ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шалово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

Тихвинская церковь


Шалово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Тихвинской иконы Божией Матери
Год постройки:между 2007 и приблизительно 2010. (оригинал - между 1906 и 1907).
Архитектор:Э.А. Густавсон
Адрес:
Россия, Ленинградская область, Лужский район, д. Шалово

Координаты: 58.767079, 29.905859



Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Алтарная часть<br>, Шалово, Лужский район, Ленинградская область
Алтарная часть
Михаил Владимиров
25 марта 2018
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Шалово, Лужский район, Ленинградская область
Матвеев Владимир
6 сентября 2014
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Шалово, Лужский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
25 августа 2005
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Крепление шатра<br>, Шалово, Лужский район, Ленинградская область
Крепление шатра
Михаил Владимиров
25 марта 2018
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Образ Спаса Нерукотворного, уцелевший при пожаре<br>, Шалово, Лужский район, Ленинградская область
Образ Спаса Нерукотворного, уцелевший при пожаре
Михаил Владимиров
25 марта 2018
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Шалово, Лужский район, Ленинградская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 сентября 2005
Закрыта в 1934 г., здание передано колхозу. В начале XXI в. почти полностью сгорела.

Марина Зуйкова  5 сентября 2017

Шалово (ныне на территории г. Луга) – церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери, деревянная, 1907–1908 гг., арх. Э. А. Густавсон, однопрестольная, приписная к Успенской церкви с. Смешино, закрыта в 1934 г., до 1990-х гг. использовалась под клуб, не сохранилась.

Историческая деревня Шалово ныне является северо-восточной окраиной г. Луги, включена в городскую черту. Деревня имеет древнее происхождение, входила в состав Дремяцкого погоста Шелонской пятины. Первоначально она называлась Шавово, может быть, от прозвища Шавок, данного кому-нибудь их здешних первопоселенцев. В конце XIX в. Шалово становится одной из дачных местностей вблизи г. Луги. Почти все местные жители, числившиеся как крестьяне-собственники, сдавали летом свои дома под дачи. Это были помещения из двух-трех комнат, оклеенных обоями и обставленных необходимой мебелью. Стоимость такой дачи на лето составляла 60, 75 и более рублей. Напомним, что в то время царский рубль приравнивался примерно к 2 долларам США. Подрабатывали шаловцы и за счет поездок дачников в Лугу, за 50–80 коп. в один конец.

В одном из крестьянских домов летом в 1890 г. отдыхала Елизавета Васильевна Крупская с дочерью Надей, будущей женой В. И. Ленина. Здесь Надежда Крупская впервые приобщилась к произведениям К. Маркса. Сохранился ее рисунок с изображением шаловской дачи, подписанный: «Шалово. Дача Федора. 16 июля 1890 г.». Отдыхали в Шалове многие известные художники, из которых назовем выдающегося мастера графики Г. С. Верейского, автора акварели «Белая ночь в Шалово под Лугой», входящей в собрание Государственной Третьяковской галереи.

Церковь в Шалове, построенная на средства владельца одного из здешних имений коммерции советника Василия Дмитриевича Лебедева, является интереснейшим памятником архитектуры стиля «модерн», взлет которого в России приходится на конец 1890-х – 1900-е гг. Шаловская церковь является редким примером этого стиля еще и потому, что относится к произведениям деревянной архитектуры. Она строилась без использования тех строительных материалов, с которыми в первую очередь связывают памятники модерна: металлом, стеклом, железобетоном.

Своей оригинальностью храм в Шалове обязан своему создателю, архитектору Эриху Александровичу Густавсону, выпущенному из Академии художеств в 1901 г. На момент строительства церкви в Шалове Э.А. Густавсону исполнилось 33 года и он находился лишь в начале своей карьеры. Без преувеличения можно сказать, что шаловский храм – архитектурный экспромт, импровизация зодчего, движимого целью соответствовать художественной моде своего времени.

События происходили в следующем порядке. 22 января 1907 г. из столичной Духовной консистории в Строительное отделение Санкт-Петербургского губернского правления поступил для рассмотрения и утверждения проект на постройку церкви в д. Шалово Смешинского прихода Лужского уезда. В начале февраля Строительное отделение уведомило Духовную консисторию о том, что чертеж церкви в Шалове «не может быть утвержден», так как он выполнен в виде эскиза, карандашом, «без показания конструкций и без генерального плана местности. В общем, проект составлен крайне небрежно, даже без соответствующих надписей». Дальше следовала просьба проектов подобного качества исполнения, особенно без генерального плана, в Строительное отделение не присылать.

Мы не знаем, кто составил этот отклоненный проект шаловской церкви. Скорее всего, автором его был Э. А. Густавсон, вскоре приславший в Строительное отделение подписку о том, что он имеет законное право «заведовать производством построек» и осуществлять «технический надзор и руководство по работам, если (они) будут производиться в д. Шалово по постройке церкви». При этом Густавсон дал специальное обязательство отвечать за правильность и прочность работы.

Густавсон получил разрешение вести проектно-строительные работы по церкви в Шалове. В апреле ему было направлено обязательство крестьян – владельцев земельных наделов, смежных с церковным участком, о том, что они не будут производить построек ближе 20 саженей от церкви. В мае Строительное отделение утвердило разработанный Густавсоном проект церкви, на этот раз отвечающий всем обязательным условиям.

