный во время второго похода на Казань посетил пустынь Московского Симонова монастыря и в память о своём посещении оставил здесь икону святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца.

В 1628 году царь Михаил Фёдорович пожаловал в Великовражскую пустынь храмовую икону Казанской Божией Матери. В нижней части киота по желанию самого государя было помещено изображение «Избавление Москвы от поляков в 1612 году», которое подтверждало личную признательность самодержца нижегородцам в годину Смуты.

В 1646 году монастырь с двумя рублеными храмами возвышался над кручами береговых обрывов к Волге, а рядом стояло 27 крестьянских усадеб, 2 служебных монастырских двора. В результате потрясений, вызванных церковной политикой Петра I и его преемников, в 1723 году Великовражская Казанская пустынь была упразднена. Выполняя указания Синода, епископ Нижегородский и Алатырский Питирим в марте 1723 года причислил Великовражскую пустынь к Нижегородскому Духовому домовому архиерейскому монастырю.

В апреле 1724 года по решению Священного Синода храмы Великовражской пустыни были обращены в приходские, а большая часть имущества и утвари отправлена в Москву.

В 1764 году на месте Великовражской пустыни был образован приход. В 1777 году здесь произошёл сильный пожар, истребивший все бывшие монастырские постройки и церкви. Лишь через 11 лет после пожара, в 1788 году, на месте монастыря прихожане построили небольшой деревянный храм с одним престолом, освященным во имя Святителя Тихона, Амафунтского Чудотворца. Через 76 лет, в 1864 году, в нём по причине ветхости прекратили богослужения, а в 1887 году церковное здание разобрали на дрова. В 1900 году на месте бывшего храма была построена деревянная часовня.

В 1792 году великовражцы возводят ныне существующий храм, первоначально также с одним престолом, освященным в честь иконы Казанской Божий Матери.

В 1864 году к Казанской церкви пристраивается тёплый придел, освященный во имя Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.

В 1902-1903 годах во время одной из своих поездок по Волге Великовражской храм посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский и совершил здесь богослужение.

В 1937 году после ссылки настоятеля Великовражской церкви протоиерея отца Михаила (Сигрианского) храм был закрыт по причине отсутствия культовых служащих, но разорению не подвергался.

Богослужение в храме возобновись на Пасху в 1944 году. 20 февраля 1995 года Великовражской Казанской церкви был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.

Действующий при храме приход входит в состав Кстовского благочиннического округа Нижегородской и Арзамасской епархии.

В настоящее время храм в честь иконы Божий Матери двухпрестольный пятиглавый, деревянный, обшитый тёсом. С западной стороны примыкает небольшая трапезная, под ней располагается шатровая колокольня. Это редкий тип церкви, восьмерик на четверке (шатровый храм). Архитектура храма несёт в себе черты древнерусского народного деревянного зодчества. Главный придел освящен в честь иконы Казанской Божией Матери, боковой придел освящен во имя Святого Николая Мир Ликийского Чудотворца.

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g03/velikiy-vrag-nno/hram-kazanskoy-ikony-bm.htm 


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  10 декабря 2019

Возникновение первого православного храма в Великом Враге связано с существовавшей здесь мужской пустынью, приписанной к Московскому Симонову монастырю и впервые упомянутой в конце XVI века. Точная дата закрытия пустыни и «обращения» ее в приход не установлена: по одним источникам это произошло в 1724 году при Петре I, по другим в – в 1764 году при Екатерине II. В 1777 году в пожаре сгорели все бывшие монастырские строения, включая две деревянные церкви. В 1788 году прихожанами была выстроена небольшая деревянная Тихоновская церковь, а в 1792 году возведена ныне существующая Казанская. Богослужение в первой из них было прекращено из-за ветхости храма в 1864 году. В 1887 году здание Тихоновской церкви разобрали, после чего в трапезной Казанского храма был устроен теплый придел во имя св. Николая Мирликийского.

