ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ильинское. Церковь Илии Пророка.

Ильинская церковь


Ильинское. Церковь Илии Пророка
Церковь. Действует.  
Престолы:Илии Пророка, Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1819 и 1829.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Домодедовский район, с. Ильинское

Координаты: 55.24953, 37.95685



Сортировка:

Церковь Илии Пророка, , Ильинское, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
24 марта 2015
Церковь Илии Пророка, , Ильинское, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
24 марта 2015
Церковь Илии Пророка, , Ильинское, Домодедовский городской округ, Московская область
Лобготт Пипзам
5 сентября 2008
Церковь Илии Пророка, , Ильинское, Домодедовский городской округ, Московская область
Владимир Козлов
21 апреля 2007
Церковь Илии Пророка, , Ильинское, Домодедовский городской округ, Московская область
Владимир Козлов
21 апреля 2007
Церковь Илии Пророка, , Ильинское, Домодедовский городской округ, Московская область
Владимир Козлов
21 апреля 2007
Церковь Илии Пророка, , Ильинское, Домодедовский городской округ, Московская область
Ярослав
12 августа 2006
Церковь Илии Пророка, , Ильинское, Домодедовский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1988
Церковь Илии Пророка, фотография разрушенной колокольни (год фото не извесен) с сайта http://ikanaev.ru/album/Iliin-2.html<br>, Ильинское, Домодедовский городской округ, Московская область
фотография разрушенной колокольни (год фото не извесен) с сайта http://ikanaev.ru/album/Iliin-2.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1930
Церковь Илии Пророка, , Ильинское, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
21 ноября 2019
Церковь Илии Пророка, , Ильинское, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
21 ноября 2019
Церковь Илии Пророка, , Ильинское, Домодедовский городской округ, Московская область
Mutaborr
3 мая 2017
Церковь Илии Пророка, , Ильинское, Домодедовский городской округ, Московская область
Mutaborr
3 мая 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Впервые село упоминается в духовной грамоте великого кн. Ивана Даниловича Калиты в 1339 г. Когда в с. Скульнев стан поставили Ильинскую церковь, оно стало называться Ильинским. В писцовых книгах 1577-1578 гг. село записано как старая вотчина Алексеевского девичьего монастыря, что в Москве. В Смуту Ильинское было разорено. В XV-XVIII вв. деревянная церковь неоднократно перестраивалась или обновлялась. В то время в церкви находилось много старинных икон, особенно почитаемы были икона Спасителя и Донской образ Божией Матери.

В 1819-1829 гг. на пожертвования прихожан построили существующую каменную церковь из белого камня и кирпича. Несложная архитектура храма с элементами классицизма в скупом внешнем убранстве, по характеру близка деревянным постройкам. Храм бесстолпный, двусветный, с изящной главкой имел придел во имя свт. Николая.

В 1838 г. началось сооружение самостоятельной трехъярусной колокольни, объединенной с церковью притвором. В 1855 г. на пожертвования купца В. А. Шишлова приобрели 100-пудовый колокол. Начиная с XIX в., в селе на Ильин день всегда проходили ярмарки.

В советское время храм закрыли, священника Павла Смирнова сослали на Север, в здании церкви устроили склад. В 1992 г. Ильинский храм возвращен верующим. В настоящее время он полностью восстановлен, богослужения совершаются регулярно.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 октября 2015

Село Ильинское — древнейшее село на Домодедовской земле, упоминающееся еще в духовных грамотах великого князя Ивана Даниловича Калиты, а затем и в завещаниях его потомков. Оно было центром обширной территории Коломенского уезда с селениями Бобарыкино, Поздново, Ляхово, Вельяминово, Кузьминское, Лобаново, Введенское, Немцово, Гальчино и других, входивших в состав древнего Скульневского стана (Скульнев — старинное название села).

Со времени возведения здесь деревянной церкви во имя Ильи пророка деревня стала называться «селом Ильинским, Скульнево тож», а позже — просто Ильинским. Деревянная церковь неоднократно перестраивалась и обновлялась, в ней были древние иконы, две особенно ценные — греческого письма — в медных ризах и деревянных киотах: икона Спасителя и икона Донской Божией матери. К началу XIX в. церковь настолько обветшала, что с 1814 г. причт ее был упразднен, а прихожане расписаны по соседним приходам. Однако вскоре они обратились с просьбой к московскому архиепископу Августину разрешить им построить в селе новую каменную церковь за их счет и на пожертвования благотворителей. Храмозданная грамота была дана им 6 мая 1818 г., и в этом же году началось строительство.

В 1819 г. строительство нового храма возглавил священник Петр Петров. Первым в мае 1820 г. был построен и освящен придел во имя Николая Чудотворца, а в 1825 г. завершено строительство трапезной. Старая деревянная церковь стояла «без всякого употребления». По разрешению Консистории ее разобрали, материал продали, а вырученные от продажи его деньги пошли на дальнейшее строительство. На эти же цели по решению схода был организован сбор средств по всей епархии. При возведении церкви использовались также и те доходы, которые приносила церковная ярмарка, проводившаяся ежегодно 20 июля в день храмового праздника — Пророка Божия Илии. По отзывам крестьян, Ильинская ярмарка считалась лучшей среди соседних — Кишкинской и Вельяминовской.

Дошедшая до нашего времени Ильинская церковь, сложенная из белого камня и кирпича, по историческим свидетельствам значится как «холодная одноэтажная, квадратной формы. Наружные кирпичные стены — гладкие, в середине имели из кирпича «в ребро» пояс. Стены имели лопатки, сведенные вверху в три арки с небольшими углублениями. Кровля на сводах церкви — шатровая, в холодной церкви на четыре ската, а в придельной теплой — на два. Кровля — железная, покрашенная медянкой. Над сводами — фонарь на гладкой шее. Глава церкви — круглая, покрыта железом и покрашена. Главу венчает восьмиконечный железный крест, обложенный белой жестью».