В комплект чертежей входили генеральный план участка, проект западного фасада храма, план и разрез храма. Причем чертеж церковного фасада обращает на себя внимание тем, что он представляет собой типичный образец постройки в так называемом «русском стиле» с элементами декора в «народном» духе, заимствованными из арсенала архитектурного убранства крестьянских строений. Безусловно, в этом рисунке фасада есть и художественное зерно, но в целом он производит впечатление малоинтересной, подражательной композиции. Утверждая этот проект, Строительное отделение поставило перед Густавсоном условие, чтобы, когда церковь будет готова вчерне, предоставить ее для осмотра комиссии.

25 марта 1908 г. Густавсон уведомляет строительное отделение, что церковь в Шалове вчерне готова и приглашает комиссию для ее осмотра. Освидетельствование храма состоялось 18 апреля 1908 г. Был составлен акт осмотра, где отмечалось, что «постройка вполне прочна», в расстоянии 20 сажен от нее других построек нет, за исключением стоящей рядом с церковью деревянной часовни-усыпальницы.

Можно только представить изумление комиссии, увидевшей, что внешне церковь выглядит совсем не так, как в утвержденном проекте. От декора в «русском стиле» не осталось почти никакого следа. Церковь приобрела вид, к восприятию которого комиссия явно не была готова, но тем не менее сумела оценить художественные достоинства храма. В акте это впечатление отражено достаточно сдержанно, с сохранением официального тона документа: «В фасадах допущены существенные изменения, почему необходимо представить план ее в натуре, хотя таковые (изменения. – А.Н., О. .) и служат лишь к украшению церкви».

Нам остается лишь догадываться, с каким настроением встретила комиссия самовольно измененный проект, каких усилий стоило Густавсону убедить комиссию в собственной правоте. Тем не менее это ему удалось. Он, конечно же, выполнил условия комиссии и представил рисунки фасадов почти готового строительством храма. Причем в этих эскизных рисунках связь шаловской церкви со стилем «модерн» получила даже более четкое выражение, чем в натуре.

Густавсон построил шаловскую церковь по типу русских одноглавых шатровых храмов. Причем декоративные мотивы модерна, в частности характерный рисунок арок в композиции наличников и щипцовых частей фасадов, органически сочетаются с решенным в русском стиле шатровым верхом, установленным на традиционном четверике.

Стиль «модерн» особенно был заметен в архитектуре западного фасада, со стороны звонницы, как будто архитектор специально избрал целью воплотить в дереве пластику железобетонных конструкций. Церковь в Шалове, какой она видна на старых почтовых открытках, представляла подлинный историко-художественный интерес и заслуженно была включена в число объектов культурного наследия Ленинградской области.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.


Марина Зуйкова  5 сентября 2017

Шалово (то же) – часовня неустановленного наименования, деревянная, 1907–1908 гг., не сохранилась.

Часовня находилась в северо-западном углу ограды Тихвинской церкви, построенной по проекту Э.А. Густавсона. В акте освидетельствования шаловской церкви часовня названа «часовней-усыпальницей». Автором ее мог быть также Густавсон. На открытках начала XX в. хорошо видна лишь кровельная часть часовни – двускатная над притвором, с западной стороны часовни и купольная со шпилем над самой часовней.

Шалово (то же) – домовая церковь неустановленного наименования, в бывшем имении В. Д. Лебедева.

В начале XX в. в Шалове, кроме крестьянских усадеб, возникло несколько крупных частных имений, владельцы которых также не брезговали дачным промыслом. Территория бывшего пионерского лагеря «Рубин» (не путать с современной базой отдыха «Рубин») относилась к имению некоего Шляхова, располагавшемуся справа от деревенской дороги на берегу р. Шаловки. По другую сторону от дороги находилось имение коммерции советника Василия Дмитриевича Лебедева, устроителя шаловской Тихвинской церкви. В послевоенные годы на территории имения находился пионерлагерь Ленхладокомбината.

На дореволюционных открытках с видами Шалова хорошо виден главный дом лебедевского имения – трехэтажное решенное в готическом стиле здание, где и могла находиться домовая церковь. К дому вела сохранившаяся липовая аллея. Лебедевский особняк разобрали в 1945 г. Последнюю из построек имения – каменную конюшню – снесли в 1980-е гг.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.



Комментарии и обсуждение


Во время войны размещался штаб немецкой мех.дивизии. После войны - клуб и кинотеатр (весьма неплохой, показывали новые фильмы зачастую раньше, чем в Ленинграде). Сожжена, по слухам, в связи с попыткой "приватизации", практически одновременно с единственным деревенским магазином, находящимся напротив.
23 марта 2006.

В 2007г. силами жителей поселка началось восстановление церкви (точнее, в планах построение на этом фундаменте, пока, часовни). Установлен Поклонный Крест. С. Мешаев
21 июня 2008.

В 2008 году продолжаются работы по расчистке фундамента. Состоялся молебен в честь иконы Тихвинской Божей Матери.
5 августа 2008.