С 1890-х годов основным жертвователем на великовражскую церковь становится известный нижегородский промышленник М.Е. Башкиров. При его материальной поддержке в 1889 году был проведен капитальный ремонт храма: подведен каменный фундамент, устроена новая обшивка тесом, деревянное ограждение территории церкви заменено металлической кованой решеткой. В 1907 году деревянные кресты на церковных главах по личному желанию М.Е. Башкирова заменяются медными с позолотой. В 1937 году богослужение в храме прекратилось «по причине отсутствия культовых служащих», однако формально приход не был ликвидирован. Церковь пустовала до апреля 1944 года, когда вновь в ней возобновились богослужения. В 1994 году храм внутри расписан артелью нижегородского художника А. Балдина.

Деревянная пятиглавая ярусная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери расположена в северо-восточной части села Великий Враг на высоком плато правого берега Волги при выходе к нему улицы Кожанова. По своей планировочной и объёмно-пространственной структуре великовражский храм относится к самому распространённому типу деревянных церквей – «восьмерик на четверике с трапезной и колокольней». Как и все церкви этого типа, она состоит из нескольких основных частей нанизанных на общую продольную ось (основные габариты в плане 29,3х11,0 м). К кубическому массиву основного объёма с востока примыкает пятигранная алтарная апсида, а с запада четырёхстолпная трапезная с притвором и папертью. Башнеобразная ярусная композиция собственно храма с крупным восьмериком на двухсветном четверике увенчана лёгким и изящным декоративным пятиглавием. Завершение его пятью декоративными, на небольших восьмеричках, главами с усложнёнными барочными округлыми формами, образующими ажурную корону, создаёт ощущение стройности общей композиции.

Характерный для барочного церковного зодчества гранёный алтарь под пятискатной крышей завершён небольшой главкой. Восьмерик яруса звона шатровой колокольни опирается на два разновеликих четверика, поставленных над западной частью трапезной. Свойственные барокко динамика и живописность композиции проявляется в центростремительной тенденции группировки объёмов четверика и колокольни. Общий архитектурный облик здания характерен для провинциального барокко. Фасады обшиты тёсом и окрашены. Углы объёмов подчёркнуты лопатками. Прямоугольные окна с восьмистекольными переплётами заключены в простые дощатые наличники. Надоконья декорированы полуциркульными архивольтами. Ряд окон выполнен по типу ложных. Западный одноосевой (с двупольным дверным заполнением проёма) фасад притвора, обращённый в сторону узкой входной зоны территории храмового комплекса, завершён глухим фронтоном. Вход, перед которым расположена открытая паперть, оформлен порталом с пилястрами упрощённого тосканского ордера и полуфронтоном. Относительно небольшие прямоугольные проёмы со ставнями яруса звона колокольни фланкировны пилястрами, а участки стен над ними украшены широкими полуциркульными архивольтами. В северо-восточной и юго-восточной стенах восьмерика проёмов нет, но, вероятно, для сохранения композиционно-художественного замысла эти грани получили оформление такой же оконной декорацией как другие.

Одной из особенностей архитектурного облика колокольни является отсутствие венчающего карниза (полицы) в верхней части восьмерика. Дополнительные входы в храм расположены с южной и северной сторон, причём на южном трёхосевом фасаде четверика вход с крыльцом расположен по западной оси, а на аналогичном северном – по средней. Основой внутреннего убранства являются иконостасы основного объёма и придела во имя св. Николая Мирликийского расположенный в юго-восточной части трапезной Казанского храма. Архитектура иконостасов носит в основном классицистический характер. Рисунок выглядит строгим и продуманным, а декоративная отделка и резьба лаконичной. Иконы имеют простое обрамление. Рокайльный рисунок царских врат большого иконостаса связан с барочной традицией. Наиболее часто встречающимся декоративным элементом являются витые колонки, каннелированные снизу (в основном объёме) или с вплетением растительного орнамента (в трапезной). Аналогичным образом оформлены киоты, некоторые из них имеют трёхлопастные завершения. На потолках основного объёма и трапезной, а также на гранях восьмерика и плоских тромпах расположена монументальная живопись.

Перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника. В настоящее время здание сохранилось в основном в том виде, который оно приобрело после капитального ремонта 1889 года, когда была, в частности, устроена новая обшивка тесом. Вероятно, в ходе ремонта был утрачен венчающий карниз (полица) в верхней части восьмерика колокольни, а проемы яруса звона были уменьшены по высоте (раньше низ проемов находился на уровне примыкания к восьмерику карнизного свеса (полицы верхнего четверика). В советское время был утрачен ряд декоративных элементов четверика основного объема (пилястры с широкими полуциркульными архивольтами по первому ярусу), устроен навес над входом с северной стороны. Утрачены ложные окна на восьмеричках завершения, в ложных окнах была утрачена роспись под переплеты, на ряде оконных проемов были повешены ставни.

В 1998 году здание церкви отремонтировано, территория вокруг благоустроена. Казанская церковь является ярким примером памятника деревянного зодчества, сочетающим в себе элементы барокко и классицизма. Храм играет важную градостроительную роль, маркируя местоположение села Великий Враг на Волжском судоходном пути.

Составители паспорта: Агафонова И.С., архитектор, Грошев П.Ю., архитектор, Давыдов А.И., историк (НИП «Этнос»), дата составления паспорта: 10 ноября 2008 года. Основная библиография, архивные источники: Амвросий, архимандрит. История Российской иерархии. – М., 1811; Великовражский храм в честь иконы Казанской Божией Матери – Н.Новгород, 1999; Венедиктов Е. Великовражская мужская пустынь // НЕВ, 1902, № 11; Токмаков И.Ф. Историческое и археологическое описание Московского Симонова монастыря. – М., 1896. Вып. 2; Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник. – Горький, 1987; АРГО. Разр. № 23. Д. 63; ЦАНО. Ф. 570. Оп. 4. Д. 3701; ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 107 (1915 г.)


Вячеслав Маслов
 
Вячеслав Маслов  7 января 2021

Над обрывом высокого берега Волги высится выкрашенная веселыми яркими тонами деревянная церковь. Ее второй восьмигранный ярус завершен четырьмя малыми восьмеричками, окружающими центральный с более крупной главой. Блестящие главы образуют веселый хоровод, их усложненные округлые формы как бы растворяются в окружающем пространстве. Давно уже отмечено, что русские деревянные церкви при одинаковом и очень простом плане отличаются большим разнообразием завершающих частей здания. Так и церковь в Великом Враге построена по обычному для всего XVIII столетия типу восьмерика на четверике, но вместо обычной небольшой главки имеет сильно развитый силуэт верха. Для 1790-х гг., когда строилась эта церковь, такая композиция была уже архаичной — архитектура в эти годы становится строже и упрощеннее. С запада к четверику пристроена трапезная и ярусная шатровая колокольня. Обшивка и детали, добавленные впоследствии, настолько слились с простыми формами первоначального сруба, что сейчас это не вызывает чувства внутреннего протеста и смотрится в исторически сложившемся единстве.

Источник: «Памятники истории и культуры Горьковской области» под ред. проф. Фадеева В.П., Волго-Вятское книжное изд-во, 1981 г., стр. 199



Комментарии и обсуждение


Одна из самых древних церквей Кстовского района. Еще до современного формирования Нижегородского края здесь располагался монастырь.
22 октября 2007.

Храм иконы Божией Матери Казанская закончен постройкой в селе Великий Враг в 1792 году. В 1930-е годы был закрыт и разорен. Служба возобновлена в 1945 году.
3 августа 2008.

Митрополит Георгий совершил утреню в Казанском храме села Великий Враг Кстовского района (фоторепортаж на сайте Нижегородской митрополии http://www.nne.ru/gallery.php?pr=2482)
28 ноября 2012, Т..