Окна храма — широкие с прямыми перемычками — имели решетки. В храм вели три двери: западные, северные и южные — деревянные. Придел отделялся от основной церкви каменной аркой со стеклянными дверями. Алтарная преграда была выполнена из камня, а в приделе алтарь был отделен деревянным иконостасом. В церкви были установлены деревянные престолы. Иконостасы в церкви имели: основной — четыре яруса, а в приделе — три.

Колокольня имела три яруса и была выполнена в византийском стиле. На колокольне находился один колокол, весом в 16 пудов и 23 фунтов.

В середине девятнадцатого века в церкви был установлен новый 50-ти пудовый колокол, изготовленный на московском заводе Д.Н. Самгина в 1847 году. А в 1855 году усердием благотворителя купца Василия Афанасьевича Шишлова, прихожанина церкви, на колокольне был установлен большой 100-пудовый колокол, отлитый для церкви на заводе Богданова в Москве.

В 1885 г. прихожане украсили свою церковь каменной оградой. В углу ее напротив колокольни возвели кирпичные стены церковной сторожки, но достроить ее не удалось из-за недостатка средств. Завершил ее строительство в 1894 г. прихожанин церкви действительный статский советник Алексей Иванович Варгин, владелец усадьбы в сельце Ляхово. Он же с разрешения управляющего Московской митрополией митрополита Сергия, произвел ремонт церкви, устроив мозаичный пол с красной узорчатой дорожкой посредине и расписав своды живописью. Усердию Алексея Ивановича принадлежит и строительство деревянного здания церковно-приходской школы, торжественное освящение которой состоялось 4 сентября 1914 г.

Из святых икон храма более всего почиталась икона Богоматери Грузинской, которая была известна не только здесь, но и окрестных селах. Крестьяне с. Юсупово во время эпидемии холеры 1848 г. выбрали ее для проведения крестного хода с молебствиями в домах и завещали детям своим проводить крестный ход с этой иконой ежегодно. Почти сорок лет на это испрашивали дозволения епархиального начальства, и решением Консистории в 1885 г. этот крестный ход был узаконен. Годом раньше к Ильинской церкви приписали Преображенскую церковь с. Тишково.

В 1917 г. церковным старостой был крестьянин Сергей Тихонов, а священником Павел Смирнов. В годы богоборческой власти он был сослан на Север и скончался в пути. В здании же церкви попеременно устраивали то склад, то общежитие, то магазин, росписи выжгли паяльными лампами.

С праздника Сретения Господня в 1992 г., после более чем полувекового стояния без пения, в храме Ильи Пророка снова начались регулярные Богослужения. Храм был передан общине верующих в состоянии крайнего разрушения: с провалившимся потолком, отвалившейся штукатуркой, сгнившими окнами и общей разрухой. Настоятелем храма был назначен священник Андрей Серебряков.

При активной поддержке, помощи и усиленных трудах прихожан С.И. Гудковой, Н.П. Свиридовой, К.Д. Федотовой, А.Ф. Тихомировой, а также жителей военного городка Мамонтовых, Татариновых и многих других, храм Ильи Пророка снова обрел благолепный вид. В храме находятся: чтимая икона Святителя Николая; земля с Гроба Господня; плат, напоенный миром с камня помазания; фрагмент гранитной колонны, к которой был прикован и бичеван апостол Павел (о. Кипр).

24 ноября 1996 года состоялось освящение храма Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. В начале 1998 года установлен алтарь в приделе Николая Чудотворца. Постепенно в храм возвращаются иконы, спасенные прихожанами от гибели в годы лихолетья. Среди них — большой образ Николая Чудотворца, на котором Святитель изображен во весь рост.

Архитекторы: Канаев И.П., Канаева Т.В (Воссоздание колокольни 2006-2015)

http://ikanaev.ru/Ili_text.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 ноября 2020

Ильинская церковь, сложенная из белого камня и кирпича, частично оштукатуренная, строилась на средства прихожан вместо прежней деревянной с 1819 по 1829 г. В 1838 г. началось сооружение самостоятельной колокольни, объединенной с церковью притвором.

Несложная архитектура памятника с элементами классицизма в скупом внешнем убранстве по своему характеру близка деревянным постройкам. Геометрически четкие прямоугольные объемы бесстолпного одноглавого храма, алтаря, трапезной и притвора складываются в традиционную осевую композицию. После утраты колокольни в ней доминирует двусветный четверик храма, примечательный крайним лаконизмом художественного языка и отсутствием архитектурных членений. Широкие лопатки по краям фасадов вызывают ассоциации с досками-прибоинами на торцах бревен в срубе. Скромный декор в виде профилированных архивольтов и замков над окнами носит аппликативный характер. Не исключено, что окна храма, сейчас прямоугольные, изменены при ремонте 1894 г.

Благодаря преимущественно балочным перекрытиям организация интерьеров отличается предельной простотой. Иконостас и внутренняя отделка новые.

По материалам книги "Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог". Выпуск 1. Часть 2.; МЦВ. -1894. № 37.; ГИМ ОПИ, ф. 465, д. 111, л. 106; д. 124, л. 94 - 94 об.; ЦИАМ, ф. 203, on. 207, д. 822. 1822 г.; on. 208, д. 808. 1823 г.; on. 255, д. 69. 1838 г.; on. 256, д. 32. 1839 г.



Комментарии и обсуждение


С 2007 года по проекту архитекторов И.П. Канаева и Т.В. Канаевой проводится воссоздание утраченной колокольни. Подробности см. здесь.
21 января 2008, Игорь Демин.